Файл: 1. Формы осуществления функций государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Например, ст. 16 СК РФ перечисляет препятствия к заключению брака: а) наличие другого нерасторгнутого брака; б) родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; в) недееспособность хотя бы одного лица. Можно выделить и другие способы изложения норм права в нормативных правовых актах, которые определяются правилами юридической техники. Однако во всех случаях правоприменитель должен получить ответ на вопросы: какие действия или какое поведение предусмотрены для субъектов правоотношения, при каких условиях или обстоятельствах требуется данное поведение и каковы последствия неисполнения нормы права.
30. Структура правовой нормы.

1 Гипотеза – часть нормы права, которая содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства при наличии или отсутствии которых действует данная норма.

2 Диспозиция – часть правовой нормы, которая содержит в себе конкретные права и обязанности, возникающие при осуществлении правила поведения.

3 Санкция – часть нормы права, которая содержит указания на последствия при невыполнении ее диспозиции. (юридическая ответственность за нарушение правила поведения)

ЕСЛИ – ТО - ИНАЧЕ
31. Типология государства как разновидность научной классификации.

Формационный и цивилизационный подходы.

Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

Главная задача типологии государства – выявление его основных исторических типов. Не уяснив основы исторических типов невозможно определить основные закономерности развития, сущность, роль и функции государства.

Тип государства – система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству на определенном этапе его исторической эволюции,
отражающих его социальную сущность, содержание и назначение.

Без изучения того, в каких условиях возникло государство, какие основные стадии оно прошло в своем развитии, что из себя представляет современное государство, невозможно проникнуть в сущность этого явления. Невозможно понять современное государство, не поняв причин, факторов, которые привели к этому государству.

Типология позволяет провести научно-обоснованное деление истории государства на качественно-различные стадии – этапы, которые проходит государство в своем развитии, тем самым мы познаем логику, движущую силу развития, а это в свою очередь может служить основой для прогнозирования развития государства.

Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

1. Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства характерна и для капиталистической общественно-экономической формации.

Каждой формации (кроме первобытно-общинной) соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и типов государств.



Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему.

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип – социалистическое государство.

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

2. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

этапы цивилизации:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью.
32. Сущность права: общесоциальный и классовый подходы.


Право – это система общеобязательных формально-определенных, гарантированных государством правил поведения, выступающих регулятором общественных отношений и отражающих уровень развития общества.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую гос-м принуждением

Классовый подход в понимании сущности правахарактерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый характер права и сущность права видела именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.

Иного, общесоциального подхода в понимании сущности права придерживаются так называемые немарксистские теории, к которым относятся и теория естественного права, и юридический позитивизм, и нормативизм, и социологическая юриспруденция, и многие другие.

Они по-разному определяют сущность права – как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т.д. – но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.

Сущность права в общесоциальном смысле (сущность естественного права), как представляется, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправдано социальными условиями жизни людей, признается и одобряется обществом.

33. Понятие санкции и ее разновидности.

Санкция – часть нормы права, которая содержит указания на последствия при невыполнении ее диспозиции. (юридическая ответственность за нарушение правила поведения)

Виды:


- в зависимости от характера правонарушения :

- уголовно-правовые (применяются только судом)

- административно-правовые (применяются специально уполномоченными органами)

- гражданско-правовые (заключаются в возмещении ущерба или убытка, могут применяться органами суда)

- дисциплинарно-правовые (применяются руководителем учреждений за нарушение внутреннего тркдового распорядка)

- в зависимости от сложности структур:

- простые (один вид меры государственного воздействия)

- абсолютно-определенные (один вид и один размер государственного воздействия (штраф 1000 рублей)

- относительно-определенные (указание на высший и низшие пределы размера одной меры воздействия (срок от…до…)

- сложные (указание на 2 и более вида мер государственного воздействия

- альтернативные (указание на 2 или более различных по содержанию меры государственного воздействия, при этом имеется выбор)
34. Понятие гипотезы и ее разновидности.

Гипотеза – часть нормы права, которая содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства при наличии или отсутствии которых действует данная норма.

- простые (одно условие через которое реализуется юридическая норма)

- сложная (2 и более условий)

- альтернативная (указание на 2 или более различных условий, при этом имеется выбор)

35. Понятие диспозиции и ее разновидности.

Диспозиция – часть правовой нормы, которая содержит в себе конкретные права и обязанности, возникающие при осуществлении правила поведения.

Простая диспозиция называет деяние («похищение человека», «угон судна») но не раскрывает его признаков, не содержит его определения.

- Описательная диспозиция, помимо наименования деяния содержит его определение или описание («убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку»). Описание может быть кратким или подробным.

Ссылочная (или отсылочная) диспозиция характеризуется наличием отсылки к другой статье уголовного закона. Как правило, ссылочная диспозиция формулируется в негативной форме: например, «не повлекшее последствий, указанных в ст. … настоящего кодекса».

Бланкетная диспозиция предполагает использование для установления признаков деяния нормативных актов других отраслей права: например, для того, чтобы установить полный перечень деяний, запрещаемых статьёй уголовного закона, устанавливающей ответственность за преступное нарушение правил дорожного движения, необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам, устанавливающим эти правила.