Файл: В современных условиях пассажирский транспорт играет огромную роль в развитии и совершенствовании экономики страны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях пассажирский транспорт играет огромную роль в развитии и совершенствовании экономики страны. От надежности, эффективности, безопасности и комфортабельности перевозки пассажиров, их ручной клади и багажа во многом зависят: настроение людей, их работоспособность, социальное развитие и здоровье граждан в целом. При пользовании комфортабельным транспортом пассажир меньше устает, а значит, сможет выполнить больший объем работы. При повышении эффективности и скорости движения транспортных средств экономится время, которое пассажиры могут использовать для быта, отдыха и развития. Большинство людей ежедневно затрачивает на транспортные передвижения значительное время. Прежде всего это касается жителей городов, в которых проживает около 70% россиян, а также жителей пригородных зон. Также, при улучшении перевозочного процесса снижается вероятность приобретения простудного заболевания, которое можно получить стоя на остановочном пункте в холодное время года или находясь в переполненном людьми транспортном средстве. Поэтому при организации пассажирских перевозок особое внимание следует обратить на обеспечение надлежащего качества транспортного обслуживания населения.
Пассажирские перевозки осуществляются различными видами транспорта. Во внутригородском сообщении (в пределах административных границ города или населенного пункта) и в пригородном (удаление в большинстве случаев до 50 км от границы города) основную часть перевозок выполняет автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта (использующий земную поверхность в качестве естественной опоры для путей сообщения) получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров.
Из существующих основных видов городского пассажирского транспорта автобус является наиболее распространенным и доступным, а в подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом пассажирского транспорта. Автобусные маршруты представляют собой основной для России элемент общественного транспорта.
Автобусный транспорт имеет следующие преимущества перед другими видами транспорта:
-
хорошая маневренность, возможность быстрого введения новых линий и изменения маршрутов; -
быстрая организация массовых и единичных перевозок; -
небольшие первоначальные затраты.
Целью курсового проекта по дисциплине «Пассажирские перевозки» является приобретение знаний и навыков по разработке технологических схем организации перевозок; определению рациональных сфер использования автомобильного транспорта и координации его работы с другими видами транспорта; выбору типа подвижного состава; проведению расчетов и анализу эксплуатационных показателей; составлению маршрутов и графиков движения автобусов; исследованию пассажиропотоков и режимов движения транспортных средств. А также приобретение общих навыков проектирования, анализа и планирования; овладение научно обоснованными, прогрессивными методами организации и управления перевозками пассажиров.
-
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ
Остановочные пункты - места на маршруте, предназначенные и оборудованные для остановки транспортного средства с целью посадки и высадки пассажиров. Остановка автобуса может назначаться перевозчиком при организации постоянного маршрута. В этом случае остановочный пункт оборудуется в соответствии с установленными требованиями для соответствующего вида сообщения. Альтернативная форма организации пассажирообмена предусматривает возможность для пассажира указать водителю место для остановки автобуса в режиме движения «маршрутное такси», за исключением мест на трассе маршрута, где остановки транспортных средств запрещены. При выполнении заказных перевозок остановочные пункты специально не оборудуются, а для посадки и высадки пассажиров используются подходящие площадки, на которых остановки транспортных средств допускаются ПДД. Остановочные пункты на внутригородских и пригородных маршрутах могут быть: начальными и конечными. Между конечным и начальным пунктами, расположенными на одном конце маршрута, происходит оборот подвижного состава - изменение направления движения на обратное. Обычно конечные и начальные пункты одного конца маршрута обозначают «А», а другого - «Б»; промежуточными. Промежуточные остановочные пункты могут использоваться в различных режимах движения - поостановочном, полу экспрессном, экспрессном; использоваться по требованию или в определенные часы суток, дни недели, сезоны года и др. На некоторых промежуточных остановочных пунктах может производиться оборот автобусов, совершающих укороченные рейсы по маршруту; совмещенными, используемыми одновременно несколькими видами транспорта. Остановочные пункты на внутригородских и пригородных маршрутах располагают на наиболее близком расстоянии от крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов - проходных предприятий, станций метрополитена,
