Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рис. 3.5. Минимально эффективный масштаб производства и число фирм на рынке Если он в несколько раз меньше величины спроса, то на рынке будет присутствовать несколько средних фирм (олигополистическая структура рынка). Если же минимально эффективный масштаб производства слишком мал и поэтому несравним с величиной рыночного спроса, то на рынке будет действовать множество небольших фирм (конкурентная структура рынка).Таким образом, издержки фирмы в долгосрочном периоде оказывают существенное влияние на концентрацию производства и на типы рынков. Прибыль фирмы и ее измерение Главным мотивом деятельности фирмы как хозяйствующего субъекта является прибыль, характеризующая величину положительного финансового результата ее деятельности за определенный период времени.Прибыль (Profit, я) — это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.В самом общем виде валовая прибыль определяется как разность между совокупными (общими) доходами (77?) и совокупными (общими) издержками (ГС): я = TR-TC.Совокупный (общий) доход (Total Revenue, TR) — это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага по определенным ценам. Общий (валовый) доход или выручка фирмы определяется путем умножения количества Q проданных товаров на их цены Р:TR = QP.Выручку в расчете на единицу продукции характеризует средний доход.Средний доход (Average Revenue, AR) — это сумма дохода, приходящаяся на единицу проданного блага.Средний доход рассчитывается делением общего дохода на объем проданной продукции: В условиях совершенной конкуренции, когда фирма продает всю свою продукцию по одной и той же (сформированной рынком) цене, средний доход равен рыночной цене:AR=™=^ = P.Q QПредельный доход (Marginal Revenue, MR) — это приращение совокупного дохода в результате увеличения продажи товара на единицу.Предельный доход может рассчитываться двумя способами:ATR dTRMR = или MR = = TR'(Q).AQ dQВ условиях совершенной конкуренции каждая дополнительная единица продукции продается по сложившейся равновесной рыночной цене, поэтому предельный доход фирмы-производителя также равен рыночной цене.Средняя прибыль (Average Profit, An) — это сумма общей (валовой) прибыли, приходящаяся на единицу проданного блага.Средняя прибыль рассчитывается по формулеАп = —.QИзменение прибыли при изменении объема выпуска продукции на единицу показывает предельная прибыль.Предельная прибыль (Marginal Profit, Мп) — это прибыль, которая отражает прирост совокупной прибыли при увеличении объема выпуска на единицу.Величина предельной прибыли рассчитывается какМп - или Мп - = n'(Q).AQ dQ Если предельная прибыль больше нуля (Мл > 0), то функция совокупной прибыли возрастает и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если предельная прибыль меньше нуля (Мл < 0), то функция совокупной прибыли уменьшается и дополнительный выпуск продукции сократит совокупную прибыль. При равенстве предельной прибыли нулю (Мл = 0) значение совокупной прибыли будет максимальным.Оптимальный объем производства — это такой объем производства продукции, который позволяет фирме получать максимальную прибыль исходя из существующих на данный момент времени рыночных и технологических условий.Поскольку прибыль есть разность совокупного дохода и совокупных издержек (л = ТЯ - ТС), то предельная прибыль может быть записана в виде Мп = МЯ-МС,где МЯ — предельный доход; МС — предельные издержки.Поскольку в точке оптимума предельная прибыль равна нулю, совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, когда предельный доход равен предельным издержкам (МЯ = МС).Правило максимизации прибыли — это правило, заключающееся в такой комбинации ресурсов, при которой предельный продукт (в денежном выражении) каждого ресурса равен предельным издержкам использования этого ресурса.Различие между бухгалтерскими и экономическими издержками определяет различие между бухгалтерской и экономической прибылью.Прибыль бухгалтерская — это разница между совокупными доходами и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками фирмы.Экономическая прибыль, помимо явных (бухгалтерских, внешних) издержек, учитывает еще и неявные (имплицитные, внутренние) издержки.Прибыль экономическая — это разница между совокупными доходами и экономическими издержками фирмы.Составной частью экономических издержек является нормальная прибыль.Прибыль нормальная — это минимально необходимая прибыль для компенсации неучтенных издержек предпринимателя (личных трудовых затрат, использования собственного имущества).Иными словами, это тот минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы остаться в данном бизнесе.Так, вложив 1 млн руб. в развитие фирмы, ее владелец получил прибыль в размере 7 %. Если в это время банковская ставка рав на 7 %, то полученная прибыль будет нормальной1 (экономическая прибыль в этом случае равна нулю).Таким образом, экономическая прибыль — это вся прибыль, полученная сверх нормального уровня. Она представляет собой разность между бухгалтерской и нормальной прибылью. Наличие в отрасли положительной экономической прибыли создает условия для притока в отрасль новых фирм и инициирует повышение уровня конкуренции. Отрицательная экономическая прибыль вызывает отток фирм в другие сферы деятельности.