Файл: Красноярский государственный аграрный университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 22

А

1

2

Средняя урожайность, ц/ га

180-400

275- 570

Устойчивость к болезням

Уязвимость к фитофторозу - необходимо предпосадочное протравливание и чистые регулярные прополки.

Низкая устойчивость к парше.

Стойкий иммунитет к фитофторозу, раку, нематоде

Средняя устойчивость к парше.

Содержание крахмала, %

14,1-17

12-15

Кулинарное назначение

Крупный столовый картофель, относящийся к кулинарной подгруппе CD

Клубни используют для пюре, супов и борщей, разнообразных гарниров – запеченных, жареных, отварных.

Санте отличается насыщенными вкусовыми качествами, отсутствием сухости. Клубни не разваливаются при варке и сохраняют форму. Это достигается благодаря низкому содержанию крахмала. Этот сорт считается идеальным вариантом для приготовления чипсов, заправки супов, жарки во фритюре, фарширования и запекания. Используется для овощных смесей. Сорт популярен для ресторанной кухни. Не используется для приготовления пюре.

Степень сохранности, %

82,0

Невысокая лежкость, урожай необходимо часто перебирать

92,0


Возделываемый в СПК «Аленушка» сорт «Танай», неустойчив к черной парше (ризоктониоз), что снижает урожайность до 20 % и придает картофелю нетоварный вид. Для сорта «Санте», характерна большая урожайность, что позволит получить больший объем для продажи. Уникальность сорту придает пригодность его для органического земледелия. Это предварительный шаг для продвижения продукции как экологической, кроме того у сорта есть ряд преимуществ – стойкий иммунитет к ряду распространенных болезней и пригодность для фритюра, чипсов, что привлекательно для ресторанного бизнеса.

2. Маркетинговые компоненты в стратегии СПК «Аленушка» целесообразно рассматривать с позиции нескольких составляющих:

2.1 Лидерство в издержках означает возможность кооператива достигать самого низкого уровня затрат. Сортосмена картофеля позволит получить конкурентное преимущество в виде большей урожайности (большего валового сбора), а, следовательно, более низкой себестоимости 1ц продукции.


2.2. Ценовое лидерство. Закрепить ценовое лидерство позволят снижение себестоимости за счет роста урожайности и увеличения объема продаж, кроме того соблюдение условий органического земледелия позволяет получить экологическую продукцию, а следовательно обеспечит реализацию по более высокой цене.

2.3. Фокусирование или лидерство в нише означает сосредоточение всех усилий компании на определенной узкой группе потребителей. Предлагаемый сорт «Санте» в силу своих особенностей преимущественно ориентирован для предприятий-переработчиков и ресторанный бизнес – картофель фри, чипсы, полуфабрикаты, овощные смеси, так как не темнеет и не изменяет цвет. Однако он не исключает реализацию индивидуальному потребителю в розницу, так как современная культура потребления (запекание продуктов) дает преимущество именно этому сорту в домашних и дачных условиях. Высокое содержание крахмала позволяет при готовке «держать форму» или не развариваться, что обеспечивает презентабельный внешний вид.

2.4. Лидерство по качеству продукции. В связи с утратой имиджа СПК «Аленушка» как производителя качественной продукции, в перспективе целесообразно предусмотреть более тщательную обработку овощехранилища (от грызунов), создание микроклимата для правильного хранения продукции и сертификацию продукции.

2.5. Информационное лидерство. Открытость информации о компании, о ее достижениях, объемах продаж, ценах реализации, возможностях доставки, ассортименте продукции, а также возможность быстрой связи, в том числе обратной, с непосредственным производителем в современных условиях является одним из конкурентных преимуществ. Актуализация официального сайта СПК «Аленушка», который не функционирует с 2019 года, позволит увеличить охват потребителей минимум на 5-15 % и соответственно увеличить объемы продаж.

3. Инвестиционные компоненты предусматривает как краткосрочные, так и долгосрочные перспективы.

