Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
полном благополучии, когда достигается высокое благосостояние — о Боге легко забывают. Израиль оставил Господа. Они стали поклоняться идолам, бесам, забыв о своем Заступнике.

5. Господь покарает Израиль (32:19-27). Из-за того, что Израиль отступили в Яхве пробудился великий гнев и изольет его на всех (евреев, сынов и дочерей Своих). В Своем гневе Бог лишит их Своего присутствия и покарает Израиль — над ним одержит победу темные силы языческих племен.

В стихах 23-27 подробно описано, что ожидает Израиль: голод, эпидемии, гибель от зубов животных и ядовитых, разразятся жестокие войны.

6. Отсутствие проницательности у Израиля (32:28-33). «Все сие» постигнет израильтян за то, что они окажутся неспособны предусмотреть катастрофические последствия своего мятежного поведения (стих 29), хотя сверхъестественный характер Божиих кар будет очевиден (стих 30).

Победу тех («суд») да не приписывают какому-то божеству врагов Израиля (стих 31), ибо заступник их — не таков как наш Заступник. Но язычники явятся орудием Божией казни. Столь порочны и злы будут каратели Израиля (включая ассирийцев и вавилонян), что прообраз их видится Моисею в Содоме и Гоморре, и «плоды», приносимые ими (ягоды их) он называет ядовитыми и горькими (стихи 32−33).

7. Сострадание Бога и Его отмщение врагам Израиля (32:34-43). Хоть Господь позволит покарать Израиль Своим врагам, но ответственность с них не снимется и воздаст им за это зло.

При этом, Господь проявит сострадание к народу, увидев, что рука их ослабела (гордыня ослабеля, надеявшись на чужих врагов). Бог судил Израиль, что кроме Господа и только Он властен над смертью и жизнью — вот главная цель суда Божиего. Когда же Израиль осознает, то Бог отомстит врагам — всем кто Его ненавидит.

Радоваться «очищению» Богом земли от ненавидящих Его призываются в песне Моисея не только иудеи, но и другие народы (в русск. Библии — язычники).

Пророческое благословение Моисея народу Израильскому по коленам (Втор. 33 гл.).

Г. Благословение Моисея (гл. 33). 1 Вступление (33:1). Перед смертью отцы благословляют своих детей - это принято с древнейших времен. Моисей — вождь исхода, в каком-то смысле его считают отцом Израиля.


Глава 33 местами трудно поддается пониманию — по причине встречающихся в ней слов, которые редки в употреблении.

2. Хвала Моисея Господу (33:2-5). Моисей начинает свою хвалу с того, как Господь дал через него закон народу. Это и было центарльным событием Израиля. Чтобы стать единым народом — Израиль должен был объединиться на общинных началах (см. ст. 5, где о Моисее, на основании роли, которую он исполнял, говорится как о царе Израиля), получить единую конституцию (Закон, ст. 4) и сделать свою землю общинным достоянием.

Такой народ и начал формироваться из потомков Иакова.

Когда Бог явился Моисею на горе Синай ему сопутствовали тысячи и тысячи («тьмы») ангелов (в русской Библии святых).

3. Благословление Моисеем племен (33:6-25). Здесь Моисей благословляет следующих:

  • а. Рувим (33:6). Пожелание — чтобы жил. Подразумевалось, что предвиделись большие несчастья, в силу что отрицательные особенности, присущие характеру потомков Рувима, могут навлечь на них немалые беды.

  • б. Иуда (33:7). Здесь благословение Иуды в сущности является молитвой о его военных успехах и о неизменной помощи ему свыше, ибо Иуда шел впереди других племен (Чис. 2:9) и в битвах они были впереди.

  • в. Левий (33:8-11). Хвала Левию воздается за верность. Затем хвала воздается племени в целом. Священники из племени Левия должны были учить Иакова (синоним Израиля; ср. Втор. 33:28) Божиим заповедям и закону, а также отправлять службу в скинии (ст. 11): о деле рук его благоволи. Как часть молитвы о Левин в ст. 11 звучит просьба поражать ненавидящих его, кем бы они ни были.

  • г. Вениамин (33:12). Моисей сказал, что он возлюблен Богом и пребывает под Его защитой и покровительством. Вениамин — потомок младшего сына Иакова, который был ему дороже всех остальных.

