Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 4.12. Изменение выручки продавца при различной эластичности спроса по цене:
а — эластичный спрос; б — спрос единичной эластичности;
в — неэластичный спрос
Таким образом, степень ценовой эластичности спроса определяет различия в ценовых решениях: с целью увеличения выручки продавцами практикуется снижение цен на товары с эластичным спросом и увеличение цен на товары с неэластичным спросом.
Иллюстративная задача 4.4
Компания продает изделие А по цене 500 ден. ед., изделие В — по цене 1000 ден. ед. Среднемесячный объем продаж составляет 30 000 и 15 000 шт. соответственно. Коэффициент эластичности спроса по цене для изделия А равен 2,5, для изделия В — 0,7. Маркетинговая политика позволяет изменять цены в диапазоне ± 10 %.
Какое решение об изменении цен следует принять?
Решение.
Выручка равна произведению объема проданной продукции на цену за единицу продукции:
77? = Р • О.
Следовательно текущая выручка компании составляет: тг (А) = 500 • 30 000 = 15 000 000 ден. ед.;
ТЯг (В) = 1000 • 15 000 = 15 000 000 ден. ед.
Совокупная текущая выручка компании в среднем за месяц составляет:
= 77?! (А) + 77?! (В) = 15 000 000 + 15 000 000 =
= 30 000 000 ден. ед.
Спрос на изделие Л эластичен по цене, поэтому целесообразно принять решение о ее снижении для увеличения объема продаж и денежной выручки компании. Новый уровень цены составит:
Р2 (А) = PjCl - 0,1) = 500 • 0,9 = 450 ден. ед.
Из формулы коэффициента ценовой эластичности е = AQ% / АР %
следует, что объем продажи изменится:
AQ% (А) = Е • АР% = (-2,5) • (-10 %) = +25,0 %.
Его новая величина составит:
Q2(A) = Qx(1 + 0,25) = 30 000 • 1,25 = 37 500 шт.; прирост объема продажи будет равен:
AQ(A) = Q2(A) - Qj(A) = 37 500 - 30 000 = +7500 шт.
Снижение цены влечет за собой рост выручки от продажи товара А: 77?2(А) = 450 • 37 500 = 16 875 000 ден. ед.; прирост выручки составит:
Д77?(А) = TR2 (А) - TR-l(А) = 16 875 000 - 15 000 000 =
= +1 875 000 ден. ед.
Спрос на изделие В неэластичен по цене, поэтому целесообразно принять решение о ее повышении для увеличения выручки компании. Новый уровень цены будет равен:
Р2(В) = Pj(1 + 0,1) = 1200 • 1,1 = 1320 ден. ед.
Рост цены вызовет снижение объема продажи данного товара в размере
AQ% (В) = е • АР% = (-0,7) • (+10) = -7,0 %.
Новый объем продаж будет равен:
Q2(B) = Qi • (1 - 0,07) = 15 000 • 0,93 = 13 950 шт.; снижение объема продажи составит:
AQ(B) = Q2(B) - Qj(B) = 13 950 -15 000 = -1050 шт.
Тем не менее увеличение цены вызовет рост выручки от продажи товара В:
77?2(В) = 1 320 • 13 950 = 18 414 000 ден. ед.; прирост выручки составит:
Д77?(В) = 77?2(В) - 77?!(В) = 18 414 000 - 15 000 000 =
= +3 414 000 ден. ед.
В целом по компании совокупная выручка составит:
Ш2 = 77?2(А) + 77?2(В) = 16 875 000 + 18 414 000 =
= 35 289 000 ден. ед.
Изменение денежной выручки компании равно:
ATR = 77?2 - 77?! = 35 289 000 - 30 000 000 = +5 289 000 ден. ед., или
ATR = А77?(А) + A77Î(B) = 1 875 000 + 3 414 000 = 5 289 000 ден. ед.
Следует также отметить, что эластичность, как правило, варьируется в разных ценовых диапазонах одной и той же кривой спроса. В более высоких ценовых диапазонах спрос является эластичным, а в более низких — неэластичным (рис. 4.13, а). Кривая выручки (общего дохода от продажи товара) TR является производной кривой спросаD (рис. 4.13, б). Представленные графики отражают следующие зависимости: когда цена Р снижается, а выручка 77? растет, спрос
является эластичным; когда цена Р падает, а выручка ТЯ остается неизменной, спрос единичной эластичности; когда цена Р
уменьшается, и выручка ТЯ снижается вместе с ней, спрос является неэластичным.
Рис. 4.13. Эластичность спроса и выручка:
а — кривая спроса; б — кривая выручки
Если известно уравнение линейной функции спроса вида 0,т = = аг - ЪРЬ то коэффициент ценовой эластичности можно рассчитать по формуле
8 =
Рассмотренная формула также подтверждает тот факт, что коэффициент эластичности различен в разных точках кривой спроса, несмотря на один и тот же ее наклон.
В отличие от спроса, величина предложения имеет прямую зависимость от уровня цен, поэтому она имеет положительный наклон. Угол наклона кривой предложения также определяется степенью его ценовой эластичности. На рис. 4.14, а представлены следующие кривые предложения: — предложение с единичной эластично-
стью, Б2 — неэластичное предложение, Б3 — эластичное предложение. На рис. 4.14, б отражены кривые — абсолютно неэластичного предложения и 55 — абсолютно эластичного предложения.
