Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
чатся соответственно статорные контакторы Belli и 5с1/2, и все четыре электродвигателя окажутся под напряжением.
Блок-контакты R5—60 контактора 5с1/1 подадут напряжение на катушку контактора 5с5, которые включат в сеть все четыре электрогидравлических толкателя, тормоза откроются, и кран начнет движение.
Рис. 43. Электросхема механизма* передвижения крана «Альбатрос»
Блок-контакты R5—01 того же контактора 5с1Ц обесточат реле времени 5d41. Сердечник этого реле отпадет с некоторой выдерж кой времени, его контакты 10— И замкнутся и подготовят к вклю чению цепь контактора 5с10.
Во 2-м положении командоконтроллера через его контакты 13—33 включится контактор 5с10, который зашунтирует первую ступень сопротивлений, включенных в цепь статоров всех четырех
91
электродвигателей. Блок-контакты R5—03 этого контактора обес точат реле времени 5d40. Сердечник реле отпадет с некоторой вы держкой времени, его контакты 13—14 замкнутся и подготовят к включению цепь контактора 5с11.
В 3-м положении командоконтроллера через его контакты 14—34 включится контактор Sell, который зашунтирует вторую, последнюю ступень сопротивлений. В 4-м положении командо контроллера изменений в работе электросхемы не произойдет.
В течение всего времени движения крана периодически вклю чается звонок 5h2. Достигается это следующим образом. Парал лельно катушке контактора 5с5 включены два реле времени: 5d28 и 5d29. При подаче напряжения на катушку 5с5 реле 5d28 оказывается под напряжением, замыкает свои контакты 60—31, подавая тем самым напряжение на реле 5d29 и сигнал 5h2. Кон такты 60—30 реле 5d29 разомкнутся с некоторой выдержкой вре мени и обесточат реле 5d28, которое в свою очередь обесточит ре ле 5d29 и звонок 5h2. После этого с некоторой выдержкой времени замкнутся контакты 60—30 реле 5d29 и весь цикл повторится. В ре зультате этого звонок 5h2 дает прерывистые сигналы.
Работа электросхемы при включении командоконтроллера в направлении «Назад» происходит таким же образом.
Особо следует остановиться на работе концевых ограничите лей: путевых 5ЬЗ и 5Ь2 и кабельного барабана 5Ь4.
При движении вперед при подъезде к тупиковому упору сра батывает концевой ограничитель 5ЬЗ, реле 5d2 обесточивается, и его контакты 49—41 и 43—47 отключают соответственно контакто ры 5с1/1 и 5с112. Движение в обратную сторону остается воз можным, так как реле 5dl не отключилось.
Аналогично будет ограничиваться движение крана при сраба тывании ограничителя 5Ь2 и реле 5dl.
Ограничитель размотки кабеля 5Ь4 на кабельном барабане работает в комплексе с импульсным реле 5d3, где имеются две катушки А и В и две пары соответствующих контактов. На рис. 43 контакты реле 5d3 подготовлены к работе в направлении «Впе ред». Как видно из схемы, движение вперед может происходить до тех пор, пока не сработает ограничитель 5Ь4 и не разомкнутся его контакты R5—40. Для движения в обратном направлении кранов щику следует включить контроллер в направлении «Назад». Пи тание контактов командоконтроллера в этом случае происходит через контакты R5—50 импульсного реле 5d3, так как контакты R5—50 концевого ограничителя 5Ь4 будут оставаться разомкну тыми. Такое положение сохраниться до тех пор, пока кран не отъедет на расстояние, необходимое для возврата концевого ограничителя 5Ь4 в нормальное положение. Как только это произой дет, через контакты R5—90 ограничителя 5Ь4 и 05—25 командо контроллера включится катушка В реле 5d3. В результате кон такты В окажутся замкнутыми, а контакты А — разомкнутыми и питание катушек контакторов 5с2/2 и 5с2/1 будет происходить через контакты R5—50 ограничителя 5Ъ4. Нели же крановщик про
92
едет мимо электроколонки и, двигаясь в направлении «Назад», опять размотает весь кабель, то ограничитель 5ЬЗ вновь срабо тает, контакты R5—50 разомкнутся и движение крана прекратится.
