Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лонну. Если дверь открыта, контакты 1—2 этого выключателя бу­ дут разомкнуты и реле готовности не включится.

Электросхема механизма передвижения. Кран «Ганц», как уже

было сказано выше, имеет две приводные тележки. Электродви­ гатели обеих тележек управляются одними и теми же контакто­

рами. Электрогидравлические оттормаживатели подключены па­ раллельно электродвигателям.

Рис. 46. ■Электросхема механизма поворота крана «Ганц»

Управление контакторами осуществляется переключателем, который имеет три положения: одно нейтральное и два рабочих — по одному в каждую сторону (рис. 47). В цепь катушки контакто­ ра готовности 1К, кроме контактов реле максимального тока, включены контакты 2— 1 ограничителей противоугонных захватов У, что не дает возможности включить передвижение крана при опущенных захватах.

При повороте переключателя механизма передвижения замы­ каются его контакты 3—4 (либо 5—6) и тем самым включается ста­

торный контактор 1К11

(либо 1К12), который подает ток сразу

на оба электродвигателя.

Сразу же после этого начинает работать

7*

99

реле времени, которое включает контакторы цепи ротора Щ22, 1К23, 1К24, 1К25 и 1К25А.

Характерной особенностью работы электросхемы механизма передвижения является наличие несимметричной схемы работы роторных сопротивлений, т. е. в процессе работы электродвигате­ лей величина сопротивлений в фазах ротора неодинакова.

Электросхема механизма подъема. При подъеме и спуске крю­ ка электросхемы обоих механизмов подъема мало чем отличаются от электросхем остальных механизмов. Особенность электросхем подъемного и замыкающего механизмов заключается в наличии большего числа положений командоконтроллеров (по три в каж­ дую сторону) и контакторов однофазного торможения 4К13 и 5К13, которые включаются в 1-м положении контроллеров в на­ правлении «Спуск» (рис. 48).

Другой особенностью рассматриваемых механизмов является наличие одного моторного реле времени на оба механизма, что сделано для синхронной работы обоих электродвигателей. Поэто­ му, в отличие от реле всех других механизмов, реле работает все время, пока включен один из статорных контакторов любого электродвигателя, даже если все его роторные контакторы уже включились. На кранах выпуска 1959—1966 гг. работа реле про­ должалась и в том случае, если уже сработали все роторные кон­ такторы обоих электродвигателей. На кранах выпуска 1967— 1973 гг. в цепь реле включены размыкающие контакты кон­ такторов 4К25, 4К.25А и 5К25, которые закорачивают последние ступени сопротивлений и при обоюдном включении обесточивают реле 4Х.

Электрогидравлические оттормаживатели обоих механизмов управляются контакторами 4KF и 5KF.

Самая существенная особенность электросхемы механизмов подъема крана «Ганц» — это наличие грейферного автомата, ус­ тановленного между барабанами лебедки.

Грейферный автомат отрегулирован так, что в момент полно­ го закрытия грейфера замыкаются контакты 7—8 и 1—2 и размыка­ ются контакты 3—4 контактного механизма Р1. При полном откры­ тии грейфера замкнутся контакты 5—6 контактного механизма Р2.

Для закрытия грейфера крановщик нажимает ногой на педаль грейферной работы и включает оба контроллера в направле­ нии «Подъем». При этом схема замыкающего электродвигателя работает на подъем, как обычно. В кнопочном выключателе контакты 1—2 разомкнутся и .не дадут включиться статорному контактору 4К11 поддерживающего электродвигателя, а- контак­ ты 3—4 замкнутся и подадут питание на контактор 4KF электрогидравлического толкателя через блок-контакты контактора 5KF электрогидравлического толкателя замыкающего механизма.

В результате замыкающий мотор будет работать на подъем и закрывать грейфер, а электрогидравлический толкатель поддер­ живающего механизма освободит тормоз, что даст возможность грейферу свободно внедряться в зачерпываемый груз.

