Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(рис. 4.9, а) продавец располагает строго фиксированным количеством товара, поэтому он лишен возможности изменить объем предложения в ответ на изменение объема спроса. В этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, она совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж зависит только от объема предложения.
а б
Рис. 4.9. Рыночное равновесие:
а — в мгновенном периоде; б — в коротком (краткосрочном) периоде
В краткосрочном периоде производственные мощности фирмы остаются неизменными, но при этом может изменяться интенсивность их использования (фирма может работать в одну, в две или в три смены). Следовательно, изменяется объем используемых переменных ресурсов и меняется объем выпуска продукции. В этом случае линия предложения состоит из двух сегментов (рис. 4.9, б). Первый сегмент, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей максимуму производственной мощности <2тах Второй сегмент представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные имеющейся производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесные объем и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения — размером производственных мощностей.
В долгосрочном периоде производитель может менять и интенсивность использования производственных мощностей, и их размеры, т. е. масштабы производства. При этом возможны три ситуации (рис. 4.10).
В первом случае (рис. 4.10, а), когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного
объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором случае (рис. 4.10, б) изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (например, за счет роста цен на используемые ресурсы). При этом увеличение равновесного объема производства сопровождается повышением уровня равновесной цены. В третьем случае (рис. 4.10, в) изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (например, за счет снижения цен на используемые ресурсы). Тогда рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены.
а б
в
величина спроса при цене в 11 ден. ед.: ОсСИ) = 30-Р = 30-11 = 19 шт.;
процентное изменение спроса:
А0%= = С192(»
Юх+ОгЗ/З (20+19)/2
= — = 0,0526; 19,5
АР%= Ц-Ц = (И-10)
(Рг+Р2)/2 (10 + 11)/2
= ^— = 0,0952; 10,5
процентное изменение количества проданного товара
Ео - :
процентное изменение цены товара
-0,0526 . __
еп= = -0,55, или 0,55 -
° 0,0952 1
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся:
значимость товара для потребителя: как правило, спрос на товары первой необходимости (например, на основные продукты питания) является неэластичным, снижает эластичность спроса также приверженность потребителей к определенной торговой марке, гарантирующей качество и также повышающей значимость товара;
удельный вес в расходах: если на товар тратится значительная доля средств потребителя, то он очень чувствителен к уровню цен и спрос на такой товар будет обладать более высокой эластичностью по цене. В частности, боле высокая эластичность спроса по цене отмечается на туристические поездки, услуги элитной стоматологи, автомобили премиум класса и т. п. Спрос же на товары, занимающие незначительную долю потребительского бюджета, как правило, неэластичен по цене (потребитель может никак не отреагировать на десятипроцентное увеличение цен на жевательную резинку или цветные карандаши);
временные рамки: с течением времени эластичность спроса увеличивается, так как покупатели со временем могут подобрать замену подорожавшему благу.
Разница в уровне эластичности спроса по цене определяет различия в изменении выручки при одинаковом изменении уровня цен (рис. 4.12).
При эластичном спросе (рис. 4.12, а) снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое приводит к увеличению общей суммы выручки: сумма потерь от снижения цены (площадь прямоугольника Р4ЛСРВ) существенно ниже суммы дополнительной выручки от увеличения объема продаж (площадь прямоугольника СВС1вС1д).
При спросе с единичной эластичностью (рис. 4.12, б) прирост дохода от увеличения числа покупок равен сумме потерь от снижения цены, в результате общий объем выручки остается неизменным (площади обоих прямоугольников равны).
При неэластичном спросе (рис. 4.12, в) снижение цены ведет к столь малому увеличению объема дополнительных покупок, что общий объем выручки уменьшается. Сумма потерь от снижения
цены (площадь прямоугольника Р^АСРд) существенно превышает сумму дополнительной выручки от увеличения объема продаж (площадь прямоугольника СВС1вОд). Именно поэтому для роста выручки от продажи товаров, спрос на которые неэластичен по цене, продавцы повышают цены (так как в этом случае потери от сокращения числа покупок с лихвой компенсируются ростом доходов за счет повышения цен).
а б
Рис. 4.9. Рыночное равновесие:
а — в мгновенном периоде; б — в коротком (краткосрочном) периоде
В краткосрочном периоде производственные мощности фирмы остаются неизменными, но при этом может изменяться интенсивность их использования (фирма может работать в одну, в две или в три смены). Следовательно, изменяется объем используемых переменных ресурсов и меняется объем выпуска продукции. В этом случае линия предложения состоит из двух сегментов (рис. 4.9, б). Первый сегмент, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей максимуму производственной мощности <2тах Второй сегмент представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные имеющейся производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесные объем и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения — размером производственных мощностей.
