Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
контроллер в положение «Спуск». При этом катушка контактора будет питаться через концевой выключатель «Вниз». В первом положении «Спуск» через замкнувшиеся контакты К П и СЗ на пряжение поступит на статор электродвигателя и тормозной элект ромагнит. Но в отличие от положений подъема фазы Л1 и ЛЗ по меняются местами, следовательно, двигатель начнет вращаться в обратную сторону. Остальные положения «Спуск» будут одинаковы с положениями подъема.
Если вследствие перегрузки или короткого замыкания срабо тают максимальные реле РМ, то их контакты в цепи катушки кон тактора Л разомкнутся, катушка обесточится и контактор отклю чится. После снятия напряжения блок-контакты максимальных ре ле замкнутся, и контактор снова можно включить, поставив кон
троллер в нулевое положение. |
|
|
||
М а г н и т н ы е |
к о н т р о л л е р ы — это |
электрические |
аппара |
|
ты, состоящие |
из |
командоконтроллеров |
и набора контакторов |
|
й реле управления |
(контакторная панель). |
контроллеров |
произво |
|
Управление |
контакторами магнитных |
дится командоконтроллерами, которые подают ток управления в катушки контакторов. Напряжение цепи управления принимается, как правило, 220 и ПО В.
Эти контроллеры обладают целым рядом преимуществ по срав нению с кулачковыми.
1. Главный ток проходит через контакты контакторов, которые можно изготовить на любую силу тока. Через цепь управления проходит сравнительно малый ток, что позволяет аппаратуру цени управления изготовлять легкой и надежной в эксплуатации. Маг нитными контроллерами можно достичь значительного числа включений (до 1000 в час).
2. Магнитные контроллеры позволяют осуществлять дистан ционное управление механизмом, а у портальных кранов — рас полагать всю силовую цепь непосредственно у управляемых элект родвигателей.
3. Благодаря введению реле времени разгон двигателя не за висит от навыка крановщика. Как бы быстро он не включит конт роллер, закорачивание ступеней сопротивлений будет произво диться через определенные промежутки выдержки. Поэтому сов ременные портальные краны выпускают в основном с магнитны ми контроллерами.
Магнитные контроллеры выпускаются различными, но все их можно свести к нескольким основным типам: Т и К предназнача ются для управления одним электродвигателем с фазным ротором механизмов передвижения и подъема груза, не требующего пони женной скорости спуска; ТС и КС — для управления электро двигателями механизмов подъема с пониженной скоростью спуска груза; ТРК и КРК — для управления короткозамкнутыми элект родвигателями.
В контроллерах Т, ТС, ТРК цепь управления работает на пе ременном, а в контроллерах К, КС, КРК — на постоянном токе.
4 Заказ № 6600 |
49 |
Современные краны чаще цсего имеют магнитные контроллеры, работающие на переменном токе. Реле времени питаются постоян ным током от специальных выпрямителей.
Все перечисленные выше магнитные контроллеры предназначе ны для управления одним электродвигателем. Контроллеры для управления двумя электродвигателями аналогичны по схемам и характеристикам и имеют марки ДТ, ДКС и др.
Магнитные контроллеры типа Т и ТС уже не выпускаются, но еще стоят на многих отечественных кранах.
Командоконтроллер магнитного контроллера представляет со бой контроллер кулачкового типа, только меньших размеров.
В отличие от обычных кулачко вых контроллеров командоконт-
S
Рис. 27. Кулачковый командоконт |
Рис. 28. Контактная панель маг |
роллер |
нитного контроллера |
На рис. 27 изображен разрез командоконтроллера с двумя рейками.
Кулачковые шайбы 4 закреплены на валу 3 контроллера, который вращается рукояткой 2. Положения рукоятки фикси руются впадинами. На неподвижных рейках закрепляются контакты 1, к которым через клеммы подходят провода цепи управ ления. Подвижные контакты 8 закреплены на рычагах 6, качаю щихся на шарнирах. Кулачковые шайбы вала находят на роли ки 7 рычагов, отводят подвижные контакты от неподвижных и размыкают цепи. Когда кулачок сошел с ролика, рычаг под дей ствием пружины 5 замыкает контакты. Положение вала контрол лера фиксируется специальным фиксирующим устройством.
50
К каждому типу командоконтроллера прикладывается табли ца замыканий. Знаком «X» отмечают контакты, замкнутые в дан ном положении.
Контакторная панель (рис. 28) чаще всего представляет собой щит 1, на котором смонтированы контакторы 7, 8 и 9, реле управ ления 2, приборы защиты 6, рубильники силовой цепи 3 и цепи управления 4, а также предохранители цепи управления 5.
Контакторы реверса электродвигателя, как правило, сблоки рованы между собой электрически, а в некоторых случаях механически. Это предотвращает случайное включение контак торов.
720В
Рис. 29. Электросхема магнитного контроллера типа КС
Для управления крановыми электродвигателями подъема наи
более широко применяются |
магнитные контроллеры |
типа ТСА |
|||
и КС. |
особенность контроллера |
КС |
(о |
контроллере |
|
Отличительная |
|||||
типа ТСА см. § 18) |
состоит в том, что цепь управления и тормоз |
||||
ной электромагнит |
работают |
на постоянном |
токе |
(рис. 29). |
При включении рубильника 2Р подается постоянный ток в цепь управления. В нулевом положении контроллера замкнуты контак ты К1. Ток поступает на катушку реле 2РН. Реле включится и замкнет свои замыкающие контакты, которые зашунтируют кон такты К1■ Теперь ток может поступать на эту катушку, минуя контакты К1.
