Файл: Школьник, Л. М. Скорость роста трещин и живучесть металла.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
Обкатывание полностью компенсирует повышенную скорость роста трещин, обусловленную составом или структурой. С целью повышения предела выносливости и одновременного резкого замедления скорости роста тре щин целесообразно комбинированное упрочнение метал ла термической обработкой и обкатыванием (или другими видами поверхностного пластического деформирования). Закалка повышает механические свойства поверхностно го слоя материала, что приводит к более позднему за рождению трещин, тогда как обкатывание снижает ско рость роста трещин. В итоге повышаются оба предела выносливости: по трещинообразованию и по разрушению.
Наиболее сильные изменения механических свойств сообщает поверхностным слоям, например, высокочастот ная закалка, причем в этих слоях наводятся значитель ные сжимающие остаточные напряжения. Однако и в этом случае дополнительное упрочнение средствами по верхностного пластического деформирования оказывает ся весьма полезным. При низком отпуске высокочастот ная закалка повышает предел выносливости в местах прессовых посадок в 2,5—4 раза, с повышением темпе ратуры отпуска предел выносливости снижается. При по верхностном упрочнении более высокие механические свойства исходного материала и повышенное содержание в нем углерода положительно отражаются на общем эф фекте упрочнения, устойчивости остаточных напряжений и скорости роста трещин.
При консольном нагружении осей знакопеременным изгибающим моментом, создаваемым при неподвижной оси за счет центробежной силы неуравновешенного гру за, вращающегося со скоростью 1000 об/мин [69], ульт развуковое дефектоскопирование производили через каждые 106 циклов без остановки испытательной машины, что улучшало условия обнаружения трещин вследствие их раскрытия под нагрузкой. Предел выносливости по трещинообразованию нормализованных, а также упроч ненных обкатыванием образцов из осей диаметром 25 мм составил около 90% от предела выносливости по разру шению. Упрочнение повысило предел выносливости по начальному трещинообразованию и разрушению на 80%. Предел выносливости по разрушению у обкатанных осей диаметром 184 мм в 2,5 раза выше, чем у неупрочненных. В то же время предел выносливости по трещи-нообразо-
183
ваншо составил у упрочненных натурных осей 62,5% от предела выносливости по разрушению (рис. 86). Оси из стали 40Х (закалка в масле, отпуск при 610—620° С, ох-
гоо(го)
150(15)
100(10)
50(5)
0,2 |
г |
w |
100 |
|
и иело |
ци/ілоб |
N/06 |
Рис. 8G. Результаты усталостных испытаний осей диаметром 200 мм, запрессованных в ступицы колес:
/ — кривая выносливости по разрушению для осей, упрочненных обка тыванием; 2 — к р и в а я выносливости (для тех ж е осей) по образованию трещин, не приводящих к излому; 3 — т о же, что /, для неупрочненных осей
лаждение в воде) имели более низкий предел |
выносливо |
|||
сти по разрушению, чем оси из углеродистой |
стали (нор |
|||
мализованные и обкатанные): |
135 и 150 Мн/м2 |
(13,5 и |
||
15,0 кГ/мм2)., |
тогда как предел выносливости по трещино- |
|||
образованию |
был несколько |
выше для первых: |
110 и |
|
95 Мн/м2 ( 11,0 и 9,5 кГ/мм2). |
t |
|
|
184
При исследовании циклической прочности железнодо рожных осей в зоне посадки колеса установлено, что для
неупрочненных |
осей диаметром 240 мм предел выносли |
|||||||||||
вости |
по |
трещинообразованию |
составил |
35 |
Мн/м2 |
|||||||
(3,5 |
|
кГ/мм2), |
а |
по раз |
|
|
|
|
||||
рушению |
|
60 |
|
Мн/м2 |
б.г,Пн/г)г |
|
кГ/tm1 |
|||||
(6 кГ/мм2). |
За счет |
обка |
100 - |
|
|
- |
||||||
тывания оба предела вы |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
носливости |
|
были |
повы |
90 |
1 |
|
- |
|||||
шены |
примерно в 2 раза. |
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
Конструктивные |
фак |
SO |
|
— |
||||||||
торы |
оказывают |
весьма |
|
|
г |
|
||||||
сильное влияние на уста |
70 |
|
|
|||||||||
|
|
|
||||||||||
лостную |
прочность |
осей |
/ |
|
|
|
||||||
и валов |
по |
разрушению |
60 у |
|
- |
|||||||
и |
трещинообразованию. |
1,00 1,05 1,Ю IJ5 1,20 |
||||||||||
Только |
за счет |
увеличе |
||||||||||
Отношение диапетров подступичной |
||||||||||||
ния |
|
отношения |
диамет |
|
и средней частей оси |
|||||||
ров |
подступичной и сред |
Рис. |
87. Зависимости |
пределов вынос |
||||||||
ней |
частей |
с 1,0 до 1,2 |
||||||||||
ливости вагонных осей по разрушению |
||||||||||||
оба |
|
предела |
выносливо |
отношения диаметров |
в подступичной |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
(/) и по образованию |
трещин |
(2) от со |
||
сти |
(по разрушению и |
|
и средней |
частях |
|
|||||||
возникновению |
трещин) |
|
|
|
|
|||||||
возрастают |
|
|
приблизи |
|
|
|
|
|||||
тельно |
на — 50%. Диаметр |
подступичной части |
состав |
|||||||||
лял |
около 200 мм, испытания проводили с напрессован |
|||||||||||
ным колесом |
(рис. 87). |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
3. ВЛИЯНИЕ МАСШТАБНОГО ФАКТОРА |
|
||||||||
|
При |
усталости |
наблюдается |
снижение |
пределов вы |
|||||||
носливости с увеличением |
размеров. При анализе скоро |
сти роста трещин следует учитывать, что в связи с более
высокой усталостной прочностью |
образцы небольшого |
размера до образования трещины |
работают при более |
высоких напряжениях и потому усталостные трещины в таких образцах распространяются более интенсивно, чем в крупных образцах или деталях. При сравнительно низких предельных напряжениях усталостные трещины в больших образцах продвигаются медленно, часто с ос тановками. У крупных образцов скорость роста усталост ных трещин заметно снижается с повышением концент рации напряжений. При одинаковых амплитудных зна чениях циклических напряжений продолжительность
13—3 |
185 |
инкубационного периода /Ѵт, как правило, уменьшается по мере роста ширины плоского образца.
Влияние ширины рабочей части образца на распрост ранение усталостных трещин, начинающихся от отвер стия в центре образца, изучено на листовых алюминие-
l/w
I
OA
о.зу
0,2
|
|
17,5 |
N,rribic. |
Рис. S8. Зависимость относительной |
длины трещины от числа цик |
||
лов нагружения в о б р а з ц а х разной |
ширины |
(указана на |
кривых) |
из алюминиевого |
сплава |
B95 |
|
вых сплавах Д16АТ и В95 толщиной 3 мм [70]. Ширина
рабочей части составляла 100, 200, 400 и 800 мм, |
длина |
120, 240, 500 и 910 мм, а диаметр концентратора |
4, 5, 6 |
и 7 мм. Приращение длины трещин фиксировали |
мето |
дом электрического импеданса с точностью 0,1 мм. Ис
пытания |
на растяжение при Р=const |
с |
частотой |
|
435 мин-1 |
показали, что с увеличением ширины |
образцов |
||
уменьшается Nm |
и относительная длина |
трещины в мо |
||
мент разрушения |
(рис. 88). Скорость роста трещин воз |
растает с увеличением ширины образца и длины трещи ны (рис. 89). Следует отметить, что анализ выполнен при одинаковых начальных напряжениях (номинальных) независимо от4 ширины образца.
Влияние ширины образцов из малоуглеродистой ста ли на скорость роста усталостных трещин при знакопо стоянном циклическом растяжении исследовано в весь ма широком диапазоне ад: от 2,5 до 250 мм [71]. Все об разцы имели одинаковые острые краевые надрезы глубиной 1 мм. При ширине образцов более 12 мм NT не изменяется (рис. 90), тогда как NK непрерывно растет,
186
так как увеличивается расстояние, которое должна прой ти трещина до разрушения образца. Однако за счет уве личения скорости роста трещин влияние ширины на NK постепенно уменьшается. Например, при напряжении
К пп/цилл |
|
7 'г |
I |
• UOOnn /15пГ/пп')
гоопп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N, цилпав |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 80. Изменение |
/Ѵт |
(/) и |
Л/к (//) |
|||
Рис. 89. Зависимость |
скорости рас |
в зависимости от ширины образцов из |
|||||||||||
малоуглеродистой |
стали |
при |
размахе |
||||||||||
пространения трещины |
от ее |
длины |
|
напряжений: |
|
|
|||||||
в |
образцах разной |
ширины |
(указа |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
на |
на |
кривых) |
из |
|
алюминиевого |
/ — 150 Мн/м-: |
(15 кГ/мм2); |
2—100 Мн/м2 |
|||||
|
|
сплава |
В95 |
|
и 3 — 50 |
Мн/м2 |
(5 |
кГ/млО) |
|||||
100 Мн/м2 |
(10 кГ/мм2) |
Nu увеличивается |
в 10 раз при ро |
||||||||||
сте ширины с 2,5 до 25 мм, |
но меньше чем |
в 2 раза при |
|||||||||||
росте с 25 до 250 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
При постоянных длине начальной трещины /0 и отно |
||||||||||||
шении этой длины к ширине образца lQ/w |
наблюдаются |
||||||||||||
такие же закономерности с увеличением ш, доля Nn< |
рез |
||||||||||||
ко возрастает. Хотя в последнем случае |
образцы |
были |
|||||||||||
геометрически |
подобными, |
доля NT |
изменялась от |
90% |
|||||||||
при w—2,5 до |
< 1 % |
при ОУ=250 мм |
(рис. 91). |
|
|
||||||||
|
Данные о влиянии толщины образцов на скорость ро |
||||||||||||
ста |
трещин |
противоречивы. |
Поскольку |
скорость |
роста |
||||||||
трещины зависит от напряженного состояния |
в ее вер-- |
||||||||||||
шине, эта скорость должна |
снижаться |
|
при увеличении |
степени двухосности. Поэтому естественно ожидать уменьшения скорости роста трещин с увеличением тол щины. Чаще всего подтверждается именно последнее предположение, однако есть и экспериментальные дан ные, противоречащие этому.
В некоторых работах не обнаружена связь между значениями показателя степени п в формуле роста Трещин
dl/dN » С (Л/О"
13» |
»87 |
и толщиной ооразцов, тогда как в других установлено увеличение скорости роста трещин с уменьшением тол щины материала.
Сравнение скоростей роста трещин в образцах тол щиной 25,4 и 50,8 мм из высокопрочной Сг—Ni—Mo ста ли показало, что линия регрессии для образцов толщи-
і0Ы--о,і
2,5 |
10 25 |
100 |
250 |
2,5 |
/0 |
25 |
WO |
250 |
Ширина образца, |
пн |
|
Ширина оаразца, пп |
|||||
Рис. 91. Соотношение |
периодов N т |
и N.M |
в зависимости |
от |
ширины |
|||
образца при постоянной длине начальной |
трещины |
(а) и при постоян |
||||||
ном |
отношении |
длины трещины к |
ширине |
образца (б) |
ной 50,8 мм была параллельна полученной для образцов половинной толщины, но лежала ниже. При одинаковых значениях АК скорость роста трещин с увеличением вдвое толщины образцов возросла в ~1,5—2 раза [58].
При испытании на плоский изгиб образцов разного размера и формы установлено [72], что продолжитель
ность |
распространения трещины |
возрастает |
с увели |
||
чением |
размера |
образца, |
концентрации напряжений |
||
и уменьшением |
прочностных |
характеристик |
материала. |
||
В. М. Маркочев |
и Б. А. Дроздовский [73] на |
образцах |
|||
разной |
ширины |
(20, 50, 100 и 200 |
мм) из алюминиевого |
||
сплава |
показали, что скорость развития трещины растет |
пропорционально увеличению ширины образца, в то вре мя как при одном и том же исходном напряжении число циклов до разрушения мало зависит от ширины образца.
Влияние толщины сечения на скорость роста трещин исследовано на плоских образцах с глубоким щелевидным надрезом толщиной 25 и 50 мм из вакуумированной
188