Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
дельными элементами достигается натяжением гаек 5 на шпиль
ках.
Через определенное количество элементов устанавливаются вы воды 3, к которым через наконечники подсоединяются кабели, иду щие к контроллеру или ротору электродвигателя. Для придания
Рис. 30. Крановые сопротивления с чугунными элементами
набору элементов сопротивлений определенной жесткости шпиль ки крепятся в стальных боковинах 6.
Промышленность выпускает стандартные ящики чугунных со противлений под индексом «Н». Сопротивление ящика в зависи мости от каталожного номера колеблется от 0,1 до 11 Ом.
Рис. 31. Крановые сопротивления со спиральными элементами
Из отдельных ящиков можно скомплектовать пускорегулирую щее сопротивление для любых электродвигателей. Кроме сопро тивлений из чугунных элементов, для крановых электродвигате
54
лей нашли широкое применение сопротивления из спиральных эле ментов.
В качестве материала для таких элементов служит фехралевая лента, которая наматывается «на ребро» на специальные фарфо ровые изоляторы.
Общий вид ящика со спиральными фехралевыми элементами показан на рис. 31. Эти ящики имеют такие же номинальные дан ные, как и ящики с чугунными элементами.
Выбор количества ступеней сопротивлений, величины сопро тивления отдельных ступеней и общего сопротивления произво дится по каталогам электродвигателя и контроллера, применен ных в крановой установке.
Рис. |
32. Селено- |
Рис. 33. Германиевый выпрямитель |
вый |
выпрями |
|
|
тель |
|
Для зарядки аккумуляторных батарей электропогрузчиков, для питания цепей управления некоторых кранов применяется постоян ный или выпрямленный ток, получаемый в выпрямителях.
Наиболее широкое применение в портах находят селеновые, германиевые и кремниевые выпрямители, действие которых осно вано на том, что запорный слой, возникающий в месте контакта металла с полупроводником или двух полупроводников, пропуска ет ток только в одном направлении. Устройство одного элемента селенового выпрямителя показано на рис. 32. На стальную нике лированную шайбу 5 нанесен тонкий слой селена 4, к которому прижата шайба 3 из сплава висмута, олова и кадмия. Пластины 6 служат для присоединения выпрямителя к цепи. Под пластину 1 подложена латунная шайба 2. Напряжение одного элемента селе нового выпрямителя зависит от размера шайбы и составляет
10—18 В.
В германиевых и кремниевых выпрямителях выпрямление то ка происходит в месте соприкосновения контактной пружины с пластиной из германия или кремния (рис. 33). Германиевые и кремниевые выпрямители при малых габаритах имеют большую плотность тока и высокий к.п.д.
Г л а в а 3
ЭЛ ЕК Т РО СХЕМ Ы П О РТ АЛ ЬН Ы Х К Р А Н О В
§ 17. ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КРАНОВЫХ ЭЛЕКТРОСХЕМ
Основная задача любой крановой электросхе мы — производительная, надежная работа крана.
В электросхемах современных кранов предусматриваются ре ле времени, которые автоматически разгоняют электродвигатели до номинальных скоростей. На некоторых кранах ставят грейфер ные автоматы, которые автоматически включают электродвигатель поддерживающей лебедки после того, как грейфер закрыт. Приме няют так называемые «канатные импульсаторы»— автоматиче ские устройства, включающие электродвигатель грейферной лебедки в момент опускания грейфера на груз. С этого момента лебед ка такого крана работает автоматически вплоть до выхода грей фера из трюма.
Крановая электросхема должна обеспечить полную безопас ность и безаварийность работы крана. С этой целью на кранах устанавливаются ограничители грузоподъемности и концевые огра ничители механизмов подъема, изменения вылета стрелы, враще ния кабельного барабана, а также механизма передвижения. Эти устройства отключают весь кран или электродвигатель соответст вующего механизма при подъеме груза, превышающего грузоподъ емность крана, при подъеме крюка к концевым блокам стрелы, при разматывании троса с барабана лебедки сверх допустимых пределов, при подходе стрелы к своим крайним положениям, при разматывании кабеля с кабельного барабана.
На тележках крана устанавливаются концевые ограничители, препятствующие наезду кранов на тупиковые упоры. Концевые ограничители крана включаются в электросхему таким образом, чтобы при отключении электродвигателя при подходе механизма к крайнему положению можно было быстро включить электродви гатель в противоположном направлении. Так, при попытке поднять груз, превышающий грузоподъемность крана, ограничитель грузо подъемности отключает электродвигатели лебедки, но не препят ствует включению тех же электродвигателей в направлении «Спуск». Аналогичное явление происходит и при подъеме крюка слишкохМ близко к концевым блокам стрелы. Электродвигатели лебедки в этом случае отключаются при работе в направлении «Подъем» и могут быть легко включены в направлении «Спуск». По такому же принципу включаются в схему концевые ограничи тели стрелового механизма и механизма передвижения.
56
В кабине крановщика имеется кнопка, шунтирующая концевой ограничитель кабельного барабана. При срабатывании ограничите ля крановщик нажимает на кнопку и включает механизм передви жения в противоположную сторону. В некоторых случаях концевой ограничитель заменяют звуковым сигналом либо заменяют кноп ку специальным релейным устройством.