Относительным показателем прибыли, характеризующим экономическую эффективность деятельности фирмы, является рентабельность.Рентабельность — уровень прибыли, характеризующий эффективность использования ресурсов и деятельности фирмы.Существует более ста различных показателей рентабельности, основными среди которых являются рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.Рентабельность продаж характеризует общую эффективность деятельности фирмы, рассчитывается как отношение прибыли к выручке от продажи продукции фирмы и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль выручки:яПт - та’Рентабельность продукции характеризует эффективность деятельности по производству продукции. Она определяется как частное от деления прибыли на величину совокупных издержек на производство продукции и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль произведенных затрат:п”гс-гс-Рентабельность активов определяется отношением прибыли к общей стоимости имущества фирмы и характеризует эффективность использования всех активов фирмы, показывая величину прибыли, приходящуюся на один рубль ее имущества:кА АРентабельность собственного капитала определяется отношением прибыли к сумме собственного капитала и характеризует 1 Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика : учеб, пособие. М. : КноРус, 2013. С. 109. эффективность использования капитала собственников, показывая величину прибыли, полученную на каждый рубль вложенных ими средств: ПрА 71РА' Иллюстративная задача 3.3 Цена за единицу продукции фирмы равна 10 ден. ед., объем продаж составляет 50 000 шт./год. Средние переменные издержки равны 7 ден. ед., постоянные издержки составляют 125 000 ден. ед. в год.Определите: выручку фирмы; общие переменные издержки; валовые издержки; прибыль; рентабельность продаж; рентабельность продукции. Решение: выручка: TR = Q ■ Р = 50 000 • 10 = 500 000 ден. ед.; переменные издержки: TVC = AVC Q= 7- 50 000 = 350 000 ден. ед.; валовые издержки: ТС = TFC + 7VC = 125 000 + 350 000 = 475 000 ден. ед.; прибыль: п = TR-TC =500000 - 475 000 = 25 000ден. ед.; рентабельность продаж: nm = n/TR-100 % = 25 000 / 500 000 • 100 % = 5 %; рентабельность продукции: Щ-с = п/ТС -100% = 25 000 /475 000 ■ 100% = 5,26%. Показатели рентабельности во многом определяют инвестиционную привлекательность фирм, уровень их конкурентоспособности, характеризуют качество управления производством, продажами, капиталом. Теории прибыли История экономической мысли изобилует теориями прибыли, однако большинство из них можно отнести к одной из трех основных групп: компенсационные (функциональные) теории; фрикционные и монополистические теории; научно-технические и инновационные теории. Компенсационные (функциональные) теории рассматривают экономическую прибыль как вознаграждение предпринимателю за его работу по координации и управлению производством. Именно предприниматель организует производство, планирует эффективное сочетание факторов производства, разрабатывает политику управления производством. Следовательно, прибыль является компенсацией за успешное выполнение им этих функций.Функциональные теории были предложены в начале XIX в., еще до появления крупных корпораций. В то время предприниматель рассматривался как высший тип труженика и в определенном смысле был идентичен индивидуальному владельцу. Однако попытки приложить функциональные теории к современным государственным корпорациям с их разделением функций владения и управления не дали убедительного результата. Дело в том, что для корпоративной формы организации бизнеса характерно делегирование владельцами (держателями акций) координационной функции профессиональным администраторам, получающим заработную плату. Если вознаграждение администраторов, несмотря на контрактный характер их работы, рассматривать как прибыль, то данная теория не объясняет сути остаточного дохода предприятия, который поступает держателям акций, не принимающим активного участия в управлении бизнесом1.Фрикционные и монополистические теории. В отличие от функциональных теорий фрикционные теории прибыли утверждают, что получение экономической прибыли (сверхприбыли) обусловлено не столько выполнением какой-либо конкретной функции, а является, скорее всего, результатом резкого улучшения рыночной конъюнктуры (повышения уровня цен или увеличения объемов продажи благодаря росту потребности в товаре или услуге). Например, проводимые Олимпийские игры или популярные фестивали, как правило, приносят сверхприбыли владельцам отелей, ресторанов и даже домовладельцам, сдающим внаем свободные комнаты. Когда заканчиваются игры и фестивали, прибыли вновь снижаются до нормального уровня.Монополистические теории прибыли являются продолжением фрикционных теорий, они основаны на том, что некоторые фирмы способны занять в бизнесе монопольные позиции, которые и позволяют им в течение длительного времени получать сверхприбыли. Владение патентом, авторским правом на компьютерный программный продукт, привилегией или очень удачным делом может дать фирме эффективную монополию на достаточно длительное время. Другими факторами, которые могут создать монополию, являются масштаб производства и необходимость высоких капиталь 1 Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 449. ных вложений, что предохраняет действующие на данном рынке фирмы от вторжения конкурентов, а также технологические достижения, контроль над рынком или доминирование на нем, протекционизм и управление любым ресурсом, спрос на который превышает предложение1.