Если же крановщик сразу начнет движение в направлении «Назад» при таком положении контактов, как это изображено на рис. 42, то через контакты 05—25 включится катушка В, контакты В замкнутся, а контакты А разомкнутся, и работа схемы будет происходить так, как это было описано выше.
При перегоне крана на перпендикулярные пути, исходя из кон структивных особенностей крана, две тележки, расположенные по диагонали, разворачивают по часовой стрелке и две — против. Для того чтобы сохранить движение всех четырех тележек в одну сто рону, следует переключить пакетный переключатель 5Ь6, в резуль тате чего включатся контакторы 5с1Ц и 5с2/2 либо 5с1/2 и 5с2/Г и все тележки будут работать в одну сторону.
§ 20. ЭЛЕКТРОСХЕМА КРАНА «ГАНЦ»
Портальные краны «Ганц» изготовляются в Венгерской Народ ной Республике. Поступают они в морские порты нашей страны начиная с 1949 г. С этого времени конструкция портальных кра нов «Ганц» претерпела целый ряд коренных изменений. В настоя щем разделе рассматриваются краны последней конструкции, выпуск которых был начат в 1959 г. и с некоторыми изменениями продолжался в 1973 г.
В отличие от кранов первых выпусков краны выпуска 1959— 1973 гг. имеют жесткую уравновешенную стрелу. Грузоподъем ность крана «Ганц» при работе на крюке в среднем режиме состав
ляет 6 т, при работе на грейфере в |
весьма |
тяжелом режиме — 5 т. |
|||
Так же как и все современные |
краны, |
кран |
«Ганц» имеет вы |
||
сокие рабочие скорости. |
Скорость подъема |
груза |
составляет |
||
70 м/мин, поворота — 1,75 |
об/мин, |
изменения |
вылета |
стрелы — |
около 60 м/мин. Передвижение крана установочное, все остальные движения—-рабочие.
Горизонтальное перемещение груза при изменении вылета стре лы осуществляется уравнительным полиспастом. Вся поворотная часть крана смонтирована на колонне, нижняя часть которой вхо дит в портал и опирается на центральный Подшипник. Таким об разом, в отличие от всех портальных кранов, рассмотренных выше, портал крана «Ганц» удерживает поворотную часть от опрокиды вания. Это позволяет уменьшить расстояние от оси поворота крана до подвижного противовеса (неподвижного противовеса на кране нет), что уменьшает момент инерции крана и тем самым значи тельно снижает нагрузку на механизм поворота. Вся вертикальная нагрузка от массы груза и поворотной части крана воспринимает ся центральным подшипником.
Механизм подъема представляет собой два отдельных механиз ма, каждый из которых состоит из электродвигателя мощностью 45 кВт, двухступенчатого редуктора и барабана. При работе га
93
ком на кранах выпуска 1959—1972 гг. муфты обоих электродви гателей соединяются между собой болтами, что обеспечивает син хронность работы обоих барабанов.
Для автоматизации работы грейфером между барабанами по ставлен грейферный автомат. Ограничители высоты подъема ус тановлены непосредственно на корпусе редукторов.
Механизм поворота крана состоит из вертикального фланцево го электродвигателя мощностью 23,5 кВт и редуктора с горизон тальным расположением шестерен. На выходной вал редуктора насажена звездочка, входящая в зацепление с венцом, закреплен ным на портале. Внутри редуктора поворота находится муфта предельного момента.
Механизм изменения вылета стрелы имеет фланцевый элект родвигатель мощностью 9,7 кВт, закрепленный непосредственно на корпусе редуктора. На выходном валу редуктора насажены две шестерни, находящиеся в зацеплении с двумя рейками, кото рые шарнирно скреплены со стрелой. Стрела уравновешена под вижным противовесом, который соединен с ней при помощи двух гибких вантин.
Кран передвигается на двух ведущих тележках, две другие являются ведомыми.
Все механизмы крана, за исключением механизма поворота,, имеют электрогидравлические растормаживатели. Торможение по ворота производится ножным гидравлическим тормозом.
Управление краном осуществляется из кабины крановщика при помощи двух спаренных командоконтроллеров. Левая рукоятка управляет командоконтроллерами поворота и изменения вылета стрелы, две правые рукоятки — механизмами закрытия и подъема грейфера. Управление передвижением осуществляется при помо'- щи двух кнопок.
