Файл: Философия, ее предмет и функции. Философия слово греческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Априорными формами рассудка, второй познавательной способности, являются категории, т.е. предельно общие понятия. Они составляют «скелет» познания. Априорными формами разума — высшей познавательной способности, являются идеи, т.е. такие понятия, предмет которых невозможно созерцать. Существует три класса идей: о мире, о душе и о Боге; они служат целями для познания и выполняют направляющую функцию.

Важным в философии Канта является различение «вещи в себе» и «вещи для нас». Понятие «вещь в себе» означает то, как предмет существует сам по себе, понятие «вещь для нас» означает, как предмет существует для человека, как его воспринимает и понимает человек. Кант подчеркивает, что знания ограничиваются «вещами для нас», а то, как существуют «вещи в себе», остается скрытым. С помощью этих понятий немецкий философ показал возможности познания и его границы.

Кант рассматривает не только чистый, познающий разум, но и практический разум, проявляющийся в сфере свободы. Философ видит свою задачу в том, чтобы подвести теоретическую основу под нравственность. Нравственные принципы, по мнению Канта, самодостаточны. Иными словами, чтобы быть нравственным, человеку не надо ни науки, ни философии. Этические нормы Кант разделил на максимы — индивидуальные принципы поведения, и императивы — нравственные законы, которые имеют универсальное значение. Кантом сформулирован категорический императив (высший закон, который обязателен для исполнения): человек есть цель сама по себе, т.е. никогда и никем, даже Богом, не может быть использован только как средство. Источник категорического императива — долг, он делает поступки человека моральными, никакой другой мотив, удовольствие, например, не придает действиям человека моральный характер. Окончательная формула долга, по Канту, — собственное совершенство и чужое счастье.

Иоганн Фихте развивает идеи Иммануила Канта. В своей концепции Фихте делает акцент на творческой активности разума. Философ стремится преодолеть кантовское противопоставление теоретического и практического разума и поэтому подчиняет познание (теоретический разум) действию (практическому разуму). Главным и исходным, по Фихте, является творчество, а мышление — только одно из средств для творческого действия.

Вопрос о творчестве становится главным и в философии откровения Фридриха Шеллинга. Шеллинг подчеркивает главную роль искусства в культуре и в постижении жизни. Философ указывает, что кроме
рациональных методов, философия должна опираться на иррациональные, интуитивные методы. Интеллектуальная интуиция — подлинный философский метод и единственный для человека способ постичь сущность мира.

В полемике с Шеллингом Георг Гегель создает собственную философскую концепцию — панлогизм. Гегель понимает философию как науку о всеобщих законах духа, а ее методом считает диалектику, законы и принципы которой он последовательно и подробно разрабатывает. По мнению Гегеля, история человечества разумна, это путь, на котором разум познает себя. Собственную философскую систему Гегель считал венцом развития философии, философ полагал, что полностью постиг природу и ее законы. Принцип тождества бытия и мышления — исходное положение философии Гегеля. Это тождество он рассматривает как процесс познания абсолютной идеей самой себя. Абсолютная идея в своем развитии проходит три этапа. На первом этапе идея развивается в сфере логики. На втором этапе она развивается в форме «инобытия», в сфере природы. Природа, по мысли Гегеля, лишь внешнее проявление логики. На третьем этапе идея вновь возвращается к себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Несмотря на то что немецкая классическая философия охватывает сравнительно небольшой период времени, ее влияние на последующую философию трудно переоценить. Она поменяла стиль мышления в европейской философии. В работах немецких философов этой эпохи подведены итоги предшествующего развития философской мысли и заданы все основные темы постклассической философии.



  1. Классическая и неклассическая философия: сравнительная характеристика.

  2. Рационализм и иррационализм в истории философии.

  3. Основные черты и направления современной западной философии.

  4. Основные этапы в развитии русской философии.

  5. Основные формы бытия.

  6. Монистические и плюралистические концепции бытия.

  7. Картины мира и их специфика.

  8. Диалектика природного и социального бытия.

  9. Понятие и структурные уровни организации материи.

  10. Движение, пространство и время как характеристики бытия.

  11. Проблема познаваемости мира.

  12. Чувственное и рациональное познание, их формы.

  13. Философия и наука.

  14. Проблема обоснования научного знания.

  15. Основные формы научного знания.

  16. Научные революции и смена типов рациональности.

  17. Методология научного познания.

  18. Специфика социогуманитарного знания и познания.

  19. Особенности современного социального познания и его основные методы.

  20. Понятие и основные концепции истины.

  21. Проблема сознания в философии.

  22. Общественное сознание и его структура.

  23. Социальная философия, ее предмет и метод.

  24. Сущность и специфика бытия человека.

  25. Соотношение биологического и социального в человеке.

  26. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек, личность.

  27. Проблема цели и смысла жизни.

  28. Социальные ценности и социализация личности.

  29. Роль личности в общественном развитии.

  30. Свобода воли и социальная ответственность личности.

  31. Иерархия, место и роль ценностей в профессиональной деятельности.

  32. Общество как саморазвивающаяся система.

  33. Общественные отношения и их структура.

  34. Проблемы типологии исторического процесса.

  35. Формационное и цивилизационное представления об обществе.

  36. Основные концепции философии истории.

  37. Сущность и критерии исторического прогресса.