Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лебедок вращаются на осях, закрепленных в рычагах 2 и 4 и свя­ занных между собой тягой 5. Таким образом, усилие, действующее на мездозу 1, пропорционально массе поднимаемого груза и не зависит от распределения ее между барабанами. В незагружен­ ном состоянии мездоза загружается нажимным винтом 6. При подъеме груза предварительная загрузка мездозы снимается и на нее действует только усилие, пропорциональное массе поднимае­ мого груза. Предварительная загрузка мездозы необходима для устранения вибраций и ударов, вызванных резким подъемом груза.

Ограничитель грузоподъемности состоит из двух основных

узлов:

измерительного

прибора нагрузки

и релейного блока.

В свою очередь измеритель­

 

 

ный прибор нагрузки состоит из

 

 

питающей

- части,

магнитоэла­

 

 

стичного

измерительного

датчи­

 

 

ка нагрузки, мездозы и вычисли­

 

 

тельной части.

 

 

изме­

 

 

В

магнитоэластичный

 

 

рительный прибор нагрузки вхо­

 

 

дит упруго деформируемая де­

 

 

таль, набранная из 4)еРРомаг_

 

 

нитных пластин, имеющих три

 

 

обмотки. Одна из обмоток пи­

Рис. 23.

Схема установки ограничи­

тается

переменным

током,

вызы­

вающим '

переменное

магнитное

теля на кране «Альбатрос»

поле.

Если на упруго

деформи­

 

 

руемую деталь не действует никакая сила давления, то в двух других обмотках мездозы индуктируются одинаковые напряжения. Если же на мездозу действует какая-то сила, то внутри деформи­ руемой детали возникают механические напряжения и в двух других обмотках индуктируются напряжения разной величины. Разница в напряжении пропорциональна величине действующей на мездозу силы.

Питающая и вычислительная части измерительного прибора нагрузки расположены в нижнем ящике, укрепленном на метал­ локонструкции колонны в машинном отделении крана.

Напряжение от внешней сети — 220 В — подается на клеммы 1 и 3 питающей части (рис. 24) при помощи дросселя, трансформа­ тора и набора конденсаторов (на схеме не показаны), магнитно стабилизируется и одновременно преобразовывается в напряже­ ние, соответствующее измерительному прибору нагрузки.

Выходной сигнал из мездозы возвращается в вычислительную часть измерительного прибора нагрузки, где с помощью набора дросселей, трансформаторов и конденсаторов происходит улучше­ ние формы волны этого сигнала во избежание влияния резких динамических нагрузок.

При помощи специального выпрямителя это напряжение пре­ образовывается в пульсирующее постоянное напряжение, которое

43


ot

Рис. 24. Электросхема ограничителя грузоподъемности крана «Альбатрос»

подается па клеммы 12 и 13 измерительного прибора нагрузки и оттуда поступает в релейный блок к клеммам двухтактного уси­ лителя постоянного напряжения AVO-01-B. В этом усилителе”на­ пряжение усиливается и через сопротивление R25 от клемм 12 и 10 подводится к обмотке управления магнитного усилителя. Величи­ на поступающего тока может быть замерена на участке M l — снимается перемычка и подключается измерительный прибор.

При включении главного автомата включится реле R sl, уста­ новленное в питающей части измерительного прибора нагрузки. При этом все контроллеры будут находиться в нулевом положе­ нии и контактор d61 включится. Его контакты 03-042 подадут пи­ тание в катушку реле Rs2, которое включит катушку насыщения V4 магнитного усилителя через клеммы EV4 и AV4. В результате в обмотках управления магнитного усилителя действуют следую­ щие токи: намагничивающий, соответствующий предварительной нагрузке на мездозе, вызванной упорным винтом, и размагничи­ вающий.

Величина намагничивающего тока должна быть отрегулирова­ на таким образом, чтобы магнитный усилитель опрокидывания был насыщенным й чтобы включилось реле Rs4. Реле Rs4 срабо­ тает, контакты 042-040 замкнутся и включат реле Rs3. Контакты 042-041 этого реле разомкнутся, и замкнутся контакты 042-040, т. е. реле Rs3 станет на самоблокировку, а реле Rs2 отключится. Одновременно с этим замыкаются контакты 07-21 реле Rs3, вклю­ чится трансформатор Тг4 и через выпрямитель Grl/9—12 посто­ янное напряжение, стабилизированное стабилитроном Gr3, посту­ пит на обмотку рассыщения КЗ — клеммы EV3 и AV3. Вследствие отключения катушки насыщения и включения катушки рассыще­ ния магнитный усилитель размагнитится, ток в цепи главных ка­ тушек магнитного усилителя упадет и реле Rs4 отключится. В ре­ зультате включения контактора d61 и реле R sl и Rs3 и отключе­ ния реле Rs4 включится контактор d60, станет на самоблокиров­ ку через свои контакты 053-83, и ограничитель грузоподъемности готов к работе.

