Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
лебедок вращаются на осях, закрепленных в рычагах 2 и 4 и свя занных между собой тягой 5. Таким образом, усилие, действующее на мездозу 1, пропорционально массе поднимаемого груза и не зависит от распределения ее между барабанами. В незагружен ном состоянии мездоза загружается нажимным винтом 6. При подъеме груза предварительная загрузка мездозы снимается и на нее действует только усилие, пропорциональное массе поднимае мого груза. Предварительная загрузка мездозы необходима для устранения вибраций и ударов, вызванных резким подъемом груза.
Ограничитель грузоподъемности состоит из двух основных
узлов: |
измерительного |
прибора нагрузки |
и релейного блока. |
||||
В свою очередь измеритель |
|
|
|||||
ный прибор нагрузки состоит из |
|
|
|||||
питающей |
- части, |
магнитоэла |
|
|
|||
стичного |
измерительного |
датчи |
|
|
|||
ка нагрузки, мездозы и вычисли |
|
|
|||||
тельной части. |
|
|
изме |
|
|
||
В |
магнитоэластичный |
|
|
||||
рительный прибор нагрузки вхо |
|
|
|||||
дит упруго деформируемая де |
|
|
|||||
таль, набранная из 4)еРРомаг_ |
|
|
|||||
нитных пластин, имеющих три |
|
|
|||||
обмотки. Одна из обмоток пи |
Рис. 23. |
Схема установки ограничи |
|||||
тается |
переменным |
током, |
вызы |
||||
вающим ' |
переменное |
магнитное |
теля на кране «Альбатрос» |
||||
поле. |
Если на упруго |
деформи |
|
|
руемую деталь не действует никакая сила давления, то в двух других обмотках мездозы индуктируются одинаковые напряжения. Если же на мездозу действует какая-то сила, то внутри деформи руемой детали возникают механические напряжения и в двух других обмотках индуктируются напряжения разной величины. Разница в напряжении пропорциональна величине действующей на мездозу силы.
Питающая и вычислительная части измерительного прибора нагрузки расположены в нижнем ящике, укрепленном на метал локонструкции колонны в машинном отделении крана.
Напряжение от внешней сети — 220 В — подается на клеммы 1 и 3 питающей части (рис. 24) при помощи дросселя, трансформа тора и набора конденсаторов (на схеме не показаны), магнитно стабилизируется и одновременно преобразовывается в напряже ние, соответствующее измерительному прибору нагрузки.
Выходной сигнал из мездозы возвращается в вычислительную часть измерительного прибора нагрузки, где с помощью набора дросселей, трансформаторов и конденсаторов происходит улучше ние формы волны этого сигнала во избежание влияния резких динамических нагрузок.
При помощи специального выпрямителя это напряжение пре образовывается в пульсирующее постоянное напряжение, которое
43
ot
Рис. 24. Электросхема ограничителя грузоподъемности крана «Альбатрос»
подается па клеммы 12 и 13 измерительного прибора нагрузки и оттуда поступает в релейный блок к клеммам двухтактного уси лителя постоянного напряжения AVO-01-B. В этом усилителе”на пряжение усиливается и через сопротивление R25 от клемм 12 и 10 подводится к обмотке управления магнитного усилителя. Величи на поступающего тока может быть замерена на участке M l — снимается перемычка и подключается измерительный прибор.
При включении главного автомата включится реле R sl, уста новленное в питающей части измерительного прибора нагрузки. При этом все контроллеры будут находиться в нулевом положе нии и контактор d61 включится. Его контакты 03-042 подадут пи тание в катушку реле Rs2, которое включит катушку насыщения V4 магнитного усилителя через клеммы EV4 и AV4. В результате в обмотках управления магнитного усилителя действуют следую щие токи: намагничивающий, соответствующий предварительной нагрузке на мездозе, вызванной упорным винтом, и размагничи вающий.
Величина намагничивающего тока должна быть отрегулирова на таким образом, чтобы магнитный усилитель опрокидывания был насыщенным й чтобы включилось реле Rs4. Реле Rs4 срабо тает, контакты 042-040 замкнутся и включат реле Rs3. Контакты 042-041 этого реле разомкнутся, и замкнутся контакты 042-040, т. е. реле Rs3 станет на самоблокировку, а реле Rs2 отключится. Одновременно с этим замыкаются контакты 07-21 реле Rs3, вклю чится трансформатор Тг4 и через выпрямитель Grl/9—12 посто янное напряжение, стабилизированное стабилитроном Gr3, посту пит на обмотку рассыщения КЗ — клеммы EV3 и AV3. Вследствие отключения катушки насыщения и включения катушки рассыще ния магнитный усилитель размагнитится, ток в цепи главных ка тушек магнитного усилителя упадет и реле Rs4 отключится. В ре зультате включения контактора d61 и реле R sl и Rs3 и отключе ния реле Rs4 включится контактор d60, станет на самоблокиров ку через свои контакты 053-83, и ограничитель грузоподъемности готов к работе.
При выводе командоконтроллера механизма подъема или из менения вылета стрелы из нулевого положения контактор d61 от ключится и его контакты 03-042 отключат реле Rs3.
Контакты 80-048 этого реле разомкнутся, и питание контактора
d60 будет осуществляться только |
через контакты |
реле Rs4, Rs2 |
и собственные контакты 053-83. В |
то же время |
контакты 07-21 |
реле Rs3 обесточат трансформатор Тг4 и ток на обмотку рассы щения V3 поступать не будет.
При подъеме груза, превышающего грузоподъемность крана, величина сигнала, поступающего от мездозы, возрастет и увели
чится ток в обмотке насыщения 5 клеммы |
A S —ES. Вследствие |
|
этого возрастет напряжение, индуктируемое |
в катушке R (клем |
|
мы AR—ER), и включится реле Rs4. Контакты 059-052 |
этого реле |
|
разомкнутся, и контактор d60 отключится, что сделает |
невозмож |
|
ным дальнейший подъем груза. |
|
|
45
Ограничитель грузоподъемности постоянно проходит самопро верку. В процессе цикла работы крана должен быть момент, ког да командоконтроллеры механизмов изменения вылета стрелы, подъема и закрытия грейфера находятся в нулевом положении как минимум 0,3 с. В это время происходит включение контак тора 461 и реле Rs2, которое включит ток насыщения на катушку V4 (клеммы EV4 и AV4) магнитного усилителя, что, как было описано выше, приведет к включению реле Rs4 и отключению кон тактора 460, о чем сигнализирует загоревшаяся красная лампочка на пульте управления крановщика. Включившееся реле Rs4 вклю чит, как было описано выше, реле Rs3, которое обесточит реле Rs2, и, поскольку сигнал от мездозы не превышает допустимой величи ны и катушка насыщения V4 оказывается обесточенной, реле Rs4 отключится, контактор 460 включится вновь и сигнальная красная лампочка погаснет. За это время произойдет автоматическое перемагничивание магнитного усилителя, и ограничитель готов к даль нейшей работе.
•Если же крановщик в своей работе не соблюдает правило вы держки трех указанных выше командоконтроллеров в нулевом положении как минимум 0,3 с в течение одного цикла, то ограни читель может разрегулироваться, что приведет к его срабатыва нию при допустимом грузе. Систематическое вспыхивание крас ной сигнальной лампочки при установке командоконтроллера в нулевое положение является нормальным и не должно вызывать сомнений в исправности ограничителя.
Особо следует сказать о настройке ограничителя грузоподъем ности кранов «Альбатрос» и «Сокол». Для настройки ограничите ля следует иметь ламповый вольтметр или магнитоэлектрический милливольтамперметр с внутренним сопротивлением не менее
10 000 Ом.
Включив главный автомат крана, следует подключить лампо вый вольтметр к клеммам 12, 13 измерительного прибора нагруз ки или 1, 2 релейного блока и при помощи потенциометра добить ся, чтобы показания вольтметра были равны нулю. Если же лам повый вольтметр отсутствует, то необходимо клеммы 1 и 2 отсое динить на входе двухтактного усилителя AVO-Ol-В постоянного напряжения и подключить милливольтамперметр к выходу изме рительного прибора нагрузки. Затем следует отрегулировать пред варительную нагрузку мездозы с помощью упорного винта. Для этого нужно подключить милливольтамперметр к клеммам 1, 2 релейного блока, сняв перемычку между ними, и вращать винт предварительной нагрузки до тех пор, пока прибор не покажет си лу тока в 6—7 мА.
После этого законтрить упорный винт и, если показания мил лиамперметра не изменились, приступить к настройке ограничи теля при помощи потенциометров R30 и R34. Первоначально по тенциометром R30 доводят магнитный усилитель до включения реле Rs4 при отсутствии груза на гаке. При включении реле Rs4 реле Rs3 станет на самоблокировку, реле Rs2 отключится и маг
46
нитный усилитель вернется в нормальное положение, т. е. реле Rs4 отключится. Затем подвешивают груз, равный грузоподъем ности крана, и потенциометром R34 регулируют ограничитель до срабатывания, после чего несколько возвращают потенцио метр назад и потенциометром R30 повторяют регулировку без груза.
Поднимают груз, превышающий грузоподъемность крана на 15%, и регулируют ограничитель потенциометром R34 до срабаты вания.
После этого проверяют ограничитель на подъем номинального груза и пустого крюка, и если ограничитель не отключается, его регулировка закончена. Все приборы следует отключить, поста вить на место мостик M l, закрыть и опломбировать ограничитель грузоподъемности.
§'15. КОНТРОЛЛЕРЫ
Контроллером называется устройство, предназначенное для пуска в ход электродвигателей, регулирования их скорости и ре версирования. С его помощью можно создавать различные схемы соединения двигателя с сетью и с сопротивлениями. Практически контроллеры обеспечивают необходимое для работы кранов число включений.
К о н т р о л л е р ы к у л а ч к о в о г о т и п а применяются для работы с двигателями мощностью-- свыше 7 кВт, с количеством включений в час до 500. Кулачковый контроллер имеет две основ ные части: вращающуюся и неподвижную.
Вращающаяся часть состоит из вала, установленного на под шипниках в крышках корпуса, и кулачковых шайб, насаженных на вал изолированно от него. На корпусе смонтирована контакт ная система, состоящая из контактных элементов.
Каждый контактный элемент (рис. 25) состоит из подвижного и неподвижного контактов 4, которые под действием пружин на ходятся в замкнутом положении.
Кулачковые шайбы 2 валика 1, нажимая на ролик 3 рычага подвижного контакта, размыкают контакт. Для уменьшения обгорания подвижные контакты перекатываются по неподвижным, вследствие чего разрыв контактов происходит на нерабочей по верхности.
Кроме того, каждый контактный элемент имеет индивидуаль ное гашение дуги.
Рассмотрим схему кулачкового контроллера, который приме няется для управления электродвигателями подъема и передви
жения. Этот контроллер имеет |
симметричную схему (рис. 26). |
Его изображают в развернутом |
виде (вертикальные линии соот |
ветствуют положениям контроллера, а горизонтальные линии на несены против контактов).
Точка на вертикальной линии против контакта обозначает, что ’ в данном положении контроллера контакт замыкается.
47
Для того чтобы подготовить двигатель к пуску, необходимо включить главный и аварийный рубильники, контроллер поставить в нулевое положение и нажать кнопку «Пуск».
При этом катушка контактора Л получит питание и включит контактор. Через замкнувшиеся контакты контактора ток посту пит на статорные контакты контроллера. Включившиеся блокконтакты контактора Л зашунтируют кнопку «Пуск» и контакт
нулевой |
блокировки |
/(72. |
Если |
|
||
теперь |
поставить контроллер |
в |
f |
|||
первое положение «подъем», то |
|
|||||
замкнутся |
контакты |
К1, |
КЗ |
и |
|
|
статор получит напряжение. Од |
|
|||||
новременно |
получит |
напряжение |
|
|||
тормозной электромагнит, кото |
|
|||||
рый растормозит тормоз, и элект |
|
|||||
родвигатель |
начнет |
вращаться. |
|
Рис. 25. Контактный элемент ку |
Рис. 26. Электросхема кулачково |
лачкового контроллера |
го контроллера типа НТ-51 |
При постановке контроллера во второе положение замкнется контакт К5 и закоротит ступень сопротивления Р6, Р5. В третьем положении замкнется контакт Кб, который закоротит ступень со противления Р6—Р4. В четвертом положении через контакт К7 закоротитея сопротивление Р6—РЗ. В пятом положении контакты К8 и К9 замкнутся и выведут остальные ступени сопротивления: двигатель начнет работать как короткозамкнутый.
Если гак поднимется к стреле на высоту большую, чем отрегу лирована концевым выключателем, то контакты выключателя разомкнутся, катушка контактора Л обесточится и контактор вы ключится.
Для продолжения работы механизма необходимо контроллер поставить в нулевое положение, включить контактор и поставить
48