Файл: Философия, ее предмет и функции. Философия слово греческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Априорными формами рассудка, второй познавательной способности, являются категории, т.е. предельно общие понятия. Они составляют «скелет» познания. Априорными формами разума — высшей познавательной способности, являются идеи, т.е. такие понятия, предмет которых невозможно созерцать. Существует три класса идей: о мире, о душе и о Боге; они служат целями для познания и выполняют направляющую функцию.
Важным в философии Канта является различение «вещи в себе» и «вещи для нас». Понятие «вещь в себе» означает то, как предмет существует сам по себе, понятие «вещь для нас» означает, как предмет существует для человека, как его воспринимает и понимает человек. Кант подчеркивает, что знания ограничиваются «вещами для нас», а то, как существуют «вещи в себе», остается скрытым. С помощью этих понятий немецкий философ показал возможности познания и его границы.
Кант рассматривает не только чистый, познающий разум, но и практический разум, проявляющийся в сфере свободы. Философ видит свою задачу в том, чтобы подвести теоретическую основу под нравственность. Нравственные принципы, по мнению Канта, самодостаточны. Иными словами, чтобы быть нравственным, человеку не надо ни науки, ни философии. Этические нормы Кант разделил на максимы — индивидуальные принципы поведения, и императивы — нравственные законы, которые имеют универсальное значение. Кантом сформулирован категорический императив (высший закон, который обязателен для исполнения): человек есть цель сама по себе, т.е. никогда и никем, даже Богом, не может быть использован только как средство. Источник категорического императива — долг, он делает поступки человека моральными, никакой другой мотив, удовольствие, например, не придает действиям человека моральный характер. Окончательная формула долга, по Канту, — собственное совершенство и чужое счастье.
Иоганн Фихте развивает идеи Иммануила Канта. В своей концепции Фихте делает акцент на творческой активности разума. Философ стремится преодолеть кантовское противопоставление теоретического и практического разума и поэтому подчиняет познание (теоретический разум) действию (практическому разуму). Главным и исходным, по Фихте, является творчество, а мышление — только одно из средств для творческого действия.
Вопрос о творчестве становится главным и в философии откровения Фридриха Шеллинга. Шеллинг подчеркивает главную роль искусства в культуре и в постижении жизни. Философ указывает, что кроме
рациональных методов, философия должна опираться на иррациональные, интуитивные методы. Интеллектуальная интуиция — подлинный философский метод и единственный для человека способ постичь сущность мира.
В полемике с Шеллингом Георг Гегель создает собственную философскую концепцию — панлогизм. Гегель понимает философию как науку о всеобщих законах духа, а ее методом считает диалектику, законы и принципы которой он последовательно и подробно разрабатывает. По мнению Гегеля, история человечества разумна, это путь, на котором разум познает себя. Собственную философскую систему Гегель считал венцом развития философии, философ полагал, что полностью постиг природу и ее законы. Принцип тождества бытия и мышления — исходное положение философии Гегеля. Это тождество он рассматривает как процесс познания абсолютной идеей самой себя. Абсолютная идея в своем развитии проходит три этапа. На первом этапе идея развивается в сфере логики. На втором этапе она развивается в форме «инобытия», в сфере природы. Природа, по мысли Гегеля, лишь внешнее проявление логики. На третьем этапе идея вновь возвращается к себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Несмотря на то что немецкая классическая философия охватывает сравнительно небольшой период времени, ее влияние на последующую философию трудно переоценить. Она поменяла стиль мышления в европейской философии. В работах немецких философов этой эпохи подведены итоги предшествующего развития философской мысли и заданы все основные темы постклассической философии.
Важным в философии Канта является различение «вещи в себе» и «вещи для нас». Понятие «вещь в себе» означает то, как предмет существует сам по себе, понятие «вещь для нас» означает, как предмет существует для человека, как его воспринимает и понимает человек. Кант подчеркивает, что знания ограничиваются «вещами для нас», а то, как существуют «вещи в себе», остается скрытым. С помощью этих понятий немецкий философ показал возможности познания и его границы.
