Файл: Красноярский государственный аграрный университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящих внешних макроэкономических условиях формирование конкурентоспособности предприятия тесно связано с его действиями по повышение длительности удержания конкурентных преимуществ. В связи с этим представляет интерес классификация конкурентных преимуществ по степени устойчивости, которая обусловливается источниками его источниками, факторами и возможностями их развития и расширения.

В исследованиях Э. Рюли [49, с. 102], К.М. Туманова [59] можно найти три вида конкурентных преимуществ, отразим их на рисунке 3.

Рисунок 3 – Виды конкурентных преимуществ

Состав конкурентных преимуществ, как верно отмечается в работе Лавреновой Г.А., Сысоева С.И. [36, с. 34] «зависит от отрасли». Но очевидно, их набор изначально должен и может быть определен, без привязки к специфике экономического вида деятельности, предельно с последующей конкретизацией.

Выделим специфические черты конкурентных преимуществ, по результатам обзора данных по проблеме, взяв за основу работу Ю.В. Стельмах [56, с. 120].

  1. Видимость, т.е. различимость – неотъемлемое свойство конкурентного преимущества. В условиях информационной экономики это свойство можно обозначить как информационная доступность (открытость). Оно является основным при анализе и формировании, так как сама категории «конкурентоспособность» предполагает осведомленность и сравнительную оценку показателей деятельности разных предприятий, для выработки стратегии. По этой причине конкурентные преимущества обязательно должны находить реальное воплощение и выражение в товаре, цене, качестве обслуживания и других показателях деятельности предприятия и восприниматься целевыми потребителями продукции, поскольку стимулирует приобретение ими продукции конкретного сельхозпроизводителя. Видение их контрагентами является основанием для принятия решения о заключении договоров с товаропроизводителем или нет. Самой организацией это актуально для выявления своих сильных и слабых мест, для разработки конкурентной стратегии. Также открытость в условиях «здоровой» конкуренции формирует ситуацию, когда конкурирующие организации, стремятся управлять конкурентными преимуществами (формировать новые уникальные, закреплять и упрочивать позиции достигнутых или изыскивать внутренние резервы для ликвидации отставания по слабым, неконкурентоспособным показателям).

  2. Значимость, т.е. заметно выделяться на фоне конкурентов и отличаться на величину, соизмеримую с затратами на обеспечение это вида преимущества или его уровня и прибыль для производителя, а для потребителя – приносить ощущаемую выгоду.

  3. Устойчивость, т.е. сохранение свою значимости в условиях изменений среды, сложность воспроизведения конкурентами, а для самой организации постоянный процесс внедрение новаций, совершенствование тех факторов, которые позволяют наращивать или генерировать новые преимущества.

  4. Уникальность, т. е. стратегическое преимущество, которое нельзя получить у других производителей продукции.

  5. Прибыльность для компании, т.е. позволяют успешно работать в выбранной сфере деятельности и получать достаточную прибыль, сохранять и наращивать экономическую безопасность предприятия.

  6. Измеримость, то есть они должны измеряться экономическими показателями (цена, рентабельность производства, рыночная доля, объем продаж и др.), либо иными качественными или зарегистрированными количественными, позволяющими рассчитать динамику экономических показателей организации при изменении уровня общестандартного конкурентного преимущества в лучшую сторону по сравнению с конкурентами, или приобретении нового. Причем экономические показатели функционально взаимосвязаны с показателями уровня экономической безопасности предприятия, получаемыми при его оценке в рамках методик комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности и специализированных методик определения показателей экономической устойчивости организации.


Обычно, рассматривая факторы формирования конкурентных преимуществ авторы, совершенно справедливо, делают акцент на производственную, технологическую составляющую деятельности организации, ведут речь о конкурентоспособности производства, и к сожалению останавливаются на этом. Сегодня такая практика явно недостаточна, так как сельскохозяйственное предприятие надо рассматривать как участника рынка, продавца, стремящегося как можно выгоднее сбыть свою продукцию.

