Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- использовать заданий практико-ориентированного характера, основанных на сочетании элементов различных видов деятельности;

- будут учитываться индивидуальные особенности младших школьников.

По первому условию гипотезы, применение на уроках окружающего мира заданий практико-ориентированного характера, основанных на сочетании элементов различных видов деятельности, применялась следующая система занятий. Большая часть занятий проходила в игровой форме, присутствовали практические работы. Все методы и приемы проходили с непосредственным участием учащихся.

Уроки проводились по темам: «Полезные ископаемые Белгородчины», «Животный мир Белгородчины», «Растительный мир Белгородчины», «Труд людей родного края. Профессии». (Приложение Д)

В начале опытной работы нами был составлен проект по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира посредством дидактических игр, которые представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6. План-проект по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира посредством дидактических игр

Тема урока

Цель и задачи

Описание дидактической игры

  1. Дидактические игры, направленные на развитие сенсомоторики.

«Зашумленное изображение»

Цель: создать условия для закрепления зрительного восприятия.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умению находить нужный объект в «зашумленных» изображениях.

Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость.

Дидактическая игра «Зашумленные изображения»

Цель: развитие умения находить заданные объект.

Описание: перед ребёнком кладется лист, на котором изображены «зашумленные» изображения, среди которых обучающему необходимо найти цветок, который в дальнейшем обозначает тему урока.



«Полянка в лесу»

Цель: создать условия для развития тактильно-двигательного восприятия.

Задачи:

Образовательная: закрепление умения определения на ощупь знакомых предметов.

Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость.

Дидактическая игра «Полянка в лесу»

Цель: развивать зрительную память.

Описание: Ребенок получает задание: рассмотреть сенсорную панель для рук, изображающую сюжет «Поляна в лесу», изготовленную из съёмных деталей, прикрепленных с помощью мелких и крупных кнопок, крючков, липучек и т.д.; запомнить расположение деталей; затем «собрать все цветы, грибы и т.д.» (снять все мелкие съёмные детали); «создать «Поляну в лесу» по памяти (поместить все детали на панно).




«Штриховка животного»

Цель: создать условия для развития и закрепления графического навыка.

Задачи:

Образовательные: закрепление произвольности и точности движения рук.

Развивающие: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость.

Дидактическая игра «Штриховка животного»

Цель: развивать графический навык.

Описание: Перед детьми кладется альбомный лист, на котором изображены контуры фигур. Обучающим необходимо раскрасить животных, в соответствии с показанной штриховкой.



«Кто это?»

Цель: создать условия для развития и закрепления мелкой моторики.

Задачи:

Образовательная: закрепление определять объекты на ощупь.

Развивающие: развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную работу, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость.

Дидактическая игра «Кто это?»

Цель: развитие слухового восприятия

Описание:

Учитель: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Обучающие: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки).

Учитель: Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Обучающие показывают глазик

Учитель: А где у нее ротик?

Обучающие показывают на рисунке ротик рыбки.

Учитель: А где у нее хвостик и плавники?

Обучающие показывают хвостик и плавники.

Учитель: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

 Обучающим необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Учитель: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Обучающие: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа).

Учитель: Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Обучающие показывают.

Учитель: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Учитель дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок.

Обучающие прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Учитель: (поглаживая ежика по его новым иголкам).  Ой!  Какой ежик стал колючий!

«Найди, где применяется»

Цель: создать условия для обогащения знаний детей о полезных ископаемых

Задачи:

Образовательная: классифицировать основные виды полезных ископаемых по применению и состоянию

Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Воспитательная: воспитывать чувства товарищества.

Дидактическая игра «Найди, где применяется»

Цель: развитие мелкой моторики

Описание:

Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам  ископаемых по применению  (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные).

«Найди свой камень»

Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Задачи:

Образовательная: научить зрительно находить нужный объект.

Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Воспитательная: воспитывать чувства товарищества.

Дидактическая игра «Найди свой камень»

Цель: развивать сенсомоторику (ощущение).

Описание: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

«Соедини»

Цель: создать условия для формирования произвольности и точности движения рук

Задачи:

Образовательная: научить правильному соединению предметов

Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость.

Дидактическая игра «Соедини»

Цель: развивать мелкую моторику

Описание: Обучающим необходимо соединить предметы с подходящим для них объектов.



«Что лежит в мешке?»

Цель: создать условия для совершенствования зрительно-двигательной координации глаз и рук

Задачи:

Образовательная: закрепить умение определять на ощупь знакомых предметов.

Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость.

Дидактическая игра «Что лежит в мешке?»

Цель: развивать тактильную чувствительность

Описание: В непрозрачный мешочек положить маленькие предметы, связанный с любой профессией. Обучающий на ощупь узнает, что за предметы находятся в мешке и к какой профессии они относятся.














Для развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью мы использовали дидактические игры на уроках окружающего мира.

Урок на тему «Растительный мир Белгородской области» (Приложение Е).

Дидактическая игра «Зашумленные изображения», была проведена на этапе выявление места и причины затруднения.

Цель: развитие умения находить заданные объект.

