Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переносная лампа предназначена для осмотра трактора в тем­ ное время суток и подключается при помощи вилки в розетку, уста­ новленную на стенке кабины за сиденьем машиниста.

Звуковой электросигнал. Звуковой электросигнал состоит из электромагнита, корпуса, прерывателя и мембраны. Он устанавли­ вается у радиатора и предназначен для подачи сигналов при дви­ жении трактора и выполнении им различных технологических опе­ раций.

Электростартер. Электростартер предназначен для запуска пус­ кового двигателя и представляет собой электродвигатель постоян­ ного тока с четырьмя полюсами, с последовательным возбужде­ нием.

На наружной стороне корпуса стартера установлен рычажок с рукояткой, закрепленной на оси. С нижним концом рычажка при помощи вилки связана шестерня, которая может перемещаться вдоль оси вала стартера. При перемещении рычажка по ходу трак­ тора контакты включения стартера замыкаются и шестерня одно­ временно вводится в зацепление с венцом маховика пускового дви­ гателя. Зубья приводной шестерни и зубья венца маховика имеют специальные скосы, что облегчает их включение.

Приводная шестерня автоматически отсоединяется от вала стар­ тера после запуска двигателя при помощи роликовой муфты сво­ бодного хода. При этом она продолжает вращаться с большим числом оборотов. Чтобы шестерня вышла из зацепления, необхо­ димо сразу же после запуска пускового двигателя отпустить рычаг включения. Это предохранит стартер от поломки.

Внутри задней крышки стартера расположены щетки. Одна щетка соединена с массой, а другая через обмотки возбуждения — с клеммой включателя. Другая клемма включателя соединяется с аккумуляторной батареей.

Электровентилятор. Электровентилятор предназначен для венти­ ляции кабины и устанавливается на ее передней стенке так, что может поворачиваться в нужную сторону. Мощность мотора вен­ тилятора 25 вт. Вентилятор не должен работать более 1 ч при не­ работающем двигателе трактора, так как аккумуляторные батареи могут разрядиться.

В темное время суток, когда работают все потребители сис­ темы освещения, вентилятор должен работать не более 50% вре­ мени. Во избежание перегрева двигателя вентилятора рекомен­ дуется включать его периодически. Включение вентилятора произ­ водится переключателем на пульте управления.

Блок предохранителей. Блок установлен в кабине и предохра­ няет электрическую систему трактора от коротких замыканий. Блок предохранителей состоит из панели, на которой имеются три пары пружинных замков и расположены предохранители с контактами. Между контактами предохранителей находятся плавкие вставки из медной луженой проволоки диаметром 0,26 мм. Для замены плавких вставок на гребешке держателей предохранителей распо­ ложен запас проволоки.

133


Правый предохранитель защищает сети передних фар и задних прожекторов, плафона и злектровентилятора, средний — сети гене­ ратора, реле-регулятора, аккумуляторной батареи, электростар­ тера и амперметра, левый — сети переносной лампы, щитка прибо­ ров и электросигнала.

В процессе эксплуатации трактора необходимо следить, чтобы изоляция проводов электрооборудования трактора не поврежда­ лась и не было оголенных участков. Необходимо следить за чисто­ той отражателей фар и прожекторов. Отражатели надо очищать от пыли, промывая в чистой воде и протирая ватой. Сушат отража-

Рис. 81. Щиток приборов трактора ТДТ-75:

/ — амперметр; 2 — термометр

воды; 3 — манометр

давления

масла;

4 — термометр

масла; 5 — указатель переключения передач;

6 — включатель

сигнала;

7 — переключа­

тель фар; 8 — переключатель

прожекторов;

9 — включатель электровентилятора; 10 —

включатель плафона; 11 — патрон лампочки

освещения

щитка

приборов

тель, перевернув его зеркалом вниз. Пятна, образовавшиеся на по­ верхности отражателя после сушки, удалять не рекомендуется.

Особое внимание в процессе эксплуатации трактора следует уде­ лять стартеру. Необходимо предохранять его от перегрузки. Перед включением стартера следует проверить, полностью ли готов дви­ гатель к запуску. Если после включения стартера двигатель не за­ водится, надо выключить стартер на 5—10 сек. Работать стартер должен не более 5 сек.

Нельзя включать стартер при неполной остановке пускового двигателя.

Через каждые 900—1000 ч работы стартер следует снимать для разборки, проверки, ремонта, а также для очистки от грязи и пыли.

Контрольные приборы и включатели. На щитке в кабине маши­ ниста расположены следующие приборы:

134


а м п е р м е т р 1 (рис. 81) — для контроля за зарядкой и разряд­ кой аккумуляторной батареи с двухсторонней шкалой, на 20 а;

д и с т а н ц и о н н ы й т е р м о м е т р 2 — для контроля за темпе­ ратурой воды, поступающей из головки блока в радиатор; темпера­ тура воды должна быть 70—95° С;

м а н о м е т р 3 — для контроля за давлением масла, в масляной магистрали двигателя, которое должно находиться в пределах от 0,7 до 3 кг/см2; при давлении меньше 0,7 кг/см2 необходимо пре­ кратить работу двигателя;

д и с т а н ц и о н н ы й т е р м о м е т р 4 — для контроля за тем­ пературой масла в системе смазки двигателя; температура масла должна быть 70—90° С;

в к л ю ч а т е л ь 6 — для включения звукового сигнала; б л о к п е р е к л ю ч а т е л е й — для включения фар прожекто­

ров, вентилятора и плафона.

Щиток приборов имеет для освещения лампочку в патроне И. На щитке находится схема переключения передач трактора и таб­ лица с назначениями каждого включателя.

В процессе эксплуатации приборов контроля следует следить за состоянием контактов клемм, исправностью проводов, а также за тем, чтобы не было резких перегибов и смятий трубопроводов мано­ метра и термометра, что может привести к выходу из строя этих приборов.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Что такое электрический ток, электродвижущая сила, напряжение и какими единицами они измеряются?

2. На каких свойствах электрического тока основана работа электродвигателей?

3.Как устроены электростартеры?

4.Какие приборы входят в систему электрооборудования погрузчика (их на­ значение)?

Глава V. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОГРУЗЧИКОВ

§ 26. Общие положения

Важнейшей предпосылкой долговечности и эффективной работы погрузчиков является их рациональная эксплуатация. Основные факторы, влияющие на долговечность погрузчиков,— это повседнев­ ный уход, осмотр и ремонтное обслуживание.

Кроме правильного ввода в эксплуатацию новой машины, по­ вседневный уход и наблюдение за машиной заключаются в прове­ дении ежедневных технических уходов; систематической очистке; своевременной и качественной смазке; проведении профилактиче­ ских ремонтов; строгом соблюдении правил технической эксплуата­ ции. Поощрения заслуживают те рабочие, которые бережным отно­ шением добиваются увеличения срока эксплуатации машины.

135


При эксплуатации машин наблюдаются случаи перегрузок. Пе­ регрузка, как правило, приводит к ускорению износа деталей, а также к частым поломкам и выходу их из строя.

Качество смазочных материалов, а также жидкостей для запол­ нения гидросистем машин, имеющих гидравлическое управление, во многих случаях является неудовлетворительным и отрицательно влияет на сроки эксплуатации ответственных деталей и узлов. По­ этому обязательным условием правильной эксплуатации машины является необходимость соблюдения регламентированных требова­ ний к качеству применяемых масел и других смазочных материа­ лов и их хранению.

Выполнение ремонтных работ связано с большими капитало­ вложениями и затратами живого и общественного труда. Ремонт­ ное обслуживание парка действующих машин, как правило, децен­ трализовано.

Основные мероприятия по улучшению ремонтной службы сле­ дующие:

специализация ремонтных предприятий; централизация производства сменных деталей; централизация капитальных ремонтов оборудования;

оснащение ремонтных предприятий современным высокопроиз­ водительным оборудованием.

