Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того чтобы снова включить электродвигатель, необходимо командоконтроллер перевести в положение 0. Этим достигается нулевая блокировка механизма передвижения погрузчика.

Цепи управления электродвигателем привода гидронасоса, сиг­ нала и освещения обычны и особого рассмотрения не требуют.

§ 24. ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИК 4004

Электропогрузчики 4004 и 4004А грузоподъемностью 0,75 т благодаря своей универсальности и хорошей маневренности на­ шли широкое применение при обработке крытых железнодорожных вагонов, при работе в трюмах судов и на складах.

Источником электроэнергии для погрузчиков этой марки слу­ жат аккумуляторные батареи типа 26 ТЖН-300В.

Батарея состоит из двух секций, которые в процессе работы мо­ гут соединяться последовательно или параллельно. На погрузчике установлено два электродвигателя постоянного тока: один для пе­ редвижения погрузчика, другой для привода гидравлического на­ соса. Оба электродвигателя с последовательными обмотками воз­ буждения, четырехполюсные, без дополнительных полюсов, закры­ того типа. Для управления электродвигателем передвижения на погрузчике установлен кулачковый контроллер типа КВ-28А-2.

Контроллер состоит из двух барабанов — главного и реверсив­ ного. Главный барабан, имеющий пять кулачковых шайб, с помо­ щью соответствующих контактов производит переключение в цепи электродвигателя (включает главный контактор, выводит секции сопротивлений и т. д.). Реверсивный барабан, имеющий один двух­ полюсный контакт, служит для изменения направления тока в яко­ ре электродвигателя, а это приводит к изменению направления вращения электродвигателя. Оба барабана контроллера механи­ чески сблокированы между собой, что не позволяет переключать барабан реверса при включенном контроллере. Подача силового тока к электродвигателям осуществляется через электромагнитные контакторы типа КМ, установленные на общей панели.

Включение контактора электродвигателя передвижения про­ изводится через контроллер, а включение контактора электродви­ гателя гидронасоса — микропереключателем типа МП-1, связан­ ным с рычагами управления.

Для достижения плавного трогания погрузчика с места в цепь электродвигателя передвижения включено пусковое сопротивле­ ние типа КФ-100В1, состоящее из двух ступеней. Для предохра­ нения электродвигателей и секций батарей от перегрузки установ­ лены два плавких предохранителя типа ПР-1 на 200 А.

Цепи управления, освещения и заземления защищены от пере­ грузки предохранителями типа ПР-10. Подключение батарей к цепи управления погрузчика производится замком, применяемым в качестве замка зажигания на автомашинах ГАЗ-51.

Для того чтобы подготовить погрузчик к работе, необходимо с помощью штепсельного соединения ШВА подключить батарею АБ

123


(рис. 58) к электросистеме погрузчика. В 0-м положении педали контроллера в силовой цепи замкнут контакт 0 контроллера пере­ движения, который соединяет последовательно обе части аккуму­ ляторной батареи.

Фора

за

КС

‘ Сигнал

Раздертка цепи

Переход

 

IM»-

таблица

*

замыканий контактов контроллера

 

§тягоОого злектроббигателя

§

П2

0 П1 2 1

*9 кв

c s

0

X

X

 

 

 

X

1

X

 

 

X

X

?

X

X

 

X

X

 

3

X

X

X

X

X

 

 

ж

X

 

X

X

 

;

 

 

 

X

X

 

с?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

х г

 

X

X

 

5

 

X

X

X

X

 

X Контахт заткут

of c |h ,0.

Р1Р2РЗКД

PI Р2РЗКД

Рис. 58. Электросхема погрузчика 4004

Поворотом ключа в замке 3 подключают цепь управления к аккумуляторной батарее. Устанавливают рычаг реверса в какоелибо крайнее положение и нажимают на педаль контроллера пе­ редвижения.

В 1-м положении контроллера замыкаются контакты П1, П2, замыкающий блок-контакт КВ и размыкается контакт 0. Через контакты П1 и П2 секции батареи переключаются на параллель­ ную работу. Одновременно по цепи управления через предохра­ нитель ПУ, замок 3, размыкающий блок-контакт тормоза ВТ и

124


через закрывающий блок-контакт контроллера КВ ток пойдет в катушку контактора КД. Контактор включится, и ток пойдет по цепи, показанной на позиции 1. От батареи ток идет через предо­ хранитель Г1Д и контакт П1 к контактам контактора КД. От кон­ тактора ток поступает через контакты реверса в обмотку якоря, а от нее — по двум параллельным линиям к отрицательному полюсу батареи (одна прямо, а другая через контакт П2 и предохрани­ тель батареи ПБ).

После того как включится контактор КД, замыкается его за­ мыкающий блок-контакт КД.

Во 2-м положении контроллера дополнительно включается кон­ такт 1 и размыкается нормально замкнутый контакт КВ. Контакт 1, замыкаясь, выводит из цепи двигателя одну ступень сопротив­ ления Р1Р2, повышая тем самым напряжение на клеммах электродвигателя и увеличивая частоту его вращения.

Включение нормально замкнутого контакта КВ не повлечет за собой изменения в работе цепи управления, так как с включением контактора КД замкнется блок-контакт КД, который зашунтирует контакт КВ. Если же теперь ключом замка 3 или блок-контактом тормоза БТ разорвать цепь управления, то для повторного вклю­ чения электродвигателя педаль контроллера необходимо возвра­ тить в 0-е или 1-е положение.

Такая схема улучшает условия работы погрузчика, так как не позволяет начинать движение погрузчика при положениях контроллера со 2-го до 5-го. Развертка цепи главного тока для 2-го положения показана на позиции 2. В 3-м положении контрол­ лера замыкается контакт 2, посредством которого выводится вто­ рая ступень сопротивления. Развертка цепи главного тока показа­ на на позиции 3.

При установке контроллера в 4-е положение размыкаются кон­ такты 2, П1, П2 и замыкается контакт 0. Эти переключения при­ водят к тому, что сначала вводится часть сопротивления Р2РЗ, способствующая уменьшению дугообразования при дальнейших переключениях, а затем секции батареи подключаются последо­ вательно.

Развертка силовой цепи показана на позиции 4.

В 5-м положении контроллера включается контакт 2, который выводит из цепи электродвигателя вторую ступень сопротивления.

Из сказанного следует, что в 1, 2-м и 4-м положениях конт­ роллера в цепь электродвигателя включено сопротивление, поэто­ му часть электроэнергии пойдет на нагрев сопротивления, т. е. не будет совершать полезной работы. Эти положения контроллера нерабочие и используются только для разгона погрузчика.

Положения 3-е и 5-е контроллера являются рабочими. При этом 5-е положение основное рабочее, так как электродвигатель работает-при полном напряжении батарей, в то время как в 3-м положении электродвигатель работает под напряжением, равным половине максимального, т. е. около 15 В. Для включения элект­ родвигателя гидронасоса необходимо нажать на рычаг управления

125


погрузчика. Рычаг замкнет включатель ВН электродвигателя гид­ ронасоса. Катушка контактора КН получит питание и замкнет контакты контактора. Ток от положительного полюса батареи че­ рез предохранитель КН, обмотку возбуждения и якорь электро­ двигателя ЭН поступит на отрицательный полюс, и электродви­ гатель гидронасоса начнет работать.

Одновременное включение электродвигателей передвижения и гидронасоса не рекомендуется, так как при этом возникнет ток большой силы, что отрицательно сказывается на работе аккуму­ ляторных батарей.

Сигнал погрузчика и фара освещения работают при напряже­ нии 6 В.

§25. ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКИ ЕВ-676, ЕВ-701 и ЕВ-738

Внастоящее время в морских портах нашли широкое приме­ нение электропогрузчики болгарского производства. Электропо­

грузчики выпускаются с кислотными аккумуляторными батареями, грузоподъемностью 1; 2 и 3 т на массивных или пневмати­ ческих шинах, с большим набором навесных грузозахватных при­ способлений. Универсальность погрузчиков, а также увеличение срока службы аккумуляторных батарей позволили выполнять ими большинство внутривагонных, внутрискладских и внутритрюмных работ.

Погрузчик ЕВ-676 имеет грузоподъемность 1 т при высоте подъ­ ема груза 3,2 м. Источником электроэнергии служит кислотная аккумуляторная батарея напряжением 80 В и емкостью 200 А/'ч.

На погрузчике установлено два электродвигателя постоянного тока: один для привода механизма передвижения, другой для привода гидравлического насоса.

Электродвигатель механизма передвижения типа ДС 3.6/8/10 четырехполюсный, с последовательным возбуждением, мощностью

3,6 кВт, напряжением

80 В, частотой вращения 1000 об/мин.

Электродвигатель

привода

гидравлического насоса типа

ДК 6,5/7,5/28 четырехполюсный

с последовательным возбужде­

нием, часовой мощностью 6,5 кВт, напряжением 75 В, частотой вращения 2800 об/мин.

Марка двигателей расшифровываемся следующим образом: первая цифра — часовая мощность, вторая — напряжение, умень­ шенное в десять раз, третья — частота вращения, уменьшенная в сто раз.

Для управления механизмом передвижения на погрузчике уста­ новлен кулачковый контроллер, который имеет два кулачковых вала: главный и реверсивный, и две контактные системы: контрол­ лера и реверсора. Валы контроллера и реверсора имеют одина­ ковую конструкцию и отличаются лишь количеством и профилем кулачковых шайб. Вал реверсора приводится в движение рукоят­ кой и имеет три положения: «Нулевое», «Вперед», «Назад». Глав­ ный вал приводится во вращение педалью. Главный и реверсив-

126


ный вялы сблокированы между собой таким образом, что конт­ роллер можно включить только при крайних положениях рукоятки реверсора, а реверсор можно переключать при нулевом поло­

жении контроллера. Контактные системы контроллера и реверсо­ ра одинаковы.

Для ограничения пускового тока и регулирования скорости пе­ редвижения электропогрузчика в силовую цепь электродвигателя передвижения включено пусковое сопротивление, состоящее из двух частей — пусковой и щи­ товой.

Для подключения элект­ родвигателей погрузчика к силовой цепи на нем установ­ лено два контактора КВП 100, цепи катушек которых питают­ ся напряжением 80 В.

Двигатель привода гидро­ насоса включается с помощью выключателя, связанного с рукоятками гидрораспредели­ теля.

В цепь управления элект­ родвигателем гидронасоса включены контакты ограничи­ теля высоты подъема, отклю­ чающие двигатель при дости­ жении грузоподъемной карет­

кой

определенной

 

высоты.

 

 

 

 

 

Для

обеспечения

надежного

 

 

котршеро

таазшцс шючени/

торможения

механизма

пере­

m o­

зиМ

w n

 

редерсоро

 

движения погрузчика и отклю­

*

 

с

Позиции

t

Передний

Задний

чения

в этот

момент

электро­

S 7

S 5 ход

ход

«э

ц

 

 

двигателя

передвижения в

е

• • * •

ДО

 

%

 

 

сг>

в

. •

ас

цепь его управления

включено

X

\

 

вспомогательное реле,

которое

 

 

 

 

 

не позволяет включиться элект­

Рис.

59. Электросхема погрузчика ЕВ-676

родвигателю

без вывода

конт­

 

 

 

 

 

роллера в нулевое положение.

На рис. 59 показана принципиальная схема погрузчика ЕВ-676. Перед началом работы водитель поворотом ключа в замке 9 вклю­ чает цепь управления погрузчиком. Чтобы произвести подъем гру­ за или наклон стрелы, водитель нажимает соответствующую ру­ коятку, которая воздействует на включатель электродвигателя гидронасоса 15. Включатель замкнет цепь катушки контактора 8. При этом ток управления пойдетпо цепи: замок цепи управле­ ния 9, предохранитель 21, катушка контактора 8, размыкающий контакт 14 концевого выключателя высоты подъема.

Главный ток пойдет по цепи: силовые предохранители 22, замк­ нувшиеся контакты контактора 8, якорь и обмотка возбуждения

127