В долгосрочном периоде производитель может менять и интенсивность использования производственных мощностей, и их размеры, т. е. масштабы производства. При этом возможны три ситуации (рис. 4.10).
В первом случае (рис. 4.10, а), когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного
объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором случае (рис. 4.10, б) изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (например, за счет роста цен на используемые ресурсы). При этом увеличение равновесного объема производства сопровождается повышением уровня равновесной цены. В третьем случае (рис. 4.10, в) изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (например, за счет снижения цен на используемые ресурсы). Тогда рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены.
а б
в
Рис. 4.10. Равновесие в длительном периоде:
а — неизменные издержки; б — возрастающие издержки;
в — снижающиеся издержки
-
Эластичность спроса и предложения
Рыночные спрос и предложение могут изменяться под влиянием различных факторов. Степень реагирования спроса и предложения на изменение какого-либо фактора определяется их эластичностью.
Эластичность — это мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.
Количественно эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит.
Коэффициент эластичности е показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) в ответ на изменение другого фактора (например, цены или доходов) на 1 %:
_ процентное изменение функции процентное изменение аргумента ’
Коэффициент эластичности может принимать значения от нуля до бесконечности.
Аналитиками чаще всего рассчитываются коэффициенты прямой ценовой эластичности спроса или предложения, перекрестной ценовой эластичности спроса, а также коэффициенты эластичности спроса по доходу.
Прямая ценовая эластичность спроса и предложения оценивается с помощью коэффициента прямой эластичности спроса (или предложения) по цене, выражающего отношение процентного изменения в объеме продаваемого (или производимого) товара по отношению к однопроцентному изменению цены на него.
Коэффициент прямой ценовой эластичности спроса рассчитывается по формуле
_ процентное изменение количества проданного товара
ео - •
процентное изменение цены товара
Коэффициент прямой ценовой эластичности предложения рассчитывается по формуле
_ процентное изменение количества произведенного товара
еБ- •
процентное изменение цены товара
Процентные изменения чаще всего рассчитываются путем деления изменения количества на среднее количество и деления изменения цены на среднюю цену. Так, процентное изменение количества произведенного или проданного товара определяется по формуле
Д<2% =
(02-01)
(01 + 02)/2‘
Процентное изменение цены товара рассчитывается по формуле
ДР% =
съ-ю
(Р1+Р2)/2'
В силу обратной зависимости величины спроса от цены для большинства товаров и услуг коэффициент прямой ценовой эластичности спроса в большинстве случаев является величиной отрицательной. Поэтому его величину оценивают по модулю. Коэффициент же ценовой эластичности предложения в силу прямой зависимости объема предложения от цены чаще всего является величиной положительной.
В зависимости от значения модуля коэффициента ценовой эластичности спроса или предложения различают следующие виды эластичности спроса и предложения по цене:
-
если е = оо, то говорят об абсолютной эластичности спроса или предложения, когда незначительное изменение цены повышает (или понижает) объем спроса или предложения на неограниченную величину;
-
если | е | > 1, то спрос или предложение являются эластичными, т. е. их величина изменяется более высокими темпами, чем изменяется цена;
-
если | е | = 1, то говорят о единичной эластичности спроса или предложения, когда их величина изменяется теми же темпами, что и изменение цены;
-
если | е | < 1, то спрос или предложение являются неэластичными, т. е. их величина изменяется гораздо медленнее, чем изменяется цена;
-
если е = 0, то говорят об абсолютной неэластичности спроса или предложения, когда значительное изменение цены никак не влияет на величину спроса или предложения.
Значение коэффициента ценовой эластичности определяет угол наклона кривых спроса и предложения (рис. 4.11 и 4.14).
рА
С4
ел = О
о
б
о5
Ед = оо
►
(2
Рис. 4.11. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью:
а — типичные случаи; б — исключения
В частности, кривая эластичного спроса имеет более пологий наклон (линия в то время как кривая неэластичного спроса наклонена более круто (линия Д2), а кривая спроса с единичной эластичностью имеет наклон под углом в 45 ° (линия Б3) (рис. 4.11, а).
В случае абсолютно неэластичного спроса потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т. е. изменение цены никак не влияет на объем спроса, а кривая спроса представляет собой вертикальную линию (линия Ол на рис. 4.11, б). Например, если даже в два раза снизится цена на инсулин, прироста в объемах его продажи не произойдет, так как количество больных диабетом, которые нуждаются в данном препарате, не изменилось.