Развитие маркетинга, достаточно поздно пришедшего в сферу деятельности сельскохозяйственных организаций (агромаркетинга) позволяет сказать, что базовым остается конкурентное преимущество в самом товаре (продукции). Для сельскохозяйственного производителя, предлагающего достаточно однородную продукцию (один сорт картофеля, класс пшеницы), в условиях повышенной конкуренции, существенного различия объективных факторов формирования конкурентных преимуществ (площадь сельскохозяйственных угодий, климатический условия, плодородие почв, географическое расположение) все значимее становится формирование конкурентных преимуществ, придающих продукции дополнительную ценность (искусственные), то есть сопровождающие базовую его сущность – качественные свойства продукции (естественные), а также адаптирующих к рынку стандартную форму производства или сбыта [63, с. 744; 11, с. 376].

В современных условиях цифровизации и усилении конкуренции экономики конкурентоспособность как интегральный показатель комплекса конкурентных преимуществ организации «считается довольно информативным показателем развития современного рынка.

Если говорить о взаимосвязи конкурентных преимуществах и экономической безопасности предприятия, то отсутствие конкурентных преимуществ – есть угроза экономической безопасности предприятия как аутсайдеру на товарном рынке отрасли (региона). С другой стороны состояние стабильности экономического положения предприятия и отсутствие иных угроз можно назвать «базовой основой формирования устойчивого конкурентного преимущества организации» [29, с. 29] и развития кратко-, среднесрочных на более высокий уровень и поддержание существующего.

Итак, для верного анализа и последующего формирования конкурентных преимуществ товаропроизводителя сформулируем следующие положения.

Конкурентное преимущество – уникальные результаты (показатели) деятельности организации в свойственных для нее сферах или такой уровень общепризнанных стандартных, которые будучи в открытом информационном доступе, формируют выбор потенциальных потребителей в пользу приобретения продукции предприятия из числа аналогичных в отрасли, работающих в одной нише, обеспечивая ему прочные позиции на рынке, его экономическую безопасность.



Особенность представленного определения экономической категории «конкурентное преимущество» состоит в предположении достижения оптимальной для организации конкурентоспособности, измеренной через индивидуальные конкурентные преимущества, что делает возможным ей сбыт продукции с максимальной выгодой, обеспечивая более высокую рентабельность по сравнению со средним ее значением в рамках отрасли или в рыночном сегменте и формирует не ниже средней по отрасли ключевые показатели экономической безопасности.

Фактором, т.е. условием или причиной, определяющим характеристики какого-либо объекта или процесса, выступают элементы производственно-хозяйственной системы (технология, информация, кадры, методы управления, финансовые средства и др.) и элементы бизнес-системы (конкуренты и их возможности, входные барьеры, отраслевой рынок и др.).

Совокупность факторов формирования конкурентных преимуществ можно разделить на группы макро-, мезо-, и микроокружения. Но поскольку макро-, мезофакторы практически одинаковы для предприятий присутствующих на рынке, то, следовательно, организация должна максимально полно использовать потенциал микрофакторов, соотнеся с ними возможные конкурентные преимущества.

Сферы деятельности предприятия, формирующие конкурентоспособность организации, т.е. ее конкурентные преимущества, в виде перечня внутренних и внешних факторов, представлены на рисунке 4 [38, с. 146; 35, с. 19].

Фактор – объект управленческих решений, основа источника конкурентных преимуществ.

Источник конкурентных преимуществ – «…«следствие осуществления управленческих решений» в той или иной сфере деятельности предприятия» [18, с. 554].
Рисунок 4 – Внутренние и внешние факторы производства, обусловливающие конкурентоспособность организации

Источник конкурентного преимущества – это основа для установления количественного значения величины преимущества. Инновационная технология производства продукта – фактор. Снижение издержек производства, сокращение длительности производственного цикла, увеличение производительности труда – источники конкурентного преимущества, которые появляются, вследствие использования лучшей технологии. Причем, технологии, которая не известна конкурентам. Более низкая отпускная цена товарной продукции
это видимое и значимое для потребителя конкурентное преимущество товара в составе конкурентных преимуществ организации. Отметим, что достигнутый предприятием результат в конкурентной рыночной борьбе превосходство над конкурентами, выраженное экономическими показателями – это есть следствие совместного действия конкурентных преимуществ.