Научно-технические и инновационные теории также являются продолжением фрикционных теорий. Успешные инновации приносят инновационным фирмам сверхприбыль. Для одних инноваций это может длиться долго, для других — весьма непродолжительный период. Например, McDonalds, и Xerox достаточно долго оставались практическими монополистами на соответствующих рынках. Инновации могут касаться новых продуктов, новых технологий, новых рынков, новых способов сбыта и взаимодействия с потребителями. Успех инновационных фирм во многом зависит от их способности генерировать инновации и внедрять их в кратчайшие сроки. Именно эти ключевые компетенции позволяют занимать им выгодное положение на рынке, обеспечивающее получение сверхприбыли. з.б. Прибыль: планирование и управлениеУправление прибылью связано с решением вопросов о выборе технологии производства, объемов производства, а также с установлением цен. При планировании прибыли необходимо учитывать множество различных факторов, включая ожидаемую потребность в продукции, которую производит фирма, ее способность произвести требуемое количество изделий, а также все затраты.Экономической практике известно несколько подходов к планированию и управлению прибылью. Самыми распространенными являются: бюджетирование прибыли и анализ безубыточности.Бюджет прибыли (бюджет доходов и расходов) служит для планирования, координации и управления финансовыми результатами деятельности фирмы. Бюджет составляется на основе формы отчета о доходах и расходах. Обычно каждый управляющий центром прибыли представляет проект бюджета, который поступает в планово-финансовую службу. Планово-финансовая служба оценивает и при необходимости корректирует бюджеты подразделений, согласует их между собой и планирует источники финансирования. Бюджет прибыли позволяет управляющим систематически проверять работу компании, сравнивая запланированные и фактически полученные результаты. При наличии больших расхождений между ожидаемыми и полученными результатами проводится анализ причин отклонений, выработка корректирующих мер с целью увеличения прибыли. 1 Сио к. к. Управленческая экономика, с. 450—451. Анализ безубыточности {Соэ^УоЫте-Рго^ Апсйуэй, СУР) представляет собой метод планирования прибыли, основанный на том, что и доход, и затраты являются функцией объема производства, поэтому и прибыль также является функцией объема производства. Он используется в краткосрочном периоде, когда объем производства фирмы ограничен уровнем имеющихся в ее распоряжении действующих производственных мощностей.Анализ безубыточности предполагает следующее: поведение совокупных затрат и объема реализации жестко определено и линейно в пределах области релевантности; все затраты можно разделить на переменные и постоянные; постоянные расходы остаются независимыми от объема производства в пределах области релевантности; переменные расходы прямо пропорциональны объему производства в пределах области релевантности; цена реализации продукции не меняется, не меняются и цены на материалы и услуги, используемые в производстве; технология производства и производительность оборудования не меняются; структурные сдвиги отсутствуют; объем производства равен объему продажи или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны. График безубыточности отражен на рис. 3.6. В верхней области рисунка линия совокупного дохода (выручки фирмы) соответствует произведению цены одного изделия на количество проданных изделий: Ш = Р ■ <2. Линия совокупных затрат соответствует сумме общих постоянных и общих переменных затрат:ТС = ТТС + ТУС, где общие переменные затраты равны средним (или удельным) переменным затратам, умноженным на количество выпущенных изделий: ТУС = АУС • <2.Область переменных затрат лежит между линиями ТС и ТРС. Разность между общим доходом и общими затратами равна прибыли (соответствующая область заштрихована).В точке <2Н фирма только выходит на рынок, объем производства невелик, совокупные доходы (ТК) ниже совокупных издержек (ГС), фирма терпит убытки. Наращивание объемов производства и продажи продукции до уровня Оо позволяет достичь полного возмещения доходами всех понесенных затрат, фирма уже не несет убытков, но еще и не получает прибыли. В этой точке ее доходы равны ее издержкам, фирма достигла состояния безубыточности.Точка безубыточности — это такой объем производства и реализации продукции, при котором все доходы равны расходам, а при производстве и продаже каждой последующей единицы продукции фирма начинает получать прибыль.Расчет безубыточного объема производства и продажи продукции (<20) производится исходя из того, что в точке безубыточности доходы равны расходам: ТП = ТС, тогда Р ■ <20 = ТЕС + АУС • Оо,откуда безубыточный объем в натуральном выражении ггс40 Р-АУС’а в стоимостном выражении (выручка в точке безубыточности — га0) составляет _ ГГСВ°

Рис. 4.5. Равновесие спроса и предложения Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная ценаРе Рб Рэ и равновесный объем 0.Е — 0-Б

Рис. 4.10. Равновесие в длительном периоде:а — неизменные издержки; б — возрастающие издержки;в — снижающиеся издержки Эластичность спроса и предложения Рыночные спрос и предложение могут изменяться под влиянием различных факторов. Степень реагирования спроса и предложения на изменение какого-либо фактора определяется их эластичностью. Эластичность — это мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.Количественно эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности.Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит.Коэффициент эластичности е показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) в ответ на изменение другого фактора (например, цены или доходов) на 1 %:_ процентное изменение функции процентное изменение аргумента ’Коэффициент эластичности может принимать значения от нуля до бесконечности.Аналитиками чаще всего рассчитываются коэффициенты прямой ценовой эластичности спроса или предложения, перекрестной ценовой эластичности спроса, а также коэффициенты эластичности спроса по доходу.Прямая ценовая эластичность спроса и предложения оценивается с помощью коэффициента прямой эластичности спроса (или предложения) по цене, выражающего отношение процентного изменения в объеме продаваемого (или производимого) товара по отношению к однопроцентному изменению цены на него.Коэффициент прямой ценовой эластичности спроса рассчитывается по формуле_ процентное изменение количества проданного товараео - •процентное изменение цены товараКоэффициент прямой ценовой эластичности предложения рассчитывается по формуле _ процентное изменение количества произведенного товараеБ- •процентное изменение цены товара Процентные изменения чаще всего рассчитываются путем деления изменения количества на среднее количество и деления изменения цены на среднюю цену. Так, процентное изменение количества произведенного или проданного товара определяется по формуле Д<2% = (02-01)(01 + 02)/2‘ Процентное изменение цены товара рассчитывается по формуле ДР% = съ-ю(Р1+Р2)/2' В силу обратной зависимости величины спроса от цены для большинства товаров и услуг коэффициент прямой ценовой эластичности спроса в большинстве случаев является величиной отрицательной. Поэтому его величину оценивают по модулю. Коэффициент же ценовой эластичности предложения в силу прямой зависимости объема предложения от цены чаще всего является величиной положительной.В зависимости от значения модуля коэффициента ценовой эластичности спроса или предложения различают следующие виды эластичности спроса и предложения по цене: если е = оо, то говорят об абсолютной эластичности спроса или предложения, когда незначительное изменение цены повышает (или понижает) объем спроса или предложения на неограниченную величину; если | е | > 1, то спрос или предложение являются эластичными, т. е. их величина изменяется более высокими темпами, чем изменяется цена; если | е | = 1, то говорят о единичной эластичности спроса или предложения, когда их величина изменяется теми же темпами, что и изменение цены; если | е | < 1, то спрос или предложение являются неэластичными, т. е. их величина изменяется гораздо медленнее, чем изменяется цена; если е = 0, то говорят об абсолютной неэластичности спроса или предложения, когда значительное изменение цены никак не влияет на величину спроса или предложения. Значение коэффициента ценовой эластичности определяет угол наклона кривых спроса и предложения (рис. 4.11 и 4.14). рА С4ел = О о б о5 Ед = оо ►(2 Рис. 4.11. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью:а — типичные случаи; б — исключения В частности, кривая эластичного спроса имеет более пологий наклон (линия в то время как кривая неэластичного спроса наклонена более круто (линия Д2), а кривая спроса с единичной эластичностью имеет наклон под углом в 45 ° (линия Б3) (рис. 4.11, а).В случае абсолютно неэластичного спроса потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т. е. изменение цены никак не влияет на объем спроса, а кривая спроса представляет собой вертикальную линию (линия Ол на рис. 4.11, б). Например, если даже в два раза снизится цена на инсулин, прироста в объемах его продажи не произойдет, так как количество больных диабетом, которые нуждаются в данном препарате, не изменилось.В случае абсолютно эластичного спроса небольшое снижение цены заставляет покупателей увеличивать свои покупки с нуля до максимального объема, который они могут потребить. Линия спроса в этом случае параллельна горизонтальной оси (линия 05 на рис. 4.11, б). Такая ситуация может наблюдаться на рынке совершенной конкуренции (она будет рассмотрена ниже). Иллюстративная задача 4.3 Функция спроса на товар описывается уравнением йв = 30-Р.Определите: величину спроса при цене в 10 ден. ед.; величину спроса при цене в 11 ден. ед.; процентное изменение спроса; процентное изменение цены; коэффициент ценовой эластичности спроса; к какой группе относится этот товар. Решение: величина спроса при цене в 10 ден. ед.: (2^(10) = 30 -Р = 30 -10 = 20 шт.;

