Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Переносная лампа предназначена для осмотра трактора в тем ное время суток и подключается при помощи вилки в розетку, уста новленную на стенке кабины за сиденьем машиниста.
Звуковой электросигнал. Звуковой электросигнал состоит из электромагнита, корпуса, прерывателя и мембраны. Он устанавли вается у радиатора и предназначен для подачи сигналов при дви жении трактора и выполнении им различных технологических опе раций.
Электростартер. Электростартер предназначен для запуска пус кового двигателя и представляет собой электродвигатель постоян ного тока с четырьмя полюсами, с последовательным возбужде нием.
На наружной стороне корпуса стартера установлен рычажок с рукояткой, закрепленной на оси. С нижним концом рычажка при помощи вилки связана шестерня, которая может перемещаться вдоль оси вала стартера. При перемещении рычажка по ходу трак тора контакты включения стартера замыкаются и шестерня одно временно вводится в зацепление с венцом маховика пускового дви гателя. Зубья приводной шестерни и зубья венца маховика имеют специальные скосы, что облегчает их включение.
Приводная шестерня автоматически отсоединяется от вала стар тера после запуска двигателя при помощи роликовой муфты сво бодного хода. При этом она продолжает вращаться с большим числом оборотов. Чтобы шестерня вышла из зацепления, необхо димо сразу же после запуска пускового двигателя отпустить рычаг включения. Это предохранит стартер от поломки.
Внутри задней крышки стартера расположены щетки. Одна щетка соединена с массой, а другая через обмотки возбуждения — с клеммой включателя. Другая клемма включателя соединяется с аккумуляторной батареей.
Электровентилятор. Электровентилятор предназначен для венти ляции кабины и устанавливается на ее передней стенке так, что может поворачиваться в нужную сторону. Мощность мотора вен тилятора 25 вт. Вентилятор не должен работать более 1 ч при не работающем двигателе трактора, так как аккумуляторные батареи могут разрядиться.
В темное время суток, когда работают все потребители сис темы освещения, вентилятор должен работать не более 50% вре мени. Во избежание перегрева двигателя вентилятора рекомен дуется включать его периодически. Включение вентилятора произ водится переключателем на пульте управления.
Блок предохранителей. Блок установлен в кабине и предохра няет электрическую систему трактора от коротких замыканий. Блок предохранителей состоит из панели, на которой имеются три пары пружинных замков и расположены предохранители с контактами. Между контактами предохранителей находятся плавкие вставки из медной луженой проволоки диаметром 0,26 мм. Для замены плавких вставок на гребешке держателей предохранителей распо ложен запас проволоки.
133
Правый предохранитель защищает сети передних фар и задних прожекторов, плафона и злектровентилятора, средний — сети гене ратора, реле-регулятора, аккумуляторной батареи, электростар тера и амперметра, левый — сети переносной лампы, щитка прибо ров и электросигнала.
В процессе эксплуатации трактора необходимо следить, чтобы изоляция проводов электрооборудования трактора не поврежда лась и не было оголенных участков. Необходимо следить за чисто той отражателей фар и прожекторов. Отражатели надо очищать от пыли, промывая в чистой воде и протирая ватой. Сушат отража-
Рис. 81. Щиток приборов трактора ТДТ-75:
/ — амперметр; 2 — термометр |
воды; 3 — манометр |
давления |
масла; |
4 — термометр |
|
масла; 5 — указатель переключения передач; |
6 — включатель |
сигнала; |
7 — переключа |
||
тель фар; 8 — переключатель |
прожекторов; |
9 — включатель электровентилятора; 10 — |
|||
включатель плафона; 11 — патрон лампочки |
освещения |
щитка |
приборов |
тель, перевернув его зеркалом вниз. Пятна, образовавшиеся на по верхности отражателя после сушки, удалять не рекомендуется.
