Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
которого включится статорный контактор 3 d (либо Зс2), т. е. кран начнет поворачиваться в противоположную сторону.
Подобный способ торможения применим только в особых слу чаях — возникновение аварийной ситуации. В остальных же слу чаях для остановки вращения поворотной части крана следует пользоваться тормозной педалью.
Электросхема механизма изменения вылета стрелы. На кране «Альбатрос» механизм изменения вылета стрелы расположен над машинным отделением крана, в верхней части колонны поворот ной части крана. Особенность этого механизма — наличие двух электродвигателей, из которых один является приводным, который
и осуществляет |
рабочее |
движение — изменение |
вылета |
стрелы. |
|||
Второй |
из |
двигателей — тормозной — осуществляет торможение |
|||||
механизма |
при |
его |
пуске |
и остановке (рис. 42) |
путем |
подачи в |
|
статор |
постоянного |
тока. |
Оба электродвигателя |
(см. |
рис. 41) |
4т1 и 4т2 трехфазные асинхронные, с фазными роторами. Электродвигатель 4т1 включается в сеть статорными контак
торами 4с1 и 4с2, электрогидравлические толкатели 4sl и 4s2— контактором 4с5. Тормозной электродвигатель 4т2 получает по стоянный ток от выпрямителя 4п1, который включен во вторичную обмотку трансформатора 4тЗ. Первичная обмотка трансформато ра включается в сеть контактором 4с4 через сопротивление, шун тируемое контактором 4с45. На валу ротора тормозного электро двигателя установлено реле нулевой скорости 4е9.
Роторные сопротивления приводного электродвигателя закора чиваются роторными контакторами 4с42, 4с41 и 4с40, управляемыми реле времени 4d41 и 4d40.
Механизм изменения вылета стрелы имеет основной шпин дельный концевой выключатель 4Ь2, который размыкает свои контакты R4—20 на вылете 32 м и 22—26 на вылете 8 м. Пред варительный концевой выключатель 4ЬЗ размыкает свои контакты 21—24 на вылете около 31 м и 24—25 на вылете 9 м. Концевой выключатель 4Ь5 предназначен для ограничения максимального вылета (16 м) в режиме повышенной (20 т) грузоподъемности.
При 1-м положении командоконтроллера в направлении «Уве личение вылета стрелы» через контакты концевых ограничителей 4Ь2, 4Ь5 и 4Ь6 и контакты 05—25 командоконтроллера включит ся контактор 4с1, который подаст напряжение в статор основного электродвигателя. Одновременно с этим через контакты 10-30 командоконтроллера и блок-контакты 63-64 контактора 4с1 вклю чится реле времени 4d05. Контакты 21—66 этого реле времени включат контактор электрогидравлических толкателей 4с5. В ре зультате тормозные колодки разомкнут тормозные шкивы и меха низм начнет работать. В то же время через контакты 07—27 командоконтроллера и блок-контакты 60—61 контактора 4с5 вклю чится контактор 4с4, который подаст через трансформатор 4тЗ выпрямителя 4п1 постоянный ток на электродвигатель 4т2. Одно временно с этим включится контактор 4с45, который зашунтирует сопротивление в цепи трансформатора 4тЗ.
86
В результате этого оба тормоза механизма изменения выле та стрелы откроются и стрела начнет движение в сторону увели чения вылета. Движение это будет происходить очень плавно, так как вращающему моменту основного электродвигателя 4т1 будет противостоять тормозной момент электродвигателя 4т2.
Рис. 42, Электросхема механизма изменения вылета стрелы крана «Альбатрос*
Во 2-м положении командоконтроллера электродвигатели 4т1 и 4т2 останутся включенными и, кроме того, через контакты 13—33 командоконтроллера включится первый роторный контак тор 4с42 основного электродвигателя 4т1, который закоротит пер вую ступень сопротивлений. Блок-контакты 61—62 отключат
87
контактор 4с45, а контакты R4—02 обесточат реле времени 4d41. В результате этого вращающий момент электродвигателя 4т1 уве личится, а тормозной момент электродвигателя 4т2 несколько снизится. Скорость движения стрелы начнет медленно увеличи ваться.
