Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты проведенной диагностики представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Протокол диагностики «Повтори ряд»
№ | Ф.И обучающихся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Баллы | Уровень |
1 | Кирилл К. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 6 | С |
2 | Лиля К. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 7 | С |
3 | Дарья Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | В |
4 | Артём А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 8 | С |
5 | Денис Ч. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | С |
6 | Аким З. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н |
Полученные с помощью методики результаты наглядно представлены на диаграмме (
рис.2.2).
Рис. 2.2 – Протокол диагностики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью для определения графического навыка
По анализу диагностики 4 уровень был выявлен только у 17% младших школьников (Аким З.). У обучающегося недостаточная сформированность пространственного мышления, он испытывал трудности при копировании элементов фигур.
3 уровень был выявлен только у 34% младших школьников (Кирилл К., Денис Ч.). У обучающихся наблюдается достаточная способность к анализу и синтезу на пространственном уровне. Обучающие способены точно воспроизводить совокупность таких заданных признаков, как последовательность фигур, расстояние между ними, величину, расположение относительно оси.
2 уровень был выявлен только у 34% младших школьников (Лиля К., Артём А.). У обучающихся наблюдается высокий уровень сформированности наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, у них наблюдается способность к аналитико-синтетической деятельности, а так же способность к воспроизведению пространственных отношений в заданной последовательности фигур с опорой на образец.
1 уровень был выявлен только у 17% младших школьников (Дарья Б.).
Диагностика 3 «Зашумленные изображения» (Приложение Г)
Цель работы: выявить уровень зрительного восприятия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Описание: Обучающему объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов.
Критерии оценивания:
Высокий уровень – выделяют отдельные зрительные объекты из общего фона, выполняют задание в течении 20-25 секунд, не требуют помощи педагога, не допускают ошибки.
Средний уровень – затрудненное зрительное восприятие и узнавание, сложность в выделении отдельных объектов, допускают ошибки, но сами их исправляют, требуется помощь педагога.
Низкий уровень – не узнают предметы и не выделяют их из общей картины, требуется повторная инструкция и постоянная помощь педагога.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок назвал все предметы, очертания которых имеются
на
всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов – ребенок назвал все предметы, затратив на их поиск от 21
до 30 секунд.
6-7 баллов – ребенок назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов – ребенок назвал все предметы за 41-50 секунд.
2-3 балла – ребенок назвал все предметы за время от 51 до 60 секунд.
0-1 балл – за время, большее чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех предметов, «спрятанных» в трех рисунках.
Выводы об уровне развития:
10 - 9 баллов – высокий уровень;
4-8 баллов – средний уровень;
0-3 балла – низкий уровень.
Результаты проведенной диагностики представлены в таблице 2.4.
№ | Ф.И обучающихся | Балл | Уровень сформированности |
1 | Кирилл К. | 2 | Н |
2 | Лиля К. | 9 | В |
3 | Дарья Б. | 4 | С |
4 | Артём А. | 1 | Н |
5 | Денис Ч. | 4 | С |
6 | Аким З. | 5 | С |
Таблица 2.4 – Протокол диагностики «Зашумленные изображения»
Полученные с помощью методики результаты наглядно представлены на диаграмме (рис.2.3).
Рис. 2.3 – Протокол диагностики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью для определения зрительного восприятия
По анализу результатов анкетирования можно сделать вывод, что у 17 % обучающихся (Лиля К.) имеют достаточно высокий уровень зрительного восприятия, 50% обучающихся (Дарья Б., Денис Ч., Аким З.) имеют средний уровень зрительного восприятия, около 34% обучающихся (Кирилл К., Артём А.) имеют низкий уровень зрительного восприятия.
Обучающие, с низким уровнем зрительного восприятия, не могут узнавать предметы и не выделяют их из общей картины, им требуется повторная инструкция и постоянная помощь педагога.
У обучающих, со средним уровнем зрительного восприятия, затрудненно зрительное восприятие и узнавание предметов из общей картины, а так же присутствовала сложность в выделении отдельных объектов, допускает ошибки, но сами их исправляют, требуется помощь педагога.
Исходя из проведенных диагностик, ниже представлена сводная таблица показателей уровня сформированности сенсомоторики обучающихся 2 класса.
Результаты методики № п/п | Имя, фамилия ребенка | Диагностические методики | Уровень сенсомоторики | ||
Анкетирование | Диагностика «Продолжи ряд» | Диагностика «Зашумленные изображения» | |||
1. | Кирилл К. | Средний | Средний | Низкий | Средний |
2. | Лиля К. | Высокий | Средний | Средний | Средний |
3. | Дарья Б. | Высокий | Средний | Средний | Средний |
4. | Артём А. | Средний | Низкий | Средний | Средний |
5. | Денис Ч. | Средний | Средний | Средний | Средний |
6. | Аким З. | Низкий | Низкий | Средний | Низкий |
Таблица 2.5 – Сводная таблица показателей сенсомотрики
По результатам исходной таблицы составим диаграмму результатов констатирующего этапа. (Рис 2.4)
Рис 2.4 - Результаты констатирующего этапа
Исходя из данной диаграммы, можем сделать вывод, о том, что в данной группе представлен средний и низкий уровень сенсомоторики. Из 6 обучающихся средний уровень сенсомоторики у 5 учеников (Кирилл К., Лиля К., Дарья Б., Артём А., Денис Ч.), а низкий уровень сенсомоторики у 1 обучающегося (Аким З.). Изложенные факты указывают на наличие проблем в развитии сенсомоторики, а именно в развитии таких операций, как избирательность, предметность, константность, зрительное восприятие, а так же предметно-пространственные представления.
Таким образом, полученные результаты диагностических методик определили содержание следующего этапа исследования. Нам предстояла работа по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр, и эту работу мы должны были выполнять на уроках окружающего мира.
2.2 Описание опыта работы по развитию сенсомоторики на уроках окружающего мира с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность
Формирующий этап был организован во 2 классе в ГБОУ «Новооскольская специальная школа-интернат», где в процессе практической деятельности были проведены уроки окружающего мира, направленные на развитие сенсомоторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель формирующего этапа состоит в следующем: провести уроки окружающего мира, обеспечивая включение младших школьников в средства проблемного обучения, используя карточки, задания. Мы проводили уроки, обращая внимание на личностные особенности и возможности нашего класса. Для этого мы подобрали разноуровневые задания, на уроках широко применялись различная наглядность.
Несмотря на то, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, игровая деятельность всё равно присутствует в школьной жизни ребёнка. Комплекс уроков разработан для того, чтобы помочь младшим школьникам в развитии сенсомоторики на уроках окружающего мира.
Реализация программы опытной работы осуществлялась в соответствии с условиями гипотезы: формирование сенсомоторных интересов у детей с проблемами в обучении на уроках окружающего мира будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий: