Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
нон дороги с учетом максимального сокращения расстояния, тре левки. Площадку следует выбирать достаточно ровную, пни и ва лежник с участка перемещения погрузчика следует удалить. До рожные препятствия на трассе погрузчика вызывают большие дина мические нагрузки, которые расшатывают конструкцию и приводят к аварийной поломке машины.
Особенно важна ровная площадка для погрузчиков П-2, П2-А, так как ходовая часть трактора Т-100МГП, на котором смонтирован погрузчик, имеет полужесткую подвеску. В этом тракторе (Т-100МГП) гусеничные тележки имеют свободную прокачку отно сительно оси ведущих звездочек. Величина этой прокачки ограни чена балансирной рессорой, а у погрузчиков П-2, П-2А дополни тельно еще установкой подрессорников. При преодолении препят ствий (пней и т. п.) одной гусеницей и при отсутствии свободной прокачки значительная часть нагрузки от веса машины и груза воспримется одним лонжероном рамы трактора и вызовет ее дефор мацию. Это может вызвать нарушение центровки двигателя и глав ной муфты сцепления трактора, что приведет к износу и выходу из строя муфты сцепления, а затем ■— к неизбежной поломке рамы базового трактора. Опытные операторы уже изучили эту особен ность конструкции и обеспечивают устойчивую работу погрузчиков без возникновения этого дефекта: подбирают более ровную пло щадку без пней на трассе погрузчика и, пользуясь погрузчиком, рас чищают ее. Случайные дорожные препятствия, которые нельзя обойти, они преодолевают, предварительно перенеся стрелу с гру зом назад трактора и разгружая тем самым лонжероны трактора от значительных нагрузок. Следует заметить, что для рамы по грузчика опасны не вертикальные нагрузки, а нагрузки, которые вы зывают кручение рамы. Поэтому при выборе площадки продольные уклоны не опасны, хотя и в этом случае наивыгоднейший выбор положения стрелы следует учитывать.
Погрузчики П-19, ПЛ-1 менее требовательны к выбору пло щадки благодаря наличию балансирных кареток и особенности конструкции рамы. Однако надлежащая подготовка и выбор пло щадки также обязательны.
Первой операцией в процессе погрузки является забор пачки. Захват пачки должен выполняться так, чтобы центр тяжести пачки размещался посередине захвата, т. е. на расстоянии 7з длины хлы ста от комля. Если пачка леса взята не по центру тяжести, то кон струкция стрелы и захвата подвергается дополнительным напря жением от кручения и перегрузкам отдельных элементов. В зависи мости от смещения центра тяжести пачки нагрузки, действующие на захват и стрелу, могут превышать в 2—3 раза нормальную и могут вызвать разрушение. Пренебрегать этим обстоятельством нельзя, так как конструкция погрузчика не может быть рассчитана с учетом неправильной эксплуатации.
При заборе пачки бывают случаи защемления отдельных хлы стов в штабеле. Выдергивать хлысты следует только за счет движе ния трактора назад и ни в коем случае за счет подъема стрелы.
138
При наборе пачки оператор также должен следить за правиль ным положением нижней челюсти захвата, внедряемой в штабель. Положение челюсти должно быть горизонтальным или с небольшим уклоном вниз. Большой угол наклона вызывает значительные изги бающие моменты, действующие на захват при надвигании трак тора, и большие нагрузки на все детали механизма поворота ниж
ней челюсти (звездочку, цепь, гидроцилиндры). |
При внедрении |
в штабель при максимально опущенной челюсти |
с реализацией |
всего тягового усилия трактора растягивающие усилия на цепь мо гут превосходить в 2 раза усилия, возникающие при горизонталь ном положении челюсти, при этом давление масла в гидроцилинд рах захвата достигает 200 кГ/см2. По этой же причине запре щается вести окучивание леса с вывернутой вниз нижней челюстью захвата.
Опыт эксплуатации показывает, что преждевременный выход из строя погрузчиков часто вызывается тем, что оператор погрузчика не знает правильных приемов работы и не учитывает специфиче ских условий работы и особенностей конструкции машины.
При эксплуатации погрузчиков-штабелеров КМ-2Л и ПЛ-5 также необходимо выбирать ровные площадки с уклонами не бо лее 5°.
Гидросистема погрузчика позволяет производить поворот башни на 360°, разворот челюстей на 180°, подъем и опускание стрелы и рукояти; зажим и разжим челюстей, разворот трактора.
При обкатке погрузчика, которая выполняется в эксплуатацион ных условиях в течение первых семи смен, груз не должен превы шать 1,5 т. В зимний период перед началом работы для подогрева масла необходимо в течение 10—15 мин на малых оборотах двига теля осуществить движение всех гидроцилиндров без нагрузки.
Для повышения производительности погрузчика допускается одновременно выполнять подъем и поворот стрелы, а также пово рот стрелы и раскрытие грейфера. Эти приемы работы, однако, сле дует применять лишь опытным трактористам, имеющим достаточ ные навыки работы на погрузчике.
Для использования погрузчика на сплавных работах, в частно сти при разборке заломов и заторов, необходимо проверить со стояние дна и уровня воды в реке. Максимальный уровень воды не должен превышать 1,5 м.
§ 28. Периодическое техническое обслуживание лесопогрузчиков П-2 и П-19, возможные неисправности и их устранение
Как уже было указано, кроме соблюдения правильных приемов работы, срок эксплуатации погрузчика зависит в значительной сте пени от своевременного и обязательного, проведения технических уходов.
Технический уход заключается в ежесменной и периодической проверках состояния всех узлов и агрегатов и устранении выявлен-
139
ных неисправностей. Необходимо проводить четыре вида техниче ских уходов: ежесменный и периодические № 1, 2 и 3. Заводы ре комендуют следующее содержание технических уходов для погруз
чиков П-2 и П-19. |
т е х н и ч е с к и й |
у х о д ЕУ проводится |
после |
Е ж е с м е н н ы й |
|||
каждой смены работы погрузчика. Он включает: |
(при |
||
проверку уровня |
масла в баке |
гидравлической системы |
необходимости его доливают); смазку трущихся поверхностей согласно карте смазки; подтяжку резьбовых соединений;
устранение течи масла через уплотнения и соединения трубо проводов.
Т- ехниче с кий у х о д № 1 (ТУ № 1) проводится через каж дые 60 ч работы погрузчика. Он включает работы ежесменного тех нического ухода, а также следующие операции:
очистку от грязи всех узлов погрузчика; проверку сварных швов узлов, шарнирных соединений, чистоты
поверхностей штоков цилиндров; обнаруженные на штоках задиры и риски нужно немедленно устранять.
На погрузке П-2 |
осматривают зазоры пружин подрессорника. |
|
Т е х н и ч е с к и й |
у х о д № 2 |
(ТУ №2 ) проводится через каж |
дые 120 ч работы погрузчика. |
Кроме работ, входящих в ЕУ и ТУ |
№1, включаются следующие•'
1)проверка и при необходимости замена крепежных деталей;
2)очистка и промывка фильтров гидросистемы;
3)проверка по манометру и при необходимости регулировка давления в гидросистеме на 90+10 кг/см2;
4)проверка легкости движения рычагов управления, работы гидрозамков и гидроамортизаторов;
5)проверка загрязненности рабочей жидкости в гидросистеме (при необходимости заливка свежей).
Т е х н и ч е с к и й у х о д № 3 (ТУ № 3) проводится через 480 ч работы. Одновременно выполняются ежесменный технический уход, ТУ № 1 и ТУ № 2. Кроме того, предусмотрены:
1)проверка шарнирных соединений (максимальный зазор при диаметре пальца до 70 мм — 2 мм);
2)промывка гидросистемы, фильтров, заправка срежего масла;
3)проверка зазоров в шарнирных соединениях цепи, выработки
на зубьях звездочки.
При обнаружении неисправностей, устранение которых требует специального оборудования (разрывы сварных швов, аварийный износ отверстий, остаточные деформации стрелы, челюсти и т. п.), работы по погрузке леса должны быть немедленно остановлены до устранения дефекта.
Техническое обслуживание привода насосов, насосов масляного бака и гидрораспределителя производится согласно инструкции по экплуатации трактора.
Заправка гидросистемы. Смена масла в гидросистеме при нор мальной эксплуатации должна производиться в первый раз не
НО
позже чем через 120 ч работы (желательно после обкатки), в даль нейшем — согласно ТУ.
В конструкции челюстных лесопогрузчиков не предусмотрены специальные краны, поэтому для слива масла из гидросистемы необходимо разъединить трубопроводы и шланги по штуцерам в наиболее низких местах: Масло сливают прогретое не позже чем через 10—15 мин после остановки погрузчика. При сливе каждую ручку распределителя несколько раз перемещают в крайнее поло жение. Для промывки гидросистемы используется чистое свежее масло. Промывка систем керосином или бензином категорически запрещена, так как это приводит к выходу из строя резиновых уп лотнений. Масло для заливки должно быть маркировано в запеча танной таре и соответствовать маркам, рекомендованным заводом.
В случае попадания в систему воды или механических примесей систему необходимо промыть, масло заменить или тщательно от фильтровать, используя сетки и пять-шесть слоев батиста. Заправка масла производится в такой последовательности:
1.Бак заливают маслом из чистой посуды через верхнюю гор ловину до уровня на 80 мм ниже нижней кромки заливного фильтра.
2.Производят несколько пробных подъемов стрелы, не доводя
еедо вертикального положения, так как штоковые полости цилин дров стрелы могут еще не заполниться маслом и после перехода через вертикаль стрела упадет под собственным весом.
3.Несколько раз последовательно доливают масло и прокачи вают стрелу до тех пор, пока уровень масла не понизится.
Прокачивается вся система (подъем, поворот, зажим). Рабочие органы (стрела, челюсть) доводят до крайних положений, в которых выдерживают несколько секунд под давлением (работает редукци онный клапан). Движение повторяется до тех пор, пока из системы не будет удален весь воздух и перемещение рабочих органов ста нет плавным, без рывков.
Для гидросистемы погрузчиков заводом-изготовителем рекомен дуются следующие сорта масла: летом ДП-11; зимой ДП-8. При температурах — 25° С и ниже можно рекомендовать масло индуст риальное 20 (ГОСТ 1707—51).
Разрешается при необходимости заливать масло из общей неза печатанной тары и без паспорта только в том случае, если лабора торным анализом подтверждено соответствие его ГОСТ. При за ливке необходимо профильтровать масло через четыре-шесть слоев батиста.
Наиболее часто встречаемые неисправности погрузчиков П-2 и П-19, их причины и способы устранения приведены в табл. 2.
Длительное хранение погрузчиков П-2 и П-19. Перед тем как поставить погрузчик на длительное хранение, необходимо:
очистить его от грязи и пыли; повернуть стрелу в переднее положение и уложить нижнюю че
люсть на подкладки; слить масло из гидросистемы;
141