Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- использовать заданий практико-ориентированного характера, основанных на сочетании элементов различных видов деятельности;
- будут учитываться индивидуальные особенности младших школьников.
По первому условию гипотезы, применение на уроках окружающего мира заданий практико-ориентированного характера, основанных на сочетании элементов различных видов деятельности, применялась следующая система занятий. Большая часть занятий проходила в игровой форме, присутствовали практические работы. Все методы и приемы проходили с непосредственным участием учащихся.
Уроки проводились по темам: «Полезные ископаемые Белгородчины», «Животный мир Белгородчины», «Растительный мир Белгородчины», «Труд людей родного края. Профессии». (Приложение Д)
В начале опытной работы нами был составлен проект по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира посредством дидактических игр, которые представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6. План-проект по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках окружающего мира посредством дидактических игр
Тема урока | Цель и задачи | Описание дидактической игры | |
| |||
«Зашумленное изображение» | Цель: создать условия для закрепления зрительного восприятия. Задачи: Образовательная: совершенствовать умению находить нужный объект в «зашумленных» изображениях. Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя. Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость. | Дидактическая игра «Зашумленные изображения» Цель: развитие умения находить заданные объект. Описание: перед ребёнком кладется лист, на котором изображены «зашумленные» изображения, среди которых обучающему необходимо найти цветок, который в дальнейшем обозначает тему урока. | |
«Полянка в лесу» | Цель: создать условия для развития тактильно-двигательного восприятия. Задачи: Образовательная: закрепление умения определения на ощупь знакомых предметов. Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя. Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость. | Дидактическая игра «Полянка в лесу» Цель: развивать зрительную память. Описание: Ребенок получает задание: рассмотреть сенсорную панель для рук, изображающую сюжет «Поляна в лесу», изготовленную из съёмных деталей, прикрепленных с помощью мелких и крупных кнопок, крючков, липучек и т.д.; запомнить расположение деталей; затем «собрать все цветы, грибы и т.д.» (снять все мелкие съёмные детали); «создать «Поляну в лесу» по памяти (поместить все детали на панно). | |
«Штриховка животного» | Цель: создать условия для развития и закрепления графического навыка. Задачи: Образовательные: закрепление произвольности и точности движения рук. Развивающие: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя. Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость. | Дидактическая игра «Штриховка животного» Цель: развивать графический навык. Описание: Перед детьми кладется альбомный лист, на котором изображены контуры фигур. Обучающим необходимо раскрасить животных, в соответствии с показанной штриховкой. | |
«Кто это?» | Цель: создать условия для развития и закрепления мелкой моторики. Задачи: Образовательная: закрепление определять объекты на ощупь. Развивающие: развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную работу, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя. Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость. | Дидактическая игра «Кто это?» Цель: развитие слухового восприятия Описание: Учитель: Отгадайте загадку. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. Обучающие: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Учитель: Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик? Обучающие показывают глазик Учитель: А где у нее ротик? Обучающие показывают на рисунке ротик рыбки. Учитель: А где у нее хвостик и плавники? Обучающие показывают хвостик и плавники. Учитель: А теперь давайте сами сделаем рыбок. Обучающим необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники. Учитель: Отгадайте, кто это такой: На спинке иголки, длинные, колкие. А свернется в клубок — ни головы, ни ног. Обучающие: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Учитель: Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки? Обучающие показывают. Учитель: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки. Учитель дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Обучающие прикрепляют к спинке ежика прищепки. Учитель: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий! | |
«Найди, где применяется» | Цель: создать условия для обогащения знаний детей о полезных ископаемых Задачи: Образовательная: классифицировать основные виды полезных ископаемых по применению и состоянию Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя. Воспитательная: воспитывать чувства товарищества. | Дидактическая игра «Найди, где применяется» Цель: развитие мелкой моторики Описание: Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам ископаемых по применению (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные). | |
«Найди свой камень» | Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память. Задачи: Образовательная: научить зрительно находить нужный объект. Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя. Воспитательная: воспитывать чувства товарищества. | Дидактическая игра «Найди свой камень» Цель: развивать сенсомоторику (ощущение). Описание: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень. | |
«Соедини» | Цель: создать условия для формирования произвольности и точности движения рук Задачи: Образовательная: научить правильному соединению предметов Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя. Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость. | Дидактическая игра «Соедини» Цель: развивать мелкую моторику Описание: Обучающим необходимо соединить предметы с подходящим для них объектов. | |
«Что лежит в мешке?» | Цель: создать условия для совершенствования зрительно-двигательной координации глаз и рук Задачи: Образовательная: закрепить умение определять на ощупь знакомых предметов. Развивающая: развивать сенсомоторику, развивать интерес к предмету, развивать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя. Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, усидчивость. | Дидактическая игра «Что лежит в мешке?» Цель: развивать тактильную чувствительность Описание: В непрозрачный мешочек положить маленькие предметы, связанный с любой профессией. Обучающий на ощупь узнает, что за предметы находятся в мешке и к какой профессии они относятся. | |
| | |
Для развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью мы использовали дидактические игры на уроках окружающего мира.
Урок на тему «Растительный мир Белгородской области» (Приложение Е).
Дидактическая игра «Зашумленные изображения», была проведена на этапе выявление места и причины затруднения.
Цель: развитие умения находить заданные объект.
Перед ребёнком кладется лист, на котором изображены «зашумленные» изображения, среди которых обучающему необходимо найти цветок, который в дальнейшем обозначает тему урока.
У Кирилла К. и у Артёма А. возникли трудности при выполнении данного задания, и им был предоставлен организующий вид помощи, который предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справилась с данным заданием.
Рис. 2.5 - Дидактическая игра «Зашумленные изображения»
Дидактическая игра «Полянка в лесу», была проведена на этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: развивать зрительную память.
Ребенок получает задание: рассмотреть сенсорную панель для рук, изображающую сюжет «Поляна в лесу», изготовленную из съёмных деталей, прикрепленных с помощью мелких и крупных кнопок, крючков, липучек и т.д.; запомнить расположение деталей; затем «собрать все цветы, грибы и т.д.» (снять все мелкие съёмные детали); «создать «Поляну в лесу» по памяти (поместить все детали на панно).
У Акима З. возникли трудности при выполнении данного задания, и ему был предоставлен организующий вид помощи, который предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как ему подробно была разъяснена инструкция, он верно справилась с данным заданием.
Рисунок 2.6 - Дидактическая игра «Зашумленные изображения»
Урок на тему «Животный мир Белгородской области» (Приложение Ж).
Дидактическая игра «Штриховка животного». Проводилась на этапе выявление места и причины затруднения.
Цель: развивать графический навык.
Перед детьми кладется альбомный лист, на котором изображены контуры фигур. Обучающим необходимо раскрасить животных, в соответствии с показанной штриховкой.
Аким З., Лиля К., и Артём А. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.
Рисунок 2.7 – Дидактическая игра «Штриховка животного»
Несмотря на оказанную помощь, Аким З. не справилась с заданием. Ему понадобилось оказать обучающий вид помощи, при котором надо непосредственно показать, что и как надо делать для того, чтобы повторить штриховку.
На этапе самостоятельной работы была проведена дидактическая игра «Кто это?».
Цель: развитие слухового восприятия
Учитель читает загадки, а обучающим необходимо отгадать загадку и выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждому загаданному животному.
В ходе выполнения данного задания у обучающихся не возникло трудностей.
Урок на тему «Полезные ископаемые родного края» (Приложение З).
Дидактическая игра «Найди, где применяется». Проводилась на этапе выявление места и причины затруднения.
Цель: развивать мелкую моторику.
Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам ископаемых по применению (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные).
Дарья Б. и Денис Ч. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справились с данным заданием.
Дидактическая игра «Найди свой камень». Проводилась на этапе первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: развивать сенсомоторику (ощущение).
Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.
Лиля К. и Аким З. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справились с данным заданием.
Урок на тему «Труд людей родного края. Профессии» (Приложение И).
Дидактическая игра «Соедини», проведена на этапе включения в систему знаний и повторения.
Цель: развивать мелкую моторику
Обучающим необходимо соединить предметы с подходящим для них объектов.
Кирилл К. и Аким З. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справились с данным заданием.
Рис. 2.8 – Дидактическая игра «Соедини»
Дидактическая игра «Что лежит в мешке?», проведена на этапе первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: развивать тактильную чувствительность
В непрозрачный мешочек положить маленькие предметы, связанный с любой профессией. Обучающие на ощупь узнает, что за предметы находятся в мешке и к какой профессии они относятся.
Дарья Б. и Денис Ч. испытали трудности при выполнении данного задания. Им была организована помощь, которая предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. После того, как им подробно была разъяснена инструкция, они верно справились с данным заданием.
Рис. 2.9 – Дидактическая игра – «Что лежит в мешке?»
Таким образом, использование дидактических игр на уроках окружающего мира с целью развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью положительно влияет не только на развитие сенсомоторики, но и на эмоциональное состояние обучающихся. У них повышается познавательный интерес, так как урок, на котором используются игры, становится более интересным и веселым. Эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу работы и непосредственно развивать сенсомоторику.
2.3 Методические рекомендации по развитию сенсомоторики младших школьников через игровую деятельность на уроках окружающего мира
Нарушение сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отрицательно влияет на процесс формирования пространственных представлений детей.
Для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально развивающими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.
Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно – воспитательного воздействия.
Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста. Сначала это происходит с помощью сенсорики. Чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие его происходит более эффективно.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Цель дидактических игр заключается в формировании у обучающихся умения применять полученные знания на практике. Дидактическая игра присутствует практически на всех уроках окружающего мира и входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников. Правильно построенная интересная дидактическая игра обеспечивает развитие у детей сенсомоторики.
Заслуга дидактической игры в том, что она проводится в коллективе, дети делятся на группы, что позволяет учащимся решать задачи более высокого уровня, а также сплотить коллектив. Помимо этого, в процессе игры дети соревнуются, стремятся выполнить задания быстрее другой команды. Для того чтобы дидактические игры на уроках окружающего мира развивали у детей сенсомоторику они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью необходимо включать в викторины, КВНы, квесты те дидактические игры, которые с одной стороны будут содержать в себе элемент новизны, а с другой — правила проведения которых будут для детей посильны. Немаловажно также эмоциональное состояние учителя, которое должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств дидактические игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить дидактические игры, но и включаться в игровую деятельность вместе с детьми.