Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

контроллер в положение «Спуск». При этом катушка контактора будет питаться через концевой выключатель «Вниз». В первом положении «Спуск» через замкнувшиеся контакты К П и СЗ на­ пряжение поступит на статор электродвигателя и тормозной элект­ ромагнит. Но в отличие от положений подъема фазы Л1 и ЛЗ по­ меняются местами, следовательно, двигатель начнет вращаться в обратную сторону. Остальные положения «Спуск» будут одинаковы с положениями подъема.

Если вследствие перегрузки или короткого замыкания срабо­ тают максимальные реле РМ, то их контакты в цепи катушки кон­ тактора Л разомкнутся, катушка обесточится и контактор отклю­ чится. После снятия напряжения блок-контакты максимальных ре­ ле замкнутся, и контактор снова можно включить, поставив кон­

троллер в нулевое положение.

 

 

М а г н и т н ы е

к о н т р о л л е р ы — это

электрические

аппара­

ты, состоящие

из

командоконтроллеров

и набора контакторов

й реле управления

(контакторная панель).

контроллеров

произво­

Управление

контакторами магнитных

дится командоконтроллерами, которые подают ток управления в катушки контакторов. Напряжение цепи управления принимается, как правило, 220 и ПО В.

Эти контроллеры обладают целым рядом преимуществ по срав­ нению с кулачковыми.

1. Главный ток проходит через контакты контакторов, которые можно изготовить на любую силу тока. Через цепь управления проходит сравнительно малый ток, что позволяет аппаратуру цени управления изготовлять легкой и надежной в эксплуатации. Маг­ нитными контроллерами можно достичь значительного числа включений (до 1000 в час).

2. Магнитные контроллеры позволяют осуществлять дистан­ ционное управление механизмом, а у портальных кранов — рас­ полагать всю силовую цепь непосредственно у управляемых элект­ родвигателей.

3. Благодаря введению реле времени разгон двигателя не за ­ висит от навыка крановщика. Как бы быстро он не включит конт­ роллер, закорачивание ступеней сопротивлений будет произво­ диться через определенные промежутки выдержки. Поэтому сов­ ременные портальные краны выпускают в основном с магнитны­ ми контроллерами.

Магнитные контроллеры выпускаются различными, но все их можно свести к нескольким основным типам: Т и К предназнача­ ются для управления одним электродвигателем с фазным ротором механизмов передвижения и подъема груза, не требующего пони­ женной скорости спуска; ТС и КС — для управления электро­ двигателями механизмов подъема с пониженной скоростью спуска груза; ТРК и КРК — для управления короткозамкнутыми элект­ родвигателями.

В контроллерах Т, ТС, ТРК цепь управления работает на пе­ ременном, а в контроллерах К, КС, КРК — на постоянном токе.

4 Заказ № 6600

49



Современные краны чаще цсего имеют магнитные контроллеры, работающие на переменном токе. Реле времени питаются постоян­ ным током от специальных выпрямителей.

Все перечисленные выше магнитные контроллеры предназначе­ ны для управления одним электродвигателем. Контроллеры для управления двумя электродвигателями аналогичны по схемам и характеристикам и имеют марки ДТ, ДКС и др.

Магнитные контроллеры типа Т и ТС уже не выпускаются, но еще стоят на многих отечественных кранах.

Командоконтроллер магнитного контроллера представляет со­ бой контроллер кулачкового типа, только меньших размеров.

В отличие от обычных кулачко­ вых контроллеров командоконт-

S

Рис. 27. Кулачковый командоконт­

Рис. 28. Контактная панель маг­

роллер

нитного контроллера

На рис. 27 изображен разрез командоконтроллера с двумя рейками.

Кулачковые шайбы 4 закреплены на валу 3 контроллера, который вращается рукояткой 2. Положения рукоятки фикси­ руются впадинами. На неподвижных рейках закрепляются контакты 1, к которым через клеммы подходят провода цепи управ­ ления. Подвижные контакты 8 закреплены на рычагах 6, качаю­ щихся на шарнирах. Кулачковые шайбы вала находят на роли­ ки 7 рычагов, отводят подвижные контакты от неподвижных и размыкают цепи. Когда кулачок сошел с ролика, рычаг под дей­ ствием пружины 5 замыкает контакты. Положение вала контрол­ лера фиксируется специальным фиксирующим устройством.

50

К каждому типу командоконтроллера прикладывается табли­ ца замыканий. Знаком «X» отмечают контакты, замкнутые в дан­ ном положении.

Контакторная панель (рис. 28) чаще всего представляет собой щит 1, на котором смонтированы контакторы 7, 8 и 9, реле управ­ ления 2, приборы защиты 6, рубильники силовой цепи 3 и цепи управления 4, а также предохранители цепи управления 5.

Контакторы реверса электродвигателя, как правило, сблоки­ рованы между собой электрически, а в некоторых случаях механически. Это предотвращает случайное включение контак­ торов.

720В

Рис. 29. Электросхема магнитного контроллера типа КС

Для управления крановыми электродвигателями подъема наи­

более широко применяются

магнитные контроллеры

типа ТСА

и КС.

особенность контроллера

КС

контроллере

Отличительная

типа ТСА см. § 18)

состоит в том, что цепь управления и тормоз­

ной электромагнит

работают

на постоянном

токе

(рис. 29).

При включении рубильника подается постоянный ток в цепь управления. В нулевом положении контроллера замкнуты контак­ ты К1. Ток поступает на катушку реле 2РН. Реле включится и замкнет свои замыкающие контакты, которые зашунтируют кон­ такты К1■ Теперь ток может поступать на эту катушку, минуя контакты К1.