100



Рис. 47. Электросхема механизма передвижения крана «Ганц»

ш г ~пгтуг ' ЦГГ1Г1

vafivj наядой

Рис. 48. Электросхема механизма подъема крана «Ганц»

После полного закрытия грейфера контакты 7—8 грейферного автомата замкнутся, зашунтируют разомкнутые контакты кно­ почного выключателя 12, статорный контактор 4К11 включится, и грейфер начнет подниматься на обоих тросах.

Во время подъема закрытого грейфера с грузом большая часть веса грейфера и груза приходится на замыкающий электродвига­ тель, который будет поэтому работать с числом оборотов мень­ шим, чем поддерживающий, в результате чего может произойти произвольное открытие грейфера.

Во избежание этого при подъеме закрытого грейфера контак­ ты 3—4 грейферного автомата будут разомкнуты, а 1—2 —• замкну­ ты, и вместо контактора 4К25 включится контактор 4К25А, кото­ рый закоротит последнюю ступень сопротивления не полностью. Поддерживающий электродвигатель будет работать по менее же­ сткой характеристике, и произвольное открытие грейфера будет исключено.

Для открытия грейфера крановщик включает замыкающий контроллер в направлении «Спуск», не нажимая на педаль 5Н.

После того как грейфер будет полностью открыт, замкнутся контакты 5—6 грейферного автомата, включатся контакторы 4К12 поддерживающего электродвигателя и 4KF его электрогидравлического толкателя, и грейфер начнет опускаться.

§ 21. ЭЛЕКТРОСХЕМА КРАНА «КАЯР»

Портальные краны «Каяр» грузоподъемностью 5 т с макси­ мальным вылетом стрелы 30 м имеют шарнирно сочлененную стрелу с жесткой оттяжкой, уравновешенную противовесом. Вы­ сокие скорости крана (подъема — 72 м/мин, поворота — 1,75 об/мин), легкая и надежная конструкция, простота и удобст­ во управления делают его высокопроизводительным механизмом. Особенно эффективен кран «Каяр» при работе на штучных грузах.

Как и все портальные краны с уравновешенной стрелой, кран «Каяр» имеет три рабочих движения: подъем-спуск груза, пово­ рот и изменение вылета стрелы. Передвижение крана является установочным движением. Лебедка крана двухбарабанная, с раз­ дельным приводом на каждый барабан от двух электродвигате­ лей. Тормоза лебедки двухколодочные, управляемые центробеж­ ными растормаживателями. Особенность лебедки — наличие дифференциального переключателя, которым осуществляется автоматическое закрытие и подъем грейфера. Устройство этого переключателя и принцип работы схемы лебедки будут рассмотре­ ны ниже.

Механизм поворота крана состоит из электродвигателя и чер­ вячного редуктора с муфтой предельного момента. На вертикаль­ ном валу редуктора насажена шестерня, которая обкатывается вокруг неподвижного колеса, закрепленного на портале, и вращает поворотную часть крана. Тормоз механизма поворота механиче­

103


ский, ножной, с управлением из кабины крановщика. Педаль по­ воротного тормоза сблокирована с кнопкой, исключающей воз­ можность включения электродвигателя поворота при зажатом тормозе. Поворотная часть крана вращается на шарах диаметром

80 мм.

Механизм изменения вылета стрелы представляет собой чер­ вячный редуктор с электродвигателем. На горизонтальном валу редуктора находятся шестерни, которые вращают большие криво­ шипные колеса, связанные при помощи тяг со стрелой. Тормоз стрелового механизма управляется центробежным растормаживателем.

Кран передвигается при помощи двух приводных тележек, рас­ положенных в плане портала по диагонали.

Управление тормозами механизма передвижения осуществля­ ется трехфазными длинноходовыми электромагнитами.

Электродвигатели поворота и изменения вылета стрелы управля­ ются одной рукояткой с помощью двух спаренных между собой командоконтроллеров. Электродвигатели лебедки управляются также одной рукояткой и двумя командоконтроллерами. Все контакторы и подготовительные реле собраны на одном щите, ко­ торый находится в машинном отделении крана.