При выводе командоконтроллера механизма подъема или из­ менения вылета стрелы из нулевого положения контактор d61 от­ ключится и его контакты 03-042 отключат реле Rs3.

Контакты 80-048 этого реле разомкнутся, и питание контактора

d60 будет осуществляться только

через контакты

реле Rs4, Rs2

и собственные контакты 053-83. В

то же время

контакты 07-21

реле Rs3 обесточат трансформатор Тг4 и ток на обмотку рассы­ щения V3 поступать не будет.

При подъеме груза, превышающего грузоподъемность крана, величина сигнала, поступающего от мездозы, возрастет и увели­

чится ток в обмотке насыщения 5 клеммы

A S —ES. Вследствие

этого возрастет напряжение, индуктируемое

в катушке R (клем­

мы ARER), и включится реле Rs4. Контакты 059-052

этого реле

разомкнутся, и контактор d60 отключится, что сделает

невозмож­

ным дальнейший подъем груза.

 

 

45


Ограничитель грузоподъемности постоянно проходит самопро­ верку. В процессе цикла работы крана должен быть момент, ког­ да командоконтроллеры механизмов изменения вылета стрелы, подъема и закрытия грейфера находятся в нулевом положении как минимум 0,3 с. В это время происходит включение контак­ тора 461 и реле Rs2, которое включит ток насыщения на катушку V4 (клеммы EV4 и AV4) магнитного усилителя, что, как было описано выше, приведет к включению реле Rs4 и отключению кон­ тактора 460, о чем сигнализирует загоревшаяся красная лампочка на пульте управления крановщика. Включившееся реле Rs4 вклю­ чит, как было описано выше, реле Rs3, которое обесточит реле Rs2, и, поскольку сигнал от мездозы не превышает допустимой величи­ ны и катушка насыщения V4 оказывается обесточенной, реле Rs4 отключится, контактор 460 включится вновь и сигнальная красная лампочка погаснет. За это время произойдет автоматическое перемагничивание магнитного усилителя, и ограничитель готов к даль­ нейшей работе.

•Если же крановщик в своей работе не соблюдает правило вы­ держки трех указанных выше командоконтроллеров в нулевом положении как минимум 0,3 с в течение одного цикла, то ограни­ читель может разрегулироваться, что приведет к его срабатыва­ нию при допустимом грузе. Систематическое вспыхивание крас­ ной сигнальной лампочки при установке командоконтроллера в нулевое положение является нормальным и не должно вызывать сомнений в исправности ограничителя.

Особо следует сказать о настройке ограничителя грузоподъем­ ности кранов «Альбатрос» и «Сокол». Для настройки ограничите­ ля следует иметь ламповый вольтметр или магнитоэлектрический милливольтамперметр с внутренним сопротивлением не менее

10 000 Ом.

Включив главный автомат крана, следует подключить лампо­ вый вольтметр к клеммам 12, 13 измерительного прибора нагруз­ ки или 1, 2 релейного блока и при помощи потенциометра добить­ ся, чтобы показания вольтметра были равны нулю. Если же лам­ повый вольтметр отсутствует, то необходимо клеммы 1 и 2 отсое­ динить на входе двухтактного усилителя AVO-Ol-В постоянного напряжения и подключить милливольтамперметр к выходу изме­ рительного прибора нагрузки. Затем следует отрегулировать пред­ варительную нагрузку мездозы с помощью упорного винта. Для этого нужно подключить милливольтамперметр к клеммам 1, 2 релейного блока, сняв перемычку между ними, и вращать винт предварительной нагрузки до тех пор, пока прибор не покажет си­ лу тока в 6—7 мА.

