Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чатся соответственно статорные контакторы Belli и 5с1/2, и все четыре электродвигателя окажутся под напряжением.

Блок-контакты R5—60 контактора 5с1/1 подадут напряжение на катушку контактора 5с5, которые включат в сеть все четыре электрогидравлических толкателя, тормоза откроются, и кран начнет движение.

Рис. 43. Электросхема механизма* передвижения крана «Альбатрос»

Блок-контакты R5—01 того же контактора 5с1Ц обесточат реле времени 5d41. Сердечник этого реле отпадет с некоторой выдерж­ кой времени, его контакты 10— И замкнутся и подготовят к вклю­ чению цепь контактора 5с10.

Во 2-м положении командоконтроллера через его контакты 13—33 включится контактор 5с10, который зашунтирует первую ступень сопротивлений, включенных в цепь статоров всех четырех

91

электродвигателей. Блок-контакты R5—03 этого контактора обес­ точат реле времени 5d40. Сердечник реле отпадет с некоторой вы­ держкой времени, его контакты 13—14 замкнутся и подготовят к включению цепь контактора 5с11.

В 3-м положении командоконтроллера через его контакты 14—34 включится контактор Sell, который зашунтирует вторую, последнюю ступень сопротивлений. В 4-м положении командо­ контроллера изменений в работе электросхемы не произойдет.

В течение всего времени движения крана периодически вклю­ чается звонок 5h2. Достигается это следующим образом. Парал­ лельно катушке контактора 5с5 включены два реле времени: 5d28 и 5d29. При подаче напряжения на катушку 5с5 реле 5d28 оказывается под напряжением, замыкает свои контакты 6031, подавая тем самым напряжение на реле 5d29 и сигнал 5h2. Кон­ такты 60—30 реле 5d29 разомкнутся с некоторой выдержкой вре­ мени и обесточат реле 5d28, которое в свою очередь обесточит ре­ ле 5d29 и звонок 5h2. После этого с некоторой выдержкой времени замкнутся контакты 60—30 реле 5d29 и весь цикл повторится. В ре­ зультате этого звонок 5h2 дает прерывистые сигналы.

Работа электросхемы при включении командоконтроллера в направлении «Назад» происходит таким же образом.

Особо следует остановиться на работе концевых ограничите­ лей: путевых 5ЬЗ и 5Ь2 и кабельного барабана 5Ь4.

При движении вперед при подъезде к тупиковому упору сра­ батывает концевой ограничитель 5ЬЗ, реле 5d2 обесточивается, и его контакты 49—41 и 43—47 отключают соответственно контакто­ ры 5с1/1 и 5с112. Движение в обратную сторону остается воз­ можным, так как реле 5dl не отключилось.

Аналогично будет ограничиваться движение крана при сраба­ тывании ограничителя 5Ь2 и реле 5dl.

Ограничитель размотки кабеля 5Ь4 на кабельном барабане работает в комплексе с импульсным реле 5d3, где имеются две катушки А и В и две пары соответствующих контактов. На рис. 43 контакты реле 5d3 подготовлены к работе в направлении «Впе­ ред». Как видно из схемы, движение вперед может происходить до тех пор, пока не сработает ограничитель 5Ь4 и не разомкнутся его контакты R540. Для движения в обратном направлении кранов­ щику следует включить контроллер в направлении «Назад». Пи­ тание контактов командоконтроллера в этом случае происходит через контакты R5—50 импульсного реле 5d3, так как контакты R5—50 концевого ограничителя 5Ь4 будут оставаться разомкну­ тыми. Такое положение сохраниться до тех пор, пока кран не отъедет на расстояние, необходимое для возврата концевого ограничителя 5Ь4 в нормальное положение. Как только это произой­ дет, через контакты R5—90 ограничителя 5Ь4 и 05—25 командо­ контроллера включится катушка В реле 5d3. В результате кон­ такты В окажутся замкнутыми, а контакты А — разомкнутыми и питание катушек контакторов 5с2/2 и 5с2/1 будет происходить через контакты R5—50 ограничителя 5Ъ4. Нели же крановщик про­

92


едет мимо электроколонки и, двигаясь в направлении «Назад», опять размотает весь кабель, то ограничитель 5ЬЗ вновь срабо­ тает, контакты R5—50 разомкнутся и движение крана прекратится.

