Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нон дороги с учетом максимального сокращения расстояния, тре­ левки. Площадку следует выбирать достаточно ровную, пни и ва­ лежник с участка перемещения погрузчика следует удалить. До­ рожные препятствия на трассе погрузчика вызывают большие дина­ мические нагрузки, которые расшатывают конструкцию и приводят к аварийной поломке машины.

Особенно важна ровная площадка для погрузчиков П-2, П2-А, так как ходовая часть трактора Т-100МГП, на котором смонтирован погрузчик, имеет полужесткую подвеску. В этом тракторе (Т-100МГП) гусеничные тележки имеют свободную прокачку отно­ сительно оси ведущих звездочек. Величина этой прокачки ограни­ чена балансирной рессорой, а у погрузчиков П-2, П-2А дополни­ тельно еще установкой подрессорников. При преодолении препят­ ствий (пней и т. п.) одной гусеницей и при отсутствии свободной прокачки значительная часть нагрузки от веса машины и груза воспримется одним лонжероном рамы трактора и вызовет ее дефор­ мацию. Это может вызвать нарушение центровки двигателя и глав­ ной муфты сцепления трактора, что приведет к износу и выходу из строя муфты сцепления, а затем ■— к неизбежной поломке рамы базового трактора. Опытные операторы уже изучили эту особен­ ность конструкции и обеспечивают устойчивую работу погрузчиков без возникновения этого дефекта: подбирают более ровную пло­ щадку без пней на трассе погрузчика и, пользуясь погрузчиком, рас­ чищают ее. Случайные дорожные препятствия, которые нельзя обойти, они преодолевают, предварительно перенеся стрелу с гру­ зом назад трактора и разгружая тем самым лонжероны трактора от значительных нагрузок. Следует заметить, что для рамы по­ грузчика опасны не вертикальные нагрузки, а нагрузки, которые вы­ зывают кручение рамы. Поэтому при выборе площадки продольные уклоны не опасны, хотя и в этом случае наивыгоднейший выбор положения стрелы следует учитывать.

Погрузчики П-19, ПЛ-1 менее требовательны к выбору пло­ щадки благодаря наличию балансирных кареток и особенности конструкции рамы. Однако надлежащая подготовка и выбор пло­ щадки также обязательны.

Первой операцией в процессе погрузки является забор пачки. Захват пачки должен выполняться так, чтобы центр тяжести пачки размещался посередине захвата, т. е. на расстоянии 7з длины хлы­ ста от комля. Если пачка леса взята не по центру тяжести, то кон­ струкция стрелы и захвата подвергается дополнительным напря­ жением от кручения и перегрузкам отдельных элементов. В зависи­ мости от смещения центра тяжести пачки нагрузки, действующие на захват и стрелу, могут превышать в 2—3 раза нормальную и могут вызвать разрушение. Пренебрегать этим обстоятельством нельзя, так как конструкция погрузчика не может быть рассчитана с учетом неправильной эксплуатации.

При заборе пачки бывают случаи защемления отдельных хлы­ стов в штабеле. Выдергивать хлысты следует только за счет движе­ ния трактора назад и ни в коем случае за счет подъема стрелы.

138


При наборе пачки оператор также должен следить за правиль­ ным положением нижней челюсти захвата, внедряемой в штабель. Положение челюсти должно быть горизонтальным или с небольшим уклоном вниз. Большой угол наклона вызывает значительные изги­ бающие моменты, действующие на захват при надвигании трак­ тора, и большие нагрузки на все детали механизма поворота ниж­

ней челюсти (звездочку, цепь, гидроцилиндры).

При внедрении

в штабель при максимально опущенной челюсти

с реализацией

всего тягового усилия трактора растягивающие усилия на цепь мо­ гут превосходить в 2 раза усилия, возникающие при горизонталь­ ном положении челюсти, при этом давление масла в гидроцилинд­ рах захвата достигает 200 кГ/см2. По этой же причине запре­ щается вести окучивание леса с вывернутой вниз нижней челюстью захвата.

Опыт эксплуатации показывает, что преждевременный выход из строя погрузчиков часто вызывается тем, что оператор погрузчика не знает правильных приемов работы и не учитывает специфиче­ ских условий работы и особенностей конструкции машины.

При эксплуатации погрузчиков-штабелеров КМ-2Л и ПЛ-5 также необходимо выбирать ровные площадки с уклонами не бо­ лее 5°.

Гидросистема погрузчика позволяет производить поворот башни на 360°, разворот челюстей на 180°, подъем и опускание стрелы и рукояти; зажим и разжим челюстей, разворот трактора.

При обкатке погрузчика, которая выполняется в эксплуатацион­ ных условиях в течение первых семи смен, груз не должен превы­ шать 1,5 т. В зимний период перед началом работы для подогрева масла необходимо в течение 10—15 мин на малых оборотах двига­ теля осуществить движение всех гидроцилиндров без нагрузки.

Для повышения производительности погрузчика допускается одновременно выполнять подъем и поворот стрелы, а также пово­ рот стрелы и раскрытие грейфера. Эти приемы работы, однако, сле­ дует применять лишь опытным трактористам, имеющим достаточ­ ные навыки работы на погрузчике.

Для использования погрузчика на сплавных работах, в частно­ сти при разборке заломов и заторов, необходимо проверить со­ стояние дна и уровня воды в реке. Максимальный уровень воды не должен превышать 1,5 м.

§ 28. Периодическое техническое обслуживание лесопогрузчиков П-2 и П-19, возможные неисправности и их устранение

Как уже было указано, кроме соблюдения правильных приемов работы, срок эксплуатации погрузчика зависит в значительной сте­ пени от своевременного и обязательного, проведения технических уходов.

