Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
нии 4 командоконтроллера включатся роторные контакторы 2У и ЗУ, после чего электродвигатель перейдет на работу по своей есте ственной характеристике.
При возвращении командоконтроллера в нулевое положение контакторы Я и КП отключатся моментально. Также отключатся контакторы ТВ и 1Т, а контактор Т 0,7—0,8 с останется включен ным из-за контактов реле времени РВ1. В течение этого времени тормоз ТМ1 останется включенным через добавочное сопротивле ние 2ДС. После размыкания контактов реле РВ1 контактор Т от
ключится, катушка тормозного электромагнита |
ТМ1 обесточится |
||
и тормоз замкнется. |
в направление «Вперед» |
||
При |
включении командоконтроллера |
||
(спуск |
стрелы) электросхема работает |
таким |
же образом, но с |
той лишь разницей, что вместо контактора Я включится контак тор В.
При подходе стрелы к крайним положениям сработают кон цевые ограничители КВВ либо КВН и реле напряжения PH от ключится. В этом случае следует поставить командоконтроллер в нулевое положение и затем включить его в противоположное на правление.
В случае срабатывания ограничителя грузоподъемности отклкь чится контактор КНО и его контакты 13и—50а обесточат реле напряжения PH. Поэтому изменение вылета при сработавшем ограничителе грузоподъемности невозможно. Однако, если контак тор КНО отключился в момент взятия стрелы «на себя», т. е. когда включен контактор Я, отключения реле PH не произойдет.
Электросхема механизма передвижения. Передвижение крана
«Кировец» осуществляется четырьмя ведущими тележками. Для управления электродвигателями тележек (рис. 38) используются два магнитных контроллера — ДК62, ДК61 и три кнопки: «Впе ред», «Назад» и «Стоп». Кнопки установлены в кабине кранов щика, а магнитные контроллеры — в кабине на портале крана.
После подачи постоянного тока напряжением 230 В в цепи управления включатся (рис. 39) реле времени 1РУ, 2РУ и ЗРУ,
атакже реле тормозных магнитов РТ.
Вто же время от клеммы 2Л32 силовой цепи ток пойдет на переключатель ПУ, контакты реле РВ, контакты кнопок «Вперед», «Назад» и «Стоп», концевые ограничители КВВ и КВН, контакты 27к—81 реле 1РУ и 2РУ, контакты максимальных реле, контакты противоугонных захватов ВП1 и ВП2, ограничитель кабельного барабана ВОК и через катушку реле напряжения PH далее на предохранитель ЗП, переключатель ПУ и клемму 2Л12.
Контакты 67к—45к реле PH замкнутся и запитают нижнюю часть цепи управления магнитных контроллеров, а контакты 99—21 этого реле поставят его на самоблокировку, т. е. при на
жатии любой из кнопок «Вперед» или «Назад» реле PH не от ключится.
При нажатии кнопки «Вперед» включатся контакторы В1 и В2, а также через блок-контакты 41к—59к контактора В1 — кон-
68
такторы КП1 и КП2. Блок-контакты 45к—41к контактора В2 зашунтируют кнопку «Вперед», т. е. после того как кнопка будет отпущена, движение крана не прекратится.
Блок-контакты 63к—85 контактора КП1 подадут питание на реле РВ и контакторы T v .1 T (последний включится через зам кнувшиеся ранее контакты 85—ЗЗк реле РТ).
Рис. 38. Электросхема силовой цепи механизма передвижения крана «Кировец»
Контакты 65к—37 реле РВ включат контактор 2Т. В резуль тате практически одновременного включения контакторов Т, IT и 2Т цепь всех четырех тормозных электромагнитов ТМ1, ТМ2, ТМЗ и ТМ4 окажется замкнутой и тормоза откроются. Ввиду шунти рующего действия контактов контактора 1Т включение тормоз ных магнитов произойдет при закороченных добавочных сопро тивлениях ДС. После включения тормозов размыкающие блокконтакты 67к— 73 контактора Т обесточат реле РТ, контакты ко торого 85—ЗЗк разомкнутся с выдержкой времени 0,5—0,6 с и обесточат контактор 1Т. Контакты этого контактора разомкнутся и введут в цепь тормозных магнитов добавочные сопротивления ДС для уменьшения величины тока.
