Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

контакторе Dr. Контакты этого реле замкнутся через 1,9 с после того, как включился контактор Dr, и подготовят цепь для контак­ тора G1. При включении контроллера во второе положение ток с клеммы 1 через пальцы и сегменты контроллера поступает на клемму 5G, затем на катушку контактора G1 и через замкнутые уже контакты реле времени контактора Dr — на клемму 2.

Контактор G1 включится и замк­ нет часть сопротивлений ротора. Если же крановщик перевел рукоят­ ку контроллера из первого положе­ ния во второе с интервалом мень­ шим, чем 1,9 с, то контактор С1 не включится до тех пор, пока не прой­ дет установленное электросхемой время и не замкнутся контакты ре­ ле времени Dr.

После того как сработает кон­ тактор G1, начинает работать его реле времени, которое замыкает свои контакты через 2,3 с и под­ готавливает цепь для контакто­ ра G2.

При включении контроллера в третье положение ток с клеммы 1 поступает на клемму 7G, затем на катушку контактора G2 и зам­ кнутые уже контакты реле времени 12G2. Цепь катушки контак­ тора G2 оказывается замкнутой, контактор включается и закора­ чивает вторую ступень сопротивлений. Одновременно с этим на­ чинает работать реле времени контактора G2, которое через 4 с замыкает свои контакты 14G2. При этом включается контактор G3, замыкается последняя ступень сопротивления, и электродви­ гатель начинает работать на номинальных оборотах.

В случае, если крановщик нажмет педаль тормоза поворота при включенном контроллере, разомкнутся контакты 2G—2 выклю­ чателя, установленного под педалью, отключится контактор Dr, затем — контакторы Gl, G2, G3. Для дальнейшей работы следует

106

поставить контроллер в нулевое положение, отпустить педаль и включить контроллер снова.

При включении контроллера «Налево» происходит аналогичное включение контакторов, но вместо контактора Dr включается кон­ тактор G. Следует обратить особое внимание на контакт пальца

контроллера поворота,

соответствующего клемме 1, так

как через

 

 

 

и v

w

 

 

4

этот палец осуществля­

 

 

 

 

 

 

 

 

ется питание всей цепи

 

 

 

 

 

 

 

 

управления

механиз­

 

 

 

 

 

 

 

 

ма поворота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электросхема меха­

 

 

 

 

 

 

 

 

низма изменения выле­

 

 

 

 

 

 

 

 

та стрелы. Как и в схе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ме механизма поворота,

 

 

 

 

ЭлектрадВигатель

в схеме механизма из­

 

 

 

 

механизма измене­

менения вылета стрелы

 

 

 

 

ния Вылета стрелы

ток поступает на ниж­

Электрический

 

 

 

 

 

ние клеммы щита в ма­

 

 

 

 

 

шинном отделении

и

центробежный

 

 

 

 

 

через

два максималь-

растормаживатель

 

 

 

 

 

Спуск

Подъем

 

 

 

 

 

 

 

 

3 2 1

1 2 3

 

 

 

ЯП

 

Ограничитель минималь­

7

 

 

 

 

RM

 

 

 

 

 

 

 

 

ного Вылета стрелы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

 

 

■ О

В

RB

—тг~

---------------- a_s-----

 

 

i

i t

 

' ЯМ

 

Ограничитель макси■

о

н 4 4 - v j - i - -

 

 

 

 

 

 

V -

 

 

-a—st

 

 

i

i

 

 

 

R n p t 5 ~ \2

мольного Вылета стрелы

 

*1

 

 

w

- О

 

 

 

тс*

 

 

 

'

1

м

 

 

R7

 

/?; 'ям

 

 

 

 

 

 

*■ r

 

ЯЗ

 

- IC5

 

 

 

i

J )

1 I

 

 

 

яг 1,2с

 

 

 

 

 

 

 

■ о

 

 

 

“П=Э/с-

 

 

 

Рис. 51. Электросхема механизма изменения вылета стрелы крана «Каяр»

ных реле — на неподвижные контакты контакторов RM и RD, ко­ торые подают питание на статор стрелового электродвигателя (рис. 51). Параллельно со статором включен центробежный рас­ тормаживатель. Во всех положениях контроллера в направлении «Подъем» включается контактор RM, на всех положениях «Спуск» включается контактор RD. В цепь катушки каждого из этих кон­ такторов включено по одному концевому ограничителю, которые находятся слева от крановщика под шкалой указателя вылета стрелы.