Рис. 4.13. Эластичность спроса и выручка:а — кривая спроса; б — кривая выручки Если известно уравнение линейной функции спроса вида 0,т = = аг - ЪРЬ то коэффициент ценовой эластичности можно рассчитать по формуле 8 = Рассмотренная формула также подтверждает тот факт, что коэффициент эластичности различен в разных точках кривой спроса, несмотря на один и тот же ее наклон.В отличие от спроса, величина предложения имеет прямую зависимость от уровня цен, поэтому она имеет положительный наклон. Угол наклона кривой предложения также определяется степенью его ценовой эластичности. На рис. 4.14, а представлены следующие кривые предложения: — предложение с единичной эластично- стью, Б2 — неэластичное предложение, Б3 — эластичное предложение. На рис. 4.14, б отражены кривые — абсолютно неэластичного предложения и 55 — абсолютно эластичного предложения. PẬ s4 = О О б s5 es - ►Q Рис. 4.14. Кривые предложения с разной степенью эластичности:а — типичные случаи; б — исключения Иллюстративная задача 4.5 Рост закупочной цены на сельскохозяйственный продукт с 50 до 60 руб. привел к увеличению объема его предложения со 120 до 150 т.Определите: процентное изменение цены; процентное изменение объема производства; коэффициент ценовой эластичности предложения; к какой группе относится данный продукт. Решение: процентное изменение цены: ц-ц = (б°-4 5” =11 = 0,18;(Р1+Р2)/2 (50+ 60)/2 55 процентное изменение объема производства: AQ0/0 = ^-Qị) = С150-120) = 30 0(Q1+Q2)/2 (120+ 150)/2 135 коэффициент ценовой эластичности предложения: _ процентное изменение количества проданного товараeD - ,процентное изменение цены товара ẼD '■ 0,220,18 = 1,22; 4) абсолютное значение коэффициента больше единицы, следова тельно, предложение эластично по цене. К основным факторам, определяющим эластичность предложения по цене, можно отнести: наличие незагруженных производственных мощностей: чем ниже уровень загрузки мощностей — тем выше эластичность предложения;




