Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в друга и заливаются электролитом — раствором едкого кали КОН либо едкого натра NaOH:

2Ni(OHb + 2KON + Fc-*-2Ni(OHh + 2KOH + Fe(OH)a.

Напряжение одной банки после зарядки составляет 1,25—1,26 В. Разряжать аккумулятор можно только до 1 В.

Для зарядки аккумуляторов применяются зарядные устройст­ ва двух типов: машинные преобразователи, представляющие со­ бой асинхронный электродвигатель, соединенный с генератором постоянного тока, и полупроводниковые зарядные агрегаты.

В комплекте с электропогруз­

 

 

чиками болгарского производст­

д)

r s I о

ва в порты поставляются заряд­

 

 

ные агрегаты с селеновыми вы­

 

 

прямителями марок ЕПС-80/30 и

 

 

ЕПС-80/60. Первые способны да­

 

 

вать зарядную силу тока до 30 А,

 

 

вторые — до 60 А при напряже­

 

 

нии в 80 В.

 

 

Рис. 56. Общий вид (а ) и электросхема (б ) зарядного агрегата ЕПС

Выпрямители ЕПС компактны, удобны в обслуживании и на­ дежны в работе. Часовой механизм, находящийся в агрегате, ав­ томатически отключает выпрямитель после окончания его зарядки.

Выпрямитель (рис. 56, а) состоит из корпуса, на лицевой сто­ роне которого установлены амперметр 2 и вольтметр 1 постоянно­ го тока, рукоятка 3 привода реле времени и шкала установок реле времени. Внизу на лицевой стенке имеются выводы выпрямленно­ го тока 4.

В нижней части корпуса выпрямителя установлен питающий трансформатор, вторичная обмотка которого снабжена дополни­ тельными выводами для регулировки напряжения, подаваемого

118


на селеновые выпрямители. Сверху трансформатора установлен воздушный автомат и предохранители переменного тока, а также предохранители и реле постоянного тока. Непосредственно под крышкой корпуса выпрямителя расположены селеновые столбы.

Трехфазный ток через предохранители переменного тока Пр1, Пр2, ПрЗ (рис. 56,6) поступает на контакты воздушного автома­ та ЕМК, катушка которого включена в цепь переменного тока и включается контактом часового реле времени ЧМ. При повороте рукоятки часового механизма на нужную установку времени кон­ тактный диск, поворачиваясь, замыкает контакт. Автомат ЕМК включается, ток поступает на трансформатор, а через него на столбы селенового выпрямителя.

При достижении напряжения тока зарядки 96 В срабатывает реле ПТР и замыкает свои блок-контакты. Включается электро­ двигатель часового реле времени, который через установленную

выдержку времени дозаряда батареи разомкнет свои контакты и отключит выпрямитель.

§ 23. ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИК ЭП-201 (202)

Электропогрузчик модели ЭП-201 (202) грузоподъемностью 2 т является универсальной грузоподъемной машиной, предназначен­ ной для погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки груза в складах и трюмах судов.

В зависимости от характера работы погрузчик может выпу­ скаться нескольких модификаций:

на пневматических (ЭП-201) или на массивных (ЭП-202) ши­ нах;

срамами высотой 1,8; 2,8 и 4,5 м. (по максимальной высоте подъема груза);

сразличными грузозахватными приспособлениями.

Источником электроэнергии для погрузчика служит двухсек­ ционная аккумуляторная батарея 40ТЖН-400. Секции соединены параллельно или последовательно.

Батареи соединяются с потребителями электроэнергии, а так­ же подключаются при зарядке через штепсельное соединение ти­ па ШСП-250.

Потребителями электроэнергии на погрузчике являются элект­ родвигатели привода гидравлического насоса и механизма пере­ движения.

На приводе гидравлического насоса установлен электродвига­ тель постоянного тока типа РТ-13АГ со смешанным возбуждени­ ем мощностью 5 кВт, напряжением 40 В.

Электродвигатель привода механизма передвижения типа РТ-2 с последовательным возбуждением, четырехполюсный, мощностью 6 кВт, напряжением 50 В.

Пускорегулирующая аппаратура погрузчика состоит из командоконтроллера, контакторной панели, пускового сопротивления,

119


включателей электродвигателя гидронасоса, предохранителей, зву­ кового сигнала, приборов освещения, выключателей блокировки тормозов и т. д.

Вкомапдоконтроллер типа КВ-508В-1 входят привод, микро­ выключатели и кожух. Привод представляет собой направляю­ щую, в которой перемещается шток с укрепленной на нем гребен­ кой. При набегании выступов гребенки на ролики микровыклю­ чателей происходит переключение контактов. Возврат гребенки в нулевое положение осуществляется пружиной. Привод закрыт кожухом, на котором закреплен штепсельный разъем, служащий для вывода проводов микропереключателей к аппаратам.

Впередней правой части электропогрузчика установлена кон­ такторная панель типа ПК-505Б. На ней смонтированы: пять кон­

такторов КМ-517В, два контактора КМ-508В, три контактора КМ-5В, предохранители силовой цепи ТП-250 и ТП-320, предохра­ нители цепи управления БЗ-20, два добавочных сопротивления ПЭ и штепсельный разъем цепи управления.

Контакторы КМ-517В служат для переключения в цепи акку­ муляторной батареи и подключения электродвигателей. Они пред­ ставляют собой поляризованные контакторы с электромагнитным гашением дуги. Число блок-контактов может быть различным. Контактор КМ-5В служит для вывода пусковых сопротивлений, блок-контактов не имеет.

Контактор КМ-508В-2 электромагнитный, прямоходовой, имеет два силовых и два блокировочных контакта, предназначен для реверсирования электродвигателя передвижения.

Для ограничения пускового тока и регулирования частоты вра­ щения электродвигателя передвижения на погрузчике установлено пусковое сопротивление КФ-507А-1, состоящее из трех секций.

Сопротивление представляет собой фехралевую ленту, намо­ танную «на ребро» на специальные керамические изоляторы.

Рукоятки гидрораспределителя погрузчика связаны со спе­ циальным выключателем, контакты которого замыкают цепь ка­ тушки контактора, включающего электродвигатель гидронасоса.

Рассмотрим схему погрузчика ЭП-201(202) (рис. 57). Для пуска электропогрузчика в работу водитель садится на сиденье (вследствие чего замыкаются контакты выключателя блокировки сиденья ВБС) и ключом замыкает выключатель цепи управления ВУ. Цепь управления включена на 25 В и подготовлена к работе. При положении О командоконтроллера замкнуты его контакты КК1 и КК5, вследствие этого получает питание катушка контак­ тора 1КБ и включает свой контактор. Контактором 1КБ секции батареи соединяются последовательно. Это положение контроллера необходимо для зарядки батареи.

При постановке командоконтроллера в положение 1 переклю­ чаются контакты КК1, остаются включенными контакты КК5 и включаются дополнительно контакты КК6. Вследствие этого от­ ключается контактор 1КБ и замыкает свои блок-контакты 1КБ. Получают питание катушки контакторов 2КБ и 3КБ.

120



 

щ

т

f

т

 

 

4 h'lH

 

Ц*~

 

“п

 

 

м

 

 

т

ГУ

JIOLm

 

 

24 ТГ-

---1>Н

Рис. 57. Электросхема погрузчика ЭП-201

т

zee

а

С2

«Ь4

 

ms

 

 

 

Контакторы включаются и соединяют секции батареи на па­ раллельную работу. Через замкнутые контакты КК5, замкнутый блок-контакт 1КБ, переключатель реверса ПР получают ток ка­ тушки реверсивных контакторов В или Н и включают свои кон­ такторы.

Через замкнутые контакты КК5, размыкающий блок-контакт 1КБ, замкнувшиеся контакты КК6 получает питание катушка кон­ тактора и включает свой контактор. Главный ток пойдет по цепи: силовые предохранители 1П, контактор 1Л, сопротивление 1ПС и 2ПС, обмотка возбуждения, контакторы В или Я. Таким образом, электродвигатель передвижения Д1 работает при полно­ стью введенном пусковом сопротивлении, полном поле возбуж­ дения.

При установке командоконтроллера в положения 2 и 3 замы­ каются контакты КК2 и ККЗ, получают питание катушки контак­ торов и и включают свои контакторы. Контакторы, включа­ ясь, шунтируют сопротивления 1СП и 2СП. Электродвигатель ра­ ботает при напряжении 25 В.

При переходе командоконтроллера в положение 4 через замк­ нувшиеся контакты КК4 получает питание катушка контактора КОП и включает свой контактор. Контактор КОП подключает со­ противление ООП, которое шунтирует обмотку возбуждения элект­ родвигателя, ослабляя его поля возбуждения.

В положении 5 командоконтроллера замыкаются контакты КК1, ККЗ и КК6, а контакты КК2, КК4 размыкаются. Через замкнув­ шиеся контакты КК1 включается контактор 1КБ, соединяющий секции батареи последовательно.

Разомкнувшиеся контакты КК2 и КК4 выключают -контакто­ ры КОП и 1У. Таким образом, электродвигатель работает при

напряжении 50 В и только лишь при частично введенном сопротив­ лении.

Вположении 6 контроллера замыкаются контакты КК2, вклю­

чается контактор и шунтирует вторую часть пускового сопро­ тивления.

Вположении 7 контроллера замыкаются контакты КК4, вклю­ чается контактор КОП и подключает параллельно обмотке воз­ буждения добавочное сопротивление ООП. При этом электродви­ гатель работает при напряжении 50 В, при полностью выведен­

ных пусковых сопротивлениях и пониженном поле возбуждения.

Этот режим для электродвигателя является наиболее экономич­ ным.

Если рассмотреть все семь положений контроллера, то можно отметить, что в положениях 1, 2 и 5, в цепь якоря электродвига­ теля полностью или частично включены сопротивления, вследст­ вие чего длительная работа электродвигателя в этих положениях контроллера не рекомендуется. Если при движении погрузчика на­ жать на тормоз или поднять сиденье, то контакты ВБС или

ВБНТ разомкнут цепь катушки контактора и электродвигатель обесточится.

122