В кабине крановщика находится также главный автомат и
блок |
максимальных реле. |
крана |
входит принципиальная |
схема |
В |
комплект чертежей |
|||
и комплект монтажных схем. |
|
|
||
Подвод тока. От крановой электроколонки, расположенной на |
||||
причале, ток поступает |
через |
четырехжильный кабель |
на ка |
бельный барабан крана и оттуда — на шкаф главного рубильника, который установлен на портале. В этом шкафу расположены глав ные предохранители, счетчики электроэнергии и трансформатор 380/110 В, 2500 ВА для питания люстр освещения портала. От главного рубильника ток поступает на центральную колонку кра на и затем в кабину крановщика в главный воздушный автомат. В шкафу этого автомата расположены предохранители и реле максимального тока всех электродвигателей и три трансформато ра 380/110 В.
Трансформаторы предназначены для питания цепей управле ния: один — для всех механизмов, второй — для катушки главного
автомата |
и третий — для цепи освещения поворотной |
части. На |
этом же |
шкафу установлены выключатели приборов |
отопления, |
94
которые |
питаются |
от сети |
напряжением |
380 В и осветительных |
|
люстр. |
включении |
главного |
рубильника |
А на портале (рис. |
44) |
При |
|||||
получает питание трансформатор Тр1 цепи главного автомата |
и в |
кабине крановщика загорается красная лампочка, сигнализирую щая о том, что напряжение на кран подано. При включении ав томата В его нормально закрытые контакты 11—12 разомкнутся и замкнутся контакты 9—10, в результате чего красная лампочка погаснет и загорится зеленая, сигнализирующая о том, что кран готов к работе. Одновременно с этим получит питание катушка
95
главного автомата В и специальным автоматическим замком все устройство удерживает во включеннном состоянии.
От неподвижных контактов главного автомата через его замк нувшиеся контакты 8—7 и контакты контактора КТ получит пита ние первичная обмотка трансформатора Тр2, вторичная обмотка которого подаст напряжение 110 В на всю цепь управления.
При отключении напряжения (отключение главного рубиль ника либо аварийное отключение на подстанции) катушка В обесточится и главный автомат отключится. Кроме того, обесто чивание катушки В и отключение главного автомата может прои зойти из-за нажатия на кнопку «Стоп», вмонтированную в кресло крановщика, либо от срабатывания ограничителя грузоподъем ности И1—И2. При силе ветра около 6 баллов замыкаются кон такты 1—2 анемометра g и включается контактор K gl, который включит сигнал f. Прй силе ветра 7 баллов и более анемометр включит контактор Kg2, нормально закрытые контакты которого откроются и обесточат катушку контактора В.
Для проверки исправности работы контакторной системы сле дует нажать на кнопку «Проба». При этом через нормально зак рытые контакты 11—12 главного автомата В включится контак тор КТ, который отключит трансформатор цепи управления авто мата и подключит его к сети до главного автомата. В результате этого становится возможной проверка работы контакторов всех механизмов при отключенной силовой цепи.
Для отключения контактора КТ следует нажать на кнопку «Работа». В случае, если это не будет сделано и главный авто мат будет включен, отключение контактора КТ произойдет авто матически, так как при включении главного автомата его контак ты 11 —12 будут разомкнуты и катушка КТ обесточена.
После включения главного воздушного автомата ток поступа ет на шкафы в машинном отделении, и кран готов к работе.
Электросхемы механизма изменения вылета стрелы. Все меха низмы крана «Ганц» управляются стандартными крановыми па нелями. Поэтому электросхемы всех механизмов отличаются лишь некоторыми особенностями в зависимости от условий работы того или другого механизма.'Наиболее ясно принципы работы крано вых панелей крана «Ганц» можно представить при рассмотрении электросхемы механизма изменения вылета стрелы (рис. 45).
При нулевом положении командоконтроллера ток через пре дохранитель г поступает на нормально закрытые контакты 12—32 командоконтроллера, затем на контакты 8— 7 максимального реле 3S и оттуда на катушку контактора готовности ЗК. Контактор включается и замыкает свои контакты 5—6, после чего вся схема готова к работе. При работе контакты 12—32 контроллера размы каются и питание катушки контактора ЗК осуществляется через его контакты 5—6, клемму 32 контроллера и далее через контакты 7—8 максимального реле. В случае срабатывания максимального реле 3S контакты 7—8 разомкнутся, контактор 3K(3S) отключится, и вся цепь управления стрелового механизма обесточится. Для
96
продолжения работы следует поставить рукоятку контроллера в нулевое положение и нажимом кнопки поставить реле в рабочее положение. Контактор ЗК включится, и кран будет готов к даль нейшей работе.