  • д. Иосиф (33:13-17). Моисей вознес молитву о его материальном процветании. Приносить урожаи земля может, если на нее падет роса с небес и если подземные воды будут ее питать. Богатейшие урожаи, которые предстояло собирать племени Иосифа, названы тут вожделенными дарами земли — благословением Того, Кто явился Моисею в терновом кусте (Исх. 3), т. е. Бога. Затем Моисей вознем молитву о военных успехах Иосифа — его сравнили с крепки тельцом (быком), которые пронзает рогами своими другие народы. Племя Иосифа раздедялось на два племени: Манассии — первенца его, Ефрема — младший брат Манассии. Хоть Манассия и был старшим братом, дед Иаков благословил как первенца — Ефрема. Поэтому Моисей изначально упомянул Ефрема и исчисляет ему десять тысяч потомков, а Манассии — тысячу.

  • е. Завулон и Иссахар (33:18-19). Завулон и Иссахар, упоминаемые здесь вместе, вместе упомянуты и в благословении Иакова (Быт 49:13−15), а также в Песне Деворы (Суд 5:14−15). Фраза в путях твоих… и в шатрах твоих — литературный образ, подразумевающий повседневную человеческую жизнь, что-то вроде «в делах твоих и в доме твоем». Призыв «веселиться» указывает на то, что эти два племени могли изо дня в день рассчитывать на Божии благословения.

  • ж. Гад (33:20-21). Гад избрал себе кусочек земли прежде других — выбор был утвержден законодателем (Моисеем) и главами других племен. Гад принял участие в битвах за Ханаан и исполнил правду Господа и суды с Израилем.

  • з. Дан (33:22). Говоря о Дане как о молодом льве, Моисей, скорее всего, имел в виду могущество этого племени в будущем.

  • и. Неффалим (33:23). Это благословение подразумевает будущее благоприятное местоположение племени Неффалима — на юге, близ моря, (вероятно, имелось в виду Киннеретское море, земля в районе которого отличается плодородием) — это племя будет отмечено благоволением и благословениями Господа.

  • к. Асир (33:24-25). . Само имя «Асир» означает «благословенный», «счастливый». Все образные выражения в этих стихах свидетельствуют о необычайном процветании, ожидавшем племя Асира.


4. Заключительная хвала Моисея Господу (33:26-29). Мажорными нотами хвалы «древнему Богу Израилеву», не имеющему себе подобного, Который сошел с небес на помощь народу Своему, завершается песнь Моисея.

Под защитой Его ты живешь безопасно, в изобилии; блажен ты, потому что Господь хранит тебя, — в последний раз напоминает он Израилю.

Билет 4.

1. Название книги Второзакония в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.

Своим русским названием эта книга обязана неверному переводу в Септуагинте 18-го стиха из 17-ой главы. По-русски это место звучит в синодальном переводе так: «должен списать для себя список закона сего...». Вот это «списать... список» (как бы «вторично воспроизвести его») было передано переводчиками Септуагинты словом Δευτερονόμιον [деутерономион] (букв. «второй закон»), которое в IV-ом в. при переводе Библии блаж. Иеронимом Стридонским на простонародную латынь было переведено как Deuteronomium, т. е. Второзаконие.

Еврейское название книги звучит как ֶּלה< ֵדF ַ [эйле ха-дварим] — «Сии суть слова» или ִים ְָּדF [дварим] — «Слова», что соответствовало распространенному у евреев обычаю называть книги по первому слову или словам текста (см. 1:1).

В еврейских источниках эта книга называется как повторение закона, поскольку представляет собой повторение всех предыдущих книг.

Дата написания книги и ее автор. Как и предыдущие книги автором является Моисей. Богословы, получившие название «либеральных», так и не пришли к единому мнению относительно того, кто же написал Второзаконие. Согласны между собой они были только в том, что автор книги был не Моисей. Большинство их утверждало, что книга была создана в VII-ом до Р.Х.

Выдвигался и другой аргумент в пользу поздней даты написания Второзакония, а именно: содержащееся в нем повеление Бога Израилю устроить для себя центральное святилище (Втор. 12:1-14).


Третий аргумент в пользу создания Второзакония в VII-ом в. до P. X. состоит, по словам критиков, в наличии в книге материала, явно относящегося к после-Моисеевому периоду (например, глава 34, в которой записано о смерти Моисея).

Четвертым аргументом в пользу поздней даты и против авторства Моисея является то, что Второзаконие содержит несколько предсказаний о рассеянии Израиля и о последующем его воссоединении (4:25-31; 28:20-68; 29:22-28; 30:1-10; 32:23-43).