На контакторах RM и RD установлены реле времени, которые замыкают свои контакты с выдержкой в 2 с, после чего оказыва­ ется подготовленной цепь катушки контактора R1.

Во втором положении контроллера в направление «Подъем» (или «Спуск») включается контактор R1, который закорачивает первую ступень сопротивлений. Контакты реле времени, установ­

107


ленного на этом контакторе, замыкаются с выдержкой времени 1—2 с и подготавливают цепь катушки контактора R2.

В третьем положении контроллера включается контактор R2 и замыкается вторая ступень сопротивлений. Контакты реле вре­ мени контактора R2 замыкаются с выдержкой 1 с, после чего вклю­ чается контактор R2, замыкающий последнюю ступень сопротивле­ ний. Как и в схеме механизма поворота, следует обращать внима­ ние на контакт пальца 1, который осуществляет питание всей цепи

управления механизма изменения вылета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электросхема механизма подъема. Схе­

 

 

2

 

4

ма этого механизма — наиболее сложная и

 

 

 

 

 

 

требует четкого знания функций каждого

 

 

 

 

 

 

контактора, реле и переключателя. Управ­

 

 

 

 

 

 

ление

обоими

электродвигателями

меха­

 

 

 

 

 

 

низма

подъема

осуществляется

програм­

 

 

 

 

 

 

мным переключателем, установленным на

 

 

 

 

 

 

щите в кабине крановщика, и спаренным

 

 

 

 

 

 

командоконтроллером. Программный пере­

 

 

 

 

 

 

ключатель имеет четыре положения, каж-

 

 

 

 

 

 

дое из

которых

включает

схему работы

 

 

 

 

 

 

грейфером, крюком на двух барабанах с

 

 

 

 

 

 

грузом до 5000 кг, на одном барабане — до

Рис. 52. Расположе­

2500 и до

1250 кг.

 

 

подъема

ние

рабочих прорезей

Командоконтроллер механизма

на

контроллере

меха­

состоит как бы из двух контроллеров:

прог­

низма

подъема

крана

раммного и исполнительного. Оба они уп­

 

 

«Каяр»:

 

 

1 — закрытие на

куче и

равляются

одной

рукояткой,

перемещаю­

подъем

грейфера;

2 —•

щейся в одном поперечном пазу и пяти

спуск;

3 — подъем;

4 —

открытие

грейфера;

5 —■

продольных (рис. 52). При перемещении

закрытие

грейфера.

 

рукоятки в поперечном пазу вращается ба­

 

 

 

 

 

 

рабан

программного контроллера.

 

 

Барабан исполнительного контроллера поворачивается при движении по продольным пазам и может занимать четыре поло­ жения на подъем, одно нейтральное и четыре на спуск.

Рассмотрим работу электросхемы механизма подъема при ра­ боте крюком на двух барабанах (груз до 5000 кг). При установке программного переключателя в это положение включается вспо­ могательное реле R2T (рис. 53). Реле ограничителя грузоподъем­ ности RP включается одновременно с главным контактором Di и отключается при превышении грузоподъемности крана. При установке программного контроллера в положение «Подъем» включается реле RC.

При включении контроллера на первое положение «Подъем» включается реле RE через контакты ограничителей высоты подъ­ ема обоих барабанов, реле RP, контакты исполнительного конт­ роллера 17Р21Р и программного контроллера 2022.

Контакты реле RE замкнут цепь контактора ЕЕ, который пода­ ет ток на центробежный растормаживатель замыкающего мотора. Контакты ЮР—2 реле времени, установленного на этом контакто­

108


ре, замкнут цепь контактора ES растормаживателя поддержива­ ющего электродвигателя. Одновременно с этим включаются кон­ такторы F и М.

Первый подает ток на статор замыкающего мотора, второй — на статор поддерживающего. Таким образом, в первом положении «Подъем» включены в сеть статоры обоих электродвигателей и их оттормаживатели. Во втором, третьем и четвертом положениях контроллера цепь этих контакторов остается без изменения.

Одновременно со статорными контакторами F и М включаются роторные контакторы F1 и F2 замыкающего электродвигателя и S1 и S2 — поддерживающего. Во втором положении «Подъем» включаются контакторы F3 и S3.

