Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

механическим, так и электрическим способом. Механическое тор­ можение осуществляется колодочными тормозами, размыкаемыми электрогидравлическими растормаживателями, электрическое—1 путем подключения статоров обоих электродвигателей к цепи по­ стоянного тока через регулируемое сопротивление.

Статоры , обоих электродвигателей (рис. 41) соединены между собой параллельно и включаются в сеть трехфазного переменного тока двумя статорными контакторами 3 d и Зс2. Имеется еще

•один статорный контактор ЗсЗ, который подает в статоры обоих электродвигателей постоянный ток.

<6 Заказ № 6600

8 1

Величина сопротивлений в роторах обоих электродвигателей регулируется роторными контакторами Зс4011Зс43/1 для одногоэлектродвигателя и 3c40f2—3c43/2 для другого. Контактор Зс5 включает соединенные между собой параллельно электрогидравлические растормаживатели.

Постоянный ток получается путем выпрямления переменного тока выпрямителем Зп1, напряжение к которому подается от

трансформатора ЗтЗ.

Напряжение в первичной обмотке трансформатора регулирует­ ся сопротивлением ЗгЗ, величина которого меняется включением контакторов ЗсЗО, 3с31 и 3с32.

С ротором одного из электродвигателей связано центробежное реле. Зе9, контакты которого замыкаются при 140 об/мин ротора и более. При этом реле имеет две пары контактов: одна из них замыкается при вращении крана вправо, вторая — влево.

Для повышения коэффициента мощности (cos<p) параллельно к статорам обоих электродвигателей контактором ЗсЮ подклю­ чается конденсаторная батарея ЗК1.

Рассмотрим работу электросхемы при включении командоконтроллера «Вправо».

После включения главного автомата включатся реле вре­ мени 3й32 и 3d33, 3d40, 3d41 и 3d42. На первом положении командоконтроллера в направлении «Вправо» через его контакты 02—22 включится статорный контактор 3 d , который подаст пи­ тание одновременно на статоры обоих электродвигателей. Одно­ временно контакты 11—31 командоконтроллера подадут питание на контактор Зс5, который включит электрогидравлические тол­ катели обоих тормозов. Блок-контакты R3—80 контактора 3 d включат контактор конденсаторной батареи ЗсЮ. Кроме того, контакты командоконтроллера 12—32 включат реле времени 3dOS, контакты R3—63 которого зашунтируют контакты контрол­ лера 1131, подающие питание на контактор электрогидравлических толкателей Зс5. Во 2-м положении командоконтроллера через его контакты 06—26 включатся роторные контакторы 3c43jl и Зс43/2, вследствие чего первые ступени роторных сопротивлений будут закорочены и электродвигатели перейдут на работу по более жесткой характеристике. Блок-контакты R3—01 этих контакторов обесточат реле времени 3d42, контакты которого 72— 73 замкнутся с некоторой выдержкой времени и подготовят к включению цепь катушек роторных контакторов Зс42/1 и 3c42j2 второй ступени. Следует обратить внимание на то, что реле времени 3d42 обесточится только после того, как включатся оба контактора 3c43jl и Зс43/2. Если же один из этих контакторов не включился (меха­ ническое заедание, перегорание катушки), то реле времени 3d42

не отключится и роторные контакторы последующих ступеней не включатся.

В 3-м положении командоконтроллера через его контакты 07—27 включатся роторные контакторы Зс42/1 и Зс42]2, которые замкнут вторую ступень роторных сопротивлений. Блок-контакты

82


R3—02 этих контакторов обесточат реле времени 3d41, контакты 74— 75 которого замкнутся с некоторой выдержкой времени и под­ готовят цепь катушек контакторов третьей ступени.

В 4-м положении командоконтроллера замкнутся его контак­ ты 08—28 и включатся роторные контакторы Зс41/1 и -Зс41/2, ко­ торые замкнут третью ступень роторных сопротивлений. Блокконтакты R3—03 этих контакторов обесточат реле времени 3d40, контакты 76—77 которого замкнутся с некоторой выдержкой времени и подготовят тем самым цепь катушек контакторов пос­ ледней, четвертой, ступени.

В последнем, 5-м положении командоконтроллера через его контакты 09—29 включатся роторные контакторы последней, чет­

вертой, ступени, и

оба сопротивления перейдут на работу по

своей естественной

характеристике.

Работа электросхемы при включении командоконтроллера в направление «Влево» происходит таким же образом, с той лишь разницей, что вместо статорного контактора 3 d включится ста­ торный контактор Зс2.

Теперь следует рассмотреть работу электросхемы при выклю­ чении командоконтроллера и остановке крана. Схема крана «Аль­ батрос» предусматривает следующие варианты торможения ме­ ханизма поворота:

1)естественное — крановщик устанавливает командоконтроллер в нулевое положение и не принимает никаких мер для тор­ можения поворотной части крана;

2)нажатием на тормозную педаль;

3)экстренное — включение рукоятки командоконтроллера в противоположное направление.

Рассмотрим работу электросхемы при установке рукоятки ко­ мандоконтроллера в нулевое положение. В этом случае статорный

контактор 3 d (либо Зс2) отключается и через контакты 04—24 командоконтроллера и 60—61 реле нулевой скорости включится реле 3d9. Контакты R3—64 этого реле будут питать катушку реле времени 3d05, которое, в свою очередь, будет через свои контак­ ты R3—63 поддерживать во включенном состоянии контактор электрогидравлических толкателей Зс5. Таким образом, будет про­ исходить свободное вращение крана, тормозящееся только тре­ нием в подшипниках и парусностью крана. После того как часто­ та вращения роторов электродвигателей поворота упадет до 140 об/мин, контакты реле нулевой скорости разомкнутся и обес­ точат реле 3d9. Контакты R3—64 этого реле обесточат реле времени 3d05, через некоторую выдержку времени контакты R3—63 разомк­ нутся, отключится контактор электрогидравлических толкателей, тормозные колодки зажмутся, и начнется интенсивное торможе­ ние. Таким образом, при установке рукоятки командоконтроллера в нулевое положение происходит свободное вращение крана до частоты вращения роторов электродвигателей 140 об/мин, после чего через 1,2—2 с начнется интенсивное механическое торможе­ ние.

6 ;

83


Если же . рукоятка командоконтроллера находится в нулевом положении при вращающейся по инерции поворотной части и для остановки крана крановщик нажимает на тормозную педаль, то часть схемы работает так, как было описано выше, т. е. через контакты реле нулевой скорости Зе9 включится реле 3d9, контак­ ты которого R3—64 включат реле времени 3d05, благодаря чему контактор электрогидравлических толкателей Зс5 будет оставать­ ся включенным. Во 2-м положении тормозной педали механизма поворота через контакты 10—30 командоконтроллера и контакты 20—24 контроллера ЗЬ2 тормозной педали включится контактор Зс4 и, после него, реле времени 3d03. Контактор Зс4 подаст напря­ жение на первичную обмотку трансформатора ЗтЗ, а вторичная обмотка этого трансформатора подаст напряжение на блок вы­ прямителей Зп1. Контакты R3—21 реле времени 3d03 включат кон­ тактор ЗсЗ, который подаст напряжение постоянного тока на ста­ торы обоих электродвигателей поворота. Следует иметь в виду, что контактор Зс4 своими контактами R3— 75 включит роторные кон­ такторы Зс41Ц и Зс4Ц2 предпоследней, третьей, ступени сопро­ тивлений. Поэтому торможение постоянным током будет проис­ ходить по довольно жесткой характеристике.

В 3-м положении контроллера тормозной педали ЗЬ2 замкнут­ ся его контакты 20—29 и включится контактор ЗсЗО, который замк­ нет первую ступень сопротивлений первичной обмотки трансфор­ матора, что увеличит напряжение постоянного тока, подаваемое на статоры электродвигателей поворота.