В 1-м положении контроллера «Вперед» замкнутся контакты 22—2 и через контакты концевых ограничителей включится статор ный контактор ЗК11, который подаст напряжение на статоры стре лового электродвигателя.
Рис. 45. Электросхема механизма изменения вылета стрелы крана «Ганц»
Одновременно с этим замкнутся блок-контакты 14—13 контак тора ЗК11, в результате чего включится контактор электрогидравлических оттормаживателей 3KF. Электрогидравлический тол катель 3F получит питание, разомкнет колодки тормоза, и меха низм начнет работать.
Во 2-м положении контроллера замкнутся его контакты 1—21 и ток через блок-контакты 17— 18 контактора ЗКИ поступит на об мотку электродвигателя реле времени ЗХ. Через некоторое время после этого контакты 2— 1 реле времени замкнутся, а 3—4 разом кнутся, и ток через нормально закрытые блок контакты 15— 16 контактора 3K23 поступит на катушку роторного контактора
7 Заказ № 6600 |
97 |
ЗК22. Контактор включится и закоротит первую ступень сопротив лений ротора. Его блок-контакты 17— 18 замкнутся, после чего ток на катушку контактора ЗК22 будет поступать, минуя реле време ни, т. е. контактор ЗК22 станет «на самоблокировку». В то же
время нормально замкнутые блок-контакты |
15— 16 этого контак |
тора разомкнутся и отключат сопротивление R1. В результате |
|
этого напряжение, подаваемое на обмотку |
электродвигателя реле |
времени ЗХ, несколько возрастет и скорость вращения его рото ра увеличится.
Еще через некоторое время контакты 4—3 реле времени зам кнутся и разомкнутся контакты 2—1. При этом ток через контакты 4—3 реле времени и замкнувшиеся блок-контакты 13— 14 контакто ра ЗК22 поступит на катушку контактора 3K.23. Контактор 3R23 включится, замкнет вторую ступень сопротивления, и скорость вращения ротора увеличится. Блок-контакты 13—14 этого контакте-, ра поставят его на самоблокировку, а разомкнувшиеся контакты 19—20 отключат сопротивление R2, в результате чего частота вра щения ротора реле времени возрастет. В дальнейшем вновь замк нутся контакты 4—3 и замкнутся контакты 2—1 реле времени. При этом включится контактор ЗК24, который закоротит третью ступень сопротивления ротора. Блок-контакты 18— 17 этого контактора также поставят его «на самоблокировку». Еще через некоторое время разомкнутся контакты 2—1 и замкнутся контакты 4—3, после чего замкнется цепь катушки контактора ЗК25. Кон тактор включится и закоротит последнюю, четвертую, ступень сопротивления ротора. Его блок-контакты 13— 14 поставят контак тор «на самоблокировку», а размыкающие контакты 15— 16 обесто чат электродвигатель реле времени. Если же якорь реле после от ключения сделает еще несколько оборотов и успеют замкнуться контакты 1—2 и 6—5, то реле будет работать до тех пор, пока кон такты не станут в положение, изображенное на схеме.
Работа на спуск стрелы происходит аналогичным образом, с той лишь разницей, что вместо контактора ЗК11 включится кон тактор 3R12.
Электросхема механизма поворота. Схема работает по тому
же принципу, что и схема механизма изменения вылета стрелы. Различие состоит в том, что здесь нет электрогидравлического растормаживателя и командоконтроллер имеет только по одному рабочему положению в каждую сторону. Кроме того, вместо кон цевых ограничителей установлен кнопочный выключатель 2Н, свя занный с педалью тормоза поворота (рис. 46).
При нажатии на тормозную педаль при включенном контрол лере статорный контактор 2R11 (либо 2К12) отключается и вслед за ним отключаются все включенные роторные контакторы. При снятии ноги с тормозной педали включится статорный контактор
2К11 (либо 2К12), и после этого начнут включаться роторные контакторы.
Особенностью кранов последних лет является наличие двер ного выключателя L2, расположенного над дверью входа в ко
98