Файл: Джин Кларк, Конни Доусон, ДэвидБредехофт Много это сколько Как не избаловать.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бабушка вздохнула и… уступила. И все же облегчила себе задачу: к паровозу она добавила всего четыре вагончика… И
вот дедушка торжественно вносит в комнату торт. Дэвид взорвался! «Четыре вагончика? Да ты что, бабушка! Мне восемь лет! Не буду я есть твой старый торт!» Мальчик сбил паровозик с подноса и вылетел из комнаты.
Что произошло? Дэвид считал, что имеет право на торт. А не получив «положенного», оскорбился!
Применим «тест четырех»:
1. Развивающие задачи. К 8 годам Дэвид не овладел приемлемыми для своего возраста навыками отношений, такими, как демонстрация благодарности и контроль над своим темпераментом.
Можно предположить, что его избаловали и в других областях,
позволяя ему оставаться центром вселенной, – а этот вопрос нужно было решить, когда ему исполнилось 2 года.
2. Непропорциональная трата семейных ресурсов. Бесспорно.
Бабушку возмутило посягательство на ее личное время.
3. Чьи потребности в данном случае удовлетворялись?
Дедушкины.
4. Вред. Бабушка расстроилась, и семейные отношения стали натянутыми.

Что можно сказать о бабушке? Она пропустила мимо внимания намек 6-летнего внука, воспринявшего дар любви как должное.
Что делать родителям Дэвида? Настоять на том, чтобы он извинился. Ему повезет, если они так же пристально приглядятся и к другим областям жизни, в которых нужно обеспечивать сыну отчетливую опеку и четкую, даже строгую систему.

Желания и потребности
Избыток привилегий лишает детей опыта, который помогает им отличать потребности от желаний. Каждый ребенок в определенные моменты желает чувствовать себя особенным – например, в день рождения. Но столь же важно, чтобы он уяснил, что не всегда может получить то, что хочет. Потребности – это то, что важно для безопасности, здоровья, развития и достижения целей. Они меняются со временем и отражают культуру, в которой растет ребенок. Ребенок учится разделять эти две категории, по мере того как взрослые описывают и определяют их, следя за тем, чтобы потребности ребенка удовлетворялись, если это возможно, но его желания удовлетворялись только отчасти.
Желание – это то, чего хочется, но маленький ребенок
ощущает «я хочу» и «мне нужно» как синонимы.
Привилегии социального класса
Еще одно определение привилегии – это «право, преимущество или прерогатива, принадлежащие человеку или классу людей».
Родители Хантера были богаты. Многочисленные привилегии
– одежда, деньги, образование, путешествия – давались и принимались в этой семье как нечто само собой разумеющееся.
Но права Хантера были сопряжены со множеством обязательств. От него ожидали, что он преуспеет в нескольких областях деятельности, будет гордостью семьи и станет вносить значительный вклад в общество.
Баловали ли родители Хантера?
1. Мешали ли его привилегии усвоению важных навыков и овладению развивающими задачами?


2. Получал ли Хантер непропорциональную часть семейных ресурсов?
3. Чему служили его привилегии: его собственному благополучию или самоуспокоению его родителей?
4. Вредили ли его привилегии другим людям, обществу или планете?
Всеобщая избалованность богатых людей – культурный миф.
Большинство взрослых, избалованных в детстве, сообщали, что их семья обладала таким же, меньшим или намного меньшим доходом,
чем их соседи.
Богатство само по себе не является индикатором избалованности.
Благие намерения
Взрослые порой дают своим детям чересчур много привилегий,
просто недопонимая, что им на самом деле нужно.
Этан, инвалид, имеет больше привилегий, чем его братья. Так родители стараются снизить уровень стресса мальчика. Если

Этан чем-то расстроен, он последними словами ругает родителей, врача – всех. Ему надо научиться контролировать себя.
Зная, что в семье Калеба очень непростая ситуация, учитель смотрит сквозь пальцы на небрежно сделанные домашние задания. Неверно! Калебу, пожалуй, больше, чем его одноклассникам, необходимо стать компетентным. Привилегии же лишают мальчика возможности решать развивающие задачи.
12-летняя девочка лечится от рака. Если ей хочется лосося,
бабушка покупает рыбу в специальном магазине. Каждое пожелание внучки воспринимается как требование. Да, диагноз суров, но девочка может выжить. Как же она будет справляться с жизнью, если не сможет пользоваться своей болезнью, чтобы заставлять взрослых выполнять ее волю?
Что делать, если вы склонны «перекармливать» ребенка привилегиями? Собрать волю, подготовиться к сопротивлению и отменять одну привилегию за другой.
А если отложенное удовлетворение порой является проблемой для вас лично, см. главу 26.
РАЗДУТОЕ «ЧУВСТВО ПРАВА» И ПРИВИЛЕГИИ В ДЕТСТВЕ –
ФУНДАМЕНТ ДЛЯ НЕУДАЧ В БУДУЩЕМ.
Гэри Роуленд

