Файл: 1 Полномочия прокурора в арбитражном процессе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, в новом процессу­альном законе закреплена возмож­ность вступления прокурора в це­лях обеспечения законности в дела, указанные в ч. 1 ст. 52 АПК и воз­бужденные иными лицами на лю­бой стадии процесса.


1.2. Полномочия прокурора в арбитражном процессе


Действующий АПК РФ и ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в общей форме преду­сматривают право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством вступить в дело в любой стадии процесса, если это предусмотрено законом.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что АПК РФ предусмотрена возможность вступления прокурора в дело на любой его стадии, однако лишь по категориям дел, перечислен­ным в законе.

Закон выделяет две формы участия прокурора в арбитраж­ном судопроизводстве (ст. 52 АПК РФ):

1) инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в защиту прав граждан и организа­ций в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности;

2) вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Участие прокурора в арбитражном процессе рассматривает­ся как действенное средство укрепления законности и преду­преждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской и иной экономической деятельности.

Участие прокурора в судопроизводстве процес­суальный закон связывает с выполнением проку­рором определенной публичной миссии, которую в широком смысле часто связывают с основной функцией прокуратуры и которая состоит в надзоре «за соблюдением Кон­ституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

Данную формулировку Федерального закона, однако, вряд ли можно признать удачной, по­скольку она предполагает фактически тотальный государственный надзор во всех сферах обще­ственной жизни, что, во-первых, невозможно осу­ществить практически, и во-вторых, в такой все­объемлющей постановке эта функция не согласу­ется с конституционным принципом разделения властей и вообще вряд ли уместна вне системы то­талитарного государства.

Поэтому сначала в п.2 ст. 1 Федерального зако­на, а затем и в разделе III «Прокурорский надзор» сфера надзора сужается, из нее сделана попытка вычленить отдельные секторы и направления над­зора (гл.гл. 2, 3, 4 р. III Федерального закона).



Из сферы прокурорского надзора п. 2 ст. 1 Федерального закона изъят надзор за исполнением законов судами. Теперь в силу абз.2 п.1 и п.3 ст. 1, а также раздела IV Федерального закона участие прокурора в рассмотрении дел судами относится к выполнению «иных функций, установленных фе­деральными законами» (абз.2 п.1 ст. 1 Федерально­го закона).

В п. 3 ст. 1, ст. 35 Федерального закона достаточно жестко и последовательно проводится положение о верховенстве процессуального закона над законом о прокуратуре, когда речь идет об участии прокурора в рассмотрении дел судами. Согласно п. 1 ст. 35 Феде­рального закона «прокурор участвует в рассмотре­нии дед супами в случаях, предусмотренных процессу­альным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами».

В п. 3 этой же статьи формулировка еще более недвусмысленна:

«Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов об­щества или государства».

Отсылки к процессуальному законодательству ставят участие прокурора в рассмотрении дел суда­ми в жесткие процессуальные рамки, и это, безус­ловно, правильно, в том числе и потому, что ряд ос­новополагающих принципов судопроизводства, та­ких, как независимость судей, равенство всех перед законом и судом, равноправие и состязательность сторон, закреплены непосредственно в Конститу­ции РФ и федеральных конституционных законах (ст.ст.5, 7, 15, 16 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федера­ции», ст. 6 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Тем не менее рудименты прежней системы, когда на прокуратуру возлагался надзор за соблю­дением законов судами, продолжают сохраняться (хотя и в разной степени) и в арбитражно-процессуальном зако­нодательстве.

Это относится к праву прокуратуры истребо­вать из суда любое дело после вступления решения в законную силу, приносить протесты на судебные акты и т.д.

Более того, в некоторых случаях попытки по­ставить прокуратуру фактически над судом про­должают предприниматься, в том числе на законо­дательном уровне. Так, в п. 1 ст. 36 Закона о проку­ратуре сохранено положение о принесении прокурором протестов и жалоб на «неза­конное и необоснованное решение, приговор, оп­ределение или постановление суда». Это означает не что иное, как право прокурора по своему усмот­рению определять, является ли судебный акт за­конным и обоснованным.


Между тем предусмотренное процессуальным законом право обжалования судебного акта никак не связано с его законностью и обоснованностью. Лицо вправе обжаловать законный и обоснован­ный акт и не обжаловать незаконный и необосно­ванный.