Раздел I

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ




Тема1

ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ЭКОНОМИКУ


В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать

  • определения понятий «управленческая экономика», «альтернативные (вмененные) издержки производства»;

  • особенности функционирования различных типов экономических систем;

  • основные общенаучные и специальные методы, используемые управленческой экономикой;

  • виды моделей, используемых в управленческой экономике;

понимать суть

  • объекта и предмета исследования управленческой экономики;

  • проблемы выбора в экономике и различий ее решения в разных экономических системах;

  • модели кривой производственных возможностей;

  • закона возрастания альтернативных издержек;

уметь

  • рассчитывать величину альтернативных издержек;

  • обосновывать управленческие решения по выбору альтернативного варианта организации общественного производства;

владеть

  • навыками применения модели кривой производственных возможностей для диагностики состояния общественного производства в экономической системе и обоснования управленческих решений по определению объемов производства альтернативных продуктов.


  1. Методология управленческой экономики

Экономическая наука изучает хозяйственную деятельность людей, закономерности протекания хозяйственных процессов, отношения между людьми, возникающие в процессе использования ограниченных ресурсов при производстве, распределении, обмене и потреблении благ, удовлетворяющих потребности.

Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность человеческих потребностей порождает фундаментальную экономическую проблему выбора направлений и способов использования


п





ресурсов. При этом приходится учитывать альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели и интересы, которые преследуют хозяйствующие субъекты.

Проблема выбора выражается в трех фундаментальных вопросах:

  • что производить?

  • как производить?

  • для кого производить?

В разных экономических системах эти вопросы решаются по-разному.

В традиционной (патриархальной) экономике производятся необходимые общине блага в объемах, удовлетворяющих ее потребности, используются традиционные технологии, распределение ресурсов и продуктов регламентируется обычаями, традициями и религиозными установками. Такая система унаследована человечеством из далекого исторического прошлого. Она характеризуется тесными родоплеменными связями, основывается на иерархическом способе координации деятельности. Ее целевой функцией является удовлетворение ограниченных потребностей общины. Система консервативна в отношении нововведений и отличается предсказуемостью поведения хозяйствующих субъектов.

Командно-административная (централизованная) экономика зародилась в недрах монархической формы правления и также опирается на иерархический способ координации деятельности. Простейшей формой централизованной экономической системы является командная экономика, в которой государство берет на себя функции по разработке планов и контролю за их реализацией для достижения поставленных политических и экономических целей. Государство обеспечивает предприятия ресурсами, осуществляет распределение благ внутри системы по государственным стабильным ценам, решает вопросы организации, координации и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Такая система основана на вертикальных связях и обязательных для исполнения приказах.

Рыночная экономика основана на стихийном способе координации хозяйственной деятельности, горизонтальных связях и конкуренции. Что именно, как и для кого производить определяет рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения. Поведение отдельных экономических субъектов мотивировано личными эгоистическими интересами, целевая функция которых заключается в максимизации чистой выгоды. Реализуя свой самостоятельный выбор, они ни с кем не согласуют собственных действий, координация их деятельности осуществляется через рыночный механизм обмена ресурсами и благами, а регулятором выступает рыночная цена. В этой системе блага и услуги производятся не для потребле






ния, а для продажи, государственное вмешательство в экономику ограничивается законодательным установлением правил и норм ведения хозяйственной деятельности, что способствует развитию предпринимательской инициативы, свободному перемещению ресурсов, совершенствованию продуктов и технологий.

Необходимо отметить, что ни одна из названных выше систем не встречается на практике в чистом виде. В подавляющем большинстве экономически развитых стран наблюдается смешанная экономика.

В смешанной экономике хозяйственная деятельность опирается на рыночный механизм при активной регулирующей роли государства. Отличительной чертой данного типа экономической системы является создание государством определенных условий (через денежно-кредитное и налогово-бюджетное законодательство), направляющих принятие решений свободными предпринимателями. Целевая функция смешанной экономики заключается в обеспечении устойчивого экономического развития. Механизм координации деятельности в смешанной экономике объективно включает в себя элементы рынка и плана. При этом степень централизации смешанной экономики характеризуется уровнем участия государства в управлении социальными процессами, способами государственного регулирования рыночных отношений, долей государственной собственности в национальном богатстве, наличием государственных производственных предприятий. Например, самой выраженной социальной ориентацией обладают экономики Швеции и Норвегии.

Основным хозяйствующим субъектом смешанной экономики считается фирма (предприятие, организация), которая самостоятельно принимает решения и осуществляет свою хозяйственную деятельность с целью получения прибыли.


Раздел экономической науки, занимающийся проблемой принятия решения о наилучшем размещении ограниченных ресурсов в условиях смешанной экономики, называется управленческой экономикой.

Управленческая экономика — способ применения теоретических положений экономической науки для обоснования управленческих решений по рациональному использованию ресурсов как в частном, так и в государственном секторах.

Использование инструментария управленческой экономики позволяет значительно повысить качество управленческих решений.

Объектами исследования
управленческой экономики являются экономические агенты (хозяйствующие субъекты): производители, потребители и их решения, связанные с объемами производства и приобретения товаров и услуг с учетом потребностей, цен, выгод и затрат.