С комплектом чертежей крана «Каяр» поставляются две элект­ росхемы: принципиальная и монтажная. Изучать электрооборудо­ вание крана следует по принципиальной схеме. Монтажной схе­ мой необходимо пользоваться для определения конкретного места повреждения.

Монтажная схема построена по особому принципу, не приме­ няемому в электросхемах отечественных кранов.

Линии проводов, соединяющих два контакта на одном и том же щите, на схеме не нанесены. Вместо этого щиты разбиты на вертикальные секции a, b, с, d и т. д. и горизонтальные строки, которым также присвоены латинские буквы. Таким образом, пер­

вая строка первой секции имеет

наименование аа, вторая — ab,

четвертая

второй секции — bd и

т. д. У каждого контакта нане­

сено его

обозначение (например,

29Р), соответствующее обозна­

чению на принципиальной электросхеме, и две буквы, которые указывают, где следует искать второй конец провода, подсоединен­ ного к данному контакту.

Соединения между различными аппаратами нанесены по одно­ линейной схеме, т. е. одна линия может означать несколько про­ водов, входящих в один кабель.

Подвод тока . От крановой питающей колонки ток поступает по четырехжильному кабелю на кабельный барабан, затем на центральную, колонку и оттуда — на главный рубильник, который расположен на щите в кабине крановщика. На этом же щите расположен главный линейный контактор, трансформаторы 380/110 В для цепи управления, 380/220 В для освещения и 380/24 В для переносной лампы. Кроме того, на этом же щите находятся вольтметр и амперметр, счетчики активной и реактив­

104


ной энергии, программный переключатель механизма подъема, выключатели освещения и отопления.

После включения главного рубильника ток напряжением 380 В поступает на первичную обмотку трансформатора цепи управле­ ния. Вторичная обмотка этого трансформатора, понижая напря­ жение до 110 В, питает всю цепь управления. Для дальнейшей работы необходимо повернуть ключ в замке на пульте управле­ ния и нажать кнопку «Пуск». При этом ток с клеммы 1 (рис. 49) через контакты ограничителей высоты подъема, контакты замка, кнопку «Стоп», кнопку «Пуск», нулевые контакты контроллеров поворота, изменения вылета стрелы и подъема поступает на ка­ тушку главного контактора Di, а оттуда через контакты анемо­ метра и всех максимальных реле на клеммы 4—22 переключателя

Рис. 49. Электросхема цепи управления главного контактора крана «Каяр»

«Работа — Проба». Таким образом, катушка контактора Di ока­ зывается под напряжением, и главные контакты этого контактора подают напряжение на щит, расположенный в машинном отделе­ нии. В нижней части щита установлены электромагнитные реле максимального тока, через которые электрический ток поступает на неподвижные контакты контакторов. Каждый электродвигатель защищен двумя реле максимального тока, подключенными в две фазы.

Э лектросхема м еханизма поворота. Изучение крановой электро­

схемы целесообразно начать именно со схемы этого механизма. Как было сказано выше, электрический ток поступает на ниж­

ние клеммы щита в машинном отделении и оттуда через два реле максимального тока на неподвижные контакты контакторов G и Dr (рис. 50). Контактор G включает электродвигатель механиз­ ма поворота для поворота крана налево, контактор Dr — для по­ ворота направо. Ступени сопротивлений закорачиваются контак­ торами Gl, G2 и G3.

При включении контроллера поворота в первое положение «на­ право» ток с клеммы 1 контроллера поступает через пальцы и сег­ менты на клемму 3G, затем на катушку контактора и через нор­ мально закрытые блок-контакты 6G2G на клемму выключателя, установленного под педалью тормоза поворота. Через контакты этого выключателя 2G—2 ток проходит на клемму 2, и цепь ка­ тушки контактора оказывается замкнутой. Контактор включится, и ток поступит на статор электродвигателя поворота. Одновремен­ но с этим начинают работать реле времени, установленные на

105