PẬ
s4
= О
О
б
s5
es -
►
Q
Рис. 4.14. Кривые предложения с разной степенью эластичности:
а — типичные случаи; б — исключения
Иллюстративная задача 4.5
Рост закупочной цены на сельскохозяйственный продукт с 50 до 60 руб. привел к увеличению объема его предложения со 120 до 150 т.
Определите:
-
процентное изменение цены;
-
процентное изменение объема производства;
-
коэффициент ценовой эластичности предложения;
-
к какой группе относится данный продукт.
Решение:
-
процентное изменение цены:
ц-ц = (б°-4 5” =11 = 0,18;
(Р1+Р2)/2 (50+ 60)/2 55
-
процентное изменение объема производства:
AQ0/0 = ^-Qị) = С150-120) = 30 0
(Q1+Q2)/2 (120+ 150)/2 135
-
коэффициент ценовой эластичности предложения:
_ процентное изменение количества проданного товара
eD - ,
процентное изменение цены товара
ẼD '■
0,22
0,18
= 1,22;
4) абсолютное значение коэффициента больше единицы, следова
тельно, предложение эластично по цене.
К основным факторам, определяющим эластичность предложения по цене, можно отнести:
-
наличие незагруженных производственных мощностей:
чем ниже уровень загрузки мощностей — тем выше эластичность предложения;
Рис. 4.13. Эластичность спроса и выручка:
а — кривая спроса; б — кривая выручки
Если известно уравнение линейной функции спроса вида 0,т = = аг - ЪРЬ то коэффициент ценовой эластичности можно рассчитать по формуле
8 =
Рассмотренная формула также подтверждает тот факт, что коэффициент эластичности различен в разных точках кривой спроса, несмотря на один и тот же ее наклон.
В отличие от спроса, величина предложения имеет прямую зависимость от уровня цен, поэтому она имеет положительный наклон. Угол наклона кривой предложения также определяется степенью его ценовой эластичности. На рис. 4.14, а представлены следующие кривые предложения: — предложение с единичной эластично-
стью, Б2 — неэластичное предложение, Б3 — эластичное предложение. На рис. 4.14, б отражены кривые — абсолютно неэластичного предложения и 55 — абсолютно эластичного предложения.
PẬ
s4
= О
О
б
s5
es -
►
Q
Рис. 4.14. Кривые предложения с разной степенью эластичности:
а — типичные случаи; б — исключения
Иллюстративная задача 4.5
Рост закупочной цены на сельскохозяйственный продукт с 50 до 60 руб. привел к увеличению объема его предложения со 120 до 150 т.
Определите:
-
процентное изменение цены;
-
процентное изменение объема производства;
-
коэффициент ценовой эластичности предложения;
-
к какой группе относится данный продукт.
Решение:
-
процентное изменение цены:
ц-ц = (б°-4 5” =11 = 0,18;
(Р1+Р2)/2 (50+ 60)/2 55
-
процентное изменение объема производства:
AQ0/0 = ^-Qị) = С150-120) = 30 0
(Q1+Q2)/2 (120+ 150)/2 135
-
коэффициент ценовой эластичности предложения:
_ процентное изменение количества проданного товара
eD - ,
процентное изменение цены товара
ẼD '■
0,22
0,18
= 1,22;
4) абсолютное значение коэффициента больше единицы, следова
тельно, предложение эластично по цене.
К основным факторам, определяющим эластичность предложения по цене, можно отнести:
-
наличие незагруженных производственных мощностей:
чем ниже уровень загрузки мощностей — тем выше эластичность предложения;
процентное изменение цены;
процентное изменение объема производства;
коэффициент ценовой эластичности предложения;
к какой группе относится данный продукт.
процентное изменение цены:
процентное изменение объема производства:
коэффициент ценовой эластичности предложения:
наличие незагруженных производственных мощностей:
виды производимых товаров и услуг: если технология и объемы производства товара или услуги могут быть быстро изменены без значительных дополнительных капиталовложений, то они будут иметь более эластичное предложение по цене;
возможность длительного хранения готовой продукции: если товар подлежит длительному хранению и фирма располагает достаточными складскими помещениями, то ей легче увеличить объем предложения за счет накопленных запасов продукции, ее предложение будет более эластичным по отношению к изменению цен;
минимальный объем затрат, необходимый для расширения производства: чем выше величина необходимых капиталовложений для увеличения объема выпуска, тем ниже эластичность предложения;
конъюнктуру рынка: в условиях товарного дефицита производители имеют возможность продать на рынке значительный объем товара по высокой цене, предложение неэластично в этих условиях;
фактор времени: с течением времени возрастает степень эластичности предложения по цене, так как возрастают возможности фирмы по манипулированию объемами производства.
В кратчайшем (мгновенном) рыночном периоде (рис. 4.15, а) изменение величины спроса не вызовет изменений в объеме предложения. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично по цене. В этой ситуации рост спроса приводит исключительно к росту цен.
Рис. 4.15. Фактор времени и ценовая эластичноль предложения:
а — мгновенный период; б — краткосрочный период;
в — долгосрочный период
В краткосрочном периоде (рис. 4.15, б) с ростом спроса объем предложения будет нарастать, т. е. предложение становится все более эластичным благодаря повышению интенсивности использования имеющихся производственных мощностей и увеличению объемов использования переменных факторов производства. При этом цена также будет расти, но ее рост будет сопровождаться увеличением