Файл: Раннее средневековье (V первая половина xi вв.).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вождь одного из франкских племен «салиев» — Хлодвиг (481— 511) после падения Западной Римской империи начал завоевание Северо-Восточной Галлии, которой правил римский магнат Сиагрий, бывший здесь ранее наместником императора. Разгромив в 486 г. близ Суассона войска Сиагрия, Хлодвиг захватил земли до Сены, а затем расширил владения франков до Луары. Захватив значительную часть Галлии, Хлодвиг устранил вождей — королей салических франков а также других франкских племен и объединил под своей властью всех франков.

Чтобы укрепить свою власть, Хлодвиг около 498 г. вместе со своей дружиной принял христианство по обряду ортодоксальной церкви в отличие от вестготов, остготов, вандалов, бургундов, лангобардов, которые были арианами. Это был ловкий политический шаг, который обеспечил Хлодвигу в ходе дальнейшего завоевания Галлии поддержку галло-римского духовенства, видевшего в арианской ереси угрозу своим богатствам, церковной собственности.

При сыновьях и внуках Хлодвига была подчинена Бургундия и поставлены в зависимость германские герцогства Тюрингия и Бавария. В это время франки колонизовали область на восток от Рейна, получившую название франкония. Во время войны Византии с остготами франки захватили принадлежавший Остготскому государству Прованс. Таким образом, Франкское государство занимало почти всю Галлию и значительную часть Германии, являясь самым крупным варварским королевством на Западе. Государственное устройство в правление Меровингов (VI—VII вв.) было сравнительно примитивным. Суд на местах оставался народным, войско состояло из ополчения всех свободных франков и королевской дружины. Четкого разделения функций управления не существовало. Администрация, фиск, полицейская служба, высшая судебная власть осуществлялись одними и теми же органами и лицами. Королевская власть была уже довольно сильна. Первое время свободные франки обязаны были только нести военную службу. Но уже в конце VI в. их начали облагать налогами наравне с галло-римским населением. Это вызывало массовое недовольство и народные восстания.

«Салическая правда» (Lex Saliса), записанная, видимо, при Хлодвиге. В отличие от других варварских правд, «Салическая правда» отражала сравнительно архаические порядки, не подвергшиеся влиянию римского права. Это дает возможность проследить раннюю стадию разложения первобытнообщинных отношений и формирования раннефеодального строя у франков. Позднейшие дополнения к «Правде» позволяют судить о дальнейшем развитии этих процессов в VI—VII вв.


Земля распахивалась плугом с железным лемехом, бороновалась и унаваживалась. В качестве рабочего скота использовались быки, лошади, ослы и мулы. Кроме колосовых культур, сеяли бобовые и волокнистые (лен); возделывали огороды, сады и виноградники. Прекратились периодические переделы пахотной земли. В земледелии, по-видимому уже повсюду, господствовало двуполье.

Наряду с земледелием франки занимались скотоводством: разводили крупный рогатый и мелкий домашний скот, а также разную птицу. Значительную роль в хозяйстве франков продолжали играть охота, рыболовство, пчеловодство.

Хозяйственный прогресс у франков был ускорен в результате воздействия более развитой экономики галло-римлян.

Свободный франк был членом рода, пользовался его покровительством и нес ответственность за своих родичей. Обвиняемый отвечал за преступления не перед государством, а перед пострадавшим и его родственниками. За убийство члена чужого рода несли материальную ответственность все родственники убийцы до третьего поколения родства по отцовской и материнской линии. С другой стороны, член рода имел право на получение доли виры за убийство родича и участвовал в наследовании имущества умерших родственников. Движимое имущество наследовалось мужчинами и женщинами, земля — только мужчинами. Социальная дифференциация у франков была ускорена появлением частной собственности на землю. Согласно эдикту короля Хильперика (561—584), земельный надел могли наследовать не только мужчины (сыновья и братья), ка к это было прежде, но и женщины (дочери и сестры). Со временем оформился аллод — свободно отчуждаемая земельная собственность. Земледельческая община потеряла свою неограниченную собственность на обрабатываемую землю и превратилась в общину соседскую (марку). В состав соседской общины входили отдельные самостоятельные домохозяйства, владевшие на правах полной собственности пахотной землей и пользовавшиеся совместно неподеленными угодьями. Завершался распад родовой организации: род растворялся в общине-марке».

Вместе с тем все большее распространение получали раннефеодальные формы зависимости. Такой характер экономических отношений определил весьма сложную социальную структуру общества. В «Салической правде» упоминаются восемь категорий населения, различавшиеся по юридическому и отчасти хозяйственному положению. В целом все франко-римское население по «Салической правде» можно разделить на следующие социальные группы: эксплуататорскую верхушку, включавшую римских землевладельцев и королевских дружинников вместе с другими служащими короля, и эксплуатируемую массу римского и германского населения (колоны, рабы, вольноотпущенники, литы). Промежуточное положение занимали свободные общинники — франки и другие варвары, сохранявшие личную свободу и собственность и не подвергавшиеся эксплуатации. Однако, находясь в зависимости от короля, свободные франкские крестьяне постепенно вовлекались в сферу королевской фискальной эксплуатации — облагались налогами и другими государственными повинностями. Франкский суд по «Салической правде» являлся еще в полном смысле народным. Судебные тяжбы разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Если он был несправедлив, обидчик мог тут же потребовать у собрания его отмены. Оформление аллода — свободно отчуждаемой собственности на землю — ускорило имущественное расслоение в среде свободных франков и образование крупного землевладения: «...с того момента, как возник аллод, свободно отчуждаемая земельная собственность, земельная собственность как товар, возникновение крупной земельной собственности стало лишь вопросом времени». Свободные франкские крестьяне разорялись, теряли земельную собственность и, попадая в зависимость к имущим, начинали подвергаться феодальной эксплуатации. Крупные землевладельцы располагали всей полнотой власти над своими рабами и литами. Чтобы держать их в повиновении и заставлять работать на себя, они создавали судебно-административный аппарат и заводили собственные вооруженные дружины. Эти могущественные люди (магнаты), не желая повиноваться королю и делиться с ним собираемой с населения рентой, часто поднимали против короля восстания. Королевская власть не в состоянии была справиться с магнатами и шла им на уступки. Королевские земли были розданы или расхищены знатью, в государстве не прекращались смуты.