Однако в силу обязательности вступившего в законную силу судебного акта никто, в том числе прокурор, не вправе признавать его незаконным пли необоснованным, пока он не отменен или не изменен судом в установленном порядке.

Прокурор, как и любое другое лицо, участвую­щее в деле, может обжаловать судебный акт, при­водя соответствующие доводы, однако это совер­шенно не означает, что он обжалует именно неза­конный или необоснованный судебный акт. Меж­ду тем в формулировке п. 1 ст. 36 Федерального за­кона это выглядит именно так. Прокурор может обжаловать (опротестовывать) только незаконные (необоснованные) судебные акты, следовательно, подача им жалобы (протеста) в смысле этой статьи фактически является подтверждением незаконности судебного акта.

Рудименты гипертрофированной роли проку­ратуры в гражданском судопроизводстве особенно наглядно видны из сопоставления действующих Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов.

Степень и возможности участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе различны.

В действующем АПК о поднадзорности арбит­ражного суда прокуратуре уже не упоминается, что отражает изменения в основах конституционного строя, и прежде всего признание судов самостоя­тельной ветвью государственной власти (ст.ст. 10 и 11 Конституции РФ), закрепление принципа осу­ществления судопроизводства на основе состяза­тельности и равноправия сторон (п. 3 ст. 124 Кон­ституции РФ). Эти конституционные принципы несовместимы с каким-либо надзором за судебной властью, а тем более с поднадзорностью суда кому-либо из участников процесса, к числу которых от­носится и прокурор.

Соответственно положение прокурора в про­цессе объективно резко меняется — из надзираю­щего за судом органа он становится одним из участников процесса и пользуется тем же объемом прав, на него распространяются принципы равно­правия сторон и состязательности, обязательности судебных актов.

АПК называет прокурора самостоятельным участником арбитражного про­цесса, а именно лицом, участвующим в деле, одна­ко его действительное процессуальное положение в арбитражном процессе уясняется через ст. 52 АПК, которая определяет условия и порядок учас­тия прокурора в процессе.


Прокурор сам не является носителем пуб­личного интереса, он лишь формирует и озвучива­ет этот интерес и защищает его в процессе. Как справедливо отмечалось в литературе, прокурор обращается в суд за защитой не своих, а государ­ственных и общественных прав и интересов и ма­териально-правовых интересов в деле не имеет.

Таким образом, фигуру прокурора в арбитраж­ном процессе можно рассматривать как процессу­ального истца, т.е. лица, пользующегося всеми пра­вами и несущего обязанности истца (кроме права заключения мирового соглашения), обладающего правом распорядиться судьбой иска - отказаться от иска, изменить предмет или основания иска, умень­шить или увеличить размер исковых требований.

Принимая во внимание, что обращение прокурора в арбит­ражный суд с иском вытекает из его должностных обязанно­стей по осуществлению надзора за исполнением законов, дей­ствующих на территории Российской Федерации, реализация данного правомочия возможна в случае необходимости защиты государственных интересов. При подготовке любого иска в арбитражный суд прокурор вы­являет наличие нарушений государственных интересов. Проку­рор обращается в суд только в случае нарушения закона, ущем­ляющего государственные интересы, права и охраняемые зако­ном интересы граждан и юридических лиц, и при невозможности устранить это нарушение другими (неисковыми) средствами.

К иску прокурора не применяются требования об уплате го­сударственной пошлины.

Вступивший в арбитражный процесс путем предъявления иска прокурор пользуется всеми правами истца и несет все его обязанности. Он может изменить основания или предмет иска, отказаться от иска. Он обязан обосновывать и доказывать предъявленный иск. Однако истцами по этим делам выступают предприятия, организации, органы государственной власти и местного самоуправления, в интересах которых заявлен иск. Прокурор, не являясь в материально-правовом смысле субъек­том спора, имеет юридическую заинтересованность, характери­зующуюся процессуально-правовыми аспектами и обусловлен­ную возложенной на органы прокуратуры обязанностью по осуществлению надзорных полномочий за соблюдением Кон­ституции РФ и исполнением законов. В связи с последним об­стоятельством, исходя из положений принципов диспозитивности и состязательности, прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение по спору, к нему не может быть предъявлен встречный иск.