Файл: 1 Полномочия прокурора в арбитражном процессе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Задачи и основные направления деятельности прокурора в арбитражном процессе………………………………………………………………………………5

1.1. Понятие и сущность участия прокурора в арбитражном процессе, как самостоятельного субъекта…………………………………………………………5

1.2. Полномочия прокурора в арбитражном процессе………………………...9


2. Участие прокурора при рассмотрении дел в арбитражном суде первой инстанции…………………………………………………………………………...15

2.1. Особенности правового положения прокурора в суде первой инстанции ……………………………………………………………………………………….15

2.2. Процессуальный интерес прокурора в арбитражном суде – как специфика государственных функций……………………………………………18

3. Основания и особенности участия прокурора в арбитражном суде по делам, вступившим в законную силу……………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………...36


Список использованных источников и литературы………………………….39

Введение

В ходе дискуссии, которая проходила по вопросам проводимой су­дебной реформы и подготовки проекта нового Арбитражного процессуального кодекса (далее АПК РФ) высказывались различные суждения об участии прокурора в российском арбитражном су­допроизводстве. Мнения ученых юристов и прак­тиков в этом разделились.

Одни из них поддерживали существующий статус прокурора и даже считали целесообразным расширить его полномочия в новом АПК. Другие, напротив, полагали, что следует не только ограни­чить полномочия, но и полностью исключить уча­стие прокурора в арбитражном процессе.

Действующий АПК РФ расширил полномочия прокурора в арбитражном процессе.

Актуальность исследования заключается в том, что процесс перераспределения государственной собственности, связанный с прямыми злоупотреб­лениями, противоречащими государственным ин­тересам, привел к тому, что из всех видов собствен­ности самой незащищенной оказалась именно го­сударственная. Утрачиваемый государством конт­роль за экономикой и сферой финансов, а также не­способность контролирующих органов эффективно противостоять правонарушениям в сфере экономи­ки создают угрозу экономической безопасности России, которая достигла
критического уровня по ряду таких показателей, как: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норма безработицы; эко­номический рост; дефицит бюджета; встроенность в мировую экономику; золото-валютные резервы; деятельность «теневой» экономики и др.

В этих условиях использование возможностей прокуратуры, направленных на защиту жизненно важных экономических интересов личности, обще­ства и государства от внутренних и внешних угроз, представляется весьма актуальным и значимым.

Одной из форм такой защиты является участие прокурора в арбитражном процессе, которую не следует рассматривать как посягательство на само­стоятельность, независимость суда и лиц, участву­ющих в деле. Своим участием прокурор лишь спо­собствует объективности, всесторонности и пол­ноте судебного разбирательства, а его роль должна оцениваться через призму обеспечения законнос­ти всеми хозяйствующими субъектами.

Объектом дипломного исследования является участие прокурора в арбитражном процессе.

Предметом исследования данной темы являются нормативно-правовые акты, регулирующие участие прокурора в арбитражном процессе.

Цель данной работы – изучить участие прокурора в арбитражном процессе.

Основные задачи данной работы: проследить исторический аспект участия прокурора в арбитражном процессе и его полномочия; проанализировать роль и иски прокурора в арбитражном процессе; изучить участие прокурора в суде первой инстанции, в апелляционной инстанции, в кассационной инстанции и в пересмотре судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


1. Задачи и основные направления деятельности прокурора в арбитражном процессе

1.1. Понятие и сущность участия прокурора в арбитражном процессе, как самостоятельного субъекта

Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» установле­но, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизован­ная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции

Российской Федерации и исполнением законов, дей­ствующих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).

Участие прокурора в арбитражном процес­се было связано с защитой госу­дарственных и общественных ин­тересов. На это было указано в ч. 1 ст. 41 АПК РФ, в которой закреп­лено право прокурора «обратить­ся в арбитражный суд с иском в защиту государственных и обще­ственных интересов», и ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в которой установле­но более общее правило об его уча­стии в соответствии с процессуаль­ным законодательством в деятель­ности судов (как арбитражных, так и судов общей юрисдикции), «если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства».

Участие прокурора в арбит­ражном процессе зависело от на­личия в конкретном деле нарушен­ного интереса государства и обще­ства.

