Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и поршня. Это в свою очередь приведет к заеданию поршня и его более тяжелому ходу.

В большинстве случаев электрогидравлические растормаживатели включаются в работу отдельным контактором. В этом случае направление вращения крыльчатки не зависит от направления вращения ротора рабочего электродвигателя. Иногда электрогид­ равлические растормаживатели подключаются непосредственно к статору электродвигателя. В этом случае при реверсе механизма происходит и реверс мотора электрогидравлического растормаживателя, что вызывает дополнительные усталостные напряжения в валике крыльчатки и, как следствие, его скручивание.

Центробежные растормаживатели применены на кранах «Каяр». Такие растормаживатели очень просты и надежны в эксплуа­ тации. В некоторых портах они работают по 7—8 лет без единого случая поломки или сгорания электродвигателя. Уход за ними сво­ дится к периодической разборке и сказке всех шарниров и под­ шипников (раз в год) и замене фрикционного диска в растормаживателях типа BMV-10.

§ 39. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ТЯГОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН

Все аккумуляторные машины внутрипортового транспорта, вы­ пускаемые в настоящее время отечественной промышленностью, работают на железоникелевых аккумуляторах. Поэтому в настоя­ щем разделе приводятся данные по эксплуатации и ремонту глав­ ным образом тяговых железоникелевых аккумуляторов типа ТЖНКак было указано выше, на отечественных аккумуляторных погрузчиках применяются аккумуляторы 26ТЖН-300В (погрузчи­ ки 4004), 24ТЖН-500 (погрузчики 02 и 04) и 40ТЖН-700 (погруз­ чики ЭП-301).

При получении новых аккумуляторов их следует очистить от пыли и грязи, а места, покрывшиеся ржавчиной, протереть тряп­ кой, смоченной в керосине.

Перед тем как монтировать отдельные банки в батарею, необ­ ходимо проверить, не имеют ли они течи. Для этого аккумулято­ ры со снятыми резиновыми чехлами заливают электролитом и ставят на сухой чистый стол, покрытый белой бумагой. Через 24 ч по следам на бумаге проверяют наличие течи. Аккумуляторы, имеющие течь, следует пропаять кадмием. После этого на акку­ муляторы надевают резиновые чехлы, монтируют их в батареи и заливают электролитом.

Электролит может поставляться в виде, готовом к употребле­ нию. Если такого электролита нет, то его без большого труда мож­ но приготовить и в аккумуляторной порта.

Электролит для железоникелевых аккумуляторов может быть приготовлен из калиевой или натриевой щелочи. Как калиевая, так и натриевая щелочь может быть либо составной, т. е. уже содержащей моногидрат лития, либо чистой. В последнем случае

171


раствор моногидрата лития приготовляют отдельно и затем вли­ вают в раствор щелочи.

Если в аккумуляторную порта поступила составная калиевая щелочь, то количество электролита приготавливается из расчета 1 кг твердой щелочи на 3 л дистиллированной воды.

Электролит приготовляют в деревянном чане, в который вкле­ ен резиновый мешок, либо в железном баке. Для ускорения раст­ ворения рекомендуется содержимое бака периодически перемеши­ вать.

После окончательного растворения щелочи проверяют плот­ ность раствора и доводят ее до 1,18—1,20 г/см3. Приготовленному таким образом раствору следует дать отстояться в течение 12— 18 ч, после чего можно залить его в аккумуляторы.

Если в порт поступили отдельно едкое кали и моногидрат ли­ тия, то первоначально приготовляют раствор едкого кали из рас­ чета 1 кг щелочи на 3 л воды. Раствор необходимо довести до плотности 1,18—1,20 г./см3. Затем приготовляют раствор моногид­ рата на 1 л воды и доводят его плотность до 1,05 г/см3. Готовым растворам дают отстояться в течение 12—18 ч и перед заливкой аккумулятора смешивают в следующей пропорции: на 4 л раство­ ра едкого кали 1 л раствора едкого лития.

Электролит из составной натриевой щелочи готовится так же, как и из составной калиевой, но для получения плотности раство­ ра 1,18—1,20 г/см3 следует растворять 1 кг твердой щелочи в 5 л дистиллированной воды. Если в порт поступили отдельно едкий натр и моногидрат лития, то оба раствора приготовляют отдель­ но: едкий натр — 1 кг на 5 л воды, плотность раствора 1,18—1,20 г/см3, и едкий литий— 120 г на 1 л воды. Перед залив­ кой в аккумуляторы раствор едкого натра и едкого лития смеши­ вают в следующей пропорции: 4,5 л раствора едкого натра и 0,5 л раствора едкого лития.

Все твердые щелочи следует хранить в герметически запаян­ ных барабанах. Готовить раствор нужно целиком из всего бара­ бана. Оставлять часть содержимого барабана на открытом воздухе нельзя, так как это приводит к порче щелочи.

Приготовленный раствор, так же как и готовый электролит, необходимо хранить в герметически закрытых сосудах во избежа­ ние поглощения раствором углекислого газа, содержащегося в воз­ духе.

Заливать электролит в банки аккумуляторов следует так, что­ бы над верхними кромками пластин был слой электролита не ме­ нее чем 20—30 мм.

Батарею, залитую электролитом, можно ставить на первую тренировочную зарядку через 2—6 ч после заливки. Для зарядки положительный полюс батареи подсоединяют к положительной клемме зарядного щитка.