ворот стадионов, входов в большие магазины, на рынки и т. п., в центре зоны тяготения, образованной жилыми домами, вблизи перекрестков улиц и перед светофорами, особенно если по пересекающей улице проходят другие маршруты городского пассажирского транспорта, у пешеходных переходов, в первую очередь подземных. При определении места размещения остановочного пункта учитывают совмещение с действующими остановочными пунктами других маршрутов, в том числе с учетом использования уже имеющихся технических средств контроля за работой автобусов. Минимальное обустройство остановочных пунктов городских маршрутов предусматривает сооружение площадки для размещения ожидающих пассажиров и установку указателя остановочного пункта. Для обозначения остановочного пункта применяют специальный дорожный знак. Информация на этом знаке должна содержать наименование остановки и конечного пункта следования маршрута, номер маршрутов с указанием вида городского пассажирского транспорта, интервалы движения на маршрутах по времени суток. Если весь объем информации не помещается на информационном поле знака, то применяют дополнительную табличку, располагаемую непосредственно под знаком и имеющую одинаковые с ним ширину и цвет. При интервале движения подвижного состава: не более 20 мин - указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 мин - составляют расписание движения в часах и минутах. Информация на остановочных пунктах автобусов, троллейбусов междугородного и пригородного сообщений должна содержать наименование остановки, начального и конечного пунктов следования и время отправления.
На остановочных пунктах подвижного состава экспрессного сообщения на информационно-указательном знаке остановочного пункта над наименованием остановки наносят красной краской надпись "Экспресс".
Допускается в верхней части информационного поля, над знаком изображения вида подвижного состава, наносить наименование организации, ответственной за санитарное состояние данного остановочного пункта.
Информацию об изменении порядка движения подвижного состава в воскресные и праздничные дни дают в виде примечания к основной информации. Информационно-указательные знаки остановочных пунктов должны изготовляться по ГОСТ 10807 и устанавливаться на специальных опорах на правой стороне дороги по ходу движения подвижного состава или на специальных островках безопасности так, чтобы обеспечивалась их оптимальная видимость.
Все детали и сборочные единицы знаков остановочных пунктов и информационных табличек должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать II классу по ГОСТ 9.032, для группы условий эксплуатации Ж - по ГОСТ 9.104.
Размеры информационных надписей на знаках и табличках остановочных пунктов должны обеспечивать читаемость изображения информации с расстояния до 3 м.
Надписи и цифры на указателях маршрута следования наземного пассажирского транспорта, знаках остановочных пунктов следует выполнять по ГОСТ 10807.
Площадка остановочного пункта должна иметь ровное покрытие, приподнятое над проезжей частью на 20 см и отделенное от нее бордюрным камнем. В зимнее время площадка очищается от снега и обрабатывается противогололедными материалами. В темное время площадка должна быть освещена. Каждому остановочному пункту присваивают наименование по какому-либо наиболее значительному объекту, расположенному поблизости, например: «Вокзал», «Завод». На узких улицах остановочные пункты различных направлений разносят, сдвигая вперед по ходу движения автобуса. Уборка территории остановочных пунктов и обработка площадок противогололедными материалами зимой возлагаются на коммунальные и дорожные службы или на перевозчиков. Содержание павильонов и навесов на остановочных пунктах обеспечивают органы местного самоуправления в централизованном порядке или перевозчики в соответствии с условиями транспортной лицензии. Возможно возложение этих обязанностей на одну из АТО или специализированное предприятие. В городах с несколькими видами ГПТ павильоны и навесы на остановочных пунктах, эксплуатируемых совместно несколькими видами ГПТ, перевозчики содержат на паритетных началах пропорционально числу выполняемых рейсов через совмещенные остановочные пункты. На крупных пассажирообразующих пунктах помещают схемы маршрутов с указанием остановочных пунктов и важнейших объектов тяготения пассажиров. На конечных пунктах маршрута оборудуют служебные автостанции, где размещают диспетчеров маршрутов. Автостанции первого класса предназначены для обслуживания более 30 автобусов в час, второго - менее 30 автобусов в час. В помещении СА оборудуют диспетчерскую комнату, комнату отдыха водителей, помещение для принятия водителями пищи, туалет. Служебные автостанции оснащают средствами связи, электрочасами, комплектами маршрутных указателей для экипировки автобусов, оперативно переключаемых на работу на другом маршруте.
