Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
и поршня. Это в свою очередь приведет к заеданию поршня и его более тяжелому ходу.
В большинстве случаев электрогидравлические растормаживатели включаются в работу отдельным контактором. В этом случае направление вращения крыльчатки не зависит от направления вращения ротора рабочего электродвигателя. Иногда электрогид равлические растормаживатели подключаются непосредственно к статору электродвигателя. В этом случае при реверсе механизма происходит и реверс мотора электрогидравлического растормаживателя, что вызывает дополнительные усталостные напряжения в валике крыльчатки и, как следствие, его скручивание.
Центробежные растормаживатели применены на кранах «Каяр». Такие растормаживатели очень просты и надежны в эксплуа тации. В некоторых портах они работают по 7—8 лет без единого случая поломки или сгорания электродвигателя. Уход за ними сво дится к периодической разборке и сказке всех шарниров и под шипников (раз в год) и замене фрикционного диска в растормаживателях типа BMV-10.
§ 39. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ТЯГОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН
Все аккумуляторные машины внутрипортового транспорта, вы пускаемые в настоящее время отечественной промышленностью, работают на железоникелевых аккумуляторах. Поэтому в настоя щем разделе приводятся данные по эксплуатации и ремонту глав ным образом тяговых железоникелевых аккумуляторов типа ТЖНКак было указано выше, на отечественных аккумуляторных погрузчиках применяются аккумуляторы 26ТЖН-300В (погрузчи ки 4004), 24ТЖН-500 (погрузчики 02 и 04) и 40ТЖН-700 (погруз чики ЭП-301).
При получении новых аккумуляторов их следует очистить от пыли и грязи, а места, покрывшиеся ржавчиной, протереть тряп кой, смоченной в керосине.
Перед тем как монтировать отдельные банки в батарею, необ ходимо проверить, не имеют ли они течи. Для этого аккумулято ры со снятыми резиновыми чехлами заливают электролитом и ставят на сухой чистый стол, покрытый белой бумагой. Через 24 ч по следам на бумаге проверяют наличие течи. Аккумуляторы, имеющие течь, следует пропаять кадмием. После этого на акку муляторы надевают резиновые чехлы, монтируют их в батареи и заливают электролитом.
Электролит может поставляться в виде, готовом к употребле нию. Если такого электролита нет, то его без большого труда мож но приготовить и в аккумуляторной порта.
Электролит для железоникелевых аккумуляторов может быть приготовлен из калиевой или натриевой щелочи. Как калиевая, так и натриевая щелочь может быть либо составной, т. е. уже содержащей моногидрат лития, либо чистой. В последнем случае
171
раствор моногидрата лития приготовляют отдельно и затем вли вают в раствор щелочи.
Если в аккумуляторную порта поступила составная калиевая щелочь, то количество электролита приготавливается из расчета 1 кг твердой щелочи на 3 л дистиллированной воды.
Электролит приготовляют в деревянном чане, в который вкле ен резиновый мешок, либо в железном баке. Для ускорения раст ворения рекомендуется содержимое бака периодически перемеши вать.
После окончательного растворения щелочи проверяют плот ность раствора и доводят ее до 1,18—1,20 г/см3. Приготовленному таким образом раствору следует дать отстояться в течение 12— 18 ч, после чего можно залить его в аккумуляторы.
Если в порт поступили отдельно едкое кали и моногидрат ли тия, то первоначально приготовляют раствор едкого кали из рас чета 1 кг щелочи на 3 л воды. Раствор необходимо довести до плотности 1,18—1,20 г./см3. Затем приготовляют раствор моногид рата на 1 л воды и доводят его плотность до 1,05 г/см3. Готовым растворам дают отстояться в течение 12—18 ч и перед заливкой аккумулятора смешивают в следующей пропорции: на 4 л раство ра едкого кали 1 л раствора едкого лития.
Электролит из составной натриевой щелочи готовится так же, как и из составной калиевой, но для получения плотности раство ра 1,18—1,20 г/см3 следует растворять 1 кг твердой щелочи в 5 л дистиллированной воды. Если в порт поступили отдельно едкий натр и моногидрат лития, то оба раствора приготовляют отдель но: едкий натр — 1 кг на 5 л воды, плотность раствора 1,18—1,20 г/см3, и едкий литий— 120 г на 1 л воды. Перед залив кой в аккумуляторы раствор едкого натра и едкого лития смеши вают в следующей пропорции: 4,5 л раствора едкого натра и 0,5 л раствора едкого лития.
Все твердые щелочи следует хранить в герметически запаян ных барабанах. Готовить раствор нужно целиком из всего бара бана. Оставлять часть содержимого барабана на открытом воздухе нельзя, так как это приводит к порче щелочи.
Приготовленный раствор, так же как и готовый электролит, необходимо хранить в герметически закрытых сосудах во избежа ние поглощения раствором углекислого газа, содержащегося в воз духе.
Заливать электролит в банки аккумуляторов следует так, что бы над верхними кромками пластин был слой электролита не ме нее чем 20—30 мм.
Батарею, залитую электролитом, можно ставить на первую тренировочную зарядку через 2—6 ч после заливки. Для зарядки положительный полюс батареи подсоединяют к положительной клемме зарядного щитка.