14. Хорошо сегодня повеселился?
Родители старались, чтобы мне не было скучно
СПЛОШНЫЕ ИГРЫ БЕЗ ЗАБОТ – И ВОТ
ТУПИЦЕЙ ДЖЕК РАСТЕТ.
Перефразированная народная
мудрость
Мобиль раскачивается над колыбелькой. Дзинь, дзинь. Малыш гулит и размахивает ручонками. Родители рано начинают развлекать своих детей.
Они поют, включают им записи детских песенок, дарят мягкие игрушки и щекочут их. Малыши улыбаются. Родители улыбаются. Эти занятия не только развлекают: они также являются мощным способом ускорять развитие мозга и укреплять связи между родителями и детьми.
Хорошо сегодня повеселился?
Порой взрослым кажется, что главное – развлекать ребенка,
заботиться о том, чтобы он был счастлив, т. е. веселился. Увы, такие стремления часто оборачиваются избалованностью. Легко забыть,
что важнейшие функции мозга и функция привязанности формируются не только благодаря развлечениям, но и в столкновении с разочарованиями и потребностью подстраиваться под семью.
– Хорошо повеселилась? – каждый день спрашивает мама 4- летнюю Меган, вернувшуюся от няни.
– Ага. Я качалась на качельках.


– Замечательно. Я рада, что тебе было весело.
Или ребенок заявляет:
– Нет.
– Тогда, – отвечает озабоченная мама, – пошли в парк. Я
закончу свои дела позже.
Что скажет нам «тест четырех»?
1. Есть ли у Меган возможность решать важные задачи – научиться жить с другими людьми? Как Меган научится ценить виды деятельности, требующие усилий? Совершать бескорыстные поступки ради других? Позволит ли ей постоянный акцент на развлечениях осознать, что она не центр вселенной, а живет в мире с другими людьми, которых тоже нужно принимать в расчет?
2. Разумно ли ее мать тратит свое время и внимание?
3. Для кого предназначена прогулка по парку? Кто думает, что нам нужно «развлекаться» каждый день?
4. Вредит ли это другим людям?

Значит, тебе скучно?
Джексоны хотели накопить на новую машину, но плаксивое
«мне скучно!» их дочек побуждало их бросаться на помощь. В
ноябре посещение магазина игрушек обошлось им в $240.
Бабушка жаловалась: «Что мне подарить девочкам на
Рождество?»
Считать ли это избалованностью?
1. Мешает ли эта ситуация девочкам решать некоторые
развивающие задачи? Да. Дети 6–12 лет активно усваивают навыки,
включая умение заботиться о своих вещах, планировать свое время и самостоятельно развлекаться.
2. Расходуется ли на них непропорциональная часть семейных
ресурсов? Да.
3. Чьи потребности при этом удовлетворяются? Родители создали ситуацию, при которой девочки научились ожидать от других людей удовлетворения своих требований, вместо того чтобы самостоятельно заботиться о себе.
4. Наносится ли при этом какой-либо вред? Да, если старая машина уже в таком состоянии, что ездить на ней небезопасно.

Будут ли эти девочки, став подростками, рассчитывать на курортную поездку в школьные каникулы в компании других подростков и без взрослых сопровождающих? Подумайте об истории одного выпускника, который подбил одноклассников на протест, когда его не допустили до экзаменов, поскольку вместо того, чтобы упорно трудиться, он уехал отдыхать с подружкой.
Детям, которые привычно включают телевизор, вместо того
чтобы придумывать себе занятия или читать, легко становится
скучно.
Зависимость от развлечений и отвлекающих факторов может породить привычку к скуке.
12-летний Харрис хотел заработать, и сосед нанял его выпалывать сорняки в садике. Уже через 10 минут мальчик принялся играть с садовыми принадлежностями.
Наниматель спросил, почему он прекратил прополку. «Я
больше не могу, – объяснил мальчик, – мне скучно! Мне не так уж и нужны деньги. Пойду смотреть телик!»


Новые «права»: электронные устройства и «экранное время»
Электронные устройства – большое благо, если ими не злоупотреблять.
Первый пункт «теста четырех» поможет вам выявить опасную тенденцию.
1. Препятствует ли пользование устройствами нашим иным занятиям, возможностям и обучению?
2. Требует ли пользование устройствами непропорционального количества семейных ресурсов?
3. Кому на пользу и кому во вред способ, которым используются устройства в вашем доме?
4. Может ли поведение, связанное с «экранным временем»,
наносить вред другим людям?
Ответы помогут вам определить, сбалансировано ли пользование электронными устройствами с другими аспектами вашей жизни.
Установление границ поможет вам рулить ситуацией.
СМИ и маленькие дети – взгляд педиатра
Вот что пишет об электронных устройствах педиатр Марджори
Хоган:
Мы живем в медийном мире. Сами по себе СМИ ни вредны,
ни полезны. Они позволяют совершать экскурсии в чужие страны, поддерживать контакты и связи, искать информацию,
играть. Даже дошкольники могут учиться важным социальным умениям и некоторым навыкам, усваивая их из хорошо подготовленных телепрограмм.
С другой стороны, среднестатистический дошкольник в среднем проводит 4,4 часа в день перед телевизором, а школьники «общаются» с различными СМИ от 8 часов и более.