В случае абсолютно эластичного спроса небольшое снижение цены заставляет покупателей увеличивать свои покупки с нуля до максимального объема, который они могут потребить. Линия спроса в этом случае параллельна горизонтальной оси (линия 05 на рис. 4.11, б). Такая ситуация может наблюдаться на рынке совершенной конкуренции (она будет рассмотрена ниже).
Иллюстративная задача 4.3
Функция спроса на товар описывается уравнением йв = 30-Р.
Определите:
-
величину спроса при цене в 10 ден. ед.;
-
величину спроса при цене в 11 ден. ед.;
-
процентное изменение спроса;
-
процентное изменение цены;
-
коэффициент ценовой эластичности спроса;
-
к какой группе относится этот товар.
Решение:
-
величина спроса при цене в 10 ден. ед.: (2^(10) = 30 -Р
= 30 -10 = 20 шт.;
Эластичность спроса и предложения
если е = оо, то говорят об абсолютной эластичности спроса или предложения, когда незначительное изменение цены повышает (или понижает) объем спроса или предложения на неограниченную величину;
если | е | > 1, то спрос или предложение являются эластичными, т. е. их величина изменяется более высокими темпами, чем изменяется цена;
если | е | = 1, то говорят о единичной эластичности спроса или предложения, когда их величина изменяется теми же темпами, что и изменение цены;
если | е | < 1, то спрос или предложение являются неэластичными, т. е. их величина изменяется гораздо медленнее, чем изменяется цена;
если е = 0, то говорят об абсолютной неэластичности спроса или предложения, когда значительное изменение цены никак не влияет на величину спроса или предложения.
величину спроса при цене в 10 ден. ед.;
величину спроса при цене в 11 ден. ед.;
процентное изменение спроса;
процентное изменение цены;
коэффициент ценовой эластичности спроса;
к какой группе относится этот товар.
величина спроса при цене в 10 ден. ед.: (2^(10) = 30 -Р
величина спроса при цене в 11 ден. ед.: ОсСИ) = 30-Р = 30-11 = 19 шт.;
процентное изменение спроса:
А0%= = С192(»
Юх+ОгЗ/З (20+19)/2
= — = 0,0526; 19,5
-
процентное изменение цены:
АР%= Ц-Ц = (И-10)
(Рг+Р2)/2 (10 + 11)/2
= ^— = 0,0952; 10,5
-
коэффициент ценовой эластичности спроса:
процентное изменение количества проданного товара
Ео - :
процентное изменение цены товара
-0,0526 . __
еп= = -0,55, или 0,55 -
° 0,0952 1
-
это товар с неэластичным спросом по цене.
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся:
-
незаменимость:
значимость товара для потребителя: как правило, спрос на товары первой необходимости (например, на основные продукты питания) является неэластичным, снижает эластичность спроса также приверженность потребителей к определенной торговой марке, гарантирующей качество и также повышающей значимость товара;
удельный вес в расходах: если на товар тратится значительная доля средств потребителя, то он очень чувствителен к уровню цен и спрос на такой товар будет обладать более высокой эластичностью по цене. В частности, боле высокая эластичность спроса по цене отмечается на туристические поездки, услуги элитной стоматологи, автомобили премиум класса и т. п. Спрос же на товары, занимающие незначительную долю потребительского бюджета, как правило, неэластичен по цене (потребитель может никак не отреагировать на десятипроцентное увеличение цен на жевательную резинку или цветные карандаши);
временные рамки: с течением времени эластичность спроса увеличивается, так как покупатели со временем могут подобрать замену подорожавшему благу.
Разница в уровне эластичности спроса по цене определяет различия в изменении выручки при одинаковом изменении уровня цен (рис. 4.12).
При эластичном спросе (рис. 4.12, а) снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое приводит к увеличению общей суммы выручки: сумма потерь от снижения цены (площадь прямоугольника Р4ЛСРВ) существенно ниже суммы дополнительной выручки от увеличения объема продаж (площадь прямоугольника СВС1вС1д).
При спросе с единичной эластичностью (рис. 4.12, б) прирост дохода от увеличения числа покупок равен сумме потерь от снижения цены, в результате общий объем выручки остается неизменным (площади обоих прямоугольников равны).
При неэластичном спросе (рис. 4.12, в) снижение цены ведет к столь малому увеличению объема дополнительных покупок, что общий объем выручки уменьшается. Сумма потерь от снижения
цены (площадь прямоугольника Р^АСРд) существенно превышает сумму дополнительной выручки от увеличения объема продаж (площадь прямоугольника СВС1вОд). Именно поэтому для роста выручки от продажи товаров, спрос на которые неэластичен по цене, продавцы повышают цены (так как в этом случае потери от сокращения числа покупок с лихвой компенсируются ростом доходов за счет повышения цен).