В 3-м положении командоконтроллера контактор 4с4 отклю чится и тормозное действие электродвигателя 4т2 прекратится. Через контакты 14—34 командоконтроллера включится роторный контактор 4с41, который закоротит вторую ступень сопротивле ний ротора основного электродвигателя 4т1. Блок-контакты R4—01 этого контактора обесточат реле времени 4d40, которое отключит ся с некоторой выдержкой времени и подготовит к включению цепь катушки контактора 4с40. На последнем, четвертом, положе нии командоконтроллера через его контакты 15—35 включится контактор 4с40, который замкнет последнюю ступень сопротивле ний, и электродвигатель 4т1 перейдет на работу по своей естест венной характеристике.
При возвращении командоконтроллера в нулевое положение отключится контактор 4с1. В случае, если 'частота вращения ро тора превышает 250 об/мин, через контакты реле нулевой скоро сти 4е9 включится реле 4d9.
Питание реле времени 4d05 через контакты командоконтролле ра 10—30 прекратится, но так как контактор 4с5 еще остается включенным через контакты 21—66 реле времени 4d05, осуществ ляется включение контакторов 4с4 и 4с45 через контакты реле 4d9. В результате этого начнется интенсивное торможение меха низма изменения вылета стрелы тормозным электродвигателем
4т2.
Параллельно двигателю 4т2 включено реле минимального на пряжения 4d4. Контакты 21—65 этого реле совместно с контак тами 65—64 реле 4d9 подадут ток на реле времени 4d05, которое, в свою очередь, будет продолжать подачу напряжения на катуш ку контактора 4с5 электрогидравлических толкателей. Назначе ние реле 4d4 состоит в том, чтобы предотвратить открытие тор мозов в случае, если величина напряжения постоянного тока, по даваемого на статор электродвигателя 4т2, по какой-либо причине окажется ниже необходимой величины. Порог срабатывания реле 4d4 регулируется сопротивлением 4г4.
Торможение механизма изменения вылета стрелы постоянным током через электродвигатель 4т2 при открытых тормозах будет продолжаться до тех пор, пока частота вращения ротора тормоз ного электродвигателя не снизится до 250 об/мин. После дости жения этой скорости реле 4d9 отключится, его контакты 65—64 отключат реле времени 4d05, контакты которого 21—66 разомк нутся с некоторой выдержкой времени и обесточат контактор электрогидравлических толкателей 4с5. Контакты 21—61 реле 4d9 разомкнутся и обесточат контакторы тормозного электродви гателя 4с4 и 4с45, после чего электрическое торможение прекра тится и начнется торможение механическое.
•88
В случае, если крановщик по своей неопытности или в резуль тате ошибочных действий резко переведет рукоятку командокоптроллера из положения «Увеличение вылета стрелы» в положение «Уменьшение вылета стрелы» и механизм резко включится в про тивоположную сторону, в стреловом механизме могут произойти опасные перегрузки, вплоть до'поломки основных элементов. Что бы этого не произошло, на кране «Альбатрос» предусмотрена не обходимая блокировка. При резком переключении рукоятки командоконтроллера из положения «Увеличение вылета» в положе ние «Уменьшение вылета» через контакты И —31 командоконтрол лера 44—45 реле нулевой скорости 4е9 включится реле 4d9„ которое своими контактами 21—61 включит контакторы 4с4 и 4с45 тормозного электродвигателя 4т2 вне зависимости от того,, на каком положении находится командоконтроллер. В то же вре мя контакты 50—51 (40—41) этого реле не дадут включиться ста торному контактору 4с2 (4с1), а контакты 72—73 — роторному контактору 4с42. Противовключение возможно только после того, как частота вращения ротора тормозного электродвигателя ста нет менее 250 об/мин.
Работа электросхемы в направлении «Уменьшение вылета стрелы»» происходит таким же образом, но вместо контактора 4с1 включится контактор 4с2.
При подходе стрелы к крайним положениям (31 или 9 м) ра зомкнутся соответственно контакты 21—24 либо 24—25 предва рительного концевого ограничителя 4ЬЗ и отключится реле 4dl2> которое в течение всего времени оставалось включенным. Кон такты 71—72 этого реле разомкнутся и обесточат роторный кон тактор 4с42, который, в свою очередь, обесточит остальные ротор ные контакторы 4с41 и 4с40. Поэтому величина вращающего мо мента и частота вращения ротора электродвигателя 4т1 резко снизятся. Кроме того, контакты 21—60 реле 4dl2 замкнутся и включат тормозные контакторы 4с4 и 4с45 вне зависимости от то го, на каком положении находится командоконтроллер и какова частота вращения ротора, т. е. торможение может происходить до тех пор, пока не сработают контакты основного концевого ограни чителя 4Ь2, контакты которого R4—20 разомкнутся на вылете 32 м и 22—26 — на вылете 8 м. После того как контакты R4—20 конце вого ограничителя 4Ь2 разомкнутся, питание всей схемы прекра тится и механизм остановится. Для уменьшения вылета стрелы следует рукоятку командоконтроллера поставить в положение «Уменьшение вылета стрелы». В этом случае питание всей элект росхемы цепи управления будет происходить через контакты 23—05 командоконтроллера. При достижении же минимального вылета 8 м разомкнутся контакты 22—26, и при увеличении вылета стре лы питание всей электросхемы цепи управления будет происходить через контакты 04—24 командоконтроллера. Если нужно пере вести стрелу в положение для смазки, устанавливают командо контроллер в 1—2-е положение направления «Уменьшение выле та стрелы» и нажимают на кнопку 4Ь4, находящуюся на пульте
89
управления крановщика. Контакты 23—21 этой кнопки зашунтируют контакты 22—26 концевого ограничителя 4Ь2, и стрела нач нет движение до установки в положение для смазки.
При работе в режиме повышенной грузоподъемности на хоботе крана размыкаются контакты 20—22 и 26—21 концевого ограни чителя 4Ь6. Для изменения вылета стрелы в этом режиме следует установить рукоятку командоконтроллера в требуемом направле нии и нажать на кнопку 4Ь7, расположенную справа от кранов щика. Питание электросхемы при увеличении вылета будет осу ществляться так: контакты R4-20 ограничителя 4Ь2, 20—23 и 23—22 ограничителя 4Ь5, 22—26 ограничителя 4Ь2, 26—21 кноп ки 4Ь7. После достижения вылета 16 м контакты 20—23 разомк нутся и питание электросхемы прекратится.
Для уменьшения вылета стрелы следует поставить рукоятку командоконтроллера в соответствующее положение и снова на жать на кнопку 4Ъ7. В этом.случае питание электросхемы проис ходит через контакты 23—03 командоконтроллера, которые зашунтируют разомкнутые контакты 20—23 концевого ограничителя 4Ь5. При достижении минимального вылета таким же образом разомк нутые контакты 23—22 концевого ограничителя 4Ь5 зашунтируют контакты 04—24 командоконтроллера, и стрела может двигаться в направлении увеличения вылета.
Электросхема механизма передвижения. На кране «Альбат
рос» все четыре тележки являются ведущими. Каждая тележка имеет по одному электродвигателю с колодочным тормозом, уп равляемым электрогидравлическим толкателем. Электродвигатели крановых тележек включаются в сеть (рис. 43) при помощи двух пар статорных контакторов 5сЦ1 и 5с2/1 и 5clj2 и 5с2/2. Одна па ра контакторов включает в сеть два электродвигателя, располо женные по диагонали портала.
Все электрогидравлические растормаживатели включаются од ним контактором 5с5.
В цепь статоров всех электродвигателей передвижения вклю чено сопротивление 5г10, которое шунтируется двумя контакто рами 5с10 и Sell. Кроме того, в цепь роторов всех электродвига телей включены постоянные сопротивления 5г1, 5г2, 5гЗ и 5г4.
Кран имеет четыре автоматических противоугонных захвата, каждый из которых приводится в действие своим электродвига телем с короткозамкнутым ротором. Передвижение крана возмож но только при поднятых до предела четырех захватах. В этом случае реле 5й0 окажется под напряжением и его контакты R51—R52 и R52—R5 подадут напряжение на цепь управления механизма передвижения. На нулевом положении командоконтроллера меха низма передвижения через его контакты 02—22 и 03—23 включат ся соответственно реле 5d2 и 5dl, которые замкнут свои контакты 22—21 и 24—23 и станут, таким образом, на самоблокировку через концевые ограничители 5ЬЗ и 5Ь2.
В 1-м положении командоконтроллера в направлении «Впе ред» через контакты 06—26 и 07—27 командоконтроллера вклю
90