Если же крановщик сразу начнет движение в направлении «Назад» при таком положении контактов, как это изображено на рис. 42, то через контакты 05—25 включится катушка В, контакты В замкнутся, а контакты А разомкнутся, и работа схемы будет происходить так, как это было описано выше.

При перегоне крана на перпендикулярные пути, исходя из кон­ структивных особенностей крана, две тележки, расположенные по диагонали, разворачивают по часовой стрелке и две — против. Для того чтобы сохранить движение всех четырех тележек в одну сто­ рону, следует переключить пакетный переключатель 5Ь6, в резуль­ тате чего включатся контакторы 5с1Ц и 5с2/2 либо 5с1/2 и 5с2/Г и все тележки будут работать в одну сторону.

§ 20. ЭЛЕКТРОСХЕМА КРАНА «ГАНЦ»

Портальные краны «Ганц» изготовляются в Венгерской Народ­ ной Республике. Поступают они в морские порты нашей страны начиная с 1949 г. С этого времени конструкция портальных кра­ нов «Ганц» претерпела целый ряд коренных изменений. В настоя­ щем разделе рассматриваются краны последней конструкции, выпуск которых был начат в 1959 г. и с некоторыми изменениями продолжался в 1973 г.

В отличие от кранов первых выпусков краны выпуска 1959— 1973 гг. имеют жесткую уравновешенную стрелу. Грузоподъем­ ность крана «Ганц» при работе на крюке в среднем режиме состав­

ляет 6 т, при работе на грейфере в

весьма

тяжелом режиме — 5 т.

Так же как и все современные

краны,

кран

«Ганц» имеет вы­

сокие рабочие скорости.

Скорость подъема

груза

составляет

70 м/мин, поворота — 1,75

об/мин,

изменения

вылета

стрелы —

около 60 м/мин. Передвижение крана установочное, все остальные движения—-рабочие.

Горизонтальное перемещение груза при изменении вылета стре­ лы осуществляется уравнительным полиспастом. Вся поворотная часть крана смонтирована на колонне, нижняя часть которой вхо­ дит в портал и опирается на центральный Подшипник. Таким об­ разом, в отличие от всех портальных кранов, рассмотренных выше, портал крана «Ганц» удерживает поворотную часть от опрокиды­ вания. Это позволяет уменьшить расстояние от оси поворота крана до подвижного противовеса (неподвижного противовеса на кране нет), что уменьшает момент инерции крана и тем самым значи­ тельно снижает нагрузку на механизм поворота. Вся вертикальная нагрузка от массы груза и поворотной части крана воспринимает­ ся центральным подшипником.

Механизм подъема представляет собой два отдельных механиз­ ма, каждый из которых состоит из электродвигателя мощностью 45 кВт, двухступенчатого редуктора и барабана. При работе га­

93


ком на кранах выпуска 1959—1972 гг. муфты обоих электродви­ гателей соединяются между собой болтами, что обеспечивает син­ хронность работы обоих барабанов.

Для автоматизации работы грейфером между барабанами по­ ставлен грейферный автомат. Ограничители высоты подъема ус­ тановлены непосредственно на корпусе редукторов.

Механизм поворота крана состоит из вертикального фланцево­ го электродвигателя мощностью 23,5 кВт и редуктора с горизон­ тальным расположением шестерен. На выходной вал редуктора насажена звездочка, входящая в зацепление с венцом, закреплен­ ным на портале. Внутри редуктора поворота находится муфта предельного момента.

Механизм изменения вылета стрелы имеет фланцевый элект­ родвигатель мощностью 9,7 кВт, закрепленный непосредственно на корпусе редуктора. На выходном валу редуктора насажены две шестерни, находящиеся в зацеплении с двумя рейками, кото­ рые шарнирно скреплены со стрелой. Стрела уравновешена под­ вижным противовесом, который соединен с ней при помощи двух гибких вантин.

Кран передвигается на двух ведущих тележках, две другие являются ведомыми.

Все механизмы крана, за исключением механизма поворота,, имеют электрогидравлические растормаживатели. Торможение по­ ворота производится ножным гидравлическим тормозом.

Управление краном осуществляется из кабины крановщика при помощи двух спаренных командоконтроллеров. Левая рукоятка управляет командоконтроллерами поворота и изменения вылета стрелы, две правые рукоятки — механизмами закрытия и подъема грейфера. Управление передвижением осуществляется при помо'- щи двух кнопок.

