Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты проведенной диагностики представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Протокол диагностики «Повтори ряд»



Ф.И обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Баллы

Уровень

1

Кирилл К.

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

6

С

2

Лиля К.

1

1

0

1

1

0

1

1

1

0

0

7

С

3

Дарья Б.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

В

4

Артём А.

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

8

С

5

Денис Ч.

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

5

С

6

Аким З.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Н



Полученные с помощью методики результаты наглядно представлены на диаграмме (
рис.2.2).


Рис. 2.2 – Протокол диагностики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью для определения графического навыка
По анализу диагностики 4 уровень был выявлен только у 17% младших школьников (Аким З.). У обучающегося недостаточная сформированность пространственного мышления, он испытывал трудности при копировании элементов фигур.

3 уровень был выявлен только у 34% младших школьников (Кирилл К., Денис Ч.). У обучающихся наблюдается достаточная способность к анализу и синтезу на пространственном уровне. Обучающие способены точно воспроизводить совокупность таких заданных признаков, как последовательность фигур, расстояние между ними, величину, расположение относительно оси.

2 уровень был выявлен только у 34% младших школьников (Лиля К., Артём А.). У обучающихся наблюдается высокий уровень сформированности наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, у них наблюдается способность к аналитико-синтетической деятельности, а так же способность к воспроизведению пространственных отношений в заданной последовательности фигур с опорой на образец.

1 уровень был выявлен только у 17% младших школьников (Дарья Б.).

Диагностика 3 «Зашумленные изображения» (Приложение Г)

Цель работы: выявить уровень зрительного восприятия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Описание: Обучающему объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов.

Критерии оценивания:

Высокий уровень – выделяют отдельные зрительные объекты из общего фона, выполняют задание в течении 20-25 секунд, не требуют помощи педагога, не допускают ошибки.

Средний уровень – затрудненное зрительное восприятие и узнавание, сложность в выделении отдельных объектов, допускают ошибки, но сами их исправляют, требуется помощь педагога.

Низкий уровень – не узнают предметы и не выделяют их из общей картины, требуется повторная инструкция и постоянная помощь педагога.

Оценка результатов.

10 баллов – ребенок назвал все предметы, очертания которых имеются

на

всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов – ребенок назвал все предметы, затратив на их поиск от 21

до 30 секунд.

6-7 баллов – ребенок назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов – ребенок назвал все предметы за 41-50 секунд.

2-3 балла – ребенок назвал все предметы за время от 51 до 60 секунд.

0-1 балл – за время, большее чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех предметов, «спрятанных» в трех рисунках.

Выводы об уровне развития:

10 - 9 баллов – высокий уровень;

4-8 баллов – средний уровень;

0-3 балла – низкий уровень.

Результаты проведенной диагностики представлены в таблице 2.4.





Ф.И обучающихся

Балл

Уровень сформированности

1

Кирилл К.

2

Н

2

Лиля К.

9

В

3

Дарья Б.

4

С

4

Артём А.

1

Н

5

Денис Ч.

4

С

6

Аким З.

5

С

Таблица 2.4 – Протокол диагностики «Зашумленные изображения»

Полученные с помощью методики результаты наглядно представлены на диаграмме (рис.2.3).


Рис. 2.3 – Протокол диагностики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью для определения зрительного восприятия

По анализу результатов анкетирования можно сделать вывод, что у 17 % обучающихся (Лиля К.) имеют достаточно высокий уровень зрительного восприятия, 50% обучающихся (Дарья Б., Денис Ч., Аким З.) имеют средний уровень зрительного восприятия, около 34% обучающихся (Кирилл К., Артём А.) имеют низкий уровень зрительного восприятия.


Обучающие, с низким уровнем зрительного восприятия, не могут узнавать предметы и не выделяют их из общей картины, им требуется повторная инструкция и постоянная помощь педагога.

У обучающих, со средним уровнем зрительного восприятия, затрудненно зрительное восприятие и узнавание предметов из общей картины, а так же присутствовала сложность в выделении отдельных объектов, допускает ошибки, но сами их исправляют, требуется помощь педагога.

Исходя из проведенных диагностик, ниже представлена сводная таблица показателей уровня сформированности сенсомоторики обучающихся 2 класса.



Результаты методики

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Диагностические методики

Уровень сенсомоторики

Анкетирование


Диагностика «Продолжи ряд»

Диагностика «Зашумленные изображения»


1.

Кирилл К.

Средний

Средний

Низкий

Средний

2.

Лиля К.

Высокий

Средний

Средний

Средний

3.

Дарья Б.

Высокий

Средний

Средний

Средний

4.

Артём А.

Средний

Низкий

Средний

Средний

5.

Денис Ч.

Средний

Средний

Средний

Средний

6.

Аким З.

Низкий

Низкий

Средний

Низкий


Таблица 2.5 – Сводная таблица показателей сенсомотрики
По результатам исходной таблицы составим диаграмму результатов констатирующего этапа. (Рис 2.4)


Рис 2.4 - Результаты констатирующего этапа
Исходя из данной диаграммы, можем сделать вывод, о том, что в данной группе представлен средний и низкий уровень сенсомоторики. Из 6 обучающихся средний уровень сенсомоторики у 5 учеников (Кирилл К., Лиля К., Дарья Б., Артём А., Денис Ч.), а низкий уровень сенсомоторики у 1 обучающегося (Аким З.). Изложенные факты указывают на наличие проблем в развитии сенсомоторики, а именно в развитии таких операций, как избирательность, предметность, константность, зрительное восприятие, а так же предметно-пространственные представления.

Таким образом, полученные результаты диагностических методик определили содержание следующего этапа исследования. Нам предстояла работа по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр, и эту работу мы должны были выполнять на уроках окружающего мира.

2.2 Описание опыта работы по развитию сенсомоторики на уроках окружающего мира с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность
Формирующий этап был организован во 2 классе в ГБОУ «Новооскольская специальная школа-интернат», где в процессе практической деятельности были проведены уроки окружающего мира, направленные на развитие сенсомоторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Цель формирующего этапа состоит в следующем: провести уроки окружающего мира, обеспечивая включение младших школьников в средства проблемного обучения, используя карточки, задания. Мы проводили уроки, обращая внимание на личностные особенности и возможности нашего класса. Для этого мы подобрали разноуровневые задания, на уроках широко применялись различная наглядность.

Несмотря на то, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, игровая деятельность всё равно присутствует в школьной жизни ребёнка. Комплекс уроков разработан для того, чтобы помочь младшим школьникам в развитии сенсомоторики на уроках окружающего мира.

Реализация программы опытной работы осуществлялась в соответствии с условиями гипотезы: формирование сенсомоторных интересов у детей с проблемами в обучении на уроках окружающего мира будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий: