Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
контакторе Dr. Контакты этого реле замкнутся через 1,9 с после того, как включился контактор Dr, и подготовят цепь для контак тора G1. При включении контроллера во второе положение ток с клеммы 1 через пальцы и сегменты контроллера поступает на клемму 5G, затем на катушку контактора G1 и через замкнутые уже контакты реле времени контактора Dr — на клемму 2.
Контактор G1 включится и замк нет часть сопротивлений ротора. Если же крановщик перевел рукоят ку контроллера из первого положе ния во второе с интервалом мень шим, чем 1,9 с, то контактор С1 не включится до тех пор, пока не прой дет установленное электросхемой время и не замкнутся контакты ре ле времени Dr.
После того как сработает кон тактор G1, начинает работать его реле времени, которое замыкает свои контакты через 2,3 с и под готавливает цепь для контакто ра G2.
При включении контроллера в третье положение ток с клеммы 1 поступает на клемму 7G, затем на катушку контактора G2 и зам кнутые уже контакты реле времени 12G—2. Цепь катушки контак тора G2 оказывается замкнутой, контактор включается и закора чивает вторую ступень сопротивлений. Одновременно с этим на чинает работать реле времени контактора G2, которое через 4 с замыкает свои контакты 14G—2. При этом включается контактор G3, замыкается последняя ступень сопротивления, и электродви гатель начинает работать на номинальных оборотах.
В случае, если крановщик нажмет педаль тормоза поворота при включенном контроллере, разомкнутся контакты 2G—2 выклю чателя, установленного под педалью, отключится контактор Dr, затем — контакторы Gl, G2, G3. Для дальнейшей работы следует
106
поставить контроллер в нулевое положение, отпустить педаль и включить контроллер снова.
При включении контроллера «Налево» происходит аналогичное включение контакторов, но вместо контактора Dr включается кон тактор G. Следует обратить особое внимание на контакт пальца
контроллера поворота, |
соответствующего клемме 1, так |
как через |
|||||||||
|
|
|
и v |
w |
|
|
4 |
этот палец осуществля |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
ется питание всей цепи |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
управления |
механиз |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ма поворота. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электросхема меха |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
низма изменения выле |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
та стрелы. Как и в схе |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
ме механизма поворота, |
|||
|
|
|
|
ЭлектрадВигатель |
в схеме механизма из |
||||||
|
|
|
|
механизма измене |
менения вылета стрелы |
||||||
|
|
|
|
ния Вылета стрелы |
ток поступает на ниж |
||||||
Электрический |
|
|
|
|
|
ние клеммы щита в ма |
|||||
|
|
|
|
|
шинном отделении |
и |
|||||
центробежный |
|
|
|
|
|
через |
два максималь- |
||||
растормаживатель |
|
|
|
|
|
||||||
Спуск |
Подъем |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 2 1 |
1 2 3 |
|
|
|
ЯП |
|
Ограничитель минималь |
||||
7 |
|
|
|
|
RM |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
ного Вылета стрелы |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
f |
|
|
■ О |
В |
RB |
—тг~ |
---------------- a_s----- |
|
||
|
i |
i t |
|
' ЯМ |
|
Ограничитель макси■ |
о |
||||
н 4 4 - v j - i - - |
|
|
|
||||||||
|
|
|
V - |
|
|
-a—st |
|
||||
|
i |
i |
|
|
|
R n p t 5 ~ \2 |
мольного Вылета стрелы |
|
|||
*1 |
|
|
w |
- О |
|
|
|
тс* |
|
|
|
' |
1 |
м |
|
|
R7 |
|
/?; 'ям |
|
|
|
|
|
|
|
*■ r |
|
ЯЗ -О |
|
- IC5 |
|
|
|
|
i |
J ) |
1 I |
|
|
|
яг 1,2с |
|
|
|
||
|
|
|
|
■ о |
|
|
|
“П=Э/с- |
|
|
|
Рис. 51. Электросхема механизма изменения вылета стрелы крана «Каяр»
ных реле — на неподвижные контакты контакторов RM и RD, ко торые подают питание на статор стрелового электродвигателя (рис. 51). Параллельно со статором включен центробежный рас тормаживатель. Во всех положениях контроллера в направлении «Подъем» включается контактор RM, на всех положениях «Спуск» включается контактор RD. В цепь катушки каждого из этих кон такторов включено по одному концевому ограничителю, которые находятся слева от крановщика под шкалой указателя вылета стрелы.
