Файл: Тема Институты и их роль в экономике Основные принципы институционализма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Тема 1. Институты и их роль в экономике
-
Основные принципы институционализма. -
Новый институционализм и его отличие от традиционного институционализма. -
Институты как стереотипы мышления и поведения. -
Конвенциальные и межличностные роли. -
Институт как способ решения проблем человеческого общежития. -
Институты и нормы. -
Основные методы общественного принуждения. -
Подходы к исследованию институтов.
Тема 2. Базовые категории институционализма
-
Понятие рутины: технологические и отношенческие рутины -
Общие ментальные модели и их составляющие -
Национальные различия в системе ценностей -
Национальные различия в убеждениях -
Природа и основные виды правил -
Привила координации и «Дилемма заключенных» -
Правила кооперации и правила распределения
Тема 3. Институт собственности
-
Владение и собственность: общие черты и отличия -
Сравнительный анализ различных режимов использования ограниченных ресурсов -
Собственность как этическая норма и как стереотип мышления -
Взаимосвязь понятий собственность и капитал -
Собственность как юридическая категория -
Собственность как пучок правомочий
Тема 4. Теория трансакций
-
Понятие трансакции и принципы, на которых она осуществляется -
Основные виды трансакций -
Трансакционные издержки: понятие и виды -
Теорема Коуза -
Асимметрия информации и оппортунистическое поведение -
Неблагоприятный отбор и возможности его преодоления -
Способы противодействия моральному риску и вымогательству -
Специфические активы и их роль в принятии решения о способах управления трансакциями
Тема 5. Экономическая теория контрактов
-
Классический контракт: базовые предположения и основные черты -
Неоклассический контракт: основания возникновения и способ управления -
Отношенческий контракт: условия применения и способы управления -
Виды оппортунизма. -
Оппортунизм «Неблагоприятный отбор» и способы борьбы с ним. -
Оппортунизм «Моральный риск» и способы борьбы с ним. -
Оппортунизм «Вымогательство» и способы борьбы с ним. -
Рентоориентированное поведение в российской экономике и способы борьбы с ним.
Тема 6. Институт фирмы
-
Предприятие как форма подчинение труда капиталу -
Предприятие как форма реализации предпринимательской активности -
Неоклассическая теория происхождения фирмы -
Трансакционная теория происхождения фирмы -
Фирма как пучок контрактов -
Хозяйственная организация как базовая единица экономики -
Фирма как альтернатива традиционному хозяйству
Тема 7. Корпоративная культура
-
Культура как коллективный опыт -
Модели поведения и способы их формирования -
Уровни культуры -
Бюрократическая культура: плюсы и минусы -
Рыночная культура как альтернатива бюрократии -
Клановая культура и ее разновидности -
Культура власти и ее разновидности -
Адхократическая и личностная культуры -
Достоинства и недостатки типологизации культуры -
Культурное пространство корпорации
Тема 1. Институты и их роль в экономике
1. Основные принципы институционализма.
Основные принципы институционализма:
· Принцип холизма или междисциплинарный подход - экономическая наука должна учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь (правовых, социальных, психологических, политических).
· Принцип историзма - признание эволюционного развития единственно возможной формой экономического и социального прогресса. Он выражается в генетическом подходе к изучению реальных экономических структур, стремление к выявлению движущих сил и факторов развития основных тенденций общественной эволюции, в обосновании необходимости целенаправленного воздействия на перспективы развития.
· Принцип допущения государственного вмешательства в экономику (как отличие от неоклассической школы) – государственное вмешательство в экономику неизбежно и нормально, правила государственного управления оказывают не меньшее влияние на экономику, чем рыночный механизм.
· Принцип совместного обогащения крупных корпораций, монополистов как рынком, так и государством. Рынок не является нейтральным (справедливым) механизмом распределения ресурсов.
Следовательно, предметом политэкономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях. На поведение людей оказывают влияние не только рациональные экономические мотивы, но и такие социальные факторы, как мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса.
2. Новый институционализм и его отличие от традиционного институционализма.
Новая институциональная экономика — яркое проявление тенденции проникновения методов микроэкономического анализа в смежные социальные дисциплины. Если представители традиционной институциональной экономики стремились применить достижения других гуманитарных дисциплин для решения проблем экономической теории, то представители новой институциональной экономики, наоборот, стремятся применить методы неоклассической экономической теории для решения проблем других гуманитарных дисциплин
Новый институционализм исходит из двух общих установок. Во-первых, что социальные институты имеют значение (англ. institutions matter) и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории
Основное внимание новая институциональная экономика уделяет анализу таких факторов как трансакционные издержки, права собственности, контрактные агентские отношения.
Новые институционалисты критикуют традиционную неоклассическую теорию за отступления от принципа «методологического индивидуализма».
По сравнению с неоклассической теорией новый институционализм вводит новый класс ограничений, обусловленных институциональной структурой общества и сужающих поле индивидуального выбора. Кроме того вводятся поведенческие предпосылки — ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.
