Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
механическим, так и электрическим способом. Механическое тор можение осуществляется колодочными тормозами, размыкаемыми электрогидравлическими растормаживателями, электрическое—1 путем подключения статоров обоих электродвигателей к цепи по стоянного тока через регулируемое сопротивление.
Статоры , обоих электродвигателей (рис. 41) соединены между собой параллельно и включаются в сеть трехфазного переменного тока двумя статорными контакторами 3 d и Зс2. Имеется еще
•один статорный контактор ЗсЗ, который подает в статоры обоих электродвигателей постоянный ток.
<6 Заказ № 6600 |
8 1 |
Величина сопротивлений в роторах обоих электродвигателей регулируется роторными контакторами Зс4011—Зс43/1 для одногоэлектродвигателя и 3c40f2—3c43/2 для другого. Контактор Зс5 включает соединенные между собой параллельно электрогидравлические растормаживатели.
Постоянный ток получается путем выпрямления переменного тока выпрямителем Зп1, напряжение к которому подается от
трансформатора ЗтЗ.
Напряжение в первичной обмотке трансформатора регулирует ся сопротивлением ЗгЗ, величина которого меняется включением контакторов ЗсЗО, 3с31 и 3с32.
С ротором одного из электродвигателей связано центробежное реле. Зе9, контакты которого замыкаются при 140 об/мин ротора и более. При этом реле имеет две пары контактов: одна из них замыкается при вращении крана вправо, вторая — влево.
Для повышения коэффициента мощности (cos<p) параллельно к статорам обоих электродвигателей контактором ЗсЮ подклю чается конденсаторная батарея ЗК1.
Рассмотрим работу электросхемы при включении командоконтроллера «Вправо».
После включения главного автомата включатся реле вре мени 3й32 и 3d33, 3d40, 3d41 и 3d42. На первом положении командоконтроллера в направлении «Вправо» через его контакты 02—22 включится статорный контактор 3 d , который подаст пи тание одновременно на статоры обоих электродвигателей. Одно временно контакты 11—31 командоконтроллера подадут питание на контактор Зс5, который включит электрогидравлические тол катели обоих тормозов. Блок-контакты R3—80 контактора 3 d включат контактор конденсаторной батареи ЗсЮ. Кроме того, контакты командоконтроллера 12—32 включат реле времени 3dOS, контакты R3—63 которого зашунтируют контакты контрол лера 11—31, подающие питание на контактор электрогидравлических толкателей Зс5. Во 2-м положении командоконтроллера через его контакты 06—26 включатся роторные контакторы 3c43jl и Зс43/2, вследствие чего первые ступени роторных сопротивлений будут закорочены и электродвигатели перейдут на работу по более жесткой характеристике. Блок-контакты R3—01 этих контакторов обесточат реле времени 3d42, контакты которого 72— 73 замкнутся с некоторой выдержкой времени и подготовят к включению цепь катушек роторных контакторов Зс42/1 и 3c42j2 второй ступени. Следует обратить внимание на то, что реле времени 3d42 обесточится только после того, как включатся оба контактора 3c43jl и Зс43/2. Если же один из этих контакторов не включился (меха ническое заедание, перегорание катушки), то реле времени 3d42
не отключится и роторные контакторы последующих ступеней не включатся.
В 3-м положении командоконтроллера через его контакты 07—27 включатся роторные контакторы Зс42/1 и Зс42]2, которые замкнут вторую ступень роторных сопротивлений. Блок-контакты
82
R3—02 этих контакторов обесточат реле времени 3d41, контакты 74— 75 которого замкнутся с некоторой выдержкой времени и под готовят цепь катушек контакторов третьей ступени.
В 4-м положении командоконтроллера замкнутся его контак ты 08—28 и включатся роторные контакторы Зс41/1 и -Зс41/2, ко торые замкнут третью ступень роторных сопротивлений. Блокконтакты R3—03 этих контакторов обесточат реле времени 3d40, контакты 76—77 которого замкнутся с некоторой выдержкой времени и подготовят тем самым цепь катушек контакторов пос ледней, четвертой, ступени.
