Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
применяются электромагнитные, электрогидравлические и центро
бежные растормаживатели. |
р а с т о р м а ж и в а т е л и представ |
Э л е к т р о м а г н и т н ы е |
ляют собой электромагниты постоянного или переменного тока. Электромагниты постоянного тока применяются для растормаживания механизмов грузоподъемной и грейферной лебедок кранов.
Тормозной электромагнит постоянного тока (рис. 16) состоит из катушки 5, корпуса 4, стального сердечника 7, направляющей бронзовой втулки 6, разрядного сопротивления 8, крышки 2, диа магнитной шайбы 3.
Рис. 16. Электромагнит постоянного |
Рис. 17. Тормозной электромагнит |
тока |
типа КМТ |
Верхняя часть сердечника оканчивается медной шайбой, кото рая препятствует «прилипанию» сердечника к крышке под дейст вием остаточного магнетизма, сердечник точно подгоняется к втул ке. Это позволяет воздуху, заключенному между сердечником и крышкой, смягчать удары при включении магнита.' Скорость вы пуска регулируется винтом 1. Для предотвращения пробоя изоля ции катушки вследствие большой самоиндукции при включении тока параллельно ей подключается сопротивление 8.
На современных кранах, как правило, устанавливаются трех фазные длинноходовые электромагниты типа КМТ, показанные на рис. 17. Состоят они из корпуса 3, трех катушек 2, неподвижного магнитопровода (ярма) 1 и подвижного магнитопровода (яко ря) 4. К подвижному магнитопроводу крепится шток 5, нижняя часть которого подсоединена к тормозу.
36
На штоке закреплен поршень 6, который перемещается в ци линдре 7 и играет роль демпфера. Регулировка скорости выхода воздуха из цилиндра производится винтом 8. От того, насколько винт закрывает канал, зависит время срабатывания электромаг нита.
Промышленностью выпускаются еще электромагниты коротко ходовые, которые по конструкции значительно отличаются от длинноходовых. Они просты, но обладают рядом отрицательных свойств, которые ограничивают в настоящее время применение их для растормаживания механизмов пере движения крана. Так, в момент включения они потребляют ток, в 10—20 раз больший, чем при при тянутых сердечниках. Поэтому необ ходимо следить, чтобы подвижная часть ярма при включенном состоя нии плотно прижималась к непод вижной. В противном случае катуш ки нагреваются. При работе элект ромагнитов возникают удары между сердечником и ярмом, вследствие чего они расклепываются. Торможе ние получается резкое, что отрица тельно сказывается на работе меха низмов крана.
:Э л е к т р о г и д р а в л и ч е с к и е
р а с т о р м а ж и в а т е л и лишены тех недостатков, которые присущи электромагнитным, и поэтому полу чили широкое применение. Их ста вят сейчас на большинстве кранов.
Электрогидравлический растормаживатель (рис, 18) состоит из цилиндра 1, залитого маслом, порш ня 10, крышки цилиндра, на которой установлен короткозамкнутый элек тродвигатель 2 с полым валом рото ра 4. В вал ротора входит шли цевой валик 5, вращающийся в подшипнике 6, закрепленном в кор пусе поршня. На конце валика в полости поршня установлена крыль чатка 7. Поршень имеет каналы 9
и 8, которые сообщают его внутреннюю полость с надпоршневым и подпоршневым пространствами. На поршне крепятся два штока, проходящие через крышку цилиндра и связанные коро мыслом 3 с рычагами тормоза. Пружины тормоза давят на што ки и прижимают поршень к дну цилиндра.
37
При включении электродвигателя крыльчатка начинает вра щаться и перекачивать масло под поршень, создавая под ним оп ределенное давление. Поршень поднимается, преодолевая усилие пружин, и освобождает тормоз. Валик крыльчатки при этом вхо дит в вал ротора электродвигателя. При выключении электродви гателя поршень под действием пружин будет плавно опускаться. Масло при этом будет перегоняться через каналы из-под поршня в надпоршневое пространство.
Недостаток таких растормаживателей — наличие масла, кото рое должно обладать достаточной вязкостью и в то же время хо рошими изоляционными свойствами, так как оно мо жет попадать на обмотки
электродвигателя.
Ц е н т р о б е ж н ы е э л е к т р о р а с т о р м а ж и-
в а т е л и (рис. 19), установ ленные на французских кра нах «Каяр» и «Апплеваж», также хорошо зарекомендо вали себя в работе.
В верхней части корпу са 7 установлен короткозамкнутый электродвигатель малой мощности 5. Ротор электродвигателя соединя ется с валом растормажива теля таким образом, что имеет возможность припод ниматься относительно ста тора. На валу закреплена
рычажная система с расходящимися грузами 1. К нижней части этой системы крепится диск 2 связанный через траверсу 3 с тормозом. При включении электродвигателя грузики под действием центробежной силы расходятся и поднимают диск, который через траверсу растормаживает тормоз.
Электродвигатель растормаживателя вращается все время, по ка включен электродвигатель механизма.
Для затормаживания механизма необходимо, чтобы грузики растормаживателя сходились сразу же после выключения электро двигателя. Это достигается торможением ротора электродвигателя растормаживателя о тормозной диск 4, закрепленный на корпусе растормаживателя.
При включении электродвигателя растормаживателя ротор его приподнимается и отходит от тормозного диска. Величину отхода, а следовательно, и быстроту торможения регулируют тремя вин тами 6, установленными в верхней части двигателя. При выклю чении электродвигателя ротор опускается на тормозной диск и затормаживается.
38
§ 13. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОКОПРИЕМНАЯ КОЛОНКА. КАБЕЛЬНЫЙ БАРАБАН
Кабина крановщика находится, как правило, на поворотной части крана. Здесь же находятся все основные механизмы крана.
Для передачи тока с неподвижного портала на вращающуюся платформу применяются центральные токоприемные колонки, устройство которых показано на рис. 20.
На трубу с помощью угольников 1 крепятся четыре стальные стойки 2. В верхней и нижней частях стойки проходят через опор-
Рис. 20. Схема центральной токоприемной колонки крана завода имени Кирова
ные кольца 9, которые придают конструкции жесткость. На стой ках, изолированно от них, устанавливаются медные кольца 4, ко личество которых зависит от типа крана. Каждое кольцо имеет шпильку, к которой крепится подводящий кабель.
Опорные кольца колонки охватываются двумя разъемными ли тыми кольцами 3 обоймы. Эти кольца служат своеобразными под шипниками.
Оба кольца обоймы соединяются между собой четырьмя шпиль ками 5, на которых крепятся щеткодержатели 7, с вставленными в них меднографитными щетками 8, которые прижимаются к коль цам колонки с помощью специальных пружин. От щеток провода подходят к отводящим шпилькам, а затем к механизмам крана. Чтобы обойма с токоприемными щетками не проворачивалась от носительно платформы, ее крепят к поворотной платформе через проушины 10. Для предохранения токоприемной колонки от воз можных повреждений ее прикрывают специальными кожухами.
Большинство портальных кранов подключается к питательным колонкам с помощью шланговых кабелей. Во время передвижения крана необходимо, чтобы свободная часть кабеля не лежала на причале и не попадала под катки крана. Для этого на кранах устанавливаются кабельные барабаны, на которые наматывается кабель во время передвижения крана.
39
В движение кабельные барабаны приводятся или отдельным электродвигателем, или противовесом через трос. Ток от бараба на к порталу передается токоприемными кольцами, устройство которых подобно устройству центральной токоприемной колонки.
§ 14. КОНЦЕВЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ И ОГРАНИЧИТЕЛИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
В грузоподъемных механизмах необходимо ограничивать вы соту подъема груза, предельные положения стрелы и портала крана.
Назначение концевых выключателей — отключение электродви гателей при достижении механизмами предельного положения.
Концевые выключатели в крановых схемах воздействуют на цепь управления и выключают статорный контактор соответствую щего электродвигателя, не позволяя продолжать движение меха низма в сторону, ограниченную концевым выключателем. В то же время имеется возможность движения механизма в обратную сторону.
Конструктивно концевые выключатели разделяются на два ви да: действующие при нажатии на рычаг какого-либо механизма крана (гака, гайки, шпинделя и т. д.) и действующие после пово рота какого-либо механизма крана на определенный угол или чис ло оборотов.
Первые выключатели (тип КУ) ставятся на механизмах пере движения, на кабельных барабанах, вторые выключатели (тип ВУ) — для ограничения высоты подъема груза на портальных кра нах. В этом случае вал привода концевого выключателя связыва ют с валом барабана лебедки.
Ограничители грузоподъемности должны обеспечивать автома тическое отключение механизма подъема, если масса груза пре вышает на 15% грузоподъемность крана при определенном выле те стрелы.
В соответствии с этими требованиями отечественной промыш ленностью выпускаются для установки на гусеничных, автомобиль ных и других стреловых кранах с переменной грузоподъемностью ограничители грузоподъемностью ОГП-1. При помощи несложного переключения ограничитель может быть настроен на различ ные характеристики при работе крана со стрелами различной длины.
Ограничитель ОГП-1 состоит из четырех отдельных узлов: дат чиков усилий и угла поворота стрелы, релейного блока и панели сигнализации.
В качестве примера рассмотрим схему установки ограничителя ОГП-1 на автомобильном кране (рис. 21).
Между вантинами, связывающими обойму блоков стрелового полиспаста со стрелой, установлен датчик усилий 9. Справа от стрелы установлен датчик угла поворота 8, связанный со стрелой. В кабине крановщика находятся панель сигнализации 3 и релей-
40
ный блок 4. Датчик усилий соединен с релейным блоком при по мощи гибкого провода 1 и запасного провода 2 для работы с длинной стрелой. На релейном блоке имеются клеммы 5 для под ключения питания, клеммы 6 для исполнительного механизма и клеммы 7 для подсоединения звукового сигнала.
Работает ограничитель следующим образом. При подъеме гру за в стреловых вантинах возникают растягивающие усилия, про порциональные массе поднимаемого груза. Вследствие того что
Рис. 21. |
Схема |
установки ограничителя |
на кр'ан: |
|
|||
/ — провод ШРПС |
3X1,5; |
2 — запас |
провода |
для |
длинной стрелы; 3 — панель |
сигнализа |
|
ции; 4 — релейный |
блок; |
5 —клеммы питания; |
6 — клеммы |
исполнительного |
механизма; |
||
7 — клеммы |
звонковые сигнальные; |
8 — датчик угла; |
9 — датчик усилия |
датчик усилий несколько стягивает между собой вантины, в нем возникают усилия, воспринимаемые динамометрическим кольцом датчика. В настоящее время выпускаются датчики усилий на 250, 500 и 1000 кгс. При этом величина деформации составляет около 2,5 мм. Следует иметь в виду, что максимальная рабочая нагрузка не должна превышать 85% номинальной, указанной в паспорте ограничителя.
Внутри датчика усилий установлен потенциометр, меняющий свое сопротивление в зависимости от величины деформации ди намометрического кольца.
Потенциометр датчика усилий (ДУс) соединен с потенциомет ром датчика угла поворота стрелы (ДУг) в мостиковую схему (рис. 22). Между ними подсоединено поляризованное реле PH и
41
сигнальный миллиамперметр МА. Вся схема питается постоянным
током напряжением 12 В.
При подъеме груза, превышающего величину, допустимую на данном вылете стрелы, сопротивления патенциометров ДУс и ДУг согласовываются так, что напряжение на клеммах реле PH ста новится равным нулю, PH отключается и размыкает свои контак
|
|
ты в цепи реле времени РВ1. |
|||||||
|
|
Реле времени РВ1 с вы |
|||||||
|
|
держкой времени 0,3—1,5 с |
|||||||
|
|
замкнет свои контакты в це |
|||||||
|
|
пи |
второго |
реле |
времени |
||||
|
|
РВ2 |
и |
разомкнет контакты |
|||||
|
|
в |
цепи зеленой сигнальной |
||||||
|
|
лампы Л З на панели сиг |
|||||||
|
|
нализации. Примерно с та |
|||||||
|
|
кой же выдержкой време |
|||||||
|
|
ни включившееся реле вре |
|||||||
|
|
мени РВ2 обесточит реле |
|||||||
|
|
РП и |
включит |
аварийную |
|||||
|
|
красную лампу ЛК. Кон |
|||||||
|
|
такты |
реле |
РП |
отключат |
||||
|
|
исполнительное |
устройст |
||||||
|
|
во — в |
данном случае муф |
||||||
|
|
ту силовой передачи пово |
|||||||
|
|
ротной |
|
части |
крана — и |
||||
|
|
включат |
звуковой |
сигнал. |
|||||
|
|
|
При работе с удлинен |
||||||
|
|
ной стрелой характеристика |
|||||||
|
|
грузоподъемности |
крана |
и |
|||||
|
|
величина усилий в стрело |
|||||||
|
|
вых |
вантах |
меняются. |
|
||||
|
|
|
Для настройки ограничи |
||||||
|
|
теля |
|
на |
работу |
по новой |
|||
|
|
характеристике следует |
пе |
||||||
|
|
ревести |
переключатель |
ПК |
|||||
Рис. 22. Электросхема |
ограничителя гру |
в |
соответствующее положе |
||||||
ние, |
что |
изменит |
величину |
||||||
зоподъемности |
ОГП-1 |
сопротивления в цепи по |
|||||||
Миллиамперметр, |
расположенный |
тенциометра ДУг. |
|
|
|||||
|
на |
панели |
сигнализации, |
показывает ориентировочную величину поднимаемого груза в про центах от номинальной грузоподъемности крана на данном вылете стрелы.
Намного сложнее устройство ограничителя грузоподъемности портальных кранов «Альбатрос» и «Сокол» производства завода «Кранбау Эберсвальде» (ГДР). В качестве датчика усилий в огра ничителегрузоподъемностиэтих кранов применяется магнито электрическаямездоза давления 1 (рис. 23), расположенная под плечомрычага 2.Барабаны 3 поддерживающей и замыкающей
42