3.1. Лидерство по качеству. В краткосрочном периоде целесообразно рассмотреть приобретение промышленного специализированного озонатора, что позволит обеспечить требуемые санитарные условия для хранения картофеля (профилактика болезней – уничтожение болезнетворных бактерий и дезинфекция помещения – удаление плесени и грибков. После обработки плесень и грибок легко счищаются и удаляются. Обработка озоном предотвращает повторное их появление. Санация –

удаление запахов, следов гниения, разложения, затхлости, сырости), а также отпугиватель для грызунов «Торнадо -7м», что позволит избавиться от разносчиков болезней, таких как крысы, мыши и насекомые, снизить потери и исключить их в будущем от порчи картофеля грызунами.

Производством современных моделей озонаторов осуществляет компания «Абсолют». Разработка новых устройств ведется совместно с конструкторами Сибирского Отделения РАН РФ (г. Новосибирск).

Промышленный озонатор «Гроза- 80»: площадь обработки – 450 кв.м., напряжение питания – 220 Вольт, потребляемая мощность 0,6 кВт – ч. Цена 115700 руб./ шт.

Отпугиватель грызунов «Торнадо 7М» - ультразвуковое устройство для отпугивания крыс, мышей и других грызунов. Обладает уникальным свойством: постоянно изменяется частота - грызуны не способны адаптироваться к отпугивателю, безвредно для домашних животных, сертифицирован: площадь обработки – 400 кв.м., напряжение питания – 220 Вольт, потребляемая мощность 0,15 кВт – ч. Цена 1100 руб./ шт. Производитель ООО «Агентство современных технологий». Адрес офис - магазина: г. Красноярск, ул. Ястынская 2 д.

3.2. Лидерство в продукте. В долгосрочном периоде – рассмотреть формирование цеха по переработке картофеля «под ключ» - калибровка, мойка, фасовка, нарезка, упаковка картофеля, что позволит расширить ассортимент реализуемой продукции.

Рассмотренные выше компоненты стратегии формирования конкурентных преимуществ, требуют экономической оценки.


    1. Расчет экономической эффективности мероприятий


В СПК «Аленушка» возделывается сорт картофеля «Танай» на протяжении 2017-2020 годов, однако, с точки зрения, соблюдения технологии производства картофеля семенной фонд должен обновляться каждые три года. В целях получения более высокой урожайности целесообразно осуществить сортосмену картофеля. Сорт «Танай» возделывается на площади 40 га с урожайностью за 2020 год 305,6 ц/га оценим изменение валового сбора и объемов реализации после сортосмены на сорт «Санте» не задействованный в производстве основных конкурентов, его средняя урожайность составляет 422 ц/га, при неблагоприятных климатических условиях средняя урожайность достигает уровня 350 ц с 1 га.

Таблица 23 – Расчет валового сбора и объема реализации картофеля при сортосмене

Показатели

2019 г.

Проект

Изменение (+/-)

Площадь посадки картофеля – всего

40

40

х

Урожайность, ц с 1 га

290

350

60

Валовой сбор, ц.

11600

14000

2400

Процент потерь при хранении, %

12,0

8,0

-4,0

Реализовано, ц.

9512

12880

3368


При неизменности площади посадки картофеля 40 га валовое производство в плановом периоде составит 14000 ц, а дополнительный объем продукции составит 2400 ц. Как отмечено, сорт «Санте» имеет более лежкость 92 %, следовательно, в среднем потери составят 8,0 %, что значительно ниже, чем у сорта «Танай». За счет более высокой урожайности и товарности сорта «Санте» СПК «Аленушка» сможет увеличить объем реализации на 3368 ц.

Затраты на семенной фонд «Танай» оцениваются исходя из площади посева, нормы высева и в данном случае по себестоимости, и составят:

20 ц на 1га * 40 га * 497,35 руб/ц = 397880 руб. = 397,88 тыс. руб.

Сорт «Санте» высокоурожайный – по количеству клубней в кусте, поэтому технологически требует более редкой посадки (норма высева – 10,3 ц/ га). Затраты на семенной фонд «Санте» составят:

10,3 ц на 1га * 40 га * 800 руб/ц = 329600 руб. = 329,6 тыс. руб.

Оценим производственные затраты и себестоимость 1ц картофеля сорта «Санте».