В кабине крановщика находится также главный автомат и

блок

максимальных реле.

крана

входит принципиальная

схема

В

комплект чертежей

и комплект монтажных схем.

 

 

Подвод тока. От крановой электроколонки, расположенной на

причале, ток поступает

через

четырехжильный кабель

на ка­

бельный барабан крана и оттуда — на шкаф главного рубильника, который установлен на портале. В этом шкафу расположены глав­ ные предохранители, счетчики электроэнергии и трансформатор 380/110 В, 2500 ВА для питания люстр освещения портала. От главного рубильника ток поступает на центральную колонку кра­ на и затем в кабину крановщика в главный воздушный автомат. В шкафу этого автомата расположены предохранители и реле максимального тока всех электродвигателей и три трансформато­ ра 380/110 В.

Трансформаторы предназначены для питания цепей управле­ ния: один — для всех механизмов, второй — для катушки главного

автомата

и третий — для цепи освещения поворотной

части. На

этом же

шкафу установлены выключатели приборов

отопления,

94


которые

питаются

от сети

напряжением

380 В и осветительных

люстр.

включении

главного

рубильника

А на портале (рис.

44)

При

получает питание трансформатор Тр1 цепи главного автомата

и в

кабине крановщика загорается красная лампочка, сигнализирую­ щая о том, что напряжение на кран подано. При включении ав­ томата В его нормально закрытые контакты 11—12 разомкнутся и замкнутся контакты 910, в результате чего красная лампочка погаснет и загорится зеленая, сигнализирующая о том, что кран готов к работе. Одновременно с этим получит питание катушка

95

главного автомата В и специальным автоматическим замком все устройство удерживает во включеннном состоянии.

От неподвижных контактов главного автомата через его замк­ нувшиеся контакты 8—7 и контакты контактора КТ получит пита­ ние первичная обмотка трансформатора Тр2, вторичная обмотка которого подаст напряжение 110 В на всю цепь управления.

При отключении напряжения (отключение главного рубиль­ ника либо аварийное отключение на подстанции) катушка В обесточится и главный автомат отключится. Кроме того, обесто­ чивание катушки В и отключение главного автомата может прои­ зойти из-за нажатия на кнопку «Стоп», вмонтированную в кресло крановщика, либо от срабатывания ограничителя грузоподъем­ ности И1И2. При силе ветра около 6 баллов замыкаются кон­ такты 1—2 анемометра g и включается контактор K gl, который включит сигнал f. Прй силе ветра 7 баллов и более анемометр включит контактор Kg2, нормально закрытые контакты которого откроются и обесточат катушку контактора В.

Для проверки исправности работы контакторной системы сле­ дует нажать на кнопку «Проба». При этом через нормально зак­ рытые контакты 11—12 главного автомата В включится контак­ тор КТ, который отключит трансформатор цепи управления авто­ мата и подключит его к сети до главного автомата. В результате этого становится возможной проверка работы контакторов всех механизмов при отключенной силовой цепи.

Для отключения контактора КТ следует нажать на кнопку «Работа». В случае, если это не будет сделано и главный авто­ мат будет включен, отключение контактора КТ произойдет авто­ матически, так как при включении главного автомата его контак­ ты 11 —12 будут разомкнуты и катушка КТ обесточена.

После включения главного воздушного автомата ток поступа­ ет на шкафы в машинном отделении, и кран готов к работе.

Электросхемы механизма изменения вылета стрелы. Все меха­ низмы крана «Ганц» управляются стандартными крановыми па­ нелями. Поэтому электросхемы всех механизмов отличаются лишь некоторыми особенностями в зависимости от условий работы того или другого механизма.'Наиболее ясно принципы работы крано­ вых панелей крана «Ганц» можно представить при рассмотрении электросхемы механизма изменения вылета стрелы (рис. 45).

При нулевом положении командоконтроллера ток через пре­ дохранитель г поступает на нормально закрытые контакты 12—32 командоконтроллера, затем на контакты 8— 7 максимального реле 3S и оттуда на катушку контактора готовности ЗК. Контактор включается и замыкает свои контакты 5—6, после чего вся схема готова к работе. При работе контакты 12—32 контроллера размы­ каются и питание катушки контактора ЗК осуществляется через его контакты 5—6, клемму 32 контроллера и далее через контакты 7—8 максимального реле. В случае срабатывания максимального реле 3S контакты 7—8 разомкнутся, контактор 3K(3S) отключится, и вся цепь управления стрелового механизма обесточится. Для

96


продолжения работы следует поставить рукоятку контроллера в нулевое положение и нажимом кнопки поставить реле в рабочее положение. Контактор ЗК включится, и кран будет готов к даль­ нейшей работе.