После этого законтрить упорный винт и, если показания мил­ лиамперметра не изменились, приступить к настройке ограничи­ теля при помощи потенциометров R30 и R34. Первоначально по­ тенциометром R30 доводят магнитный усилитель до включения реле Rs4 при отсутствии груза на гаке. При включении реле Rs4 реле Rs3 станет на самоблокировку, реле Rs2 отключится и маг­

46


нитный усилитель вернется в нормальное положение, т. е. реле Rs4 отключится. Затем подвешивают груз, равный грузоподъем­ ности крана, и потенциометром R34 регулируют ограничитель до срабатывания, после чего несколько возвращают потенцио­ метр назад и потенциометром R30 повторяют регулировку без груза.

Поднимают груз, превышающий грузоподъемность крана на 15%, и регулируют ограничитель потенциометром R34 до срабаты­ вания.

После этого проверяют ограничитель на подъем номинального груза и пустого крюка, и если ограничитель не отключается, его регулировка закончена. Все приборы следует отключить, поста­ вить на место мостик M l, закрыть и опломбировать ограничитель грузоподъемности.

§'15. КОНТРОЛЛЕРЫ

Контроллером называется устройство, предназначенное для пуска в ход электродвигателей, регулирования их скорости и ре­ версирования. С его помощью можно создавать различные схемы соединения двигателя с сетью и с сопротивлениями. Практически контроллеры обеспечивают необходимое для работы кранов число включений.

К о н т р о л л е р ы к у л а ч к о в о г о т и п а применяются для работы с двигателями мощностью-- свыше 7 кВт, с количеством включений в час до 500. Кулачковый контроллер имеет две основ­ ные части: вращающуюся и неподвижную.

Вращающаяся часть состоит из вала, установленного на под­ шипниках в крышках корпуса, и кулачковых шайб, насаженных на вал изолированно от него. На корпусе смонтирована контакт­ ная система, состоящая из контактных элементов.

Каждый контактный элемент (рис. 25) состоит из подвижного и неподвижного контактов 4, которые под действием пружин на­ ходятся в замкнутом положении.

Кулачковые шайбы 2 валика 1, нажимая на ролик 3 рычага подвижного контакта, размыкают контакт. Для уменьшения обгорания подвижные контакты перекатываются по неподвижным, вследствие чего разрыв контактов происходит на нерабочей по­ верхности.

Кроме того, каждый контактный элемент имеет индивидуаль­ ное гашение дуги.

Рассмотрим схему кулачкового контроллера, который приме­ няется для управления электродвигателями подъема и передви­

жения. Этот контроллер имеет

симметричную схему (рис. 26).

Его изображают в развернутом

виде (вертикальные линии соот­

ветствуют положениям контроллера, а горизонтальные линии на­ несены против контактов).

Точка на вертикальной линии против контакта обозначает, что ’ в данном положении контроллера контакт замыкается.

47


Для того чтобы подготовить двигатель к пуску, необходимо включить главный и аварийный рубильники, контроллер поставить в нулевое положение и нажать кнопку «Пуск».

При этом катушка контактора Л получит питание и включит контактор. Через замкнувшиеся контакты контактора ток посту­ пит на статорные контакты контроллера. Включившиеся блокконтакты контактора Л зашунтируют кнопку «Пуск» и контакт

нулевой

блокировки

/(72.

Если

 

теперь

поставить контроллер

в

f

первое положение «подъем», то

 

замкнутся

контакты

К1,

КЗ

и

 

статор получит напряжение. Од­

 

новременно

получит

напряжение

 

тормозной электромагнит, кото­

 

рый растормозит тормоз, и элект­

 

родвигатель

начнет

вращаться.

 

Рис. 25. Контактный элемент ку­

Рис. 26. Электросхема кулачково­

лачкового контроллера

го контроллера типа НТ-51

При постановке контроллера во второе положение замкнется контакт К5 и закоротит ступень сопротивления Р6, Р5. В третьем положении замкнется контакт Кб, который закоротит ступень со­ противления Р6Р4. В четвертом положении через контакт К7 закоротитея сопротивление Р6РЗ. В пятом положении контакты К8 и К9 замкнутся и выведут остальные ступени сопротивления: двигатель начнет работать как короткозамкнутый.

Если гак поднимется к стреле на высоту большую, чем отрегу­ лирована концевым выключателем, то контакты выключателя разомкнутся, катушка контактора Л обесточится и контактор вы­ ключится.

Для продолжения работы механизма необходимо контроллер поставить в нулевое положение, включить контактор и поставить

48