Файл: Философия, ее предмет и функции. Философия слово греческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главная идея — идея блага, причина всего правильного и прекрасного, от блага зависят истина, добро и красота. Истинное знание возможно только об идеях, а источник этого знания — душа человека, точнее ее воспоминания о мире идей, в котором бессмертная душа пребывает до того, как попадает в тело. Иными словами, истинное знание всегда с человеком, остается только о нем вспомнить. Сам человек, будучи единством души и тела, сродни чувственным вещам. Душа — это бытие в нем, а тело — материя и небытие. Очищение от материального и телесного необходимо, чтобы душа могла вновь воспарить в мир идей и созерцать их.

В соответствие со своей философией Платон предложил концепцию идеального государства. По мнению философа, государство появляется, когда каждый человек по отдельности не может удовлетворить свои потребности. Государство может быть мудрым и справедливым, если в нем правят мудрые и справедливые правители — философы. Охраной государства от врагов занимаются стражи, а ремесленники и земледельцы обеспечивают всех необходимыми материальными благами. У каждой из трех каст — философов, стражей, ремесленников и земледельцев — свое воспитание, поэтому переход из одного сословия в другое приносит один только вред.

Аристотель (IV в. до н.э.) раскритиковал платоновскую теорию идей. «Платон мне друг, но истина дороже», — заявил Аристотель и предложил свою философию сущего — учение о четырех причинах. Аристотель утверждает, что формальная, материальная, действующая и целевая причины исчерпывают все возможные причины. Материя создает пассивную возможность для возникновения вещей, это субстрат вещей. Форма — первообраз вещи, превращает в действительность то, что дано в материи как возможность. Действующая причина обеспечивает движение в мире, а целевая определяет то, ради чего все в мире существует. Действующую и целевую причины можно свести к понятию формы, тогда остаются две причины: материя и форма. Форма — первична, она суть бытия, а материя — лишь материал для оформления.

Неоценим вклад Аристотеля в создание формальной логики. Философ считал, что логика связана с учением о бытии. Бытие и мышление тождественны, поэтому логические формы есть в то же время и формы бытия. Аристотель различал достоверное знание — аподейктику, и мнение — диалектику. Аподейктика — это строго необходимое, дедуктивное знание, которое можно логически вывести из истинных посылок, а инструмент такого вывода — силлогизм, т.е. вывод из двух истинных суждений третьего по определенным правилам. В философии все посылки, из которых происходит вывод, усматриваются умом. Однако они не даны от рождения. Чтобы получить истинные посылки, нужно собирать факты. Общее, по мысли Аристотеля, существует в единичных вещах, которые воспринимаются органами чувств. Таким образом, общее можно постигать через единичное, а способ познания — индуктивное обобщение. Платон считал, что общее познается до единичного.


Эллинистический этап античной философии (IV в. до н.э. — V в. н.э.). Основными школами этого периода являются: эпикурейцы, стоики, скептики, киники, неоплатоники. Основные темы, которые обсуждают философы эллинистической эпохи, — это проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, устройства космоса и мистических отношений с ним человека. Во всех школах отрицается наличие универсальных и устойчивых начал морали, государства, да и космоса тоже. Философы учат не столько тому, как достичь счастья, сколько тому, как избежать страдания. Пожалуй, только в неоплатонизме сохраняется учение о едином первоначале, но и это учение приобретает мистический вид. Влияние неоплатонизма можно обнаружить в некоторых системах средневековой исламской философии, но европейской христианской философии оно было чуждо. На становление христианства оказало влияние другое учение греков — стоицизм.

Независимо от этапов развития античная философия едина, а ее главной особенностью является космо- и логоцентризм. Логос — центральное понятие древней философии. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, таким же упорядоченным и гармоничным предстает античный человек. Зло и несовершенство, по мнению греческих философов, происходит от недостатка подлинного знания, а его можно восполнить с помощью философии. Можно сказать, что древние мыслители пытались «заговорить» мир, убрать из него хаос, несовершенство, зло и небытие, а универсальным средством для этого выступала философия.


  1. Общая характеристика средневековой философии.



Характер эпохи
Период средневековья охватывает около 1000 лет – с 4 в. до 14 в. Феодальное общество, сменив рабовладельческое, выработало совершенно иные принципы духовной культуры, что в свою очередь отразилось на понимании задач философии. Характерной особенностью средневековой культуры было ведущее положение церкви и абсолютное господство религиозной идеологии. Религиозная картина мира опиралась на догмы христианской веры и повседневный опыт средневекового человека. Для религиозного мировоззрения был характерен примат веры над знанием и религиозного чувства над разумом.



Поскольку в христианской традиции считалось, что все основные знания о мире, необходимые человеку, изложены в Библии, то совершенно особое положение в эту эпоху занимает толкование текста. В связи с этим, принципиальное значение для средневековой философии имел спор между номиналистами(Аксельм Кентерберийский, Фома Аквинский) и реалистами (Пьер Абеляр, Вильям Оккам). Суть разногласий касалась корректности понимания понятий (универсалий) как самостоятельно существующих или находящихся только в мыслях человека.