Кант рассматривает не только чистый, познающий разум, но и практический разум, проявляющийся в сфере свободы. Философ видит свою задачу в том, чтобы подвести теоретическую основу под нравственность. Нравственные принципы, по мнению Канта, самодостаточны. Иными словами, чтобы быть нравственным, человеку не надо ни науки, ни философии. Этические нормы Кант разделил на максимы — индивидуальные принципы поведения, и императивы — нравственные законы, которые имеют универсальное значение. Кантом сформулирован категорический императив (высший закон, который обязателен для исполнения): человек есть цель сама по себе, т.е. никогда и никем, даже Богом, не может быть использован только как средство. Источник категорического императива — долг, он делает поступки человека моральными, никакой другой мотив, удовольствие, например, не придает действиям человека моральный характер. Окончательная формула долга, по Канту, — собственное совершенство и чужое счастье.
Иоганн Фихте развивает идеи Иммануила Канта. В своей концепции Фихте делает акцент на творческой активности разума. Философ стремится преодолеть кантовское противопоставление теоретического и практического разума и поэтому подчиняет познание (теоретический разум) действию (практическому разуму). Главным и исходным, по Фихте, является творчество, а мышление — только одно из средств для творческого действия.
Вопрос о творчестве становится главным и в философии откровения Фридриха Шеллинга. Шеллинг подчеркивает главную роль искусства в культуре и в постижении жизни. Философ указывает, что кроме
рациональных методов, философия должна опираться на иррациональные, интуитивные методы. Интеллектуальная интуиция — подлинный философский метод и единственный для человека способ постичь сущность мира.
В полемике с Шеллингом Георг Гегель создает собственную философскую концепцию — панлогизм. Гегель понимает философию как науку о всеобщих законах духа, а ее методом считает диалектику, законы и принципы которой он последовательно и подробно разрабатывает. По мнению Гегеля, история человечества разумна, это путь, на котором разум познает себя. Собственную философскую систему Гегель считал венцом развития философии, философ полагал, что полностью постиг природу и ее законы. Принцип тождества бытия и мышления — исходное положение философии Гегеля. Это тождество он рассматривает как процесс познания абсолютной идеей самой себя. Абсолютная идея в своем развитии проходит три этапа. На первом этапе идея развивается в сфере логики. На втором этапе она развивается в форме «инобытия», в сфере природы. Природа, по мысли Гегеля, лишь внешнее проявление логики. На третьем этапе идея вновь возвращается к себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Несмотря на то что немецкая классическая философия охватывает сравнительно небольшой период времени, ее влияние на последующую философию трудно переоценить. Она поменяла стиль мышления в европейской философии. В работах немецких философов этой эпохи подведены итоги предшествующего развития философской мысли и заданы все основные темы постклассической философии.
-
Классическая и неклассическая философия: сравнительная характеристика. -
Рационализм и иррационализм в истории философии. -
Основные черты и направления современной западной философии. -
Основные этапы в развитии русской философии. -
Основные формы бытия. -
Монистические и плюралистические концепции бытия. -
Картины мира и их специфика. -
Диалектика природного и социального бытия. -
Понятие и структурные уровни организации материи. -
Движение, пространство и время как характеристики бытия. -
Проблема познаваемости мира. -
Чувственное и рациональное познание, их формы. -
Философия и наука. -
Проблема обоснования научного знания. -
Основные формы научного знания. -
Научные революции и смена типов рациональности. -
Методология научного познания. -
Специфика социогуманитарного знания и познания. -
Особенности современного социального познания и его основные методы. -
Понятие и основные концепции истины. -
Проблема сознания в философии. -
Общественное сознание и его структура. -
Социальная философия, ее предмет и метод. -
Сущность и специфика бытия человека. -
Соотношение биологического и социального в человеке. -
Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек, личность. -
Проблема цели и смысла жизни. -
Социальные ценности и социализация личности. -
Роль личности в общественном развитии. -
Свобода воли и социальная ответственность личности. -
Иерархия, место и роль ценностей в профессиональной деятельности. -
Общество как саморазвивающаяся система. -
Общественные отношения и их структура. -
Проблемы типологии исторического процесса. -
Формационное и цивилизационное представления об обществе. -
Основные концепции философии истории. -
Сущность и критерии исторического прогресса.