Файл: Философия, ее предмет и функции. Философия слово греческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерный перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации в форме экзамена по дисциплине


  1. Философия, ее предмет и функции.


Философия – слово греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости» или, как иногда говорят, «любомудрие».
Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира.
Предмет философии – это наиболее общие взаимоотношения, закономерности, существующие в системе «мир и человек» на всех уровнях бытия.

Человек и его отношение к миру как предмет философии раскрываются посредством фиксации отношений объективной действительности и субъективного мира. Философия ставит и ищет ответы на «вечные вопросы», которые являются вопросами не обыденно-практической жизни, но наиболее общей и глубокой сферы человеческого существования – сферы поиска ответов на вопросы о смысле человеческой жизни и ее ценности; о возможности познания окружающего мира человеком и того, какое место в этом мире принадлежит человеку; об основании всего существующего, является ли оно материальным или духовным началом, и т. д. Посредством постановки «вечных вопросов» человек пытается понять наиболее общие основания бытия этого мира, найти себя в этом мире, сам для себя решить вопросы добра и зла, определить, что есть свобода и какова ее мера.
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль философия играет в жизни людей.

Различными исследователями выделяются разные функции философии, однако все они единодушны в том, что главными функциями являются мировоззренческая и методологическая.

В общем виде мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем. Философия призвана отвечать на ряд принципиальных вопросов, определяющих отношение человека к миру, главным из которых является вопрос о первоначале материи или духа (см. соответствующую лекцию), а также о самой возможности познания мира. Решая указанные задачи, философия формирует определенное отношение к миру, дает представления о нем, формируя у человека определенное мировоззрение.

Отвечая на поставленные вопросы, философия тем самым разрабатывает определенную систему знания, определяет методы и способы возможного познания мира, ставит новые задачи в познании мира и человека. В этом заключается ее
методологическая функция.


  1. Мировоззрение и философия. Типы мировоззрений.


Мировоззрение — это общая картина мира, более или менее сложная совокупность образов, понятий, представлений и суждений, благодаря которой человек осознает, что такое мир и какое место он занимает в этом мире.

Но философия — это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм. С точки зрения особенностей функционирования в мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, ее следует отличать от так называемой «жизненной философии», здравого смысла, т.е. от жизненно-практического уровня мировоззрения.

В философии взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно под влиянием традиции, обычаев, жизненного опыта человека, а рационально-теоретический уровень мировоззрения создается сознательно, как результат особой профессиональной деятельности — философской.
Типы мировоззрения – известные исторически способы осмысления мира, системы взглядов на мир.
Мифологический тип мировоззрения - исторически древнейший. Отличительные особенности: миф универсален, удваивает мир в представлении человека, принимается на веру.

Религиозный тип мировоззрения – исторически возник позднее мифологического. Отличительные особенности: удваивает мир, знания принимаются на веру – сходство с мифологическим типом мировоззрения, все знания и представления о мире элитарны, т.е. Не общедоступны – сходство с философией.

Философский тип мировоззрения – исторически позднейший. Отличительные особенности: главная цель – поиск истины, философские представления о мире элитарны, т.е. Доступны не всем.
Философия как тип мировоззрения возникла значительно позднее других известных нам исторических способов осмысления мира.

Так, древнейшая форма мировоззрения – мифологическая, – возникает еще на заре человечества. Человеку свойственно задаваться вопросами о происхождении мира и всего, из чего этот мир состоит: откуда в мире взялись Солнце, звезды, Луна, Земля, вода и, наконец, каково происхождение на земле человека. На все эти вопросы в древнейшие времена призваны были отвечать мифы. Поэтому у всех народов обязательно есть мифы о сотворении мира, человека, и т.д. Особенности мифа как мировоззрения состоят в следующем: во-первых, миф универсален, т.е. для его понимания не требуется никакой специальной подготовки, никаких специальных знаний. Это что-то вроде сказки, одинаково интересной как для детей, так и для взрослых, но, в отличие от сказок, миф дает человеку самые необходимые объяснения для жизни в этом мире, полном загадок и тайн. Во-вторых, миф как бы удваивает мир, т.е. параллельно с миром материальным в нем обосновывается существование мира потустороннего, наполненного жизнью и потому столь же реального в представлениях человека, как и мир видимый (мир богов, духов, русалок, домовых, леших и т.д.). Мифологические представления о мире невозможно проверить, да они и не призваны рационализировать мышление человека, предполагается, что слушатель будет верить этому повествованию, что называется, «на слово».



Практически параллельно мифологическому существует и другой тип мировоззрения – религиозный. Он во многом похож на мифологию. Так, например, религиозное мировоззрение также удваивает мир, т.е. предполагает наряду с миром материальным обязательное существование мира потустороннего, мира богов и духов. Кроме того, религиозные представления о мире также не подлежат проверке, т.е. религия, как и мифология, предполагает веру человека в те знания и представления, которые ему преподносятся в готовом виде. Однако у религиозного представления о мире есть уже принципиальное отличие от мифов – если миф универсален (см. выше), то религия предполагает, в большинстве случаев, наличие служителей культа. Для нас не принципиально, как этот служитель называется – шаман, падре, рабби или еще как-то. Смысл всегда один: подразумевается, что этому человеку в большей степени доступны знания для общения с потусторонним миром и потому простой человек всегда вынужден прибегать к помощи служителя культа, как к посреднику между миром материальным, «этим», и потусторонним, «тем». Таким образом, религиозный тип мировоззрения уже частично, в какой-то степени, элитарен, т.к. не все знания и представления о мире человеку доступны без специальной подготовки (уровень богословия).

Однако жизнь не стоит на месте, и постепенное накопление все новых представлений и знаний о мире стало причиной возникновения совершенно нового типа мировоззрения – философского. Каковы же его отличия?

Во-первых, для философии принципиально важной посылкой является провозглашаемая ею цель – поиск истины об устройстве мира, его основаниях, месте человека в мире и т.д. Это значит, что по мере накопления новых знаний философия готова меняться, т.к. любые философские представления базируются на каких-либо доказательствах, а не принимаются на веру.

Второе важное отличие философии, хотя это и роднит, в какой-то степени, философское и религиозное мировоззрение, заключается в ее элитарности, то есть, философское знание доступно не всем. Однако, в отличие от религии, где в знания «не для всех» сознательно не посвящают людей, философские представления о мире не доступны большинству по той причине, что предполагают совершенно определенный тип мышления, способный к максимальным обобщениям, высокую степень абстракции и умение улавливать основные смыслы бытия даже за повседневными явлениями.



  1. Структура и основные характеристики философского знания.

Все многообразие философских проблем можно свести к пяти основным группам: онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии. Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания.

Онтология — философское учение о бытии и сущем.

Гносеология — философское учение о познании.

Аксиология — философское учение о ценностях.

Праксеология — философское учение о действии.

Антропология — философское учение о человеке.
Все разделы философского знания сосуществуют в каждой конкретной философской теории: например, невозможно построить концепцию действия — праксеологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысль на проблемы познания и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие философские темы, а гносеология, как говорил Иммануил Кант, возникла из потребности решить антиномию человеческой свободы, т.е. из антропологии и онтологии.

Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в философском знании существуют исследования, напрямую связанные с конкретной частью духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, которые формулируются в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.


  1. Основные философские школы и направления, критерии их классификации.


К настоящему времени философия прошла в своем развитии свыше двух тысяч лет, за которые сформировалось множество направлений и школ, отстаивающих свою оригинальную позицию по вопросам познаваемости мира, человека, общества, культуры. К историческим типам философии относят: античную, средневековую, философию эпохи Возрождения и Просвещения, философию Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию и постнеклассическую.

Античная философия представлена такими направлениями и школами, как
ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.

Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления - патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).
В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию человеческого», в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, МарсилиоФичино, ПьетроПомпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, БернардиноТелезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).