Каждый погрузчик, находящийся в эксплуатации, должен иметь журнал по форме приложения II.

Надежность и увеличение срока эксплуатации погрузчиков во многом зависят от соблюдения режимов работы во время обкатки. В этот период происходит приработка трущихся деталей, поэтому особое внимание должно быть обращено на смазку и плавную (без перегрузки и рывков) работу машины. Длительность обкатки и ее режимы указываются заводом-изготовителем в руководстве по экс­ плуатации и должны строго выполняться.

Для погрузчиков

П-2 и П-19А

заводом

рекомендуется работа

с пониженной грузоподъемностью

(не более

2,5 Т) в течение шести

смен, т. е. не менее 40

ч.

 

 

Перед началом обкатки оператор должен внимательно изучить руководство по эксплуатации и выполнить все указания по допол­ нительным работам, проведение которых необходимо после транс­ портировки машины. Так, на погрузчиках П-2, транспортируемых по железной дороге, для уменьшения габарита по ширине, демонти­ рованы центральные гидрораспределители и часть трубопроводов закрыта специальными транспортными пробками. Следовательно, до начала движения погрузчика своим ходом необходимо собрать этот узел согласно указаниям завода-изготовителя.

Обычно указания о необходимости проведения подобных работ помещают на переднем стекле кабины погрузчика. Там же указы­ вается состояние гидросистемы (заправлена или нет и каким мас­ лом) .

Процесс обкатки может быть рекомендован на следующей схеме:

136


обкатка гидродвигателя на холостом ходу— 15 мин; обкатка погрузчика на холостом ходу — 5 ч\

обкатка погрузчика при различных режимах работы в течение остального времени.

Необходимо учитывать, что рекомендации завода относятся

только к навесной погрузочной системе. Все работы

(в том числе

и обкатка), связанные с базовой машиной, должны

выполняться

в соответствии с инструкциями по технической эксплуатации трак­ тора.

Обкатку погрузчика с грузом начинают с 0,5 Т, прибавляя иа каждом режиме работы по 0,5 Т. Продолжительность работы на каждом режиме 6—7 ч. В период обкатки набор и перенос пачки хлыстов должен производиться плавно, без резкого торможения и рывков. Желательно первые смены работать без совмещения опера­ ций, особенно при наборе пачки из штабеля.

При обкатке не рекомендуется работать с тяжелыми древесными породами (лиственница и т. п.), так как незначительная ошибка в глазомерном определении объема хлыста или пачки может при­ вести к перегрузке механизма.

После обкатки необходимо проделать следующие операции: слить масло из гидросистемы, промыть фильтры, емкости, за­

лить свежее масло, рекомендуемое по сезону; смазать все трущиеся пары и сочленения;

подтянуть все крепежные детали, обращая особое внимание на крепление основной рамы к кронштейнам трактора;

проверить правильность регулировки редукционного клапана 90+10 кг/смг\ при необходимости клапан отрегулировать в присут­ ствии механика хозяйства (обязательно с составлением соответст­ вующих документов, так как после снятия пломбы завод снимает с себя ответственность за эксплуатацию погрузчика).

Окончание обкатки нужно оформить актом.

Работы по техническому обслуживанию должны проводиться че­ рез определенное количество отработанных часов независимо от со­ стояния машины.

§ 27. Технические и технологические приемы эксплуатации погрузчиков

Непременное условие успешной работы лесопогрузчиков — стро­ гое соблюдение правил эксплуатации с учетом особенностей ра­ боты, отдельных узлов погрузчика и машины в целом. Конструкция навесного погрузочного оборудования проста и достаточно на­ дежна; преждевременный износ, разрушение отдельных узлов и выход из строя погрузчиков объясняется главным образом нару­ шением правил эксплуатации, недопустимыми приемами работы, недостаточной технической подготовкой операторов.

Для работы погрузчиков П-2, П-19, ПЛ-1 (и их модификаций) не требуется специально подготовленной площадки. Из технологи­ ческих соображений площадка выбирается вдоль трассы лесовоз-

137