4 *

51


Одновременно получают питание катушки реле времени 1РУ и 2РУ. Реле включатся и разомкнут свои размыкающие контак­ ты. Так как система работает в режиме частых пусков и остано­ вок, то применено форсированное растормаживание тормоза. Тор­ мозной электромагнит ТМ включается сначала на полное напря­ жение сети, а затем в цепь катушки электромагнита вводится сопротивление СФ, что уменьшает нагрев катушки. При включении

рубильника Р2 получает питание катушка реле

РТ (через сопро­

тивление СФ и

катушку электромагнита) и замыкает свои кон­

такты в цепи катушки контактора IT.

Контактор IT включается.

Таким

образом,

электромагнит всегда

подготовлен к работе.

В

первом

положении командоконтроллера

в направлении

«Подъем» замыкаются контакты К2, К4, К8 и К9. Ток через за­ крывшиеся контакты 2РН, концевой выключатель КВ, контакт К2 пойдет на катушку контактора 2В. Одновременно подается ток в катушку 1В. Оба контактора включатся, и статор электродвига­ теля получит напряжение. Через закрывшийся контакт К8 получит питание катушка контактора Т. Контактор включится и подаст напряжение на электромагнит, который разомкнет тормоз.

При включении контакта Т напряжение в катушке РТ посте­ пенно спадает, ее контакты с некоторой выдержкой разомкнутся и отключат конктактор 1Т. Ток в‘ катушку тормозного электромаг­ нита пойдет через сопротивление СФ, и она окажется вклю­ ченной на пониженное напряжение, достаточное для ее удер­ жания.

Через контакты К9 получит питание катушка контактора Я, контактор сработает и зашунтирует первую секцию сопротивле­ ния.

Во втором положении командоконтроллера замкнутся контак­ ты КЮ и получит питание катушка контактора 1У. Контактор включится и выведет следующую ступень сопротивления.

Втретьем положении командоконтроллера замыкаются кон­ такты К11 и получает питание катушка контактора 2У. Контак­ тор включится и выведет очередную ступень сопротивления. -

Блок-контакты контактора в цепи катушки 1РУ откроют­ ся, и катушка реле 1РУ обесточится. Его контакты 1РУ с выдерж­ кой времени закроются и подготовят цепь катушки контактора ЗУ.

Вчетвертом положении закроются контакты KI2, и катушка контактора ЗУ окажется под напряжением. Контактор включится

ивыведет очередную ступень сопротивления. При этом закроются замыкающие блок-контакты ЗУ в цепи катушки 4У, а размыкаю­ щий блок-контакт в цепи катушки реле времени 2РУ откроется и обесточит реле 2РУ. Размыкающие контакты реле времени 2РУ закроются с выдержкой времени. Сработает катушка и вклю­ чит контактор 4У, который выведет очередную секцию сопротив­ ления.

При включении командоконтроллера в направлении «Спуск» ни один из статорных контакторов не включится до тех пор, пока ру­ коятка контроллера не будет поставлена в третье положение.

52


В третьем положении «Спуск» замыкаются контакты К2 и Кб, получают питание катушки контакторов и 2Н. Контакторы включатся, и электродвигатель будет работать в системе двух­ фазного торможения.

Одновременно с этим через замкнувшиеся блок-контакты и замкнутые ранее контакты К7 получит питание катушка реле РБ, которая замкнет свои контакты и блокирует контакт К2. Че­ рез контакт К8 сработает контактор электромагнита Т и включит электромагнит. Контакты К9 и К10 также замкнутся и включат контакторы П и 1У, которые выведут часть сопротивлений.

В четвертом положении командоконтроллера замкнутся кон­ такты К5 и разомкнутся контакты К2 и КЗ, вследствие чего от­ ключится контактор 2В. Блок-контакты контактора замкнутся, и включится контактор /Я.

Таким образом, электродвигатель получит питание от контак­ торов и и будет работать .в режиме силового спуска, если груз легкий. Если же груз тяжелый, то наблюдается торможение с возвратом энергии в сеть.

Для уменьшения скорости опускания груза следует перевести рукоятку контроллера во второе и первое положения. При этом происходит торможение противовключением.

Впервом положении выведена часть сопротивления ротора, следовательно, скорость опускания груза будет наименьшей.

Разобравшись в принципиальных схемах магнитных контролле­ ров, несложно разобраться в их монтажных схемах.

Внекоторых современных крановых схемах применяются маг­ нитные контроллеры с постоянным током только для реле управ­ ления.

В этом случае постоянный ток получают от выпрямителей. Вся же остальная цепь управления работает на переменном токе. К таким схемам относятся схемы с магнитными контроллерами серий ТП и ТСА.

§ 16. ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ И ВЫПРЯМИТЕЛИ

Для ограничения пусковых токов, возникающих при пуске электродвигателей, и для регулировки скоростей электродвигате­ лей в крановых схемах широко применяются устройства, назы­ ваемые пускорегулирующими сопротивлениями.

Для крановых электродвигателей, где сила тока, индуктируе­ мая в роторе, значительна, сопротивления изготовляют из отдель­ ных чугунных элементов, которые собираются в стандартные ящи­ ки сопротивлений (рис. 30). В ящик может входить 20—40 эле­ ментов. Элементы 1 собираются на стальные, изолированные мика­ нитом шпильки 2. Отдельные элементы соединяются между собой последовательно, для чего между ними поочередно ставят метал­ лические и миканитовые шайбы 4. Надежный контакт между от­

53