Первая предпосылка означает, что человек, обладающий ограниченной информацией, может минимизировать не только материальные издержки, но и интеллектуальные усилия. Вторая означает «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства» (англ. self-interest-seeking-with-guile), то есть возможность нарушения контрактов.
Неоклассическая школа предполагает, что рынок действует в условиях совершенной конкуренции, а отклонения от неё характеризует как «провалы рынка» и возлагает в таких случаях надежды на государство. Новые институционалисты указывают, что государство также не обладает полной информацией и не имеет теоретической возможности ликвидации трансакционных издержек.
Одним из предметов изучения новых институционалистов являются сами институты, которые они изучают на двух уровнях.
— уровень институциональных соглашений. На данном уровне изучаются договоры между участниками экономических отношений, которые заключаются для минимизации трансакционных издержек. Например, таким институтом является фирма, в которой существует совокупность контрактных обязательств её работников для минимизации издержек.
— уровень институциональной среды. На этом уровне изучаются сами «правила игры», то есть правила, нормы и санкции, образующие политические, социальные и юридические рамки взаимодействия между людьми. Другими словами, институциональной среда — это те рамки, в которые заключены участники институциональных отношений.
3. Институты как стереотипы мышления и поведения.
Стереотипы мышления регулируют совместную деятельность людей исходя из представлений о справедливом и должном, возникших в предшествующую эпоху. В их основе лежат традиции и ценностные установки, сложившиеся на определенном этапе исторического развития. Таковы, например, принципы кровного родства, клановой солидарности, верноподданности или национального единства, частной собственности. Эти стереотипы мышления воспитывают общие ментальные модели - рамки для одинакового восприятия реальности участниками совместных действий, включающие их общие знания; общие значения; общие ценности; общие убеждения и общие ожидания. Метальные модели объединяют людей, и потому создают основу любого взаимодействия людей в обществе.
Для формирования стереотипов поведения наиболее важны 2 компонента ментальных моделей - общие ценности и общие знания (навыки). Система ценностей формирует предписание поведения и необходимость применения правил. Эти ценности могут быть двух видов:
1) абсолютные, которые субъект соблюдает в любом случае (моральные нормы);
2) относительные, которым субъекты следуют тогда, когда им это выгодно (налоги платить надо, но если мне не выгодно, то я буду стремиться к уклонению от налогообложения).
Ценности могут существенно различаться в разных национальных культурах. Но в любом случае они определяют вектор деятельности человека, устанавливая цели нашей деятельности и определяя наши поступки в координатах: хорошо - плохо.
Стереотипы поведения (рутины) - второе важнейшее последствие наличия устойчивых социальных норм.
Рутины определяются как нормальные и предсказуемые образцы индивидуального и коллективного поведения. Рутины раз-деляются на две категории - технологические и отношенческие.
Технологические рутины формируются в процессе взаимодействия человека и природы и являются образцами взаимодействия человека с элементами окружающей среды. Например, работая на станке, токарь день за днем применяет одни и те же приемы, причем автоматически. У него не возникает необходимости продумывать последовательность действий. Его действия отлажены. То же касается преподавателя, проверяющего работу тысячного студента.
Большая часть таких рутин являются неосознаваемыми и реализуются на основе неявного знания. Мы не отдаем себе отчет в том, как именно мы совершаем регулярные действия: завариваем чай, замешиваем тесто или чистим зубы. Более того, зачастую нам проще сделать что-то, чем написать инструкцию о том, как это нужно делать.
Технологические рутины облегчают нам жизнь, экономя затраты времени и сил на обдумывание каждого действия и/или их последовательности, на поиск информации и принятие решения.
Отношенческие рутины складываются в процессе социального взаимодействия и отражают образцы поведения между индивидами. Помимо функций снижения издержек и уменьшения неопределенности, они выполняют еще одну важную функцию - функцию координации совместной деятельности.
При выборе линии своего поведения люди стремятся учесть возможную реакцию окружающих на их действия. Когда мы знаем, что наши контрагенты действуют, руководствуясь стереотипами, у нас возникают определенные ожидания относительно их будущего поведения. И в соответствии с этими ожиданиями мы выбираем ту или иную стратегию своего собственного поведения. Таким образом, рутины дают нам возможность путем построения системы взаимных ожиданий вносить в отношения элемент координации и предсказуемости.
А делаем мы это, предварительно формируя в сознании схему (модель) социальной среды нашего поведения. Так понятие рутины в институционализме увязывается с понятием ментальной модели, стереотипы поведения выводятся из стереотипов мышления.
В управлении отношенческие рутины обеспечивают (предотвращают) применение необоснованных волюнтаристских решений. Например, при падении объема продаж мы, как правило, начинаем вкладывать деньги в рекламу своего продукта. Более осмысленным поведением, было бы исследование причин снижения выручки. Возможно, что сбои происходят на уровне отдела продаж (невнимательные или невежливые продавцы), производства (ухудшение качества выпускаемой продукции) или неправильного прогнозирования структуры выпуска (обувь неходовых размеров). Но такое поведение (вложение денег в рекламу) превратилось для нас в рутину, поскольку обычно оно срабатывает (приходит больше новых покупателей).