Участие прокурора в арбит­ражном судопроизводстве пред­ставляет собой одну из сторон, об­щей проблемы. «Специализиро­ванные государственные органы осуществляют контроль в ограни­ченном сегменте отношений, в ко­тором они наделены, как правило, широким кругом административ­ных полномочий, каковых нет у прокуратуры». Контакты между прокуратурой и специализирован­ными контрольными органами должны строиться на основе вза­имодействия, способствуя консо­лидации и активизации их дея­тельности. При этом прокуратура, как правило, выполняет свои над­зорные функции, привлекая конт­ролирующие органы, поручая им проведение соответствующих ре­визий, проверок, экспертиз. По­скольку «указанные органы обла­дают большими юридическими возможностями для воздействия на лиц-нарушителей, прокурорам не следует подменять их, вмешива­ясь в деятельность указанных органов». Это также касается и пол­номочия прокурора по обраще­нию с иском в арбитражный суд для защиты нарушенных публич­ных интересов.

Вмешательство прокурора считалось необходимым, если правонарушение выходило за рам­ки компетенции отдельного конт­рольного органа, затрагивало ши­рокий круг отношений и требова­ло одновременного использования различных форм реагирования (например, обращения в арбит­ражный суд и привлечения винов­ных к уголовной ответственности). В таких случаях, имеющих, как правило, особое общественное значение, прокурор, реализуя пре­доставленные ему законом полно­мочия, мог наиболее эффективно отстаивать интересы общества, в т.ч. в арбитражном процессе.


Имели место и многочислен­ные примеры систематического уклонения органов государствен­ной власти от возложенной на них обязанности по обращению в ар­битражный суд. Тогда иск проку­рора являлся «единственной воз­можностью использования судеб­ного механизма».

С принятием нового АПК РФ, казалось бы, положен конец спо­рам и дискуссиям по вопросам полномочий прокурора в арбит­ражном судопроизводстве. В ста­тье 52 АПК назван перечень спо­ров, по которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском (заявлением).

Из информационного письма Генеральной прокуратуры РФ от 22.08.01 № 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокурора в ар­битражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации» следу­ет, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд только по осно­ваниям, изложенным в ч.1 ст. 52 АПК. Поскольку изложенный в на­званной статье перечень исков и за­явлений не подлежит расширитель­ному толкованию, по другим катего­риям дел прокурор не вправе обра­щаться с исками в суд либо участво­вать в рассмотрении арбитражным судом этих дел.

Участие прокурора в арбитражном процессе – относительно новое направление работы, обязанное своим появлением созданию системы специализированных судов по разрешению экономических споров: областных, краевых арбитражных судов, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Объективная общественная (государственная) необходимость участия прокурора в арбитражном процессе напрямую связана с исключительной важностью той роли, которую призваны играть арбитражные суды. Основными задачами этих судов ст. 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» определяет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность прокурора в арбитражном процессе регулируется арбитражным процессуальным законодательством. АПК РФ не наделяет прокурора никакими дополнительными полномочиями и преимуществами перед другими участвующими в деле лицами. Представляется, что такой подход согласуется с принципом равенства прав участников арбитражного процесса. Это не препятствует достижений поставленных перед органами прокуратуры целей и задач, в числе и в сфере арбитражного судопроизводства, в реализации закрепленных в Законе о прокуратуре прав прокуроров обращаться с заявлениями (исками) в суд, обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные акты.


Закон рассматривает прокурора в качестве самостоятельного субъекта арбитражного процесса (ст. ст. 40, 41 АПК РФ). Прокурор, предъявивший иск в защиту государственных и общественных интересов, несет обязанности и пользуется правами истца (кроме права на заключение мирового соглашения), являясь при этом самостоятельным участником процесса (ст. 52 АПК РФ).

Процессуальное положение прокурора в арбитражном процессе фактически уравнено с положением стороны (истца, ответчика). Однако материальные права во всех случаях принадлежат лицу, в интересах которого начато дело. Лишь в случаях предъявления прокурором иска в защиту так называемого неперсонифицированного интереса в деле нет процессуальной фигуры истца.

Участие прокурора в арбитражном процессе – это действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что по ныне действующему зако­нодательству прокуроры также призваны отстаивать интересы го­сударства в арбитражном суде, предъявляя иски о признании не­действительными сделок и о при­менении последствий недействи­тельности ничтожных сделок, со­вершенных органами государ­ственной власти Российской Феде­рации, субъектов Федерации, орга­нами местного самоуправления, государственными и муниципаль­ными унитарными предприятия­ми, государственными учреждени­ями, а также юридическими лица­ми, в уставном капитале которых есть доля участия Российской Фе­дерации, субъектов Федерации, доля участия муниципальных об­разований. Прокуроры реализуют имею­щиеся полномочия в арбитражном процессе и путем обращения в ар­битражные суды с заявлениями об оспаривании нормативных и ненор­мативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государствен­ной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.