Файл: Тема Институты и их роль в экономике Основные принципы институционализма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предприятие представляет собой единую относительно замкнутую производственно-техническую, организационную и экономическую систему.
3.Неоклассическая теория происхождения фирмы
В основе неоклассической концепции фирмы лежит теория предельной полезности, возникшей, с одной стороны, в качестве реакции на трудовую теорию стоимости и в частности прибавочной стоимости, с другой стороны как следствие нарушений в сфере обмена и участившихся кризисов перепроизводства.
Неоклассическая теория фирмы, возникнув в результате «маржиналистской революции», более чем какая-либо другая теория подвергалась изменениям. Сторонники этой концепции фирмы унаследовали от классиков XVIII- начала XIX вв. представления А. Смита о фирме как субъекте рынка, который управляется механизмом рыночных цен. От Ж.Б. Сэя заимствованы представления о фирме как субъекте, преобразующем ресурсы и потребительские ценности для продажи на рынке.
Неоклассики разработали математический аппарат, который позволяет выявить количественные характеристики хозяйственной деятельности фирмы и определить возможности повышения ее эффективности путем оптимизации соотношения цен и объемов производства и сбыта, предельных издержек и предельного дохода фирмы.
Существенный недостаток неоклассической теории фирмы состоит в понимании фирмы как аналога домашнего хозяйства. В таком случае исчезает различие между производящим и потребляющим субъектами экономики. Кроме того, фирма при таком рассмотрении сводится к одному человеку — владеющему, управляющему и работающему на ней. Как особая, сложная форма организации производства, фирма исчезает из объекта экономического анализа, превращаясь в некую формальную конструкцию, которую можно изъять из анализа с целью обнаружения механизма цен.
Если целью неоклассической теории является объяснение причин изменения рыночных цен, то поведение фирмы и прогноз приобретают второстепенное значение. Поведение фирмы оказывается простой реакцией на изменение цен производственных ресурсов (формирование цен на рынках факторов производства) и потребительских цен даже в условиях несовершенной конкуренции.
Управление фирмой, авторитарное распределение ресурсов и, как следствие, наличие возможностей отклонения от цели максимизации прибыли в неоклассической теории во внимание не принимаются.
Для деятельности предприятия в современной России эти недостатки имеют практическое значение. Даже варианты возможного отклонения от гипотезы максимизации прибыли объясняются разновидностью типичного неоклассического поведения фирмы с использованием того же инструментария предельного анализа.
В результате особенности поведения фирмы в неоклассической теории сводятся к различиям между кратко- и долгосрочными периодами функционирования фирмы, а также между ее поведением в условиях разного типа рыночных структур (совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции).
4.Трансакционная теория происхождения фирмы
Впервые теория фирмы сформировалась в рамках институционального направления экономической мысли. Основы этой теории изложены в статье Р. Коуза «Природа фирмы», опубликованной в 1937 г. В этой статье были поставлены следующие вопросы:
Коуз дал ответы на эти вопросы, опираясь на свою концепцию трансакционных издержек, поэтому его теория фирмы называется трансакционной. Рассмотрим ее основные положения.
Трансакции подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночная трансакция осуществляется посредством механизма цен, по сути она представляет собой краткосрочный контракт по подводу обмена благами между равноправными покупателем и продавцом. Издержки, требуемые для осуществления рыночной трансакции, называют внешними трансакционными издержками. Нерыночная трансакция осуществляется без применения сложившегося в обществе механизма цен. Она организуется инициативным хозяйствующим индивидом, или предпринимателем, и представляет собой долгосрочный контракт по поводу распределения ресурсов между индивидами, принявшими на себя добровольные ограничения прав собственности и прав свободы. Издержки, необходимые для осуществления нерыночной трансакции, называют внутренними трансакционными издержками, или издержками управления.
Фирма есть система нерыночных трансакций, организованных предпринимателем с целью максимизации прибыли. Предприниматель, организовавший фирму, является ее собственником, или владельцем. Трансакционные издержки управления, которые несет владелец фирмы при организации дополнительной трансакции, также называют внутрифирменными. Число нерыночных трансакций, составляющих фирму, характеризует размер фирмы.
Согласно трансакционной теории фирмы, внутрифирменные трансакционные издержки представляют собой функцию от размера фирмы, которая сначала убывает, а затем возрастает. Убывание данной функции связывают с положительным эффектом внутрифирменного разделения управленческого труда, а возрастание — с отрицательным эффектом усложнения процесса управления фирмой. Чем больше трансакций организует предприниматель, тем больше вероятность того, что он будет
не способен использовать факторы производства с наивысшей выгодой, и тем больше вероятность того, что эти трансакции будут осуществляться в разных местах либо они будут очень разнообразными. Таким образом, возрастающий участок функции внутрифирменных издержек иллюстрирует «закон уменьшающейся отдачи управленческого труда». Этот закон трактуют в том смысле, что «цена» внутрифирменной трансакции увеличивается с увеличением размера фирмы.