Особое внимание в процессе эксплуатации трактора следует уде лять стартеру. Необходимо предохранять его от перегрузки. Перед включением стартера следует проверить, полностью ли готов дви гатель к запуску. Если после включения стартера двигатель не за водится, надо выключить стартер на 5—10 сек. Работать стартер должен не более 5 сек.
Нельзя включать стартер при неполной остановке пускового двигателя.
Через каждые 900—1000 ч работы стартер следует снимать для разборки, проверки, ремонта, а также для очистки от грязи и пыли.
Контрольные приборы и включатели. На щитке в кабине маши ниста расположены следующие приборы:
134
а м п е р м е т р 1 (рис. 81) — для контроля за зарядкой и разряд кой аккумуляторной батареи с двухсторонней шкалой, на 20 а;
д и с т а н ц и о н н ы й т е р м о м е т р 2 — для контроля за темпе ратурой воды, поступающей из головки блока в радиатор; темпера тура воды должна быть 70—95° С;
м а н о м е т р 3 — для контроля за давлением масла, в масляной магистрали двигателя, которое должно находиться в пределах от 0,7 до 3 кг/см2; при давлении меньше 0,7 кг/см2 необходимо пре кратить работу двигателя;
д и с т а н ц и о н н ы й т е р м о м е т р 4 — для контроля за тем пературой масла в системе смазки двигателя; температура масла должна быть 70—90° С;
в к л ю ч а т е л ь 6 — для включения звукового сигнала; б л о к п е р е к л ю ч а т е л е й — для включения фар прожекто
ров, вентилятора и плафона.
Щиток приборов имеет для освещения лампочку в патроне И. На щитке находится схема переключения передач трактора и таб лица с назначениями каждого включателя.
В процессе эксплуатации приборов контроля следует следить за состоянием контактов клемм, исправностью проводов, а также за тем, чтобы не было резких перегибов и смятий трубопроводов мано метра и термометра, что может привести к выходу из строя этих приборов.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1.Что такое электрический ток, электродвижущая сила, напряжение и какими единицами они измеряются?
2. На каких свойствах электрического тока основана работа электродвигателей?
3.Как устроены электростартеры?
4.Какие приборы входят в систему электрооборудования погрузчика (их на значение)?
Глава V. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОГРУЗЧИКОВ
§ 26. Общие положения
Важнейшей предпосылкой долговечности и эффективной работы погрузчиков является их рациональная эксплуатация. Основные факторы, влияющие на долговечность погрузчиков,— это повседнев ный уход, осмотр и ремонтное обслуживание.
Кроме правильного ввода в эксплуатацию новой машины, по вседневный уход и наблюдение за машиной заключаются в прове дении ежедневных технических уходов; систематической очистке; своевременной и качественной смазке; проведении профилактиче ских ремонтов; строгом соблюдении правил технической эксплуата ции. Поощрения заслуживают те рабочие, которые бережным отно шением добиваются увеличения срока эксплуатации машины.
135
При эксплуатации машин наблюдаются случаи перегрузок. Пе регрузка, как правило, приводит к ускорению износа деталей, а также к частым поломкам и выходу их из строя.
Качество смазочных материалов, а также жидкостей для запол нения гидросистем машин, имеющих гидравлическое управление, во многих случаях является неудовлетворительным и отрицательно влияет на сроки эксплуатации ответственных деталей и узлов. По этому обязательным условием правильной эксплуатации машины является необходимость соблюдения регламентированных требова ний к качеству применяемых масел и других смазочных материа лов и их хранению.
Выполнение ремонтных работ связано с большими капитало вложениями и затратами живого и общественного труда. Ремонт ное обслуживание парка действующих машин, как правило, децен трализовано.
Основные мероприятия по улучшению ремонтной службы сле дующие:
специализация ремонтных предприятий; централизация производства сменных деталей; централизация капитальных ремонтов оборудования;
оснащение ремонтных предприятий современным высокопроиз водительным оборудованием.
Каждый погрузчик, находящийся в эксплуатации, должен иметь журнал по форме приложения II.
Надежность и увеличение срока эксплуатации погрузчиков во многом зависят от соблюдения режимов работы во время обкатки. В этот период происходит приработка трущихся деталей, поэтому особое внимание должно быть обращено на смазку и плавную (без перегрузки и рывков) работу машины. Длительность обкатки и ее режимы указываются заводом-изготовителем в руководстве по экс плуатации и должны строго выполняться.
Для погрузчиков |
П-2 и П-19А |
заводом |
рекомендуется работа |
с пониженной грузоподъемностью |
(не более |
2,5 Т) в течение шести |
|
смен, т. е. не менее 40 |
ч. |
|
|
Перед началом обкатки оператор должен внимательно изучить руководство по эксплуатации и выполнить все указания по допол нительным работам, проведение которых необходимо после транс портировки машины. Так, на погрузчиках П-2, транспортируемых по железной дороге, для уменьшения габарита по ширине, демонти рованы центральные гидрораспределители и часть трубопроводов закрыта специальными транспортными пробками. Следовательно, до начала движения погрузчика своим ходом необходимо собрать этот узел согласно указаниям завода-изготовителя.
Обычно указания о необходимости проведения подобных работ помещают на переднем стекле кабины погрузчика. Там же указы вается состояние гидросистемы (заправлена или нет и каким мас лом) .
Процесс обкатки может быть рекомендован на следующей схеме:
136
обкатка гидродвигателя на холостом ходу— 15 мин; обкатка погрузчика на холостом ходу — 5 ч\
обкатка погрузчика при различных режимах работы в течение остального времени.
Необходимо учитывать, что рекомендации завода относятся
только к навесной погрузочной системе. Все работы |
(в том числе |
и обкатка), связанные с базовой машиной, должны |
выполняться |
в соответствии с инструкциями по технической эксплуатации трак тора.
Обкатку погрузчика с грузом начинают с 0,5 Т, прибавляя иа каждом режиме работы по 0,5 Т. Продолжительность работы на каждом режиме 6—7 ч. В период обкатки набор и перенос пачки хлыстов должен производиться плавно, без резкого торможения и рывков. Желательно первые смены работать без совмещения опера ций, особенно при наборе пачки из штабеля.
При обкатке не рекомендуется работать с тяжелыми древесными породами (лиственница и т. п.), так как незначительная ошибка в глазомерном определении объема хлыста или пачки может при вести к перегрузке механизма.
После обкатки необходимо проделать следующие операции: слить масло из гидросистемы, промыть фильтры, емкости, за
лить свежее масло, рекомендуемое по сезону; смазать все трущиеся пары и сочленения;
подтянуть все крепежные детали, обращая особое внимание на крепление основной рамы к кронштейнам трактора;
проверить правильность регулировки редукционного клапана 90+10 кг/смг\ при необходимости клапан отрегулировать в присут ствии механика хозяйства (обязательно с составлением соответст вующих документов, так как после снятия пломбы завод снимает с себя ответственность за эксплуатацию погрузчика).
Окончание обкатки нужно оформить актом.
Работы по техническому обслуживанию должны проводиться че рез определенное количество отработанных часов независимо от со стояния машины.
§ 27. Технические и технологические приемы эксплуатации погрузчиков
Непременное условие успешной работы лесопогрузчиков — стро гое соблюдение правил эксплуатации с учетом особенностей ра боты, отдельных узлов погрузчика и машины в целом. Конструкция навесного погрузочного оборудования проста и достаточно на дежна; преждевременный износ, разрушение отдельных узлов и выход из строя погрузчиков объясняется главным образом нару шением правил эксплуатации, недопустимыми приемами работы, недостаточной технической подготовкой операторов.
Для работы погрузчиков П-2, П-19, ПЛ-1 (и их модификаций) не требуется специально подготовленной площадки. Из технологи ческих соображений площадка выбирается вдоль трассы лесовоз-
137