Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине клиническая фармакология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
фармацевтические; -
фармакогенетические; -
аллергические; -
мутагенные; -
синдром отмены.
-
Развитие острого внутрисосудистого гемолиза при приеме сульфаниламидов – пример побочной реакции:
-
тахифилаксии; -
псевдоаллергической реакции; -
идиосинкразии; -
аллергической реакции; -
массивного бактериолиза
-
Укажите ЛС, способное вызвать обострение порфирии:
-
диклофенак; -
карбамазепин; -
метоклопрамид; -
все варианты ответов верны;
-
Побочными эффектами, зависящими от дозы препарата являются следующие:
-
фармакодинамические; -
аллергические; -
токсические; -
фармакоэкономические; -
фармакокинетические.
-
Какие из нижеследующих категорий нежелательных лекарственных реакций включают все классификации:
-
фармакодинамические (бронхоспазм при приеме бета-адреноблокаторов) -
токсические (ото- и нефротоксичность аминогликозидов) -
аллергические, псевдо-аллергические, идиосинкратические -
вторичные (суперинфекции при приеме антибиотиков) -
синдром отмены (клонидин) -
вызванные лекарственным взаимодействием -
все перечисленные
Ситуационные задачи
Задача 1
Пациент 64 года, страдает хронически бронхитом курильшика в течение 15 лет. Поповоду гипертонической болезни и депрессии были назначены метопролол 50 мг/сутки и флуоксетин 20 мг/с. Обратился с жалобами на одышку с затрудненным выдохом, общую слабость, головокружение, ощущение замирания в сердце. На ЭКГ зарегистрированы брадикардия, АВ-блокада 2 ст. АД 90/60 мм.рт.ст.
Вопросы
1) С каким препаратом связано возникновение указанных симтомов, указать механизм развития.
2) Каким образом взаимодействие препаратов флуоксетина и метопролола могло привести к возникновению указанных побочных эффектов
Задача 2
Больной, женщине 56 лет, для лечения прогрессирующего ревматоидного артрита назначен преднизолон. Одновременно пациентка продолжает получать назначенный ранее препарат Лозап Плюс (лозартан и гидрохлортиазид). До назначения преднизолона принимала в течении месяца Вольтарен (диклофенак натрия), который в данное время отменен. В семейном анамнезе – язва желудка у отца и брата. Спустя 2 недели от начала курса ухаживающим родственником предъявляются жалобы на эпизоды неадекватного поведения больной. Сама больная предъявляет жалобы на одышку, учащенное мочеиспускание.
Вопросы:
- Могут ли быть связаны с приемом преднизолона указанные симптомы? Следует ли в этом случае отменить лечение?
- Какие предсказуемые побочные эффекты преднизолона могут развиться у больной? С учетом анамнеза, риск какого побочного действия повышен, и в связи с чем? Какие мероприятия при этом могут быть показаны?
- Представители семейства ГКС для системного применения (международные названия). Какие основные направления применения есть у этих средств?
Задача 3
Больная, девочка 6 лет, находится с матерью в аллергологическом отделении с целью обследования и коррекции лечения. Наблюдается с бронхиальной астмой легкого течения на протяжении 2 лет, за которые отмечено отсутствие положительного эффекта от проводимой терапии; частота приступов – около 6-7 р/год, длительно получала Кромогексал (кромогликат натрия, раствор для ингаляций) и Беродуал для снятия приступов. В связи с подготовкой к школе решено начать терапию ИГКС (беклометазон, индивидуальный дозированный аэрозоль). В течении недели выяснилось, что мать отказывается давать ребенку средство, опасаясь побочного действия гормона.
Вопросы:
1. Показан ли в данной ситуации препарат, и какова цель его применения? Превышает ли польза от его применения риск и тяжесть побочного действия. Есть ли (и какие) у выбранного средства преимущества и недостатки по сравнению с использовавшимся Кромогексалом (сравнительная эффективность и безопасность). Возможное побочное действие ИГКС.
2. Средства для лечения заболеваний с бронхообструктивным синдромом: названия фармакологических групп (примеры представителей – международные названия), предназначение и способы (по формам выпуска) их применения. Безопасность и возможности к применению при беременности.