В 1-м положении контроллера «Вперед» замкнутся контакты 22—2 и через контакты концевых ограничителей включится статор­ ный контактор ЗК11, который подаст напряжение на статоры стре­ лового электродвигателя.

Рис. 45. Электросхема механизма изменения вылета стрелы крана «Ганц»

Одновременно с этим замкнутся блок-контакты 14—13 контак­ тора ЗК11, в результате чего включится контактор электрогидравлических оттормаживателей 3KF. Электрогидравлический тол­ катель 3F получит питание, разомкнет колодки тормоза, и меха­ низм начнет работать.

Во 2-м положении контроллера замкнутся его контакты 1—21 и ток через блок-контакты 17— 18 контактора ЗКИ поступит на об­ мотку электродвигателя реле времени ЗХ. Через некоторое время после этого контакты 2— 1 реле времени замкнутся, а 3—4 разом­ кнутся, и ток через нормально закрытые блок контакты 15— 16 контактора 3K23 поступит на катушку роторного контактора

7 Заказ № 6600

97

ЗК22. Контактор включится и закоротит первую ступень сопротив­ лений ротора. Его блок-контакты 17— 18 замкнутся, после чего ток на катушку контактора ЗК22 будет поступать, минуя реле време­ ни, т. е. контактор ЗК22 станет «на самоблокировку». В то же

время нормально замкнутые блок-контакты

15— 16 этого контак­

тора разомкнутся и отключат сопротивление R1. В результате

этого напряжение, подаваемое на обмотку

электродвигателя реле

времени ЗХ, несколько возрастет и скорость вращения его рото­ ра увеличится.

Еще через некоторое время контакты 4—3 реле времени зам­ кнутся и разомкнутся контакты 21. При этом ток через контакты 4—3 реле времени и замкнувшиеся блок-контакты 13— 14 контакто­ ра ЗК22 поступит на катушку контактора 3K.23. Контактор 3R23 включится, замкнет вторую ступень сопротивления, и скорость вращения ротора увеличится. Блок-контакты 13—14 этого контакте-, ра поставят его на самоблокировку, а разомкнувшиеся контакты 19—20 отключат сопротивление R2, в результате чего частота вра­ щения ротора реле времени возрастет. В дальнейшем вновь замк­ нутся контакты 43 и замкнутся контакты 21 реле времени. При этом включится контактор ЗК24, который закоротит третью ступень сопротивления ротора. Блок-контакты 18— 17 этого контактора также поставят его «на самоблокировку». Еще через некоторое время разомкнутся контакты 21 и замкнутся контакты 43, после чего замкнется цепь катушки контактора ЗК25. Кон­ тактор включится и закоротит последнюю, четвертую, ступень сопротивления ротора. Его блок-контакты 13— 14 поставят контак­ тор «на самоблокировку», а размыкающие контакты 15— 16 обесто­ чат электродвигатель реле времени. Если же якорь реле после от­ ключения сделает еще несколько оборотов и успеют замкнуться контакты 12 и 65, то реле будет работать до тех пор, пока кон­ такты не станут в положение, изображенное на схеме.

Работа на спуск стрелы происходит аналогичным образом, с той лишь разницей, что вместо контактора ЗК11 включится кон­ тактор 3R12.

Электросхема механизма поворота. Схема работает по тому

же принципу, что и схема механизма изменения вылета стрелы. Различие состоит в том, что здесь нет электрогидравлического растормаживателя и командоконтроллер имеет только по одному рабочему положению в каждую сторону. Кроме того, вместо кон­ цевых ограничителей установлен кнопочный выключатель 2Н, свя­ занный с педалью тормоза поворота (рис. 46).

При нажатии на тормозную педаль при включенном контрол­ лере статорный контактор 2R11 (либо 2К12) отключается и вслед за ним отключаются все включенные роторные контакторы. При снятии ноги с тормозной педали включится статорный контактор

2К11 (либо 2К12), и после этого начнут включаться роторные контакторы.

Особенностью кранов последних лет является наличие двер­ ного выключателя L2, расположенного над дверью входа в ко­

98