Технический уход заключается в ежесменной и периодической проверках состояния всех узлов и агрегатов и устранении выявлен-

139



ных неисправностей. Необходимо проводить четыре вида техниче­ ских уходов: ежесменный и периодические № 1, 2 и 3. Заводы ре­ комендуют следующее содержание технических уходов для погруз­

чиков П-2 и П-19.

т е х н и ч е с к и й

у х о д ЕУ проводится

после

Е ж е с м е н н ы й

каждой смены работы погрузчика. Он включает:

(при

проверку уровня

масла в баке

гидравлической системы

необходимости его доливают); смазку трущихся поверхностей согласно карте смазки; подтяжку резьбовых соединений;

устранение течи масла через уплотнения и соединения трубо­ проводов.

Т- ехниче с кий у х о д № 1 (ТУ № 1) проводится через каж­ дые 60 ч работы погрузчика. Он включает работы ежесменного тех­ нического ухода, а также следующие операции:

очистку от грязи всех узлов погрузчика; проверку сварных швов узлов, шарнирных соединений, чистоты

поверхностей штоков цилиндров; обнаруженные на штоках задиры и риски нужно немедленно устранять.

На погрузке П-2

осматривают зазоры пружин подрессорника.

Т е х н и ч е с к и й

у х о д № 2

(ТУ №2 ) проводится через каж­

дые 120 ч работы погрузчика.

Кроме работ, входящих в ЕУ и ТУ

1, включаются следующие•'

1)проверка и при необходимости замена крепежных деталей;

2)очистка и промывка фильтров гидросистемы;

3)проверка по манометру и при необходимости регулировка давления в гидросистеме на 90+10 кг/см2;

4)проверка легкости движения рычагов управления, работы гидрозамков и гидроамортизаторов;

5)проверка загрязненности рабочей жидкости в гидросистеме (при необходимости заливка свежей).

Т е х н и ч е с к и й у х о д № 3 (ТУ № 3) проводится через 480 ч работы. Одновременно выполняются ежесменный технический уход, ТУ № 1 и ТУ № 2. Кроме того, предусмотрены:

1)проверка шарнирных соединений (максимальный зазор при диаметре пальца до 70 мм — 2 мм);

2)промывка гидросистемы, фильтров, заправка срежего масла;

3)проверка зазоров в шарнирных соединениях цепи, выработки

на зубьях звездочки.

При обнаружении неисправностей, устранение которых требует специального оборудования (разрывы сварных швов, аварийный износ отверстий, остаточные деформации стрелы, челюсти и т. п.), работы по погрузке леса должны быть немедленно остановлены до устранения дефекта.

Техническое обслуживание привода насосов, насосов масляного бака и гидрораспределителя производится согласно инструкции по экплуатации трактора.

Заправка гидросистемы. Смена масла в гидросистеме при нор­ мальной эксплуатации должна производиться в первый раз не

НО


позже чем через 120 ч работы (желательно после обкатки), в даль­ нейшем — согласно ТУ.

В конструкции челюстных лесопогрузчиков не предусмотрены специальные краны, поэтому для слива масла из гидросистемы необходимо разъединить трубопроводы и шланги по штуцерам в наиболее низких местах: Масло сливают прогретое не позже чем через 10—15 мин после остановки погрузчика. При сливе каждую ручку распределителя несколько раз перемещают в крайнее поло­ жение. Для промывки гидросистемы используется чистое свежее масло. Промывка систем керосином или бензином категорически запрещена, так как это приводит к выходу из строя резиновых уп­ лотнений. Масло для заливки должно быть маркировано в запеча­ танной таре и соответствовать маркам, рекомендованным заводом.

В случае попадания в систему воды или механических примесей систему необходимо промыть, масло заменить или тщательно от­ фильтровать, используя сетки и пять-шесть слоев батиста. Заправка масла производится в такой последовательности:

1.Бак заливают маслом из чистой посуды через верхнюю гор­ ловину до уровня на 80 мм ниже нижней кромки заливного фильтра.

2.Производят несколько пробных подъемов стрелы, не доводя

еедо вертикального положения, так как штоковые полости цилин­ дров стрелы могут еще не заполниться маслом и после перехода через вертикаль стрела упадет под собственным весом.

3.Несколько раз последовательно доливают масло и прокачи­ вают стрелу до тех пор, пока уровень масла не понизится.

Прокачивается вся система (подъем, поворот, зажим). Рабочие органы (стрела, челюсть) доводят до крайних положений, в которых выдерживают несколько секунд под давлением (работает редукци­ онный клапан). Движение повторяется до тех пор, пока из системы не будет удален весь воздух и перемещение рабочих органов ста­ нет плавным, без рывков.

Для гидросистемы погрузчиков заводом-изготовителем рекомен­ дуются следующие сорта масла: летом ДП-11; зимой ДП-8. При температурах — 25° С и ниже можно рекомендовать масло индуст­ риальное 20 (ГОСТ 1707—51).

Разрешается при необходимости заливать масло из общей неза­ печатанной тары и без паспорта только в том случае, если лабора­ торным анализом подтверждено соответствие его ГОСТ. При за­ ливке необходимо профильтровать масло через четыре-шесть слоев батиста.

Наиболее часто встречаемые неисправности погрузчиков П-2 и П-19, их причины и способы устранения приведены в табл. 2.

Длительное хранение погрузчиков П-2 и П-19. Перед тем как поставить погрузчик на длительное хранение, необходимо:

очистить его от грязи и пыли; повернуть стрелу в переднее положение и уложить нижнюю че­

люсть на подкладки; слить масло из гидросистемы;

141