Для защиты от угона ветром на всех современных кранах ста вят анемометры, связанные с электросхемой крана.
На некоторых кранах (например, на кранах «Каяр») такой анемометр при силе ветра более 7 баллов полностью отключает весь кран от внешней сети. На других кранах при силе ветра 5 баллов анемометр подает звуковой сигнал, отключает механизм передвижения и опускает противоугонные рельсовые захваты. При силе ветра 7 баллов и выше происходит полное отключение кра на. Такие приборы установлены на кранах типа «Абус».
Для защиты электродвигателей от перегрузки на кранах при меняются максимальные реле различных конструкций (см. гл. 2). В некоторых случаях они отключают главный автомат или главный контактор (краны «Каяр», «Абус»), в других — только один меха низм, о чем на пульте управления сигнализирует соответствующая
красная |
лампочка |
(краны «Ганц»), В первом случае защита на |
зывается |
обще й , |
во втором — и н д и в и д у а л ь н о й. |
Электросхема крана должна полностью исключать возможность неожиданного включения в работу механизма при включении крановщиком главного автомата (главного рубильника, главного линейного контактора), если какой-либо контроллер находится не в нулевом положении. Защита кранов от небрежности обслуживаю щего персонала носит название н у л е в о й . Нулевая защита пред охраняет кран также и от самопроизвольного включения механиз мов при неожиданном включении тока после отключения крана от внешней сети. В этом случае, даже если какой-либо контроллер остался в ненулевом положении, при подаче напряжения кран не будет работать до тех пор, пока крановщик не поставит все конт роллеры в нулевое положение и не начнет сознательно выводить их для выполнения нужных операций.
Нулевая блокировка, как и максимальная защита, может быть общей и индивидуальной. Общая нулевая блокировка применена в электросхемах кранов «Каяр», «Абус», индивидуальная — в элект росхеме крана «Ганц».
* Для освещения крана устанавливаются трансформаторы на 380/220 либо 380/110 В. Использовать корпус крана как «землю» и подсоединять освещение по схеме «фаза 380 В — земля» по дей ствующим правилам нельзя, так как это создает опасность пора жения электротоком портовых рабочих, занятых на застропке (отстропке) груза. Для местного ремонтного освещения должны ис пользоваться лампы напряжением 12 или 24 В. Отопительные приборы крана — грелки, калориферы и др.— должны включать ся на напряжение не выше 220 В, для чего на большинстве кра нов ставятся понижающие трансформаторы.
57
§ 18. ЭЛЕКТРОСХЕМА КРАНА «КИРОВЕЦ»
Портальный кран «Кировец» грузоподъемностью 10 т выпуска 1972 г.— один из лучших современных портальных кранов, рас считанных на переработку как штучных, так и навалочных грузов. Высокие скорости крана (подъема 60 м/мин и поворота 1,4 об/мин) обеспечивают высокую производительность при самых различных
вариантах работы.
Кран имеет шарнирно-сочлененную стрелу с прямым хоботом. Для оттяжки хобота применен стальной канат. Все основные ме таллоконструкции крана-— стрела, хобот и портал — цельносвар ные из листового проката.
Двухбарабанная лебедка, размещенная в машинном отделе нии, представляет собой два отдельных механизма с электродви гателями и электрогидравлическими растормаживателями.
Механизм поворота также находится в машинном отделении и имеет колодочный тормоз с ножным приводом.
Механизм изменения вылета стрелы расположен в верхней части металлоконструкции поворотной части. Он состоит из элект родвигателя и двухступенчатого редуктора, колодочный тормоз снабжен электрогидравлическим растормаживателем. На выход ном валу редуктора шестерня зацепляется с зубчатой рейкой, шар нирно соединенной со стрелой.
Передвигается кран на четырех тележках, причем все они яв ляются ведущими.
Подвод тока. От крановой колонки, находящейся на причале, ток по гибкому шланговому четырехжильному кабелю поступает на щетки кабельного барабана.
Для уменьшения силы тока, приходящейся на одно кольцо, ток каждой фазы пропускается по двум кольцам (рис. 34). От колец кабельного барабана ток поступает на общий автоматический воздушный выключатель АР и оттуда — на общий кольцевой то коприемник, где для передачи тока одной фазы используется одновременно три кольца. От общего автоматического воздушного выключателя АР ток через рубильник, три предохранителя и контактор поступает на батарею конденсаторов, служащую для повышения коэффициента мощности (cos ф) и снижения силы то ка в подводящем кабеле. Параллельно конденсаторам подсоедине на батарея разрядных ламп РЛ, предназначенная для снятия за ряда с конденсаторов при отключении крана.
От кольцевого токоприемника ток поступает на главный авто матический воздушный выключатель АГ, включение которого осу ществляется «замком зажигания» 3. При повороте ключа в «замке зажигания» включается промежуточное реле РЗ, которое контак тами 22С—84 становится на самоблокировку и контактами 21С— 17С подготавливает цепь катушки А Г. При включении главного автомата его катушка получает питание по цепи: неподвижный контакт главного автомата — клемма Л31С — блок-контакт 17С — контакты промежуточного реле 17С—21С — контакты аварийного
58
Рис. 34. Электросхема подвода тока на кране «Кировец»