5.Фирма как пучок контрактов
Основу фирмы составляет пучок контрактовмежду владельцами факторов производства (Оливер Уильямсон и другие, 1970-е годы).
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами - контрактами. Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов).
Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов.
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.
U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе.
М-форма - (от английского multiproduct) - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела. Такая форма организации характеризуется большими организационными издержками.
6.Хозяйственная организация как базовая единица экономики
Фирма является хозяйственной организационной единицей современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме как юридическое лицо.
Другими словами, фирма – институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов.
Производственная деятельность фирм — основной источник удовлетворения потребностей людей; фирма — сфера приложения труда людей; конкуренция между фирмами — механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Все это и предопределяет место и значение фирм в современной рыночной экономике.
В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и др исключительные права.
Частный (предпринимательский) сектор в экономике включает большое разнообразие фирм. В зависимости от признака классификации фирмы могут делать на различные виды и формы. Так, в зависимости от форм собственности (или организационно-правовых форм) фирмы делятся на фирма виды: единоличная фирма, партнерство (в отечественной науке — товарищество), корпорация.
7.Фирма как альтернатива традиционному хозяйству
хозяйство примитивного общества (традиционная экономика).
Это общество, в котором экономические решения принимаются в соответствии с традициями и обычаями, правила экономики передаются из поколения в поколение. Как правило, имеет место общинная собственность на средства производства, хотя возможна и частная. Господствует натуральное хозяйство. Уровень экономического развития здесь низкий. Экономические роли членов общества и система распределения диктуются кастовой принадлежностью. Такая экономика способна удовлетворить самые простые, первичные человеческие потребности. Такой тип экономики был присущ обществам на ранних стадиях развития человечества, и он самый длительный в экономической истории. В наше время он ещё встречается в экономически слабо развитых странах.
Современная организация экономики (к которой относится фирма) – это смешанная система, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием экономических процессов.
Государственное регулирование сглаживает негативные моменты рыночного саморегулирования, например безработицу, кризисы, недопроизводство социально значимых товаров, производить которые невыгодно для частного сектора. Государство также ограничивает диктаторские устремления крупнейших хозяйствующих субъектов в их погоне за сверхприбылями.
Смешанная экономика – это экономика, в которой сосуществуют предприятия различных форм собственности: частной, коллективной (групповой), государственной, общественной. Причем их соотношение обусловлено экономической целесообразностью и эффективностью. Именно даваемый эффект, а не искусственное создание условия для преобладания или господства одних и ограничения других определяет долю и сферы распространения каждой из форм собственности, тенденции и динамику перемен в структуре социальных типов хозяйства.
Тема 7. Корпоративная культура
На ранних этапах развития человеческого общества и культуры жизнь человека носила коллективный характер, индивидуальное сознание было слаборазвитым. Индивидуальная человеческая жизнь, мышление и поведение подчинялись общепринятым шаблонам и образцам. В этих условиях культура выступала в качестве социального механизма, жестко управляющего мышлением и поведением индивидов. Т.е. можно сказать, что культура формируется как аппарат управления умами индивидов. Ее можно рассматривать как коллективный интеллект, который, подобно индивидуальному человеческому интеллекту, обладает памятью, программами переработки информации и способностью вырабатывать новую информацию. Культура как коллективный интеллект представляет собой самоорганизующуюся синергетическую систему, элементами которой являются индивидуальные интеллекты.
Сохранение и трансляция культурного наследия
Развитие культуры невозможно без сохранения культурного опыта. Каждое поколение начинает свой путь с освоения культурного прошлого. Оно включает коллективный и индивидуальные исторический опыт, ценности и достижения, составляющие духовное богатство общества.
Культурное наследие имеет различные способы фиксации: в памятниках искусства и архитектуры, литературных произведениях и документах. В каждой культуре есть стабильное ядро, которое передается от поколения к поколению. Отдельные компоненты этой структуры входят в мировую культуру, создавая корпус классического наследия.
С зарождением самосознания культуры (в эпоху Античности) происходит осознание культурных завоеваний как ценностей, нуждающихся в сохранении. Прежде всего, это относится к формам духовной культуры – литературе, искусству, философии, науке и т.д. Человечество выработало специфические формы сохранения культурного наследия: музеи (пинакотеки), библиотеки, письменность, систему образования. Появление литературы, развитие жанровой системы искусства, зарождение и развитие философии, а также любое воплощение духа культуры в материальной форме можно рассматривать как имманентные формы сохранения культуры, выработанные самой культурой.
Наука об организационном поведении подразделяется на основе ряда критериев на более специализированные предметы.