В 4-м положении контроллера тормозной педали включится контактор 3с31 следующей ступени сопротивлений, блок-контак­ ты которого R3—04 обесточат реле времени 3d32. Контакты 33—34 этого реле замкнутся с некоторой выдержкой времени и подгото­ вят цепь контактора 3с32 следующей ступени, который включится в 5-м положении контроллера тормозной педали. Блок-контакты R3—05 этого контактора обесточат реле времени ЗаЗЗ, которое с некоторой выдержкой времени включит контактор ЗсЗЗ. Этот кон­ тактор имеет только одну пару контактов: R3—77, с помощью кото­ рых включатся контакторы Зс40Ц и Зс40/2 последних ступеней сопротивлений роторов. В результате этого торможение будет про­ исходить с максимальной интенсивностью. После того как частота вращения роторов снизится до 140 об/мин, реле Зе9 обесточится и отключится реле времени 3d05, контакты R363 этого реле с неко­ торой выдержкой времени отпадут и обесточат контактор Зс5 электрогидравлических толкателей, после чего начнется интенсив­ ное механическое торможение. Одновременно с этим блок-кон­ такты 24—25 контактора Зс5 обесточат контактор Зс4 первичной об­ мотки трансформатора и реле времени 3d03, которое отключит контактор ЗсЗ. Таким образом, после того как частота вращения роторов снизилась до 140 об/мин, с некоторой выдержкой време­ ни отключается электрическое торможение постоянным током и

начинается механическое торможение с помощью колодочных тормозов.

84


При экстренном торможении путем включения рукоятки командоконтроллера в сторону, противоположную вращению крана, через контакты 04—24 (либо 0525) командоконтроллера и реле

нулевой скорости Зе9 включатся

реле 3d8 и 3d9.

Контакты 40—41

(либо 5051) реле 3d9 прервут

цепь контактора

3 d (либо Зс2),

в результате чего статорный контактор не включится до тех пор, пока частота вращения роторов электродвигателей не упадет до 140 об/мин. Контакты R364 реле 3d9 подадут питание на реле времени 3d05, которое, в свою очередь, подаст ток на катушку контактора электрогидравлических толкателей Зс5, в результате чего колодочные тормоза будут находиться в разжатом состоянии и механического торможения не будет. В то же время через кон­ такты R3—20 и 20—24 реле 3d8 включится контактор Зс4, подающий напряжение на первичную обмотку трансформатора ЗтЗ блока выпрямителей Зп1. Блок-контакты 25—26 этого контактора вклю­ чат реле времени 3d03, которое, в свою очередь, включит контак­ тор ЗсЗ, подающий на статоры электродвигателей поворота посто­ янный ток, в результате чего начнется интенсивное электрическое торможение.

Одновременно с этим контакты 20—29 реле 3d8 включат кон­ тактор ЗсЗО, после чего через контакты 20—31 реле 3d8 и блок-кон­ такты 31—32 контактора ЗсЗО включится контактор 3с31. Практи­ чески мгновенно включатся оба контактора ЗсЗО и 3с31, которые закоротят сразу две ступени сопротивления ЗгЗ первичной обмотки трансформатора ЗтЗ, что приведет к увеличению напряжения по­ стоянного тока. Блок-контакты контактора 3с31 обесточат реле времени 3d31, блок-контакты которого с некоторой выдержкой вре­ мени отпадут и через замкнувшиеся ранее блок-контакты 20—33 включат контактор 3с32 последней, третьей, ступени сопротивлений

ЗгЗ.

Торможение до этого момента происходит при полностью вве­ денных сопротивлениях в цепях роторов, так как блок-контакты 70— 71 реле 3d9 разомкнуты, контакторы Зс43/1 и Зс43/2, а значит, и все остальные роторные контакторы отключены. После же то­ го, как контакты R3-05 контактора 3с32 обесточат реле времени 3d33, включится с некоторой выдержкой времени контактор ЗсЗЗ, контакты R3—77 которого включат оба контактора Зс40,/1 и Зс40(2, т. е. сопротивления в роторах обоих электродвигателей отключе­ ны и происходит электрическое торможение с максимальной ин­ тенсивностью.

Таким образом, экстренное торможение путем включения ру­ коятки командоконтроллера в противоположное направление рав­ носильно моментальному включению контроллера тормозной педа­ ли сразу до последнего, 6-го положения. После этого скорость вращения крана снизится настолько, что частота вращения рото­ ров обоих электродвигателей будет меньше 140 об/мин, реле 3d8 и 3d9 отключатся и одновременно с этим отключатся контактор Зс4 и реле времени 3d05 и 3d03. Реле времени 3d03 с некоторой выдержкой времени обесточит контактор ЗсЗ, после отключения

85