Перед ребёнком кладется лист, на котором изображены «зашумленные» изображения, среди которых обучающему необходимо найти цветок, который в дальнейшем обозначает тему урока.

У Кирилла К. и у Артёма А. возникли трудности при выполнении данного задания, и им был предоставлен организующий вид помощи, который предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справилась с данным заданием.


Рис. 2.5 - Дидактическая игра «Зашумленные изображения»
Дидактическая игра «Полянка в лесу», была проведена на этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: развивать зрительную память.

Ребенок получает задание: рассмотреть сенсорную панель для рук, изображающую сюжет «Поляна в лесу», изготовленную из съёмных деталей, прикрепленных с помощью мелких и крупных кнопок, крючков, липучек и т.д.; запомнить расположение деталей; затем «собрать все цветы, грибы и т.д.» (снять все мелкие съёмные детали); «создать «Поляну в лесу» по памяти (поместить все детали на панно).

У Акима З. возникли трудности при выполнении данного задания, и ему был предоставлен организующий вид помощи, который предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как ему подробно была разъяснена инструкция, он верно справилась с данным заданием.


Рисунок 2.6 - Дидактическая игра «Зашумленные изображения»
Урок на тему «Животный мир Белгородской области» (Приложение Ж).

Дидактическая игра «Штриховка животного». Проводилась на этапе выявление места и причины затруднения.

Цель: развивать графический навык.

Перед детьми кладется альбомный лист, на котором изображены контуры фигур. Обучающим необходимо раскрасить животных, в соответствии с показанной штриховкой.



Аким З., Лиля К., и Артём А. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.



Рисунок 2.7 – Дидактическая игра «Штриховка животного»
Несмотря на оказанную помощь, Аким З. не справилась с заданием. Ему понадобилось оказать обучающий вид помощи, при котором надо непосредственно показать, что и как надо делать для того, чтобы повторить штриховку.

На этапе самостоятельной работы была проведена дидактическая игра «Кто это?».

Цель: развитие слухового восприятия

Учитель читает загадки, а обучающим необходимо отгадать загадку и выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждому загаданному животному.

В ходе выполнения данного задания у обучающихся не возникло трудностей.

Урок на тему «Полезные ископаемые родного края» (Приложение З).

Дидактическая игра «Найди, где применяется». Проводилась на этапе выявление места и причины затруднения.

Цель: развивать мелкую моторику.

Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам  ископаемых по применению  (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные).

Дарья Б. и Денис Ч. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справились с данным заданием.

Дидактическая игра «Найди свой камень». Проводилась на этапе первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: развивать сенсомоторику (ощущение).

Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

Лиля К. и Аким З. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справились с данным заданием.

Урок на тему «Труд людей родного края. Профессии» (Приложение И).


Дидактическая игра «Соедини», проведена на этапе включения в систему знаний и повторения.

Цель: развивать мелкую моторику

Обучающим необходимо соединить предметы с подходящим для них объектов.

Кирилл К. и Аким З. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справились с данным заданием.


Рис. 2.8 – Дидактическая игра «Соедини»
Дидактическая игра «Что лежит в мешке?», проведена на этапе первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: развивать тактильную чувствительность

В непрозрачный мешочек положить маленькие предметы, связанный с любой профессией. Обучающие на ощупь узнает, что за предметы находятся в мешке и к какой профессии они относятся.

Дарья Б. и Денис Ч. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справились с данным заданием.



Рис. 2.9 – Дидактическая игра – «Что лежит в мешке?»
Таким образом, использование дидактических игр на уроках окружающего мира с целью развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью положительно влияет не только на развитие сенсомоторики, но и на эмоциональное состояние обучающихся. У них повышается познавательный интерес, так как урок, на котором используются игры, становится более интересным и веселым. Эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу работы и непосредственно развивать сенсомоторику.

2.3 Методические рекомендации по развитию сенсомоторики младших школьников через игровую деятельность на уроках окружающего мира
Нарушение сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отрицательно влияет на процесс форми­рования пространственных представлений детей.


Для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально развивающими сверстниками, значительно хуже развиты пространствен­ные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения простран­ственных отношений.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно – воспитательного воздействия.

Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста. Сначала это происходит с помощью сенсорики. Чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие его происходит более эффективно.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Цель дидактических игр заключается в формировании у обучающихся умения применять полученные знания на практике. Дидактическая игра присутствует практически на всех уроках окружающего мира и входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников. Правильно построенная интересная дидактическая игра обеспечивает развитие у детей сенсомоторики.

Заслуга дидактической игры в том, что она проводится в коллективе, дети делятся на группы, что позволяет учащимся решать задачи более высокого уровня, а также сплотить коллектив. Помимо этого, в процессе игры дети соревнуются, стремятся выполнить задания быстрее другой команды. Для того чтобы дидактические игры на уроках окружающего мира развивали у детей сенсомоторику они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью необходимо включать в викторины, КВНы, квесты те дидактические игры, которые с одной стороны будут содержать в себе элемент новизны, а с другой — правила проведения которых будут для детей посильны. Немаловажно также эмоциональное состояние учителя, которое должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств дидактические игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить дидактические игры, но и включаться в игровую деятельность вместе с детьми.