3.Неоклассическая теория происхождения фирмы
В основе неоклассической концепции фирмы лежит теория предельной полезности, возникшей, с одной стороны, в качестве реакции на трудовую теорию стоимости и в частности прибавочной стоимости, с другой стороны как следствие нарушений в сфере обмена и участившихся кризисов перепроизводства.
Неоклассическая теория фирмы, возникнув в результате «маржиналистской революции», более чем какая-либо другая теория подвергалась изменениям. Сторонники этой концепции фирмы унаследовали от классиков XVIII- начала XIX вв. представления А. Смита о фирме как субъекте рынка, который управляется механизмом рыночных цен. От Ж.Б. Сэя заимствованы представления о фирме как субъекте, преобразующем ресурсы и потребительские ценности для продажи на рынке.
Неоклассики разработали математический аппарат, который позволяет выявить количественные характеристики хозяйственной деятельности фирмы и определить возможности повышения ее эффективности путем оптимизации соотношения цен и объемов производства и сбыта, предельных издержек и предельного дохода фирмы.
Существенный недостаток неоклассической теории фирмы состоит в понимании фирмы как аналога домашнего хозяйства. В таком случае исчезает различие между производящим и потребляющим субъектами экономики. Кроме того, фирма при таком рассмотрении сводится к одному человеку — владеющему, управляющему и работающему на ней. Как особая, сложная форма организации производства, фирма исчезает из объекта экономического анализа, превращаясь в некую формальную конструкцию, которую можно изъять из анализа с целью обнаружения механизма цен.
Если целью неоклассической теории является объяснение причин изменения рыночных цен, то поведение фирмы и прогноз приобретают второстепенное значение. Поведение фирмы оказывается простой реакцией на изменение цен производственных ресурсов (формирование цен на рынках факторов производства) и потребительских цен даже в условиях несовершенной конкуренции.
Управление фирмой, авторитарное распределение ресурсов и, как следствие, наличие возможностей отклонения от цели максимизации прибыли в неоклассической теории во внимание не принимаются.
Для деятельности предприятия в современной России эти недостатки имеют практическое значение. Даже варианты возможного отклонения от гипотезы максимизации прибыли объясняются разновидностью типичного неоклассического поведения фирмы с использованием того же инструментария предельного анализа.
В результате особенности поведения фирмы в неоклассической теории сводятся к различиям между кратко- и долгосрочными периодами функционирования фирмы, а также между ее поведением в условиях разного типа рыночных структур (совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции).
4.Трансакционная теория происхождения фирмы
Впервые теория фирмы сформировалась в рамках институционального направления экономической мысли. Основы этой теории изложены в статье Р. Коуза «Природа фирмы», опубликованной в 1937 г. В этой статье были поставлены следующие вопросы:
-
а) что такое фирма? -
б) почему все фирмы не объединяются в одну большую фирму? -
в) почему каждая фирма не распадается на множество независимых индивидуальных предпринимателей? -
г) от каких факторов зависит оптимальный размер фирмы?
Коуз дал ответы на эти вопросы, опираясь на свою концепцию трансакционных издержек, поэтому его теория фирмы называется трансакционной. Рассмотрим ее основные положения.
Трансакции подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночная трансакция осуществляется посредством механизма цен, по сути она представляет собой краткосрочный контракт по подводу обмена благами между равноправными покупателем и продавцом. Издержки, требуемые для осуществления рыночной трансакции, называют внешними трансакционными издержками. Нерыночная трансакция осуществляется без применения сложившегося в обществе механизма цен. Она организуется инициативным хозяйствующим индивидом, или предпринимателем, и представляет собой долгосрочный контракт по поводу распределения ресурсов между индивидами, принявшими на себя добровольные ограничения прав собственности и прав свободы. Издержки, необходимые для осуществления нерыночной трансакции, называют внутренними трансакционными издержками, или издержками управления.
Фирма есть система нерыночных трансакций, организованных предпринимателем с целью максимизации прибыли. Предприниматель, организовавший фирму, является ее собственником, или владельцем. Трансакционные издержки управления, которые несет владелец фирмы при организации дополнительной трансакции, также называют внутрифирменными. Число нерыночных трансакций, составляющих фирму, характеризует размер фирмы.
Согласно трансакционной теории фирмы, внутрифирменные трансакционные издержки представляют собой функцию от размера фирмы, которая сначала убывает, а затем возрастает. Убывание данной функции связывают с положительным эффектом внутрифирменного разделения управленческого труда, а возрастание — с отрицательным эффектом усложнения процесса управления фирмой. Чем больше трансакций организует предприниматель, тем больше вероятность того, что он будет
не способен использовать факторы производства с наивысшей выгодой, и тем больше вероятность того, что эти трансакции будут осуществляться в разных местах либо они будут очень разнообразными. Таким образом, возрастающий участок функции внутрифирменных издержек иллюстрирует «закон уменьшающейся отдачи управленческого труда». Этот закон трактуют в том смысле, что «цена» внутрифирменной трансакции увеличивается с увеличением размера фирмы.