Предметом исследования управленческой экономики является принятие управленческих решений отдельными хозяйствующими субъектами в условиях экономического выбора.

Управленческая экономика тесно связана с другими экономическими дисциплинами: микроэкономикой, макроэкономикой, экономикой предприятия, бухгалтерским учетом, маркетингом, финансами, эконометрикой, экономическим анализом и др. (рис. 1.1). Она использует их методологию и инструментарий для обоснования управленческих решений.





Рис. 1.1. Природа управленческой экономики1


Методология любой науки всегда включает в себя как общенаучные методы, используемые многими отраслями науки, так и специальные, используемые преимущественно данной наукой.

Основными общенаучными методами, используемыми управленческой экономикой, являются: индукция и дедукция, анализ и синтез, метод аналогии, эмпирический и причинно-следственный (каузальный) методы.

Индукция — метод научного познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.

Например, анализируя характеристики спроса отдельных потребителей, исследователи делают выводы об особенностях потреби-



1 Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 25.





тельского спроса в отдельных рыночных сегментах и о емкости рынка в целом.

Дедукция — метод научного познания, предполагающий умозаключения от общего к частному.

Например, общие кризисные тенденции, наблюдаемые в стране, проецируются на отдельные рынки и отрасли при составлении прогнозов развития экономической ситуации.

Анализ — метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Анализ позволят выявить закономерности, тенденции экономических и социальных процессов, особенности хозяйственной деятельности на всех уровнях (макроэкономическом, микроэкономическом) и в разных сферах экономики (производственной, социальной). Анализ служит исходной отправной точкой для прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций управленческие решения и действия, способствовать выбору лучших вариантов действий.

Синтез — метод научного познания явлений и процессов, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.

Синтез необходим для обобщения и систематизации данных, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанные стороны процесса познания.

Аналогия — метод научного познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

При этом может использоваться междисциплинарный подход. Например, движение денежных потоков фирмы можно сравнить с кровообращением в человеческом организме.

Наблюдательный (эмпирический) метод заключается в наблюдении, сборе информации, описывающей определенные факты или события.

Так, например, менеджеры фиксируют происшедшие события, а затем пытаются понять их значение и последствия.

Причинно-следственный (каузальный) метод заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями.

Анализ сущности явлений помогает выстроить их логическую иерархию, объяснить и предвидеть экономические события даже в том случае, когда они связаны между собой не напрямую, а через длинную цепь последствий.

Основными специальными методами, используемыми управленческой экономикой, являются: позитивный и нормативный ана






лиз, предельный анализ, функциональный анализ, моделирование идр.

Позитивный анализ изучает и объясняет наблюдаемые экономические факты, события, процессы в том виде, как они существуют, констатирует факты «как есть», устанавливает связи между ними, общие закономерности.

Описывая фактическое положение дел, позитивный анализ не дает им никакой оценки и избегает ценностных суждений.

Нормативный анализ предполагает оценочные суждения с точки зрения долженствования, т. е. «как должно быть».

Он предписывает то, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой. В то же время при использовании данного метода особенно явно проявляется субъективность оценок, затрагиваются интересы различных хозяйствующих субъектов. Цели, представляющиеся важными и полезными для одних, по мнению других, могут выглядеть второстепенными. Поэтому при проведении нормативного анализа важнейшей проблемой становится верный выбор цели.

Предельный анализ — это поиск оптимального значения переменной, производимый путем сравнения издержек и выгод, которые могли быть вызваны изменением значения данной переменной.

Термин «предельный» следует понимать как «дополнительный», «добавочный». Сущность предельного анализа состоит в том, что исследуется именно дополнительная изменяющаяся часть экономической величины. Например, предельные издержки обозначают дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительного объема производимой продукции, предельная полезность — дополнительную полезность, извлекаемую потребителем от использования дополнительной единицы блага, и т. д. Действуя рационально, экономические агенты должны следить не только за общими и удельными (средними) целевыми показателями, но и за их предельными характеристиками, поскольку часто состояние последних выступает критерием оптимизации экономической деятельности агентов1.

Функциональный анализ — это установление и исследование зависимостей одних экономических величин от других.

Как правило, функциональная зависимость задается математически. При этом независимая величина (аргумент) называется экономическим фактором. Например, прямая функция спроса характеризует зависимость величины спроса от цены, а обратная — показывает, как цена товара зависит от спроса на него. Функциональный метод позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений, создавать экономические модели