Первую тренировочную зарядку аккумуляторной батареи 26ТЖН-500 производят током 125 А в течение 12 ч. После этого батарею ставят на разряд. Сопротивление разряда должно обес­

172


печить силу тока 62 А. Величину сопротивления в начале разряда можно подсчитать по формуле

г

разряда =

п х

1,35

 

 

 

62

где п — число банок

аккумуляторов

в батарее;

1,35 — напряжение

на клеммах

одной банки в начале разря­

да, В.

 

 

 

Разрядку следует производить в течение 8 ч. Если до истече­ ния этого времени на пяти-шести аккумуляторах напряжение упало до 1 В, то разрядку следует прекратить и поставить бата­ рею на вторую тренировочную зарядку, аналогичную первой. Вто­ рую разрядку тоже производят током 62 А в течение 8 ч.

После этих двух тренировочных циклов батарею ставят на третий цикл — контрольный. В течение этого цикла зарядку про­ изводят 7 ч при силе тока 125 А. Разрядка длится 8 ч при силе тока 62 А. Аккумуляторы, у которых после 8-часовой разрядки на­ пряжение осталось выше 1 В, признаются годными для монтажа.

Остальные аккумуляторы, у которых после контрольной раз­ рядки напряжение оказалось менее 1 В, ставят еще на два трени­ ровочных цикла. Батарею, прошедшую все тренировочные циклы, ставят под зарядку током 125 А в течение 7 ч.

Тренировка батарей 26ТЖН-300В; 32ТЖН-500 и 40ТЖН-700 производится таким же образом, как и батарей 26ТЖН-500, но величина зарядного и разрядного токов, а также время зарядки и разрядки будут в этом случае другими. Эти данные приведены в табл. 6.

Тип аккуму­ ляторной батареи

Номинальное напряжение, В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6

 

Первый трени­

 

Второй трениро­

Третий

трениро­

Номи­

 

 

нальный

 

ровочный цикл

 

 

вочный цикл

 

 

вочный цикл

цикл

Зарядка

Разрядка

Зарядка

Разряд­

Зарядка

Разрядка

Зарядка

 

 

 

 

 

 

ка

j

 

 

| I i

 

 

 

 

 

 

 

|

 

 

 

 

 

Время, ч

Сила тока, А

Время, ч

Сила тока, А

Время, ч

Сила тока, А

Время, ч

Сила тока, A

Время, ч

Сила тока, А

Время, ч

Сила тока, A

Время, ч

Сила тока, А

 

j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26ТЖН-300В 32

12

75

5

60

12

75

5

60

6

75

5

60

6

75

32ТЖН-500

40

12

125

8

62

12

125

8

62

7

125

8

62

7

125

40ТЖН-700

50

17

125

10

70

17

125

10

70

8,5

125

10

70

8,5

125

Во время эксплуатации аккумуляторной батареи. нельзя допу­ скать ее разрядки до напряжения менее чем 1,1 В на одну банку, так как это приводит к порче пластин. Если из-за небрежного от­

173


ношения обслуживающего персонала к своим обязанностям допу­ щена глубокая разрядка аккумуляторной батареи, то такую бата­ рею следует поставить на усиленную зарядку, соответствующую по току и времени заряду во время первого тренировочного цикла.

Кроме того, усиленную зарядку аккумуляторной батареи сле­ дует давать через каждые 10—12 циклов.

Во время эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо внимательно следить за плотностью электролита, поддерживая его в пределах 1,18—1,20 г/см3. Плотность электролита проверяют при помощи ареометра, представляющего собой запаянную стек­ лянную трубку, в нижней части которой помещается свинцовая дробь.

Для этого ареометр опускают в электролит и, в зависимости от того, насколько он погрузился, определяют по шкале плотность электролита.

Если плотность электролита превышает нормальную, то его разбавляют дистиллированной водой. Если его плотность ниже, чем 1,18 г/см3, то добавляют электролит плотностью 1,20 г/см3.

Примерно один раз в год следует производить полную замену электролита. После этого в соответствии с заводской инструкцией делают два тренировочных цикла с электролитом без моногидрата лития и два тренировочных цикла с электролитом, содержащим моногидрат лития. Затем батарею ставят под обычную зарядку и пускают в работу.

При эксплуатации щелочных батарей емкость их может со вре­ менем упасть. Основной причиной этого является плохое качество электролита, который при длительной эксплуатации меняет свой химический состав. Кроме того, в него могут попасть какие-либо

механические примеси. В этих случаях электролит следует заме­ нить новым.

Отрицательно сказываются на емкости батареи частые недозарядки, а также систематическая разрядка батареи ниже допу­ скаемой нормы. В обоих случаях следует производить длительную перезарядку батареи.

Причиной пониженной емкости может быть также и пло­ хая изоляция между банками, покрытие их крышек солями. Эта же причина может привести и к слишком низкому напряжению заряженной батареи при разомкнутой цепи. В этих случаях сле­ дует очистить крышки банок от налета соли, улучшить изоляцию между банками.

Повреждение изоляции между пластинами в одной банке мо­ жет привести к тому, что при активном газообразовании во всех остальных банках в данной банке газообразования не будет. В этом случае следует разобрать такой аккумулятор и, если уст­ ранить повреждение невозможно, заменить его.

Сильный нагрев аккумуляторов и их зажимов свидетельствует о сильном токе при зарядке либо о плохо подтянутых контактах. Ненормальный нагрев батареи может явиться, кроме того, следст­ вием плохого заполнения банок электролитом.