Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Развитие педагогической мысли в Византии.
В 4-5 веках в Византийской империи научную и учительскую деятельность осуществляли эллинистически образованные философы, риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в области педагогических знаний. По характеру своей образованности они мало отличались от своих предшественников - риторов античного мира. Отличия стали очевидными лишь в 6-7 веках. Специфика византийской педагогической мысли заключалась в слиянии и переплетении античных педагогических идей с представлениями о воспитании человека, деятелей и мыслителей восточной православной церкви. Эта двойственность педагогической мысли и всего мышления людей того времени - характерная черта тысячелетнего существования Византийской империи. Христианские мыслители ранневизантийского периода были людьми с эллинистическим образованием, полученным в лучших школах Малой Азии, Сирии, Афин и Константинополя. Все античные воззрения на воспитание им были хорошо известны, как и практика эллинского воспитания. В то же время они продолжили линию педагогической мысли Климента Александрийского, Оригена и других христианских мыслителей римской эпохи .Самыми известными отцами церкви христианского Востока того времени, высказывавшими много педагогических соображений, были Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.Христианские мыслители 4 века рассматривали человеческое тело как вместилище души. Высшее в душе, по их мысли, - ум, «душевная прозорливость», открывающие путь к познанию Бога. Душевные способности необходимо не только воспитывать, но и направлять к достижению истинных, высших целей, поскольку в реальной жизни способности человека становятся «благом или злом» в зависимости от их применения в конкретной ситуации .Огромное влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли оказал Иоанн Златоуст, один из наиболее известных проповедников идей восточной христианской церкви. Им пропагандировались, с учетом античного наследия, такие методы воспитания, как наставление и беседа. Почти сразу же после его смерти, в начале 5 века, он был назван «вселенским учителем и святителем», однако полной славы достиг в 7 века.В деле воспитания, считал Иоанн Златоуст, обращаться необходимо к самому божественному в человеке, к тому, что отражает Образ Божий - свободу Воли, нравственность. Вследствие такого подхода он порицал применение в воспитании методов авторитарного давления, принуждения и отдавал предпочтение увещеванию, совету, предостережениям.Максим Исповедник продолжил линию на соединение эллинистических и христианских педагогических идей. Проблеме воспитания человека в его философско-богословском наследии уделено центральное внимание. По традиции, идущей от античного мира, человека он рассматривал как микромир, как
связующее звено между телесным и духовным, т.е. божественным миром. Отсюда следовал вывод, что человек должен формироваться гармонично. От достижения внутренней гармонии в человеке зависят равновесие и порядок во внешнем мире, во всей Вселенной. Этот подход отводил воспитанию новую роль, видя его цель в поэтапном соединении, слиянии человека с Творцом. Содержание образование обнимало «весь мир» и находило свое выражение в Логосе - Божественном слове.
Интересные педагогические мысли содержались в трудах Иоанна Дамаскина, выдающегося мыслителя Византии. Иоанн Дамаскин справедливо считается первым христианским средневековым ученым-схоластом. Идеи, высказанные им в трактате «Источник знания», повлияли на западноевропейское богословие.. Этот трактат представлял собой собрание философских, богословских и педагогических идей, в котором развивалась мысль о необходимости универсального, энциклопедического и богословского образования.Большое внимание вопросам воспитания уделял византийский патриарх Фотий, наставник Кирилла и Мефодия - славянских первоучителей - организатор школьного дела. Педагогические высказывания Фотия можно считать типичными для эпохи Средних веков.Симеон Новый Богослов - византийский религиозный деятель мистического направления, философ и поэт - продолжил восточно-христианскую традицию в развитии педагогической мысли. В отличие от Фотия, он отрицательно относился к светской образованности, хотя сам получил блестящее образование в константинопольской школе, где светские и духовные знания не противопоставлялись. Симеон негативно относился ко всему светскому, отрицая эллиническую школу как образовательное учреждение и ратуя за монастырское обучение.Крайностям монастырских форм религиозного воспитания и обучения противостоял философ Михаил Пселл. Признавая учение о двух природах человека - земной и небесной, он считал, что образование человека должно проходить два последовательных этапа: изучение наук и низшей природе, завершающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии].Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли можно считать Георгия ГемистаПлифона, в некоторой степени отходившего от идеалов христианства. Он родился в Константинополе, но его деятельность проходила в западной части Византийской империи - Мистре,
бывшей древней Спарте, которая в 15 веке стала одним из центров византийской гуманистической культуры. Возникший вокруг Плифона кружок посещали и византийские, и малоазийские, и итальянские гуманисты. Цель воспитания - достижение совершенства, отклоняясь от которого человек впадает во зло. Образованность человека он тесно связывал с его воспитанием, считая, что путь победы зла в себе равен пути развития своих умственных способностей и душевных сил: достижение поставленной цели воспитания невозможно без усилий самого человека.