Задача 4
Больная, подросток 17 лет, находится в кардиоревматологическом отделении по поводу артериальной гипертензии с повышениями АД до 160/90. При поступлении в качестве медикаментозной терапии назначен атенолол, после начала применения которого давление остается в пределах 140/80, ЧСС = 50-60/мин. Эндокринологом по заключению консультации в связи с установленным диагнозом рекомендован прием таблеток Анаприлина. Препарат внесен дополнительно в план назначений дежурным врачом. На следующий день отмечены слабость, головокружение, 2-хкратная кратковременная потеря сознания; АД = 120/80, ЧСС = 42/мин
-Вопросы:
1..К каким фармакологическим группам относятся Атенолол и Анаприлин? Краткая характеристика этих антигипертензивных средств (прочие представители, сфера применения, побочное действие, противопоказания).
В чем заключается состояние больной и чем оно вызвано? Что может быть использовано для оказания помощи?
3. Последовательность действий в лечении артериальной гипертензии в плане выбора и оценки эффективности антигипертензивной терапии. Возможности комбинирования антигипертензивных средств.
Задача 5
Пациент 52 лет, страдающий артериальной гипертензией и депрессией, в течение 2-х недель принимал метопролол 25 мг 2 раза в сутки (утром и вечером) совместно с флуоксетином 20 мг 1 раз в сутки (утром). Обратился с жалобами на периодически возникающие эпизоды резкой слабости, сопровождающиеся гипотонией и брадикардией. На ЭКГ зарегистрирована брадикардия, A-V-блокада II степени.
Вопросы:
1.Какая наиболее вероятная причина развития гипотонии, брадикардии и A-V- блокада II степени у данного пациента.
2.Каков механизм возможного межлекарственного взаимодействия.
3.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?
4.Какие еще лекарственные средства могут взаимодействовать с метопрололом по подобному механизму?
5.Предложите дальнейшую тактику ведения пациента.
Задача 6
Больной Б., 48 лет, поступил с жалобами на давящие загрудинные боли, появляющиеся во время физической нагрузки, купирующиеся нитроглицерином. 3 года назад перенес инфаркт миокарда. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены, систолический шум на верхушке, частые экстрасистолы. ЧСС - 92 в мин. АД - 100/60 мм рт. ст. Печень не увеличена, отеков нет. ЭКГ - синусовая тахикардия, рубцовые изменения миокарда, частая желудочковая экстрасистолия. Назначен обзидан 160 мг/сутки, сустак-форте 19,2 мг/сутки, панангин, рибоксин.
Вопросы:
Какой побочный эффект вероятен у больного при данной комбинации лекарственных средств?
1. +брадикардия;
2.+ гипотония, головокружение;
3. тошнота, рвота, боли в животе;
4. отеки ног, одышка;
5. задержка жидкости.
Задача 7
У больного В., 48 лет, отмечаются приступы стенокардии при средней интенсивности физических нарузок. Однократный прием нитроглицерина сублингвально в прошлом привел к обморочному состоянию, в связи с чем больной в дальнейшем отказался от его применения. Сопутствующие заболевания: гипертоническая болезнь («рабочее» АД 180/100 мм рт.ст.), язвенная болезнь 12 -перстной кишки с повышенной секреторной активностью желудка, гипофункция щитовидной железы. На эхокардиографии были обнаружены признаки идиопатического гипертрофического субаортального стеноза с малой выраженностью обструкции выходного тракта левого желудочка. На момент осмотра АД 190/100 мм рт.ст., ЧСС - 72 в мин.
Вопросы:
А. Следующие препараты противопоказаны для назначения больному:
1. бета-адреноблокаторы;
2. кордарон;
3. верапамил и дилтиазем;
4+. нифедипин;
5. +каптоприл;
6. +нитросорбид.