5.Фирма как пучок контрактов
Основу фирмы составляет пучок контрактовмежду владельцами факторов производства (Оливер Уильямсон и другие, 1970-е годы).
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами - контрактами. Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов).
Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов.
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.
U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе.
М-форма - (от английского multiproduct) - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела. Такая форма организации характеризуется большими организационными издержками.
6.Хозяйственная организация как базовая единица экономики
Фирма является хозяйственной организационной единицей современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме как юридическое лицо.
Другими словами, фирма – институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов.
Производственная деятельность фирм — основной источник удовлетворения потребностей людей; фирма — сфера приложения труда людей; конкуренция между фирмами — механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Все это и предопределяет место и значение фирм в современной рыночной экономике.
В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и др исключительные права.
Частный (предпринимательский) сектор в экономике включает большое разнообразие фирм. В зависимости от признака классификации фирмы могут делать на различные виды и формы. Так, в зависимости от форм собственности (или организационно-правовых форм) фирмы делятся на фирма виды: единоличная фирма, партнерство (в отечественной науке — товарищество), корпорация.
7.Фирма как альтернатива традиционному хозяйству
хозяйство примитивного общества (традиционная экономика).
Это общество, в котором экономические решения принимаются в соответствии с традициями и обычаями, правила экономики передаются из поколения в поколение. Как правило, имеет место общинная собственность на средства производства, хотя возможна и частная. Господствует натуральное хозяйство. Уровень экономического развития здесь низкий. Экономические роли членов общества и система распределения диктуются кастовой принадлежностью. Такая экономика способна удовлетворить самые простые, первичные человеческие потребности. Такой тип экономики был присущ обществам на ранних стадиях развития человечества, и он самый длительный в экономической истории. В наше время он ещё встречается в экономически слабо развитых странах.
Современная организация экономики (к которой относится фирма) – это смешанная система, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием экономических процессов.
Государственное регулирование сглаживает негативные моменты рыночного саморегулирования, например безработицу, кризисы, недопроизводство социально значимых товаров, производить которые невыгодно для частного сектора. Государство также ограничивает диктаторские устремления крупнейших хозяйствующих субъектов в их погоне за сверхприбылями.
Смешанная экономика – это экономика, в которой сосуществуют предприятия различных форм собственности: частной, коллективной (групповой), государственной, общественной. Причем их соотношение обусловлено экономической целесообразностью и эффективностью. Именно даваемый эффект, а не искусственное создание условия для преобладания или господства одних и ограничения других определяет долю и сферы распространения каждой из форм собственности, тенденции и динамику перемен в структуре социальных типов хозяйства.
Тема 7. Корпоративная культура
-
Культура как коллективный опыт
На ранних этапах развития человеческого общества и культуры жизнь человека носила коллективный характер, индивидуальное сознание было слаборазвитым. Индивидуальная человеческая жизнь, мышление и поведение подчинялись общепринятым шаблонам и образцам. В этих условиях культура выступала в качестве социального механизма, жестко управляющего мышлением и поведением индивидов. Т.е. можно сказать, что культура формируется как аппарат управления умами индивидов. Ее можно рассматривать как коллективный интеллект, который, подобно индивидуальному человеческому интеллекту, обладает памятью, программами переработки информации и способностью вырабатывать новую информацию. Культура как коллективный интеллект представляет собой самоорганизующуюся синергетическую систему, элементами которой являются индивидуальные интеллекты.
Сохранение и трансляция культурного наследия
Развитие культуры невозможно без сохранения культурного опыта. Каждое поколение начинает свой путь с освоения культурного прошлого. Оно включает коллективный и индивидуальные исторический опыт, ценности и достижения, составляющие духовное богатство общества.
Культурное наследие имеет различные способы фиксации: в памятниках искусства и архитектуры, литературных произведениях и документах. В каждой культуре есть стабильное ядро, которое передается от поколения к поколению. Отдельные компоненты этой структуры входят в мировую культуру, создавая корпус классического наследия.
С зарождением самосознания культуры (в эпоху Античности) происходит осознание культурных завоеваний как ценностей, нуждающихся в сохранении. Прежде всего, это относится к формам духовной культуры – литературе, искусству, философии, науке и т.д. Человечество выработало специфические формы сохранения культурного наследия: музеи (пинакотеки), библиотеки, письменность, систему образования. Появление литературы, развитие жанровой системы искусства, зарождение и развитие философии, а также любое воплощение духа культуры в материальной форме можно рассматривать как имманентные формы сохранения культуры, выработанные самой культурой.
-
Модели поведения и способы их формирования
Наука об организационном поведении подразделяется на основе ряда критериев на более специализированные предметы.