Таблица 24 – Расчет себестоимости 1ц картофеля

Показатели

Танай

Санте

Валовое производство, ц

11600

14000

Производственные затраты – всего, тыс. руб.

5769,26

5700,98

В т.ч. затраты на семена

397,88

329,60

Производственная себестоимость 1 ц, руб.

497,35

407,21

Реализационная себестоимость 1ц, руб.

684,79

594,65

В т.ч. затраты на реализацию 1ц

187,44

187,44


Таким образом, сортосмена позволит снизить производственную себестоимость 1ц картофеля на 90,14 руб. или 18,12 % за счет более высокой урожайности сорта «Санте», что в свою очередь обеспечит более низкую реализационную себестоимость продукции даже при условии сохранения той же суммы затрат связанной с реализацией продукции, а следовательно предприятие имеет резервы получения более высокой прибыли или конкурентное преимущество по формированию более низких цен по сравнению с основными конкурентами.

Мощность картофелехранилищ у кооператива 50 тыс. ц., общей площадью – 1800 кв. м. В 2020 году было заложено 37,07 тыс. ц., следовательно, у предприятия имеется резерв для закладки на хранение дополнительной продукции в случае ее нереализации в сезон.


Рассчитаем дополнительные затраты на приобретение озонаторов, отпугивателей грызунов и эксплуатацию оборудования, а также на сертификацию продукции.

Промышленный озонатор «Гроза-80» имеет площадь покрытия 450 кв. м, следовательно, потребуется приобрести 4 озонатора.

Инвестиции на приобретение озонаторов: 4 шт. * 115,7 тыс. руб. = 462,8 тыс. руб.

Отпугиватель грызунов «Торнадо-7м» имеет площадь покрытия 400 кв. м., следовательно, потребность составит 5 шт.

Инвестиции на приобретение отпугивателей: 5 шт. * 1,1 тыс. руб. = 5,5 тыс. руб.

Общая сумма инвестиций составит 468,3 тыс. руб., соответственно чистой прибыли полученной в 2020 году достаточно для финансирования.

Дополнительные затраты связанные с эксплуатацией оборудования:

- амортизационные отчисления составляют 10 % в год: 468,3 тыс. руб. * 0,1% = 46,83 тыс. руб.;

- затраты на электроэнергию составят 33,11 тыс. руб.:

в т.ч.: озонатор: 0,6кВт * 4 шт * 3 ч * 365 дн * 3,6 руб/кВт = 9460,8 руб.

отпугиватель: 0,15кВт * 5шт. * 24 ч * 365 дн. * 3,6 руб/кВт = 23652 руб.

В целях подтверждения качества реализуемой продукции, а также поднятия имиджа, предприятию целесообразно проходить процедуру добровольной сертификации или процедуру соответствия продукции «ГОСТ Р 51808-2001 - Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия». Процедуру целесообразно проходить организации заявившей о себе по всей России. Центр по сертификации «АгроСертЮК» занимается сертификацией и декларированием продукции, имеет аккредитованные лаборатории для проведения анализов и замеров. Региональный офис в г. Красноярске, ул Королева, 5. Услуга декларация соответствия ГОСТ (цена 6 тыс. руб.) выполняется в течение 5 дней - осуществляется раз в три года, а «Эко-био-органик» сертификат в течение 1 месяца (цена - 25 тыс. руб.) осуществляется по добровольной инициативе предприятия раз в год.

Затраты на сертификацию составят 6 тыс. руб. + 25 тыс. руб. = 31 тыс. руб.

Задачу актуализации официального сайта СПК «Аленушка», рекомендуем решить за счет привлечения студентов Красноярского ГАУ направлений подготовки «Менеджмент» и «Прикладная информатика» в период прохождения производственных практик. Актуализация сайта позволит расширить возможности продаж минимум на 5-15 %, что позволит реализовать дополнительно полученную продукцию.

Далее представим оценку экономической эффективности реализации намеченных компонент стратегии формирования конкурентных преимуществ.

Таблица 25 – Экономическая эффективности реализации комплексной стратегии формирования конкурентных преимуществ СПК «Аленушка»