В последнем, 5-м положении командоконтроллера через его контакты 09—29 включатся роторные контакторы последней, чет
вертой, ступени, и |
оба сопротивления перейдут на работу по |
своей естественной |
характеристике. |
Работа электросхемы при включении командоконтроллера в направление «Влево» происходит таким же образом, с той лишь разницей, что вместо статорного контактора 3 d включится ста торный контактор Зс2.
Теперь следует рассмотреть работу электросхемы при выклю чении командоконтроллера и остановке крана. Схема крана «Аль батрос» предусматривает следующие варианты торможения ме ханизма поворота:
1)естественное — крановщик устанавливает командоконтроллер в нулевое положение и не принимает никаких мер для тор можения поворотной части крана;
2)нажатием на тормозную педаль;
3)экстренное — включение рукоятки командоконтроллера в противоположное направление.
Рассмотрим работу электросхемы при установке рукоятки ко мандоконтроллера в нулевое положение. В этом случае статорный
контактор 3 d (либо Зс2) отключается и через контакты 04—24 командоконтроллера и 60—61 реле нулевой скорости включится реле 3d9. Контакты R3—64 этого реле будут питать катушку реле времени 3d05, которое, в свою очередь, будет через свои контак ты R3—63 поддерживать во включенном состоянии контактор электрогидравлических толкателей Зс5. Таким образом, будет про исходить свободное вращение крана, тормозящееся только тре нием в подшипниках и парусностью крана. После того как часто та вращения роторов электродвигателей поворота упадет до 140 об/мин, контакты реле нулевой скорости разомкнутся и обес точат реле 3d9. Контакты R3—64 этого реле обесточат реле времени 3d05, через некоторую выдержку времени контакты R3—63 разомк нутся, отключится контактор электрогидравлических толкателей, тормозные колодки зажмутся, и начнется интенсивное торможе ние. Таким образом, при установке рукоятки командоконтроллера в нулевое положение происходит свободное вращение крана до частоты вращения роторов электродвигателей 140 об/мин, после чего через 1,2—2 с начнется интенсивное механическое торможе ние.
6 ; |
83 |
Если же . рукоятка командоконтроллера находится в нулевом положении при вращающейся по инерции поворотной части и для остановки крана крановщик нажимает на тормозную педаль, то часть схемы работает так, как было описано выше, т. е. через контакты реле нулевой скорости Зе9 включится реле 3d9, контак ты которого R3—64 включат реле времени 3d05, благодаря чему контактор электрогидравлических толкателей Зс5 будет оставать ся включенным. Во 2-м положении тормозной педали механизма поворота через контакты 10—30 командоконтроллера и контакты 20—24 контроллера ЗЬ2 тормозной педали включится контактор Зс4 и, после него, реле времени 3d03. Контактор Зс4 подаст напря жение на первичную обмотку трансформатора ЗтЗ, а вторичная обмотка этого трансформатора подаст напряжение на блок вы прямителей Зп1. Контакты R3—21 реле времени 3d03 включат кон тактор ЗсЗ, который подаст напряжение постоянного тока на ста торы обоих электродвигателей поворота. Следует иметь в виду, что контактор Зс4 своими контактами R3— 75 включит роторные кон такторы Зс41Ц и Зс4Ц2 предпоследней, третьей, ступени сопро тивлений. Поэтому торможение постоянным током будет проис ходить по довольно жесткой характеристике.
В 3-м положении контроллера тормозной педали ЗЬ2 замкнут ся его контакты 20—29 и включится контактор ЗсЗО, который замк нет первую ступень сопротивлений первичной обмотки трансфор матора, что увеличит напряжение постоянного тока, подаваемое на статоры электродвигателей поворота.