Реле времени, установленное на контакторе F3, с выдержкой времени 1,7 с подготовит цепь контактора Р4. Контактор Р4 вклю­ чится в третьем положении «Подъем» и закоротит одновременно секции сопротивления замыкающего и поддерживающего электро­ двигателей. Контакты реле времени, установленные на этом кон­ такторе, включат контактор Р5 с выдержкой времени 1,4 с и кон­ тактор Рв. Таким образом будут закорочены последние ступени сопротивлений и оба электродвигателя начнут работать на номи­ нальных частотах вращения. Особенностью работы электросхемы подъемного механизма крана «Каяр» является то, что на спуск электродвигатели начинают работать только тогда, когда рукоят­ ка контроллера будет установлена в четвертое положение прорези «Спуск». При этом груз будет опускаться с максимальной скоро­ стью. Для уменьшения скорости спуска рукоятку следует устано­ вить в положение 3, 2 или 1.

При установке рукоятки контроллера в положение «Спуск» остается включенным вспомогательное реле RC. Питание исполни­ тельного контроллера на палец 19Р при работе на спуск осуще­ ствляется через контакты 113Р программного контроллера и контакты 13Р61Р и 61Р19Р ограничителей замыкающего и поддерживающего барабанов.

В положении 4 «Спуск» через контакт 21Р включается вспо­ могательное реле RE, которое своими контактами замкнет цепь катушек EF и ES. Контакторы EF и ES включают центробежные растормаживатели. Одновременно контакты реле времени, уста­ новленные на контакторе EF, замыкают цепь катушек D, О и OL. В результате оба электродвигателя начинают работать в направ­

лении спуска ’.

F2 и S2, а затем

При этом включаются роторные контакторы

с выдержкой времени 0,8 с — контакторы F3 и

S3. Подле этого

последовательно включаются контакторы Р4, Р5

и Р6, назначение

и принцип работы которых были описаны при рассмотрении рабо­

ты

схемы на

подъем.

Таким образом, примерно через

4 с после

 

1 Следует обратить .особое внимание на схему включения силовых контак­

тов

контакторов

O .O L и

O F замыкающего электродвигателя. При

включении

контакторов О и O L электродвигатель работает в режиме силового спуска, а при включении контакторов О и O F — в режиме двухфазного торможения.

109


включения контроллера в последнее положение «Спуск» все сопро­ тивление в цепях роторов обоих электродвигателей будет зако­ рочено, и роторы будут вращаться с частотой, несколько пре­ вышающей синхронную. Если же при включении контроллера в последнее положение «Спуск» груз опускается с очень большой скоростью, почти падает, то это говорит о том, что роторные кон­ такторы включились не все и в цепи роторов осталось большое сопротивление. В этом случае ротор вращается с частотой, пре­ вышающей синхронную.

Для плавной посадки груза следует рукоятку контроллера пос­ тавить в третье, второе или первое положение «Спуск».

по


В положении 3 контроллера вспомогательное реле RE остается включенным через палец контроллера 23Р и собственные контакты 23Р27Р. Контакторы силового спуска D, О и OL отключаются, и вместо них включаются контакторы М и F. Ток на катушку контактора F поступает с пальца исполнительного контроллера 37Р через контакты 163Р31Р реле Р2Т. Все роторные контакто­ ры при этом оказываются отключенными.

Таким образом, статоры обоих электродвигателей включены на подъем, но поскольку в цепях роторов введено полностью все сопротивление, то электродвигатели йе развивают большого кру­ тящего момента, удерживающего груз, и барабаны вращаются на спуск. Если же скорость оказывается слишком большой, следует поставить контроллер во второе положение «Спуск». При этом включаются контакторы F1 и S1, удерживающий момент электро­ двигателей увеличивается, и груз опускается медленнее. В первом положении «Спуск» включаются контакторы F2 и S2, и скорость опускания груза становится еще меньше.

Следует знать, что положения 3, 2 и / «Спуск» предназначены только для тяжелых грузов, масса которых приближается к номи­ нальной грузоподъемности крана. Если же использовать эти по­ ложения для спуска легких грузов или пустого крюка, то барабаны начнут вращаться в направлении «Подъем».

При подъеме грузов массой до 2500 кг программный переклю­ чатель ставится в соответствующее положение, в результате чего

отключится реле Р2Т и включится реле PLA.

 

разомкну­

Так как контакты 12Р— ЮР реле Р2Т оказываются

тыми, то цепь катушек ES, М и D разорвана, контакторы не вклю­

чатся и электродвигатель

поддерживающего

механизма

работать

U V W

U V

W

 

ма подъема крана «Каяр: