Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Для того чтобы снова включить электродвигатель, необходимо командоконтроллер перевести в положение 0. Этим достигается нулевая блокировка механизма передвижения погрузчика.
Цепи управления электродвигателем привода гидронасоса, сиг нала и освещения обычны и особого рассмотрения не требуют.
§ 24. ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИК 4004
Электропогрузчики 4004 и 4004А грузоподъемностью 0,75 т благодаря своей универсальности и хорошей маневренности на шли широкое применение при обработке крытых железнодорожных вагонов, при работе в трюмах судов и на складах.
Источником электроэнергии для погрузчиков этой марки слу жат аккумуляторные батареи типа 26 ТЖН-300В.
Батарея состоит из двух секций, которые в процессе работы мо гут соединяться последовательно или параллельно. На погрузчике установлено два электродвигателя постоянного тока: один для пе редвижения погрузчика, другой для привода гидравлического на соса. Оба электродвигателя с последовательными обмотками воз буждения, четырехполюсные, без дополнительных полюсов, закры того типа. Для управления электродвигателем передвижения на погрузчике установлен кулачковый контроллер типа КВ-28А-2.
Контроллер состоит из двух барабанов — главного и реверсив ного. Главный барабан, имеющий пять кулачковых шайб, с помо щью соответствующих контактов производит переключение в цепи электродвигателя (включает главный контактор, выводит секции сопротивлений и т. д.). Реверсивный барабан, имеющий один двух полюсный контакт, служит для изменения направления тока в яко ре электродвигателя, а это приводит к изменению направления вращения электродвигателя. Оба барабана контроллера механи чески сблокированы между собой, что не позволяет переключать барабан реверса при включенном контроллере. Подача силового тока к электродвигателям осуществляется через электромагнитные контакторы типа КМ, установленные на общей панели.
Включение контактора электродвигателя передвижения про изводится через контроллер, а включение контактора электродви гателя гидронасоса — микропереключателем типа МП-1, связан ным с рычагами управления.
Для достижения плавного трогания погрузчика с места в цепь электродвигателя передвижения включено пусковое сопротивле ние типа КФ-100В1, состоящее из двух ступеней. Для предохра нения электродвигателей и секций батарей от перегрузки установ лены два плавких предохранителя типа ПР-1 на 200 А.
Цепи управления, освещения и заземления защищены от пере грузки предохранителями типа ПР-10. Подключение батарей к цепи управления погрузчика производится замком, применяемым в качестве замка зажигания на автомашинах ГАЗ-51.
Для того чтобы подготовить погрузчик к работе, необходимо с помощью штепсельного соединения ШВА подключить батарею АБ
123
(рис. 58) к электросистеме погрузчика. В 0-м положении педали контроллера в силовой цепи замкнут контакт 0 контроллера пере движения, который соединяет последовательно обе части аккуму ляторной батареи.
Фора
за
КС
‘ Сигнал
Раздертка цепи |
Переход |
|
IM»- |
таблица
* |
замыканий контактов контроллера |
|
§тягоОого злектроббигателя
§ |
П2 |
0 П1 2 1 |
*9 кв |
|||
c s |
||||||
0 |
X |
X |
|
|
|
X |
1 |
X |
|
|
X |
X |
|
? |
X |
X |
|
X |
X |
|
3 |
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
ж |
X |
|
X |
X |
|
; |
|
|
|
X |
X |
|
с? |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
х г |
|
X |
X |
|
5 |
|
X |
X |
X |
X |
|
X Контахт заткут
of c |h ,0.
Р1Р2РЗКД
PI Р2РЗКД
Рис. 58. Электросхема погрузчика 4004
Поворотом ключа в замке 3 подключают цепь управления к аккумуляторной батарее. Устанавливают рычаг реверса в какоелибо крайнее положение и нажимают на педаль контроллера пе редвижения.
В 1-м положении контроллера замыкаются контакты П1, П2, замыкающий блок-контакт КВ и размыкается контакт 0. Через контакты П1 и П2 секции батареи переключаются на параллель ную работу. Одновременно по цепи управления через предохра нитель ПУ, замок 3, размыкающий блок-контакт тормоза ВТ и
124
через закрывающий блок-контакт контроллера КВ ток пойдет в катушку контактора КД. Контактор включится, и ток пойдет по цепи, показанной на позиции 1. От батареи ток идет через предо хранитель Г1Д и контакт П1 к контактам контактора КД. От кон тактора ток поступает через контакты реверса в обмотку якоря, а от нее — по двум параллельным линиям к отрицательному полюсу батареи (одна прямо, а другая через контакт П2 и предохрани тель батареи ПБ).
После того как включится контактор КД, замыкается его за мыкающий блок-контакт КД.
Во 2-м положении контроллера дополнительно включается кон такт 1 и размыкается нормально замкнутый контакт КВ. Контакт 1, замыкаясь, выводит из цепи двигателя одну ступень сопротив ления Р1—Р2, повышая тем самым напряжение на клеммах электродвигателя и увеличивая частоту его вращения.
Включение нормально замкнутого контакта КВ не повлечет за собой изменения в работе цепи управления, так как с включением контактора КД замкнется блок-контакт КД, который зашунтирует контакт КВ. Если же теперь ключом замка 3 или блок-контактом тормоза БТ разорвать цепь управления, то для повторного вклю чения электродвигателя педаль контроллера необходимо возвра тить в 0-е или 1-е положение.
Такая схема улучшает условия работы погрузчика, так как не позволяет начинать движение погрузчика при положениях контроллера со 2-го до 5-го. Развертка цепи главного тока для 2-го положения показана на позиции 2. В 3-м положении контрол лера замыкается контакт 2, посредством которого выводится вто рая ступень сопротивления. Развертка цепи главного тока показа на на позиции 3.
При установке контроллера в 4-е положение размыкаются кон такты 2, П1, П2 и замыкается контакт 0. Эти переключения при водят к тому, что сначала вводится часть сопротивления Р2—РЗ, способствующая уменьшению дугообразования при дальнейших переключениях, а затем секции батареи подключаются последо вательно.
Развертка силовой цепи показана на позиции 4.
В 5-м положении контроллера включается контакт 2, который выводит из цепи электродвигателя вторую ступень сопротивления.
Из сказанного следует, что в 1, 2-м и 4-м положениях конт роллера в цепь электродвигателя включено сопротивление, поэто му часть электроэнергии пойдет на нагрев сопротивления, т. е. не будет совершать полезной работы. Эти положения контроллера нерабочие и используются только для разгона погрузчика.
Положения 3-е и 5-е контроллера являются рабочими. При этом 5-е положение основное рабочее, так как электродвигатель работает-при полном напряжении батарей, в то время как в 3-м положении электродвигатель работает под напряжением, равным половине максимального, т. е. около 15 В. Для включения элект родвигателя гидронасоса необходимо нажать на рычаг управления
125
погрузчика. Рычаг замкнет включатель ВН электродвигателя гид ронасоса. Катушка контактора КН получит питание и замкнет контакты контактора. Ток от положительного полюса батареи че рез предохранитель КН, обмотку возбуждения и якорь электро двигателя ЭН поступит на отрицательный полюс, и электродви гатель гидронасоса начнет работать.
Одновременное включение электродвигателей передвижения и гидронасоса не рекомендуется, так как при этом возникнет ток большой силы, что отрицательно сказывается на работе аккуму ляторных батарей.
Сигнал погрузчика и фара освещения работают при напряже нии 6 В.
§25. ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКИ ЕВ-676, ЕВ-701 и ЕВ-738
Внастоящее время в морских портах нашли широкое приме нение электропогрузчики болгарского производства. Электропо
грузчики выпускаются с кислотными аккумуляторными батареями, грузоподъемностью 1; 2 и 3 т на массивных или пневмати ческих шинах, с большим набором навесных грузозахватных при способлений. Универсальность погрузчиков, а также увеличение срока службы аккумуляторных батарей позволили выполнять ими большинство внутривагонных, внутрискладских и внутритрюмных работ.
Погрузчик ЕВ-676 имеет грузоподъемность 1 т при высоте подъ ема груза 3,2 м. Источником электроэнергии служит кислотная аккумуляторная батарея напряжением 80 В и емкостью 200 А/'ч.
На погрузчике установлено два электродвигателя постоянного тока: один для привода механизма передвижения, другой для привода гидравлического насоса.
Электродвигатель механизма передвижения типа ДС 3.6/8/10 четырехполюсный, с последовательным возбуждением, мощностью
3,6 кВт, напряжением |
80 В, частотой вращения 1000 об/мин. |
|
Электродвигатель |
привода |
гидравлического насоса типа |
ДК 6,5/7,5/28 четырехполюсный |
с последовательным возбужде |
нием, часовой мощностью 6,5 кВт, напряжением 75 В, частотой вращения 2800 об/мин.
Марка двигателей расшифровываемся следующим образом: первая цифра — часовая мощность, вторая — напряжение, умень шенное в десять раз, третья — частота вращения, уменьшенная в сто раз.
Для управления механизмом передвижения на погрузчике уста новлен кулачковый контроллер, который имеет два кулачковых вала: главный и реверсивный, и две контактные системы: контрол лера и реверсора. Валы контроллера и реверсора имеют одина ковую конструкцию и отличаются лишь количеством и профилем кулачковых шайб. Вал реверсора приводится в движение рукоят кой и имеет три положения: «Нулевое», «Вперед», «Назад». Глав ный вал приводится во вращение педалью. Главный и реверсив-
126
ный вялы сблокированы между собой таким образом, что конт роллер можно включить только при крайних положениях рукоятки реверсора, а реверсор можно переключать при нулевом поло
жении контроллера. Контактные системы контроллера и реверсо ра одинаковы.
Для ограничения пускового тока и регулирования скорости пе редвижения электропогрузчика в силовую цепь электродвигателя передвижения включено пусковое сопротивление, состоящее из двух частей — пусковой и щи товой.
Для подключения элект родвигателей погрузчика к силовой цепи на нем установ лено два контактора КВП 100, цепи катушек которых питают ся напряжением 80 В.
Двигатель привода гидро насоса включается с помощью выключателя, связанного с рукоятками гидрораспредели теля.
В цепь управления элект родвигателем гидронасоса включены контакты ограничи теля высоты подъема, отклю чающие двигатель при дости жении грузоподъемной карет
кой |
определенной |
|
высоты. |
|
|
|
|
|
||
Для |
обеспечения |
надежного |
|
|
котршеро |
таазшцс шючени/ |
||||
торможения |
механизма |
пере |
m o |
зиМ |
||||||
w n |
|
редерсоро |
|
|||||||
движения погрузчика и отклю |
* |
|
с |
Позиции |
||||||
t |
Передний |
Задний |
||||||||
чения |
в этот |
момент |
электро |
S 7 |
S 5 ход |
ход |
||||
«э |
ц |
|
1Р |
|
||||||
двигателя |
передвижения в |
е |
• • * • |
ДО |
|
|||||
% |
|
|
||||||||
сг> |
в |
. • |
№ |
• |
||||||
ас |
||||||||||
цепь его управления |
включено |
X |
\• |
|
• |
|||||
вспомогательное реле, |
которое |
|
|
|
|
|
||||
не позволяет включиться элект |
Рис. |
59. Электросхема погрузчика ЕВ-676 |
||||||||
родвигателю |
без вывода |
конт |
|
|
|
|
|
роллера в нулевое положение.
На рис. 59 показана принципиальная схема погрузчика ЕВ-676. Перед началом работы водитель поворотом ключа в замке 9 вклю чает цепь управления погрузчиком. Чтобы произвести подъем гру за или наклон стрелы, водитель нажимает соответствующую ру коятку, которая воздействует на включатель электродвигателя гидронасоса 15. Включатель замкнет цепь катушки контактора 8. При этом ток управления пойдетпо цепи: замок цепи управле ния 9, предохранитель 21, катушка контактора 8, размыкающий контакт 14 концевого выключателя высоты подъема.
Главный ток пойдет по цепи: силовые предохранители 22, замк нувшиеся контакты контактора 8, якорь и обмотка возбуждения
127