Первую тренировочную зарядку аккумуляторной батареи 26ТЖН-500 производят током 125 А в течение 12 ч. После этого батарею ставят на разряд. Сопротивление разряда должно обес
172
печить силу тока 62 А. Величину сопротивления в начале разряда можно подсчитать по формуле
г |
разряда = |
п х |
1,35 |
|
|
|
62 |
где п — число банок |
аккумуляторов |
в батарее; |
|
1,35 — напряжение |
на клеммах |
одной банки в начале разря |
|
да, В. |
|
|
|
Разрядку следует производить в течение 8 ч. Если до истече ния этого времени на пяти-шести аккумуляторах напряжение упало до 1 В, то разрядку следует прекратить и поставить бата рею на вторую тренировочную зарядку, аналогичную первой. Вто рую разрядку тоже производят током 62 А в течение 8 ч.
После этих двух тренировочных циклов батарею ставят на третий цикл — контрольный. В течение этого цикла зарядку про изводят 7 ч при силе тока 125 А. Разрядка длится 8 ч при силе тока 62 А. Аккумуляторы, у которых после 8-часовой разрядки на пряжение осталось выше 1 В, признаются годными для монтажа.
Остальные аккумуляторы, у которых после контрольной раз рядки напряжение оказалось менее 1 В, ставят еще на два трени ровочных цикла. Батарею, прошедшую все тренировочные циклы, ставят под зарядку током 125 А в течение 7 ч.
Тренировка батарей 26ТЖН-300В; 32ТЖН-500 и 40ТЖН-700 производится таким же образом, как и батарей 26ТЖН-500, но величина зарядного и разрядного токов, а также время зарядки и разрядки будут в этом случае другими. Эти данные приведены в табл. 6.
Тип аккуму ляторной батареи
Номинальное напряжение, В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6 |
|
|
Первый трени |
|
Второй трениро |
Третий |
трениро |
Номи |
|||||||
|
|
нальный |
|||||||||||
|
ровочный цикл |
|
|
вочный цикл |
|
|
вочный цикл |
цикл |
|||||
Зарядка |
Разрядка |
Зарядка |
Разряд |
Зарядка |
Разрядка |
Зарядка |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ка |
j |
|
|
| I i |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|||
Время, ч |
Сила тока, А |
Время, ч |
Сила тока, А |
Время, ч |
Сила тока, А |
Время, ч |
Сила тока, A |
Время, ч |
Сила тока, А |
Время, ч |
Сила тока, A |
Время, ч |
Сила тока, А |
|
j |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26ТЖН-300В 32 |
12 |
75 |
5 |
60 |
12 |
75 |
5 |
60 |
6 |
75 |
5 |
60 |
6 |
75 |
|
32ТЖН-500 |
40 |
12 |
125 |
8 |
62 |
12 |
125 |
8 |
62 |
7 |
125 |
8 |
62 |
7 |
125 |
40ТЖН-700 |
50 |
17 |
125 |
10 |
70 |
17 |
125 |
10 |
70 |
8,5 |
125 |
10 |
70 |
8,5 |
125 |
Во время эксплуатации аккумуляторной батареи. нельзя допу скать ее разрядки до напряжения менее чем 1,1 В на одну банку, так как это приводит к порче пластин. Если из-за небрежного от
173
ношения обслуживающего персонала к своим обязанностям допу щена глубокая разрядка аккумуляторной батареи, то такую бата рею следует поставить на усиленную зарядку, соответствующую по току и времени заряду во время первого тренировочного цикла.
Кроме того, усиленную зарядку аккумуляторной батареи сле дует давать через каждые 10—12 циклов.
Во время эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо внимательно следить за плотностью электролита, поддерживая его в пределах 1,18—1,20 г/см3. Плотность электролита проверяют при помощи ареометра, представляющего собой запаянную стек лянную трубку, в нижней части которой помещается свинцовая дробь.
Для этого ареометр опускают в электролит и, в зависимости от того, насколько он погрузился, определяют по шкале плотность электролита.
Если плотность электролита превышает нормальную, то его разбавляют дистиллированной водой. Если его плотность ниже, чем 1,18 г/см3, то добавляют электролит плотностью 1,20 г/см3.
Примерно один раз в год следует производить полную замену электролита. После этого в соответствии с заводской инструкцией делают два тренировочных цикла с электролитом без моногидрата лития и два тренировочных цикла с электролитом, содержащим моногидрат лития. Затем батарею ставят под обычную зарядку и пускают в работу.
При эксплуатации щелочных батарей емкость их может со вре менем упасть. Основной причиной этого является плохое качество электролита, который при длительной эксплуатации меняет свой химический состав. Кроме того, в него могут попасть какие-либо
механические примеси. В этих случаях электролит следует заме нить новым.
Отрицательно сказываются на емкости батареи частые недозарядки, а также систематическая разрядка батареи ниже допу скаемой нормы. В обоих случаях следует производить длительную перезарядку батареи.
Причиной пониженной емкости может быть также и пло хая изоляция между банками, покрытие их крышек солями. Эта же причина может привести и к слишком низкому напряжению заряженной батареи при разомкнутой цепи. В этих случаях сле дует очистить крышки банок от налета соли, улучшить изоляцию между банками.
Повреждение изоляции между пластинами в одной банке мо жет привести к тому, что при активном газообразовании во всех остальных банках в данной банке газообразования не будет. В этом случае следует разобрать такой аккумулятор и, если уст ранить повреждение невозможно, заменить его.
Сильный нагрев аккумуляторов и их зажимов свидетельствует о сильном токе при зарядке либо о плохо подтянутых контактах. Ненормальный нагрев батареи может явиться, кроме того, следст вием плохого заполнения банок электролитом.