Б. Подберите характерные побочные эффекты к препаратам из вопроса А:
а. брадикардия;
б. гипотония;
в. бронхоспазм;
г. тахикардия;
д. нарушение функции щитовидной железы;
е.перемежающаяся хромота;
ж. AV блокада;
В. Выберите оптимальную группу лекарственных средств для курсового лечения больного:
1. бета-адреноблокаторы;
2. пролонгирование нитраты;
3. кордарон;
4. +верапамил;
5. нифедипин;
6. эналаприл.
Задача 8
Больной Б., 48 лет, в течение 18 лет страдает сахарным диабетом, по поводу которого получает инсулин до 70 ЕД сутки, что поддерживает уровень гликемии в пределах 7,5-8,6 ммоль/л. В последнее время стало повышаться АД до 170/90 - 180/100 мм рт. ст., в связи с чем лечащий врач назначил обзидан в суточной дозе 120 мг.
Вопросы:
Какие побочные эффекты следует ожидать при данной комбинации лекарственных средств?
А. повышение уровня сахара в крови;
Б. понижение уровня сахара в крови.
Практические задания для проверки практических навыков
-
Анализ данных клинического обследования и дополнительных методов исследования при проведении обоснования диагноза конкретного больного -
Проведение дифференциального диагноза у конкретного больного. -
Назначение лечения с учетом фармакокинетики и фармакодинамики ЛС, оценка взаимодействия ЛС, эффективности проводимой терапии, побочных эффектов ЛС.
Тема № 5: Понятие о лекарственном формуляре лечебного учреждения.
Формы текущего контроля успеваемости - тестирование, устный опрос, решение проблемно-ситуационных задач, представление реферата и презентации, проверка практических навыков.
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Вопросы для устного опроса:
1. Понятие о лекарственном формуляре ЛУ. Его значение, критерии составления. Контроль за выполнением.
2. Рациональное использование лекарственных средств в стационаре. Правильность хранения, обоснование назначения ЛС в истории болезни, особенно дорогостоящих.
3. Правовые вопросы, связанные с закупкой лекарственных средств у отечественнных и зарубежных производителей
, а также у фирм, занимающихся крупно- и мелкооптовой поставкой лекарственных средств.
4. Организация в стационаре собственного архива по использованию лекарственных средств. Формы обучения врачей, работа с информационным материалом.
Тестовые задания
-
Разработка формулярного списка ЛС включает:
-
анализ структуры заболеваемости и состояния лекарственного обеспечения; -
отбор ЛС для формулярного списка; -
утверждение формулярного списка ЛС; -
установление поставщиков ЛС; -
штатное расписание фармацевтической службы.
-
Прямые затраты на лечение включают:
-
затраты на приобретение ЛС; -
затраты, связанные с использованием оборудования; -
затраты на оплату труда медицинских работников; -
затраты, связанные с потерей производительности; -
стоимость непроизведенной пациентом продукции.
-
Формулярный список ЛС учреждения здравоохранения является:
-
ограничительным; -
рекомендательным; -
законодательным; -
расширительным; -
определительным.
-
На какие группы делятся противомикробные ЛС, входящие в формуляр лечебного учреждения:
-
ЛС, которые может назначать любой врач самостоятельно; -
ЛС, которые могут быть разрешены к применению только после консультации с клин. фармакологом, микробиологом или другим специалистом, компетентным в области антимикробной химиотерапии -
ЛС, которые могут быть разрешены к применению только главным врачем лечебного учреждения
-
Верно ли, что рациональносоставленыйформуляр ЛС позволяет:
-
Сфокусировать внимание врачей на наиболее значимых для лечения той или иной патологии лекарственных средств -
Снизить затраты ЛПУ на приобретение лекарственных препаратов с недоказанной эффективностью, сомнительной безопасностью. -
Все перечисленное верно -
Нет правильного ответа
-
Разрешение на использование “неформулярных” препаратов в лечебном учреждении осуществляется:
-
заведующим отделением -
заведующим аптекой -
клинико-экспертной комиссией (КЭК) -
главным врачем ЛУ
-
Кто может проводить генерическую замену препаратов
-
Провизор -
Врач -
больной самостоятельно -
Медицинская сестра
-
Кто может проводить терапевтическую замену препаратов