69
Одновременно с отключением контактора П через контакты 47к—39к реле РТ включатся первые роторные контакторы П1 и П2, которые закоротят первые ступени роторных сопротивлений. В то же время блок-контакты 67к— 75 контактора П1 обесточат реле
Рис. 39. Электросхема цепи управления механизма передвижения крана «Кировец»
времени 1РУ. Контакты 87—53к этого реле замкнутся с выдерж кой 0,4—1 с и включат вторые роторные контакты 1У1 и 1У2. Аналогичным образом через реле 2РУ и ЗРУ с выдержкой вре мени 0,8—2,5 с включатся роторные контакторы 2У1 и 2У2, ЗУ1
и ЗУ2.
70
Для остановки механизма передвижения следует нажать на кнопку «Стоп». При этом реле напряжения PH отключится, его контакты 67к—45к разомкнутся и отключат все статорные и ро торные контакторы.
Также отключится тормозной контактор Т и обесточит тормоз ные магниты ТМ4, ТМЗ и реле тормозных магнитов РВ. Контак ты 65к—37 этого реле разомкнутся с выдержкой времени 2—2,5 с. В течение этого времени контактор 2Т остается включенным, и следовательно, тормоза ТМ1 и ТМ2 будут открыты. Таким обра зом, при нажатии на кнопку «Стоп» два тормоза замкнутся мгно венно, а два — с выдержкой времени 2—2,5 с. Сделано это для бо лее плавной остановки крана.
Работа электросхемы при нажатии кнопки «Назад» происхо дит таким же образом, с той лишь разницей, что вместо контак торов В1 и В2 включатся контакторы Н1 и Н2.
При подходе к упорам на рельсовых путях срабатывает огра ничитель КВВ (либо КВН). В этом случае реле напряжения PH отключится и кран остановится.
§ 19. ЭЛЕКТРОСХЕМА КРАНА «АЛЬБАТРОС»
Портальные краны модели «Альбатрос» поступают в порты нашей страны с народного предприятия «Кранбау Эберсвальде» начиная с 1970 г. По своей конструкции эти краны значительно отличаются от выпускавшихся до них кранов «Альбрехт», хотя по типу стрелового устройства они также относятся к числу кра нов с уравновешенной шарнирно-сочлененной стрелой и жесткой оттяжкой. Грузоподъемность кранов «Альбатрос» при работе с обычной крюковой подвеской без полиспаста постоянна на всех вылетах от 8 до 32 м и составляет 10 т. Для подъема отдельных тяжелых мест может быть подвешена специальная крюковая под веска с двукратным полиспастом. Грузоподъемность крана в этом
случае составляет 20 т, но только при вылете от 8 до |
16 м. |
||
Скорость |
подъема |
равна 63 м/мин, скорость |
поворта — |
1,6 об/мин и скорость |
изменений вылета стрелы — 63 |
м/мин. |
|
Лебедка |
крана — двухбарабанная, состоит из двух |
отдельных |
механизмов, не имеющих между собой кинематической связи. Для автоматизации работы лебедки установлен дифференциальный переключатель, связанный с замыкающим и поддерживающим механизмами, у которых есть по одному электродвигателю мощ ностью 75 кВт и колодочному тормозу с электрогидравлическим растормаживателем.
Характерная особенность крана — его опорно-поворотное уст ройство, представляющее собой жесткую колонну внутри порта ла, опирающуюся на центральный подпятник.
Поворот крана осуществляется двумя механизмами поворота, расположенными в нижней части колонны и шарнирно закреплен ными. Каждый механизм поворота состоит из вертикального элект родвигателя, постоянно замкнутого колодочного тормоза и редук
71
тора. Для смягчения динамических толчков при пуске и остановке механизмы поворота установлены на пружины. Система тормо жения осуществляется посредством подачи в статоры электродви гателей постоянного тока.
Механизм изменения вылета стрелы имеет электродвигатель мощностью 13 кВт, который через редуктор и рейку приводит в движение стрелу. Торможение стрелы осуществляется двумя ко лодочными тормозами с электрогидравлическими растормаживателями. Кроме того, для большей плавности в работе на механиз ме изменения вылета стрелы установлен еще один тормозной асин хронный электродвигатель с фазным ротором, на статор которого подается постоянный ток.
Передвижение крана осуществляется четырьмя тележками. Управление краном осуществляется из кабины крановщика
пятью командоконтроллерами. Командоконтроллеры механизмов изменения вылета стрелы и поворота расположены в одном кор пусе и управляются одной рукояткой. Командоконтроллеры замы кающего и поддерживающего механизмов также находятся в одном корпусе, но управляются разными рукоятками.