Защита религии требовала привлечения, разума для оправдания веры, что привело к появлению схоластики - основной формы, в которой существовала средневековая философия, и наука. Центральным для схоластики был вопрос о природе универсалий. Решение этого вопроса было одновременно и своеобразной формой решения основного вопроса философии. Средневековая схоластика выработала различные типы этого решения: от откровенно мистического и идеалистического до близкого к материалистическому пониманию. На протяжении нескольких столетий в философии шла борьба по вопросу о сущности отношения общего к единичному или спор об универсалиях. Одно из направлений - номинализм утверждал, что общие понятия не существуют реально и являются вторичными, представляя собой лишь названия предметов и явлений, природы. Номинализм представлял собой зародыш материалистического направления в схоластике. Это учение вело к подрыву церковных догм.

Второе направление - реализм утверждал, что общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально. Реализм был философской основой католицизма и господствующим направлением, в схоластике. Борьба номинализма и реализма была своеобразной формой борьбы материализма и идеализма в условиях господства церковной идеологии в период средневековья и феодализма.


Развитие европейской схоластики
Медленные темпы исторического развития феодального общества спо­собствовали возникновению неправильного представления о нем как о периоде полного застоя и регресса. В действительности' же научные и философские знания, накопленные в эпоху рабовладельческого строя, были, во многом со­хранены в странах Востока и, хотя и медленно
, но развивались в новых услови­ях феодального общества.

Крушение Римской империи сопровождалось в Западной Европе снижением уровня образованности. Его хранителем выступала церковь, которая враждебно относилась к материализму. Из сохранившегося философского наследия усваивались главным образом, идеалистические построения. Христианству при­ходилось вести борьбу с язычеством, в результате чего возникла литература апологетов (защитников) христианства и позднее возникла патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства.

Августин (354-430) - самый видный представитель патристики, сформулирован все основные философско-теологические положения христианства, которые оказывали большое влияние на развитие философии вплоть до 13 в.

Основные его идеи: Бог есть высшее бытие. Главная теологическая, проблема - сущность Бога, который является сверхприродным существом и не нуждается в материи. В Боге пребывают вечные и неизменные идеи, которые обеспечивают в мире порядок. Важной идеей у него является мысль о человеческом духе. Душа творится Богом, и после смерти ждет страшного суда, затем Бог снова соединяет тело с душой. Это отличие от идей Платона - душа индивидуальна и не переселяется в другие тела после их смерти.

В познании отвергает чувственное знание, бестелесная душа является носительницей знания, оно есть результат озарения Богом души. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Человек не может предвидеть ход событий.

Августин создает «философию истории» - он дает всемирно историческую картину развития человечества, единства человеческого рода (от Адама и Евы). В своем трактате «О граде божьем» он представляет всю историю человечества как борьбу «двух градов». Град земной - это государственность, основанная на любви к себе, это «большая государственная шайка», которая держится: на насилии и завоеваниях. «Град божий» - это духовная общность, основанная на любви к Богу. Бог направляет ход истории и ведет к победе «божьего государства» над светским. Здесь есть подобие социального прогресса, но в религиозно-теологической форме. Высшее выражение небесного царства - это церковь, но и она несовершенна. Земная церковь только приготовление к небесной.

В учении Августина отразились глубокие противоречия уходящего рабовладельческого общества и трудности рождения нового феодального общества.

Главным направлением в развитии философии феодального общества была
схоластика (от греч. schole - школа). Она преподавалась в школах и университетах. Главным вопросом для схоластики было отношение знания к вере. Схоласты исходили из тезиса о первенстве и превосходстве веры над разумом. Вершины развития схоластика достигла в 13 в. В это время растут города, расширяется торговля, знакомство с культурой Востока, возникают ереси, церковь пытается этому противостоять, в частности, приспособить авторитет Аристотеля для защиты догматов церкви.

Фома Аквинский (1225-1274) - наиболее крупный схоласт, выступивший с философским обоснованием догматов Священного писания. Учение этого схоласта - томизм, представляет собой эклектическое сочетание идеалистически фальсифицированной философии Аристотеля с христианским учением. Причиной возникновения и развития всего сущего Аквинский считал Бога, который представлял у него чистую форму. Здесь он придерживается учения. Аристотеля, но устраняет из него все элементы материализма. У Аквинского мало истинного философского духа. Его не интересует исследование, результат которого заранее знать невозможно. Прежде чем начать философствовать, он заранее знает истину, которая дана ему в виде божественного откровения. Ему лишь остается подыскивать аргументы для подтверждения этой истины.

Цель учения Аквинского - это дать отпор материализму с позиций религии, показать, что вера и разум не только отличаются друг от друга, но и образуют единство, гармонически согласуются между собой. Но, двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматами веры, а в божественном откровении не может быть ничего ошибочного и ошибается, всегда разум, а не вера, философия, а не богословие.

Аквинский использовал в интересах церкви идеалистическую непоследовательность Аристотеля, слабые стороны его учения. Был сторонником реализма, т.е. наиболее близкого к идеализму направления. Он попытался теоретически обосновать служебную роль философии, по отношению к теологии. В 19 в. учение Фомы Аквинского было объявлено официальной философией католической церкви и в 20 в. под названием неотомизм стало наиболее влиятельным философским учением и получило широкое распространение в странах католицизма. Период 13 в. был вершиной, развития западной схоластики. Причиной этого было бурное развитие общественной жизни, рост городов и ремесленни­ков, расширения торговли и совершенствования техники. Появляются крупные ученые, например, Роджер Бэкон, который выступал против церкви, социальных основ феодального общества, против римского папы. Фигура эта противоречива, как и сама эпоха. В науке он был впереди своего времени, а в философии выступает как схоластик и считает, что она должна защищать религиозную веру.