К 3 годам у трети американских детей имеется собственный телевизор в спальне. Около 90 % детей, не достигших 2 лет,
смотрят программы электронных СМИ. Уже объем «экранного времени» дает повод для беспокойства. Проведенное в 2013 г.
исследование выяснило, что содержание программ тоже воздействует на юных зрителей. Замена программ,
демонстрирующих образы агрессии, качественными просоциальными образовательными программами оказывает положительное воздействие на поведение детей от 3 до 5 лет.
Американская ассоциация педиатров (AAP) утверждает, что
СМИ потенциально негативно влияют на детей младше 2 лет, не оказывая никакого подтвержденного позитивного эффекта.
Просмотр телевизора детьми младше 3 лет связан с нерегулярными циклами сна, особенно если телевизор находится в комнате ребенка. У дошкольников и младших школьников избыток «экранного времени» связан с ожирением,
расстройствами сна, агрессивным поведением и проблемами с вниманием.
Медиаиндустрия рекламирует свои продукты как образовательные.
Создатель видеопрограмм
«Малыш
Эйнштейн» был вынужден возвращать деньги родителям после того, как была доказана необоснованность его заявлений о том,
что эти продукты способны ускорить развитие ребенка.
Творческое начало в маленьких детях развивается в неструктурированное игровое время.
AAP и ее веб-сайт «Здоровые дети» (healthychildren.org)
предлагают информационные ресурсы и рекомендации по позитивному пользованию СМИ для детей и подростков. Ресурс
Common Sense Media (commonsensemedia.org) – это некоммерческая группа, публикующая полезные рейтинги разнообразных медиапрограмм и продуктов.
Я рекомендую родителям убрать электронные устройства из спален детей и просматривать программы и игры вместе с

самыми младшими.
Проблема, которая никуда не денется
«Помогите! – говорили родители. – Мы утратили контроль над
“экранным временем” с тех пор, как наш ребенок получил в подарок смартфон». Увы, теперь, когда экраны стали вездесущими,
практически невозможно ограничить время, которое проводят перед ними дети, простыми правилами типа «два часа в день».

И что же делать?
Как защитить детей от избытка «экранного времени», зависит от возраста ребенка, развивающих задач и от семейных ценностей.
Родители могут:
1. Получить помощь, изучив развивающие задачи для каждого возраста.
Наклейте на холодильник список задач, необходимых для данного возраста ребенка. См. Приложение Г.
2. Составьте список ежедневных и еженедельных занятий ребенка, например:
• Каждый член семьи от 3 лет и старше должен выполнять какую- нибудь работу по дому 5 раз в неделю.
• Каждый член семьи, если только он не болен, ежедневно делает зарядку.
• Каждый выполняет задачи по уходу за собой, приемлемые для его возраста.
• Каждый по меньшей мере 5 раз в неделю садится за общий стол с другими членами семьи.
• Каждый занимается минимум одной неэкранной деятельностью со всей семьей каждую неделю.
• Каждый ежедневно совершает какой-нибудь добрый поступок для другого члена семьи.
• Каждый ежедневно проводит некоторое время с представителями других возрастных групп.
• Каждый еженедельно совершает какой-нибудь поступок,
приносящий пользу обществу.
3. Позаботьтесь о том, чтобы дети действительно занимались этими видами деятельности.
4. Возможно, вам придется настаивать на выполнении этих видов деятельности, прибавляя по одному. Не перенапрягайтесь. Помните:
экраны никуда не денутся, и проблема тоже не уйдет, поэтому
необходимо затрачивать некоторое время и энергию, чтобы справиться с ней.
5. Продолжайте обучать детей навыкам, необходимым для отслеживания экранного контента.
6. Отслеживайте свой вклад в семейное «экранное время».
Включен ли телевизор, когда он никому не нужен?
7. Будьте настойчивы!
Обращайте внимание на пример, который подаете детям. Трудно ограничить «экранное время» детей, если они постоянно видят вас самих с электронными устройствами в руках. Родитель,
«залипающий» на компьютерные игры, вполне вероятно,
совершенствует свои навыки решения задач или мелкую моторику,
но не развивает семейные отношения.
Социальные медиа
Социальные медиа – это праздник, который всегда с тобой. У
наших детей и у нас есть возможность мгновенного контакта с родственниками, друзьями – и с незнакомыми людьми. Но мы не можем контролировать их методом временно́го ограничения. «Час в день» ограничивает только время, но не содержание. Что делать?
Три вещи: знать, слушать и разговаривать.
Знать, что опасности существуют. Четыре из них уже очевидны в настоящее время: запугивание, сталкинг (выслеживание), призраки прошлого (старая информация, которая может преследовать нас) и утрата неприкосновенности личной жизни.
Выслушивать все, что говорят дети, даже если тема разговора доставляет неудобство. Важно, чтобы дети рассказывали вам о своих делах. Расспрашивайте их о том, что именно они знают.
Спрашивайте, что говорят их друзья. Не осуждайте. Вам необходимо знать.