При режиме повышенной грузоподъемности планка на корпу се командоконтроллеров механизма подъема замыкает специаль ный контакт и рукоятка одного из командоконтроллеров стопорит ся. В этом случае управление обоими электродвигателями осуще ствляется одним командоконтроллером, чем исключается неодно временное включение статорных и роторных контакторов.
Кроме того, в кабине крановщика установлены главный авто мат, выключатели освещения и отопления. Контакторы механиз мов подъема и поворота расположены внутри несущей колонны на уровне машинного отделения. Контакторы механизмов измене ния вылета расположены в верхней части колонны. Контакторы механизма передвижения расположены в машинном отделении крана.
Подвод тока. От крановой колонки ток поступает на кабельный барабан крана по четырехжильному кабелю. Сечение каждой жилы 120 мм2. Кабельный барабан имеет семь колец: шесть под соединяются попарно к трем фазам, седьмое — на корпус крана. Привод кабельного барабана — грузовой. От кабельного барабана ток по кабелю поступает на шкаф с электросчетчиками (активной и реактивной энергии) ц тремя предохранителями по 600 А. В этом же шкафу находится главный рубильник крана, при включении которого ток поступает на центральную токоприемную колонку и оттуда — на главный автомат, расположенный в кабине кранов щика. Главный автомат имеет максимальную и минимальную за щиту и включается только при нулевом положении всех контрол леров. Блок-контакты главного автомата включают трансформа тор цепи управления 380/220 В, и кран готов к работе.
В щите главного автомата установлен пакетный выключатель, который позволяет производить опробование работы всех контак торов при отключенном главном автомате. Один из контактов
72
этого выключателя находится в цепи катушки главного автомата. При положении «Испытание» этот контакт разомкнут, что делает невозможным включение главного автомата. Сама же цепь управ ления в этом случае питается напряжением 220 В от трансформа
тора освещения, первичная обмотка которого |
получает |
питание |
от верхних клемм главного автомата. |
|
устройст |
Одна из особенностей крана «Альбатрос^— наличие |
||
ва, позволяющего перегонять кран от одной колонки к другой. |
||
Для перегона крана основной кабель 4X120 |
мм2 отключается |
и выбирается полностью кабельным барабаном через четырехпо люсную розетку, установленную на портале крана; с помощью пе реносного кабеля, сечение жил у которого 3X25+1X10 мм2, кран подключается к крановой электроколонке. Главный рубиль ник на портале ставится в отключенное положение. При этом его основные контакты подключают всю крановую электросхему че рез предохранители 200 А и переносной кабель к крановой элект роколонке, а разомкнутые вспомогательные контакты делают не возможным включение в работу других механизмов, кроме меха низма передвижения. После перегона крана тонкий переносный кабель отключают, подсоединяют кран основным кабелем к кра новой колонке, включают главный рубильник на портале, и кран готов к работе.
Электросхема механизма подъема. Работу электросхемы меха
низма подъема рассмотрим в последовательности работы грейфе ра. Начнем изучение электросхемы с момента подъема открытого
грейфера. |
|
|
(рис. 40) |
При нулевом положении обоих командоконтроллеров |
|||
включатся реле времени М40, ld41, М42, |
2d40,‘ |
2d41 и 2d42. |
|
В 1-м положении командоконтроллера |
«Закрытие» |
замкнут |
ся его контакты 02—22, через контакты реле d60 ограничителя грузоподъемности и блок-контакты контакторов 2с,3 и 2с2 ток по ступит на катушку контактора 2 d . Контактор включится и подаст питание на электродвигатель замыкающей лебедки. Одновремен но с этим через контакты 04—24 командоконтроллера и блокконтакты контактора 2 d включится реле времени 2d05, которое своими контактами включит контактор электрогидравлического растормаживателя 2с5. Тормоз откроется, и ротор электродвига теля начнет вращаться в направлении закрытия грейфера.
Во 2-м положении командоконтроллера замкнутся его контак ты 07—27 и включится первый роторный контактор 2с43, кото рый закоротит первую ступень сопротивлений ротора, и замыкаю щий электродвигатель перейдет на работу по более жесткой ха рактеристике.
Блок-контакты R1—01 этого контактора обесточат реле време ни 2d42, контакты которого 72— 73 замкнутся с некоторой выдерж кой времени и подготовят цепь катушки контактора 2с42.
В 3-м положении командоконтроллера замкнутся его контак ты 08—28 и включится второй роторный контактор 2с42, который закоротит вторую ступень роторных сопротивлений.
73