Источники:

Источники по истории варварских племен весьма разнообразны по своему характеру. Начинается раздел с самых ранних из них – сборников обычного права, так называемых варварских правд. Одной из самых древних варварских правд является Салическая правда – сборник записей обычного права салических франков. Поскольку текст памятника в его первоначальной записи не сохранился, время составления его вызвало споры. Однако, по мнению большинства современных ученых, она записана в правление Хлодвига – в конце V – начале VI в.

Судебник другого франкского племени – рипуарских или «прибрежных» франков, живших по берегам Рейна, – в своей основной части возник в VI в. У бургундов, осевших в долине Соны и Роны, писаные законы (Lex Burgundiorum) появились при короле Гундобаде (474-516 гг.). У вестготов, создавших свое государство в Испании, писаные законы (Leges Wisigothorum) в их первой полной редакции возникли в VI-VII вв. Правда алеманнов (Leges Alamannorum), населявших территорию нынешней Южной Германии и Северо-Восточной Швейцарии, возникла не ранее VIII в. Саксонская правда (Lex Saxonum), равно как и Тюрингская (Lex Thuringorum), была записана в конце VIII – начале IX в., во время войн Карла Великого с саксами. Варварские правды – это чрезвычайно сложный источник, так как они представляют собой многослойное напластование социальной практики различных эпох.

Поскольку общий для всех германских племен процесс феодализации в каждом данном племени отличался значительным своеобразием, варварские правды сильно отличаются друг от друга, прежде всего соотношением в них старого и нового: одни из правд (например, Салическая, Саксонская, Тюрингская) отражают социальные отношения в древней германской общине, родовые связи и т. д., но содержат крайне [395] скудные сведения относительно зачатков феодальных отношений, в то время как другие (Бургундская, Вестготская) рисуют нам картину бурного роста этих отношений. Историк, анализирующий древние германские судебники, всегда должен иметь в виду, что при сопоставлении их следует быть очень осторожным, ибо они отражают не только особенности развития каждого данного племени, но и различные стадии развития этих племен.

Салическая правда рисует весьма архаические отношения в среде франков, стоявших на пороге классового общества. Этот источник свидетельствует о сильной имущественной дифференциации, о
начавшемся распаде родовых и общинных связей, об усилении королевской власти и роли ее должностных лиц. Однако Салическая правда в значительной части своей обращена в прошлое. Она является важнейшим документом для изучения земледельческой общины, имущественных отношений дофеодального периода, прав и обязанностей франков-общинников и членов родового союза, древнего и крайне примитивного судоустройства и судебной процедуры.

Саксонская правда, записанная тремя столетиями позже Салической (конец VIII – начало IX в.), отражает тем не менее также весьма архаические отношения. Объясняется это тем, что в Саксонии, слабо подвергшейся воздействию галло-римских отношений, процесс феодализации шел очень медленно. Однако между двумя этими памятниками имеются существенные различия. Если Салическая правда дает большой материал для изучения поземельных, имущественных отношений, то Саксонская правда позволяет изучить социальную структуру варварского общества. Кроме того, саксонские племена продвинулись дальше по пути классообразования, чем франки времен Салической правды. В саксонских законах мы обнаруживаем не только резкую грань между знатью и свободными, но и возникновение отношений зависимости в среде самих свободных. Надел свободного сакса уже превратился в аллод, который, правда, с некоторыми ограничениями, можно было отчуждать. На характере памятника сказался и тот факт, что составлен он был после франкского завоевания и по велению франкского короля. Резко возросшая роль королевской власти, появление могущественной церкви, которой не знает Салическая правда, – все это результат франкского завоевания. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что саксонское законодательство необыкновенно сурово и нередко предписывает смертную казнь там, где Салическая ограничивается штрафом, – это объясняется карательными тенденциями завоевателей.

Являясь неоценимыми источниками для изучения общественного строя варварских племен, правды вместе с тем [396] ограничены по своему содержанию, как и любой другой законодательный памятник. Многие важнейшие стороны общественной жизни ими совершенно не затронуты. Однако мы располагаем другими источниками, которые дополняют данные варварских правд и позволяют глубже проследить процессы, начавшиеся в те времена, когда составлялись сборники обычного права. Среди этих более поздних источников следует отметить законодательство королей, особенно каролингского периода, – так называемые капитулярии, в которых отражались различные стороны жизни франкского общества.