7. Школа и педагогическая мысль в средние века
Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) — составляет эпоху средних веков, когда в сфере образования господствовали духовные феодалы — «князья церкви».
Они владели основным источником богатства и властью в эту эпоху — огромными земельными наделами.
С установлением монополии церкви на образование в Западной Европе основными типами школ стали:
приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян;
монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала;
соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.
Во всех этих школах дети 7—15 лет обучались грамматике, риторике и «диалектике», а в более крупных учебных заведениях такого типа, наряду с указанными предметами, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью, музыка - в сумме своей «семь свободных искусств».
С Развитием мануфактур, ремесла и торговли, с ростом городов стали возникать в XIII—XIV вв. новые типы учебных заведений:
Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников.
Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей.
В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.
Рыцарская система воспитания (обслуживала интересы феодалов): Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах.
В XII—XIII вв. в результате расширения торговых связей, развития мануфактур в духовную жизнь Западной Европы стала проникать арабская культура стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным, появляются первые университеты.
Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV—XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации, в решительном отказе от характерной средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима.
К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования — классического. Оно было порождено возросшим в эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия.
8. Деятельность светских учебных заведений (9-16 вв). Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки
В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления. Ректора в этих университетах не назначали, а выбирали. Университеты имели свой суд, которым присуждались ученые степени и т.д. Каждый университет вырабатывал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке – в Праге, Варшаве, Кракове. Средневековый университет, как правило, имел 4 факультета: артистический, где изучались «семь свободных искусств» (Последовательность преподавания свободных искусств.Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрономия и музыка (гармоника)).Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.). Далее можно было продолжить образование на богословском, юридическом, медицинском факультетах, где срок обучения составлял 6-7 лет. Эти средневековые учебные учреждения обычно не были зависимы от городских властей: как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Университеты постепенно становились центрами средневековой науки, но она находилась еще в «пеленках» богословия и только начинала освобождаться от них.
В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия — уже 79.
Наиболее громкой славой пользовались Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Многие из них су-ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.
9. Реформация и ее политика в области образования.
На рубеже XV-XVI вв. гуманистическая мысль уже не только итальянская, а и охватывающая территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и стран Пиренейского полуострова, становится ведущей идеологией эпохи. И именно в этот период она вступает в непримиримые противоречия с набирающим силу реформационным движением, борющимся с католицизмом.
Несмотря на то, что как Возрождение, так и Реформация выступали против идеологии и институтов феодализма. Движение Реформации связано с именами немецкого деятеля Мартина Лютера (1483-1546), французского реформатора Жана Кальвина (1509-1564) и швейцарца Ульриха Цвингли (1484-1531), хотя рычагом этого движения выступала Германия. Реформация, направленная против средневековой католической церкви, требовала перестройки религиозного сознания масс в духе христианского вероучения. Ее идеологи выступали за упразднение церковной обрядности, за изучение и осмысление человеком Библии без посредничества церкви и священнослужителей.
Внутри реформационного движения наметились два направления — бюргерское, выражавшее интересы буржуазии (М. Лютером), и крестьянское, возглавляемое революционно настроенным Томасом Мюнцером (ок.1490-1525). В целях распространения своего религиозного учения деятели Реформации широко развернули организацию учебных заведений, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий. Обучение осуществлялось на родном языке, что в значительной степени облегчало усвоение знаний. Провозглашенная обязательной начальная школа была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался крайне низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась религиозному воспитанию. Сравнительно автономная прежде от церкви начальная школа теперь попадала в прямую от нее зависимость. Если начальная школа решала простейшую задачу — научить читать и понимать Библию, то перед средней школой стояла более серьезная задача — с помощью хорошо организованной системы воспитания и образования подготовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества, готовых служить интересам протестантской Германии.