Допускается оборудование СА в помещениях, арендуемых у предприятий и организаций, на первых этажах жилых домов. Рядом с СА устраивают площадку для отстоя и разворота автобусов. Содержание СА возлагается на подразделение, в котором работают диспетчеры, размещенные в помещении станции. Если СА эксплуатируется совместно различными видами ГПТ, ее содержат на паритетных началах согласно договору. При этом ответственность возлагают на одну из АТО, а остальные участвуют в контролировании работы и финансировании содержания СА. Остановочные пункты городского сообщения могут иметь интенсивный пассажирооборот, средний пассажирооборот или быть малодеятельными. Автобусы разных маршрутов могут оказывать помехи друг другу на остановочных пунктах при высокой интенсивности движения. В таком случае применяют рассредоточение остановочных пунктов, разделяя маршруты на две или более групп. В каждую группу включают маршруты с наиболее совпадающими трассами, начиная от рассматриваемого пункта. При работе автобусов в режиме маршрутного такси остановки производятся по требованию пассажиров в местах, где это допускается ПДД. При использовании маршрутными такси остановочных пунктов автобуса и городского электрического транспорта предусматривают участие перевозчиков маршрутного такси в содержании соответствующих остановочных пунктов и линейных сооружений. На междугородных маршрутах автобусы останавливаются на автовокзалах и пассажирских автостанциях. Автобусы международного сообщения останавливаются на автовокзалах и дорожных терминалах на магистралях. При выполнении перевозок в сельской местности практикуется посадка и высадка пассажиров как на остановочных пунктах, так и по требованию. При туристско - экскурсионных перевозках остановки производятся в местах, предусмотренных программой тура. В отличие от городского сообщения, где продолжительность остановки определяется исходя из совершения пассажирообмена, в междугородном и международном сообщениях, а также при туристско - экскурсионных перевозках, продолжительность остановки определяется с учетом необходимости удовлетворения бытовых потребностей пассажиров в пути следования, выполнения культурно - развлекательной программы тура, отдыха экипажа автобуса, продажи пассажирам билетов и контроля полноты оплаты проезда. Контрольные пункты маршрута - места на каждом постоянном маршруте, в которых контролируется выполнение водителем расписания движения и фиксируется факт продвижения единиц подвижного состава по маршруту. В качестве КП выбираются определенные остановочные пункты. В городском сообщении контрольными являются конечные остановочные пункты маршрутов, а также, в зависимости от длины и сложности маршрута, промежуточные остановочные пункты. При автоматизированном диспетчерском управлении движением на конечных пунктах маршрута отсутствует диспетчерский персонал, и водители могут прибывать на такие конечные пункты с нагоном расписания, а потом производить отметку якобы точного момента прибытия. Чтобы избежать этого, конечные КП располагают на остановочных пунктах, предшествующих соответствующим конечным пунктам маршрутов. Перечень КП приводится в паспорте маршрута. В расписании движения обязательно указывают расчетное время проследования всех КП маршрута. Точность прибытия подвижного состава на КП является критерием уровня регулярности движения на маршруте. Контрольные пункты оборудуют техническими средствами, обеспечивающими получение информации о движении подвижного состава. При организации резервирования маршрутных автобусов устанавливаются места дислокации резервных автобусов. В каждом месте дислокации по согласованию с органами местного самоуправления, ГИБДД и дорожными службами обустраивают площадку, достаточную для размещения необходимого числа резервных автобусов. При необходимости места дислокации оснащают средствами диспетчерской связи, помещениями для отдыха водителей и кондукторов. Международные автобусные перевозки выполняются по автомобильным дорогам, имеющим развитую систему сервиса. В Европе на магистральных дорогах через каждые несколько километров располагаются терминалы для путевого обслуживания пассажиров, автобусов и их экипажей. На таких