На контакторах RM и RD установлены реле времени, которые замыкают свои контакты с выдержкой в 2 с, после чего оказыва ется подготовленной цепь катушки контактора R1.
Во втором положении контроллера в направление «Подъем» (или «Спуск») включается контактор R1, который закорачивает первую ступень сопротивлений. Контакты реле времени, установ
107
ленного на этом контакторе, замыкаются с выдержкой времени 1—2 с и подготавливают цепь катушки контактора R2.
В третьем положении контроллера включается контактор R2 и замыкается вторая ступень сопротивлений. Контакты реле вре мени контактора R2 замыкаются с выдержкой 1 с, после чего вклю чается контактор R2, замыкающий последнюю ступень сопротивле ний. Как и в схеме механизма поворота, следует обращать внима ние на контакт пальца 1, который осуществляет питание всей цепи
управления механизма изменения вылета. |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Электросхема механизма подъема. Схе |
|||||||
|
|
2 |
|
4 |
ма этого механизма — наиболее сложная и |
||||||||
|
|
|
|
|
|
требует четкого знания функций каждого |
|||||||
|
|
|
|
|
|
контактора, реле и переключателя. Управ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ление |
обоими |
электродвигателями |
меха |
||||
|
|
|
|
|
|
низма |
подъема |
осуществляется |
програм |
||||
|
|
|
|
|
|
мным переключателем, установленным на |
|||||||
|
|
|
|
|
|
щите в кабине крановщика, и спаренным |
|||||||
|
|
|
|
|
|
командоконтроллером. Программный пере |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ключатель имеет четыре положения, каж- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
дое из |
которых |
включает |
схему работы |
||||
|
|
|
|
|
|
грейфером, крюком на двух барабанах с |
|||||||
|
|
|
|
|
|
грузом до 5000 кг, на одном барабане — до |
|||||||
Рис. 52. Расположе |
2500 и до |
1250 кг. |
|
|
подъема |
||||||||
ние |
рабочих прорезей |
Командоконтроллер механизма |
|||||||||||
на |
контроллере |
меха |
состоит как бы из двух контроллеров: |
прог |
|||||||||
низма |
подъема |
крана |
раммного и исполнительного. Оба они уп |
||||||||||
|
|
«Каяр»: |
|
|
|||||||||
1 — закрытие на |
куче и |
равляются |
одной |
рукояткой, |
перемещаю |
||||||||
подъем |
грейфера; |
2 —• |
щейся в одном поперечном пазу и пяти |
||||||||||
спуск; |
3 — подъем; |
4 — |
|||||||||||
открытие |
грейфера; |
5 —■ |
продольных (рис. 52). При перемещении |
||||||||||
закрытие |
грейфера. |
|
рукоятки в поперечном пазу вращается ба |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
рабан |
программного контроллера. |
|
|
Барабан исполнительного контроллера поворачивается при движении по продольным пазам и может занимать четыре поло жения на подъем, одно нейтральное и четыре на спуск.
Рассмотрим работу электросхемы механизма подъема при ра боте крюком на двух барабанах (груз до 5000 кг). При установке программного переключателя в это положение включается вспо могательное реле R2T (рис. 53). Реле ограничителя грузоподъем ности RP включается одновременно с главным контактором Di и отключается при превышении грузоподъемности крана. При установке программного контроллера в положение «Подъем» включается реле RC.
При включении контроллера на первое положение «Подъем» включается реле RE через контакты ограничителей высоты подъ ема обоих барабанов, реле RP, контакты исполнительного конт роллера 17Р—21Р и программного контроллера 202—2.
Контакты реле RE замкнут цепь контактора ЕЕ, который пода ет ток на центробежный растормаживатель замыкающего мотора. Контакты ЮР—2 реле времени, установленного на этом контакто
108
ре, замкнут цепь контактора ES растормаживателя поддержива ющего электродвигателя. Одновременно с этим включаются кон такторы F и М.
Первый подает ток на статор замыкающего мотора, второй — на статор поддерживающего. Таким образом, в первом положении «Подъем» включены в сеть статоры обоих электродвигателей и их оттормаживатели. Во втором, третьем и четвертом положениях контроллера цепь этих контакторов остается без изменения.
Одновременно со статорными контакторами F и М включаются роторные контакторы F1 и F2 замыкающего электродвигателя и S1 и S2 — поддерживающего. Во втором положении «Подъем» включаются контакторы F3 и S3.
Реле времени, установленное на контакторе F3, с выдержкой времени 1,7 с подготовит цепь контактора Р4. Контактор Р4 вклю чится в третьем положении «Подъем» и закоротит одновременно секции сопротивления замыкающего и поддерживающего электро двигателей. Контакты реле времени, установленные на этом кон такторе, включат контактор Р5 с выдержкой времени 1,4 с и кон тактор Рв. Таким образом будут закорочены последние ступени сопротивлений и оба электродвигателя начнут работать на номи нальных частотах вращения. Особенностью работы электросхемы подъемного механизма крана «Каяр» является то, что на спуск электродвигатели начинают работать только тогда, когда рукоят ка контроллера будет установлена в четвертое положение прорези «Спуск». При этом груз будет опускаться с максимальной скоро стью. Для уменьшения скорости спуска рукоятку следует устано вить в положение 3, 2 или 1.
При установке рукоятки контроллера в положение «Спуск» остается включенным вспомогательное реле RC. Питание исполни тельного контроллера на палец 19Р при работе на спуск осуще ствляется через контакты 1—13Р программного контроллера и контакты 13Р—61Р и 61Р—19Р ограничителей замыкающего и поддерживающего барабанов.
В положении 4 «Спуск» через контакт 21Р включается вспо могательное реле RE, которое своими контактами замкнет цепь катушек EF и ES. Контакторы EF и ES включают центробежные растормаживатели. Одновременно контакты реле времени, уста новленные на контакторе EF, замыкают цепь катушек D, О и OL. В результате оба электродвигателя начинают работать в направ
лении спуска ’. |
F2 и S2, а затем |
При этом включаются роторные контакторы |
|
с выдержкой времени 0,8 с — контакторы F3 и |
S3. Подле этого |
последовательно включаются контакторы Р4, Р5 |
и Р6, назначение |
и принцип работы которых были описаны при рассмотрении рабо
ты |
схемы на |
подъем. |
Таким образом, примерно через |
4 с после |
|
1 Следует обратить .особое внимание на схему включения силовых контак |
|||
тов |
контакторов |
O .O L и |
O F замыкающего электродвигателя. При |
включении |
контакторов О и O L электродвигатель работает в режиме силового спуска, а при включении контакторов О и O F — в режиме двухфазного торможения.
109
включения контроллера в последнее положение «Спуск» все сопро тивление в цепях роторов обоих электродвигателей будет зако рочено, и роторы будут вращаться с частотой, несколько пре вышающей синхронную. Если же при включении контроллера в последнее положение «Спуск» груз опускается с очень большой скоростью, почти падает, то это говорит о том, что роторные кон такторы включились не все и в цепи роторов осталось большое сопротивление. В этом случае ротор вращается с частотой, пре вышающей синхронную.
Для плавной посадки груза следует рукоятку контроллера пос тавить в третье, второе или первое положение «Спуск».
по
В положении 3 контроллера вспомогательное реле RE остается включенным через палец контроллера 23Р и собственные контакты 23Р—27Р. Контакторы силового спуска D, О и OL отключаются, и вместо них включаются контакторы М и F. Ток на катушку контактора F поступает с пальца исполнительного контроллера 37Р через контакты 163Р—31Р реле Р2Т. Все роторные контакто ры при этом оказываются отключенными.
Таким образом, статоры обоих электродвигателей включены на подъем, но поскольку в цепях роторов введено полностью все сопротивление, то электродвигатели йе развивают большого кру тящего момента, удерживающего груз, и барабаны вращаются на спуск. Если же скорость оказывается слишком большой, следует поставить контроллер во второе положение «Спуск». При этом включаются контакторы F1 и S1, удерживающий момент электро двигателей увеличивается, и груз опускается медленнее. В первом положении «Спуск» включаются контакторы F2 и S2, и скорость опускания груза становится еще меньше.
Следует знать, что положения 3, 2 и / «Спуск» предназначены только для тяжелых грузов, масса которых приближается к номи нальной грузоподъемности крана. Если же использовать эти по ложения для спуска легких грузов или пустого крюка, то барабаны начнут вращаться в направлении «Подъем».
При подъеме грузов массой до 2500 кг программный переклю чатель ставится в соответствующее положение, в результате чего
отключится реле Р2Т и включится реле PLA. |
|
разомкну |
|
Так как контакты 12Р— ЮР реле Р2Т оказываются |
|||
тыми, то цепь катушек ES, М и D разорвана, контакторы не вклю |
|||
чатся и электродвигатель |
поддерживающего |
механизма |
работать |
U V W |
U V |
W |
|
ма подъема крана «Каяр: