Файл: Философия, ее предмет и функции. Философия слово греческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 14 в. происходит подъём номинализма. Крупнейший представитель этого времени – Уильям Оккам, – выступал против церкви, пытался доказать, что бытие бога – предмет религиозной веры, а не философии, которая опирается на доказательства. Его номинализм был двойственным. С одной стороны, он развил плодотворное учение об опыте как источнике познания, с другой – ограничил средства познания только «знаками».
Таким образом, несмотря на гнет церковной идеологии, особенно в позднем средневековье не прекращалась борьба за самостоятельность философии и науки. Кроме того, происходил постепенный процесс накопления знаний, особенно в практике мастеров-ремесленников, которые в отличие от рабов античности имели высокий социальный статус. Например, высокая культура и развитая наука была в странах Средней Азии, и Востока. Наиболее выдающимися учеными были: Фараби (870-950), Бируни (973-1048) и Ибн-Сина (европейское имя Авиценна 980-1037). Они внесли крупный вклад в развитие философии, медицины, математики, астрономии и др. Современный исследователи, данной эпохи считают, что «темному» средневековью мы обязаны не меньшим количеством изобретений, чем «просвещенной» античности. Именно к классическому средневековью относятся: такие достижения, как умение ходить под парусом против ветра, стойловое содержание скота, применение удобрений, изобретение очков т.п. Таким образом, значение этого периода в развитии философии не стоит преуменьшать. Схоласты в меру своих сил развили логику, понятийный аппарат философии, а особое внимание мыслителей этого периода к толкованию текстов дает право рассматривать их как предшественников современной герменевтики.
В условиях 13-14 веков стали созревать предпосылки для возникновения нового понимания: природы и общества, обусловленные зарождением новых буржуазных общественных отношений.
- 1 2 3 4
Характерные черты и направления философии Нового времени.
Новое время (XVII в.) знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики. Это диктует и основную проблему философии, главным становится поиск универсального метода и создание универсальной науки. Новое время провозглашает науку самой важной деятельностью человека, по мнению философов, именно наука может избавить человечество от всех бед и страданий — болезней, нищеты, социальной несправедливости и даже от смерти. Такая наука должна охватывать все, что существует, а ее метод должен гарантировать получение вечной и неизменной истины. Даже сама философия в XVII в. понимается как универсальная система окончательных научных истин, которая будет от поколения к поколению прирастать новыми знаниями и давать ответы на все возможные вопросы.
Фрэнсис Бэкон полагал, что развитие науки позволит человечеству решить все проблемы — экономические, социальные и этические. Философ понимал науку как покорение природы. Бэкону принадлежит реплика, которая в зримой форме выражает идеологию Нового времени: «Природу следует загнать собаками, вздернуть на дыбу, изнасиловать, ее нужно пытать, чтобы заставить выдать свои тайны ученым, ее нужно превратить в рабу, ограничить и управлять ею». Фрэнсис Бэкон задумал масштабную философскую программу «великого восстановления наук», ему удалось создать развернутую классификацию наук и обосновать индуктивный метод.
В философии Нового времени сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм.
Представители рационализма (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц) утверждали, что истинное знание невозможно получить из опыта, потому что опыт обманывает, достоверное знание выводится из разума, поэтому мышление является главной познавательной способностью человека. Рене Декарт предложил теорию «врожденных идей» для объяснения того, как происходит познание. Источником врожденных идей является бог, но это не Бог религии, а методологический принцип, который выражает модель абсолютного знания и стимулирует человеческое познание. В интеллекте изначально заложены всеобщие и необходимые истины, а само мышление действует наподобие духовного автомата
, т.е. «производит» истину по заранее установленным правилам. Достоверное знание выводится дедуктивным путем из абсолютно истинных посылок. Декарт допускал, что знание, конечно, можно получить и из опыта, но опыт приводит к ошибкам и не гарантирует истины и достоверности.
Представители эмпиризма (Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс), напротив, считали, что источником познания является опыт, а все знания человек получает с помощью органов чувств. Душа человека — чистая доска (tabula rasa), на которой природа пишет свои письмена, т.е. знания. Джон Локк(XVII в.) выступил против теории «врожденных идей» Рене Декарта. Локк утверждал, что все знание происходит из опыта внешнего — данные органов чувств, и внутреннего — рефлексии. Критерием истины также является опыт.
Идеалистическая версия эмпиризма называется субъективным идеализмом. Его представители (Джордж Беркли и Дэвид Юм) отождествляли опыт с ощущениями, поэтому тезис эмпиризма — «все из опыта» — в их интерпретации звучал как «все из ощущений». Аргументы субъективные идеалисты приводили такие. Все, с чем человек сталкивается в опыте, это только его собственные ощущения, ничего, кроме них, невозможно знать. Поэтому человек познает не вещи, как они существуют сами по себе, а только свои ощущения вещей. На этом основании субъективные идеалисты сделали вывод, что философия и наука, признающие существование вещей вне ощущений, строятся на иллюзиях и фикциях ума. Такими фикциями Беркли и Юм считали материю, субстанцию, причину, следствие, необходимость и предлагали отказаться от этих ложных понятий. В конце концов субъективный идеализм привел к солипсизму, утверждающему, что существует только «я» человека, а мир — производное от этого индивидуального сознания.
Идеалу универсальной философии, созданному в Новое время, следовали и философы Просвещения (XVIII в.). Говоря о философии Просвещения, имеют в виду, как правило, идеи французских философов Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Монтескье, Жюльена Ламетри, Поля Гольбаха, Клода Гельвеция и др. Дух Просвещения наиболее полно выразился именно во французской культуре, но это явление не ограничивается только пределами Франции.
Просвещение заимствует из Возрождения культ человека, из Нового времени — культ науки и разума, дополняет их верой в неограниченный прогресс, идеей всеобщего равенства людей перед законом и принципом историзма в мышлении. Характерная черта философии XVIII в. — оптимизм.
В размышлениях о природе просветители придерживаются принципов детерминизма и механистического материализма. Природа предстает как часовой механизм, который можно разобрать по винтику, а затем вновь собрать в нужном виде. Человек тоже предстает как вещь. Самые характерные примеры в этом смысле — произведение Жюльена Ламетри, которое так и называется «Человек-машина», и высказывание Дени Дидро о том, что мозг вырабатывает мысль, так же как печень желчь.
Но не все просветители были настроены столь радикально, как Ламетри и Дидро. Франсуа Вольтер считал, что сознание — это свойство материи, присущее только живым телам, а способностью мыслить материю наделил Бог. Вольтер полагал, что Бог создал мир, но после творения в дела мира более не вмешивался. Такой философский принцип называется деизмом. Деистической позиции придерживались Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо и др. Многие философы той эпохи критиковали церковь, но оставляли за религией функцию поддержания нравственности.
Еще одна общая тема философии Просвещения — справедливое и разумное государственное устройство. Многие философы разделяли идею естественного права. Под естественным правом понимаются права людей, данные им от природы, которые должны выражаться в законах. Веком ранее эту концепцию развивал Джон Локк, но в эпоху Просвещения абстрактная, как казалось, идея стала орудием борьбы против феодализма. Ее продвигали Жан Жак Руссо, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Поль Гольбах.
Грандиозным культурным проектом Просвещения стала «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», в ней планировалось собрать и перечислить в алфавитном порядке все достижения и знания человечества. Вдохновителем и руководителем проекта был Дени Дидро, и почти все философы-просветители приняли участие в составлении «Энциклопедии».
Многие идеи Возрождения и Нового времени просветители довели до абсурда. Так, панацеей от всех бед человечества они провозгласили распространение научных знаний. Мысль, что знаниями можно злоупотребить или что они могут быть ошибочными, просветители отвергали. Пафос переустройства жизни на разумных началах в конце XVIII в. обернулся ужасными событиями, сопровождавшими Великую французскую революцию. Именно это историческое событие впервые пошатнуло слепую веру в научный разум и его безграничные возможности.
-
Общая характеристика немецкой классической философии.
Великие представители немецкой классической философии (XVIII в. — первая треть XIX в.) — это Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах. У этих философов разные учения и идеи, но их объединяют мировоззренческие принципы, проблемы, над которыми они размышляют, и характер ответов на основные философские вопросы. Более того, каждая следующая философская система немецкой классики логически продолжает предыдущую. На немецкую классическую философию оказали влияние идеи Нового времени, Просвещения и немецкий романтизм. Немецкие философы переосмысли проблемы природы и возможностей разума, подлинного и неподлинного бытия, по-новому поставили вопросы о задачах философии и особенностях философского метода. Можно сказать, что немецкая классическая философия представляет собой грандиозную попытку реабилитировать научный и философский разум после неудачи Просвещения, попытку, которая оказала существенное влияние на всю последующую европейскую философию.
Уже в первой системе немецкой классической философии в трансцендентальном идеализме Иммануила Канта предложено новое представление о природе, возможностях и задачах разума. Кант первым продемонстрировал, как можно построить теоретическую науку и где пролегают ее границы. Этот великий философ первым задумался о границах познающего разума, ввел в философию понятие возможного опыта, преодоление границ которого приводит разум к противоречиям.
Кант утверждал, что основу для достоверного познания создают априорные формы. Априорный означает «существующий до опыта». Априорными формами чувственной познавательной способности являются пространство — форма, которая позволяет воспринимать предметы один подле другого, и время — форма, которая позволяет воспринимать предметы и явления, как следующие друг за другом. По мнению Канта, представления о протяженности и длительности невозможно извлечь из опыта, эти формы существуют до всякого опыта, но впервые они проявляют себя именно в опыте.