Можно заключить, что серьезных аргументов против того, чтобы принимать Второзаконие за то, чем оно претендует быть, в сущности, не имеется; это — слова Моисея, обращенные к народу в конце XV-го века до P. X., когда Израиль готовился войти в Обетованную землю.

Структура книги. Второзаконие построено по тому же принципу, как и так называемые вассальные договоры — формы соглашений, типичные для II-го тысячелетия до P. X.

Структура Второзакония близка этой структуре, поскольку 1:1-4 образуют преамбулу; 1:5-4:43 — исторический пролог; 4:44-11:32 отражают общее условие; главы 12-26 — конкретные условия; главы же 27-28 содержат благословения и проклятия. (Конечно, Яхве, будучи единственным истинным Богом, не призывал других божеств во свидетельство Своего договора с Израилем.) Этим и прочим аналогиям уделяется особое внимание в данном комментарии.

Упомянутое сходство Второзакония с вассальными договорами, типичными для 2-ого тысячелетия до P. X., тоже является аргументом в пользу ранней датировки книги.

Цель написания книги. Книга носит характер проповеди. Моисей проповедывал Израилю Закон, чтобы слово Божие было запечтлено в их сердцах. Его цель состояла в том, чобы привести народ к обновлению Завета — добиться, чтобы евреи обновили свои обязательства перед Богом. Лишь предавшись безоговорочно в волю Господа, мог народ надеяться, что войдет в Обетованную землю, одержит победу над жителями ее, и станет сам жить в ней, в процветании и мире.

2. Обет назорейства и слова священнического благословения (Числ. 6 гл.). Отличительные черты Моисея как пророка (Числ. 12 гл.).

4. Закон о Назорействе (6:1-21). 6:1-12. Посвящение (гл. 6) неразрывно связано с очищением (гл. 5). Священническое, левитское, служение было исключительно привилегией тех, кто принадлежал к племени Левия, но здесь Господь вводит закон, который позволял любым мужчине или женщине Израиля, пожелавшим этого, по обету, данному Господу... посвятить себя на какой-то период времени служению Ему.


Иногда такие обеты давались родителями от имени их детей, но обычно обет давал взрослый человек. Тот, кто принимал такое решение, назывался назореем (от назар — "посвящать"). Все время, пока длилось его назорейство, человек должен был воздерживаться от вина и крепкого напитка, прошедших стадию брожения, а также от винограда и всего, что производилось из него (Чис. 6:3-4); нельзя было брить голову и касаться мертвого тела. Если же это нарушилось — то ему состригали волосы, а также принести жертву в виде двух горлиц или голубей. И только после этого мог заново приступть к назарейству.

6:13-17. Когда исполнятся дни назорейства его, он должен был привести в скинию однолетнего агнца... во всесожжение... однолетнюю агницу (овечку)... в жертву за грех и… овна без порока в жертву мирную. Всему этому сопутствовали хлебные приношения и возлияния (корзина опресноков из пшеничной муки... помазанных елеем (маслом)... и хлебов, испеченных с елеем); без этого не могло произойти официального завершения назорейского посвящения. Было два вида жертв: за грех и мирная жертва. За грех — очистить душу от грехов, мирная — отношения назарея и Господа в гармонии.

6:18-21. Затем назорею следовало остричь свои волосы и бросить их на огонь жертвенника под мирною жертвою. Возможно, этот акт — "принесения волос" — символизировал посвящение назореем всего его опыта — Господу. А для посвящающего он символизировал благословения Того, от Которого — все благословения. На завершающем этапе священник должен был принести в мирную жертву овна; затем, по возложении отборных частей его и хлебного приношения на руки назорею, — предложить мясо и хлеб Господу. Приношение потрясания означало, что все это являлось жертвой Господу и Его слуге-священнику.

5. Закон о священническом благословении (6:22-27). Чис 6:22−27. Призывая милость Божию на народ, священник должен был следовать формуле благословения — молиться.

Отличительные черты Моисея как пророка (Числ. 12 гл.).

В. Бунт Мариами и Аарона (глава 12)

Чис 12:1−3. Мариамь и Аарон, старшие сестра и брат Моисея, стали подвергать сомнению его авторитет и право руководить народом — якобы потому, что он женился на Ефиоплянке. Само по себе вступление Моисея в брак не подлежало осуждению, поскольку «ефиоплянки» не были среди тех, на ком евреи не могли жениться (Исх 34:11,16).

Автор Чисел (сам Моисей) произносит примечательные слова, свидетельствующие, что зависть эта не имела оснований, т. к. он, Моисей, не был надменным и заносчивым, но был кротчайшим из всех людей на земле.