В 4-м положении контроллера тормозной педали включится контактор 3с31 следующей ступени сопротивлений, блок-контак ты которого R3—04 обесточат реле времени 3d32. Контакты 33—34 этого реле замкнутся с некоторой выдержкой времени и подгото вят цепь контактора 3с32 следующей ступени, который включится в 5-м положении контроллера тормозной педали. Блок-контакты R3—05 этого контактора обесточат реле времени ЗаЗЗ, которое с некоторой выдержкой времени включит контактор ЗсЗЗ. Этот кон тактор имеет только одну пару контактов: R3—77, с помощью кото рых включатся контакторы Зс40Ц и Зс40/2 последних ступеней сопротивлений роторов. В результате этого торможение будет про исходить с максимальной интенсивностью. После того как частота вращения роторов снизится до 140 об/мин, реле Зе9 обесточится и отключится реле времени 3d05, контакты R3—63 этого реле с неко торой выдержкой времени отпадут и обесточат контактор Зс5 электрогидравлических толкателей, после чего начнется интенсив ное механическое торможение. Одновременно с этим блок-кон такты 24—25 контактора Зс5 обесточат контактор Зс4 первичной об мотки трансформатора и реле времени 3d03, которое отключит контактор ЗсЗ. Таким образом, после того как частота вращения роторов снизилась до 140 об/мин, с некоторой выдержкой време ни отключается электрическое торможение постоянным током и
начинается механическое торможение с помощью колодочных тормозов.
84
При экстренном торможении путем включения рукоятки командоконтроллера в сторону, противоположную вращению крана, через контакты 04—24 (либо 05—25) командоконтроллера и реле
нулевой скорости Зе9 включатся |
реле 3d8 и 3d9. |
Контакты 40—41 |
(либо 50—51) реле 3d9 прервут |
цепь контактора |
3 d (либо Зс2), |
в результате чего статорный контактор не включится до тех пор, пока частота вращения роторов электродвигателей не упадет до 140 об/мин. Контакты R3—64 реле 3d9 подадут питание на реле времени 3d05, которое, в свою очередь, подаст ток на катушку контактора электрогидравлических толкателей Зс5, в результате чего колодочные тормоза будут находиться в разжатом состоянии и механического торможения не будет. В то же время через кон такты R3—20 и 20—24 реле 3d8 включится контактор Зс4, подающий напряжение на первичную обмотку трансформатора ЗтЗ блока выпрямителей Зп1. Блок-контакты 25—26 этого контактора вклю чат реле времени 3d03, которое, в свою очередь, включит контак тор ЗсЗ, подающий на статоры электродвигателей поворота посто янный ток, в результате чего начнется интенсивное электрическое торможение.
Одновременно с этим контакты 20—29 реле 3d8 включат кон тактор ЗсЗО, после чего через контакты 20—31 реле 3d8 и блок-кон такты 31—32 контактора ЗсЗО включится контактор 3с31. Практи чески мгновенно включатся оба контактора ЗсЗО и 3с31, которые закоротят сразу две ступени сопротивления ЗгЗ первичной обмотки трансформатора ЗтЗ, что приведет к увеличению напряжения по стоянного тока. Блок-контакты контактора 3с31 обесточат реле времени 3d31, блок-контакты которого с некоторой выдержкой вре мени отпадут и через замкнувшиеся ранее блок-контакты 20—33 включат контактор 3с32 последней, третьей, ступени сопротивлений
ЗгЗ.
Торможение до этого момента происходит при полностью вве денных сопротивлениях в цепях роторов, так как блок-контакты 70— 71 реле 3d9 разомкнуты, контакторы Зс43/1 и Зс43/2, а значит, и все остальные роторные контакторы отключены. После же то го, как контакты R3-05 контактора 3с32 обесточат реле времени 3d33, включится с некоторой выдержкой времени контактор ЗсЗЗ, контакты R3—77 которого включат оба контактора Зс40,/1 и Зс40(2, т. е. сопротивления в роторах обоих электродвигателей отключе ны и происходит электрическое торможение с максимальной ин тенсивностью.
Таким образом, экстренное торможение путем включения ру коятки командоконтроллера в противоположное направление рав носильно моментальному включению контроллера тормозной педа ли сразу до последнего, 6-го положения. После этого скорость вращения крана снизится настолько, что частота вращения рото ров обоих электродвигателей будет меньше 140 об/мин, реле 3d8 и 3d9 отключатся и одновременно с этим отключатся контактор Зс4 и реле времени 3d05 и 3d03. Реле времени 3d03 с некоторой выдержкой времени обесточит контактор ЗсЗ, после отключения
85