    1. Подходы и методы оценки и формирования конкурентных преимуществ организации

Деятельность предприятия имеет две составляющие: развитие (создание и (или) упрочение достигнутых конкурентных преимуществ) и целевую деятельность (использование конкурентных преимуществ).

Задача развития может быть сформулирована следующим образом: необходимо выбирать такой вариант развития, то есть стратегию, при котором в каждый момент времени имеющиеся факторы допускали бы достижение требуемых результатов деятельности за счет одного или нескольких конкурентных преимуществ.

Цель организации с позиции рынка – быть лучше, чем конкретные конкуренты, выступающие с предприятием на одном рынке, то есть имеющие пересекающиеся цели. Результатом определенных конкурентных преимуществ длительный период времени считалась доля предприятия на рынке, физический объем продаж или валовой доход. С введением понятия «экономическая безопасность» более значимы стали индивидуализированные для каждой организации показатели (финансовые, экономические, производственные) не в абсолютном, а относительном выражении и достижение их положительной динамики. Анализ показателей, что позволил бы своевременно получать финансовую возможность направлять в требуемом объеме средства на предотвращение или устранение всех видов угроз экономической безопасности организации и на развитие организации, т.е. на формирование конкурентных преимуществ.

Ни одно предприятие не в состоянии обеспечить конкурентные преимущества по всем внешним характеристикам товарной продукции и средствам его продвижения на рынок. Предприятие вынуждено выбрать приоритеты и разработать стратегию, позволяющую наилучшим способом реализовать потенциал предприятия, его сильные стороны.

В ставшей «классической» работе М. Портер [44, с. 72], с учетом конкурентной структуры отрасли, формируемой пятью базовыми рыночными силами: внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны потенциальных конкурентов, наличие продуктов-заменителей, рыночная сила поставщиков и потребителей видел
два способа создания конкурентного преимущества товара, которые подходят как для малых, так и для больших фирм, и зависят от возможностей и ресурсов компании. Но поскольку малый бизнес не имеет и никогда не получит ресурсы для прямого противостояния крупным производствам сформировалось третье направление развития конкурентного преимущества предприятия – стратегия лидерства в нише, в двух вариантах воплощения: фокус на издержках или фокус на дифференциации. Таблично представленная зависимость конкурентной стратегии от размера целевого рынка получила названия «матрица конкурентных преимуществ» Майкла Портера (рис. 5).

Эволюция научной теории и практика исследования конкуренции позволили выделить пять базовых стратегий конкуренции, обладающих как преимуществами, так и определенными недостатками, представим их на рисунке 6 [21, с. 153].

В аграрном секторе предприятие, определяя стратегию своего конкурентного поведения на соответствующем товарном рынке, производитель обычно делает ставку на стратегию снижения себестоимости, что вполне объяснимо.




Тип конкурентного преимущества




Преимущество в затратах

Преимущество в продукте

Широкий рынок

  1. Лидерство в издержках

  1. Дифференциация

Узкий рынок

  1. Фокус на издержках

  1. Фокус на дифференциации

Рисунок 5 – Матрица конкурентных преимуществ М. Портера


Рисунок 6 – Базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества

Производство – «ключевое направление деятельности сельскохозяйственных организаций, потому отлаженная работа, инновации в данном направлении считаются основой, благодаря которому могу быть сформированы конкурентные преимущества» [64, с.128].

Производство позволяет сформировать внешнее конкурентное преимущество организации, основанное на особых, отличительных свойствах продукции. За счет качественных параметров товара цена будет выше, чем у конкурента, который не обеспечил получение товара соответствующего отличительного качества. Однако стратегия, обусловленная внешним конкурентным преимуществом – уровень качества носит для аграрного предприятия ограниченный характер, а в силу малых различий продукции по свойствам и большого влияния на формирование цены не оказывает.