4 * |
51 |
Одновременно получают питание катушки реле времени 1РУ и 2РУ. Реле включатся и разомкнут свои размыкающие контак ты. Так как система работает в режиме частых пусков и остано вок, то применено форсированное растормаживание тормоза. Тор мозной электромагнит ТМ включается сначала на полное напря жение сети, а затем в цепь катушки электромагнита вводится сопротивление СФ, что уменьшает нагрев катушки. При включении
рубильника Р2 получает питание катушка реле |
РТ (через сопро |
|||
тивление СФ и |
катушку электромагнита) и замыкает свои кон |
|||
такты в цепи катушки контактора IT. |
Контактор IT включается. |
|||
Таким |
образом, |
электромагнит всегда |
подготовлен к работе. |
|
В |
первом |
положении командоконтроллера |
в направлении |
«Подъем» замыкаются контакты К2, К4, К8 и К9. Ток через за крывшиеся контакты 2РН, концевой выключатель КВ, контакт К2 пойдет на катушку контактора 2В. Одновременно подается ток в катушку 1В. Оба контактора включатся, и статор электродвига теля получит напряжение. Через закрывшийся контакт К8 получит питание катушка контактора Т. Контактор включится и подаст напряжение на электромагнит, который разомкнет тормоз.
При включении контакта Т напряжение в катушке РТ посте пенно спадает, ее контакты с некоторой выдержкой разомкнутся и отключат конктактор 1Т. Ток в‘ катушку тормозного электромаг нита пойдет через сопротивление СФ, и она окажется вклю ченной на пониженное напряжение, достаточное для ее удер жания.
Через контакты К9 получит питание катушка контактора Я, контактор сработает и зашунтирует первую секцию сопротивле ния.
Во втором положении командоконтроллера замкнутся контак ты КЮ и получит питание катушка контактора 1У. Контактор включится и выведет следующую ступень сопротивления.
Втретьем положении командоконтроллера замыкаются кон такты К11 и получает питание катушка контактора 2У. Контак тор включится и выведет очередную ступень сопротивления. -
Блок-контакты контактора 2У в цепи катушки 1РУ откроют ся, и катушка реле 1РУ обесточится. Его контакты 1РУ с выдерж кой времени закроются и подготовят цепь катушки контактора ЗУ.
Вчетвертом положении закроются контакты KI2, и катушка контактора ЗУ окажется под напряжением. Контактор включится
ивыведет очередную ступень сопротивления. При этом закроются замыкающие блок-контакты ЗУ в цепи катушки 4У, а размыкаю щий блок-контакт в цепи катушки реле времени 2РУ откроется и обесточит реле 2РУ. Размыкающие контакты реле времени 2РУ закроются с выдержкой времени. Сработает катушка 4У и вклю чит контактор 4У, который выведет очередную секцию сопротив ления.
При включении командоконтроллера в направлении «Спуск» ни один из статорных контакторов не включится до тех пор, пока ру коятка контроллера не будет поставлена в третье положение.
52
В третьем положении «Спуск» замыкаются контакты К2 и Кб, получают питание катушки контакторов 2В и 2Н. Контакторы включатся, и электродвигатель будет работать в системе двух фазного торможения.
Одновременно с этим через замкнувшиеся блок-контакты 2Н и замкнутые ранее контакты К7 получит питание катушка реле РБ, которая замкнет свои контакты и блокирует контакт К2. Че рез контакт К8 сработает контактор электромагнита Т и включит электромагнит. Контакты К9 и К10 также замкнутся и включат контакторы П и 1У, которые выведут часть сопротивлений.
В четвертом положении командоконтроллера замкнутся кон такты К5 и разомкнутся контакты К2 и КЗ, вследствие чего от ключится контактор 2В. Блок-контакты контактора 2В замкнутся, и включится контактор /Я.
Таким образом, электродвигатель получит питание от контак торов 1Н и 2Н и будет работать .в режиме силового спуска, если груз легкий. Если же груз тяжелый, то наблюдается торможение с возвратом энергии в сеть.
Для уменьшения скорости опускания груза следует перевести рукоятку контроллера во второе и первое положения. При этом происходит торможение противовключением.
Впервом положении выведена часть сопротивления ротора, следовательно, скорость опускания груза будет наименьшей.
Разобравшись в принципиальных схемах магнитных контролле ров, несложно разобраться в их монтажных схемах.
Внекоторых современных крановых схемах применяются маг нитные контроллеры с постоянным током только для реле управ ления.
В этом случае постоянный ток получают от выпрямителей. Вся же остальная цепь управления работает на переменном токе. К таким схемам относятся схемы с магнитными контроллерами серий ТП и ТСА.
§ 16. ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ И ВЫПРЯМИТЕЛИ
Для ограничения пусковых токов, возникающих при пуске электродвигателей, и для регулировки скоростей электродвигате лей в крановых схемах широко применяются устройства, назы ваемые пускорегулирующими сопротивлениями.
Для крановых электродвигателей, где сила тока, индуктируе мая в роторе, значительна, сопротивления изготовляют из отдель ных чугунных элементов, которые собираются в стандартные ящи ки сопротивлений (рис. 30). В ящик может входить 20—40 эле ментов. Элементы 1 собираются на стальные, изолированные мика нитом шпильки 2. Отдельные элементы соединяются между собой последовательно, для чего между ними поочередно ставят метал лические и миканитовые шайбы 4. Надежный контакт между от
53