Файл: Школьник, Л. М. Скорость роста трещин и живучесть металла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обкатывание полностью компенсирует повышенную скорость роста трещин, обусловленную составом или структурой. С целью повышения предела выносливости и одновременного резкого замедления скорости роста тре­ щин целесообразно комбинированное упрочнение метал­ ла термической обработкой и обкатыванием (или другими видами поверхностного пластического деформирования). Закалка повышает механические свойства поверхностно­ го слоя материала, что приводит к более позднему за­ рождению трещин, тогда как обкатывание снижает ско­ рость роста трещин. В итоге повышаются оба предела выносливости: по трещинообразованию и по разрушению.

Наиболее сильные изменения механических свойств сообщает поверхностным слоям, например, высокочастот­ ная закалка, причем в этих слоях наводятся значитель­ ные сжимающие остаточные напряжения. Однако и в этом случае дополнительное упрочнение средствами по­ верхностного пластического деформирования оказывает­ ся весьма полезным. При низком отпуске высокочастот­ ная закалка повышает предел выносливости в местах прессовых посадок в 2,5—4 раза, с повышением темпе­ ратуры отпуска предел выносливости снижается. При по­ верхностном упрочнении более высокие механические свойства исходного материала и повышенное содержание в нем углерода положительно отражаются на общем эф­ фекте упрочнения, устойчивости остаточных напряжений и скорости роста трещин.

При консольном нагружении осей знакопеременным изгибающим моментом, создаваемым при неподвижной оси за счет центробежной силы неуравновешенного гру­ за, вращающегося со скоростью 1000 об/мин [69], ульт­ развуковое дефектоскопирование производили через каждые 106 циклов без остановки испытательной машины, что улучшало условия обнаружения трещин вследствие их раскрытия под нагрузкой. Предел выносливости по трещинообразованию нормализованных, а также упроч­ ненных обкатыванием образцов из осей диаметром 25 мм составил около 90% от предела выносливости по разру­ шению. Упрочнение повысило предел выносливости по начальному трещинообразованию и разрушению на 80%. Предел выносливости по разрушению у обкатанных осей диаметром 184 мм в 2,5 раза выше, чем у неупрочненных. В то же время предел выносливости по трещи-нообразо-

183

ваншо составил у упрочненных натурных осей 62,5% от предела выносливости по разрушению (рис. 86). Оси из стали 40Х (закалка в масле, отпуск при 610—620° С, ох-

гоо(го)

150(15)

100(10)

50(5)

0,2

г

w

100

 

и иело

ци/ілоб

N/06

Рис. 8G. Результаты усталостных испытаний осей диаметром 200 мм, запрессованных в ступицы колес:

/ — кривая выносливости по разрушению для осей, упрочненных обка­ тыванием; 2 — к р и в а я выносливости (для тех ж е осей) по образованию трещин, не приводящих к излому; 3 — т о же, что /, для неупрочненных осей

лаждение в воде) имели более низкий предел

выносливо­

сти по разрушению, чем оси из углеродистой

стали (нор­

мализованные и обкатанные):

135 и 150 Мн/м2

(13,5 и

15,0 кГ/мм2).,

тогда как предел выносливости по трещино-

образованию

был несколько

выше для первых:

110 и

95 Мн/м2 ( 11,0 и 9,5 кГ/мм2).

t

 

 

184


При исследовании циклической прочности железнодо­ рожных осей в зоне посадки колеса установлено, что для

неупрочненных

осей диаметром 240 мм предел выносли­

вости

по

трещинообразованию

составил

35

Мн/м2

(3,5

 

кГ/мм2),

а

по раз­

 

 

 

 

рушению

 

60

 

Мн/м2

б.г,Пн/г)г

 

кГ/tm1

(6 кГ/мм2).

За счет

обка­

100 -

 

 

-

тывания оба предела вы­

 

 

 

 

 

 

носливости

 

были

повы­

90

1

 

-

шены

примерно в 2 раза.

 

 

 

 

 

Конструктивные

фак­

SO

 

торы

оказывают

весьма

 

 

г

 

сильное влияние на уста­

70

 

 

 

 

 

лостную

прочность

осей

/

 

 

 

и валов

по

разрушению

60 у

 

-

и

трещинообразованию.

1,00 1,05 1,Ю IJ5 1,20

Только

за счет

увеличе­

Отношение диапетров подступичной

ния

 

отношения

диамет­

 

и средней частей оси

ров

подступичной и сред­

Рис.

87. Зависимости

пределов вынос­

ней

частей

с 1,0 до 1,2

ливости вагонных осей по разрушению

оба

 

предела

выносливо­

отношения диаметров

в подступичной

 

 

 

 

 

 

 

 

(/) и по образованию

трещин

(2) от со­

сти

(по разрушению и

 

и средней

частях

 

возникновению

трещин)

 

 

 

 

возрастают

 

 

приблизи­

 

 

 

 

тельно

на 50%. Диаметр

подступичной части

состав­

лял

около 200 мм, испытания проводили с напрессован­

ным колесом

(рис. 87).

 

 

 

 

 

 

 

3. ВЛИЯНИЕ МАСШТАБНОГО ФАКТОРА

 

 

При

усталости

наблюдается

снижение

пределов вы­

носливости с увеличением

размеров. При анализе скоро­

сти роста трещин следует учитывать, что в связи с более

высокой усталостной прочностью

образцы небольшого

размера до образования трещины

работают при более

высоких напряжениях и потому усталостные трещины в таких образцах распространяются более интенсивно, чем в крупных образцах или деталях. При сравнительно низких предельных напряжениях усталостные трещины в больших образцах продвигаются медленно, часто с ос­ тановками. У крупных образцов скорость роста усталост­ ных трещин заметно снижается с повышением концент­ рации напряжений. При одинаковых амплитудных зна­ чениях циклических напряжений продолжительность

13—3

185


инкубационного периода /Ѵт, как правило, уменьшается по мере роста ширины плоского образца.

Влияние ширины рабочей части образца на распрост­ ранение усталостных трещин, начинающихся от отвер­ стия в центре образца, изучено на листовых алюминие-

l/w

I

OA

о.зу

0,2

 

 

17,5

N,rribic.

Рис. S8. Зависимость относительной

длины трещины от числа цик­

лов нагружения в о б р а з ц а х разной

ширины

(указана на

кривых)

из алюминиевого

сплава

B95

 

вых сплавах Д16АТ и В95 толщиной 3 мм [70]. Ширина

рабочей части составляла 100, 200, 400 и 800 мм,

длина

120, 240, 500 и 910 мм, а диаметр концентратора

4, 5, 6

и 7 мм. Приращение длины трещин фиксировали

мето­

дом электрического импеданса с точностью 0,1 мм. Ис­

пытания

на растяжение при Р=const

с

частотой

435 мин-1

показали, что с увеличением ширины

образцов

уменьшается Nm

и относительная длина

трещины в мо­

мент разрушения

(рис. 88). Скорость роста трещин воз­

растает с увеличением ширины образца и длины трещи­ ны (рис. 89). Следует отметить, что анализ выполнен при одинаковых начальных напряжениях (номинальных) независимо от4 ширины образца.

Влияние ширины образцов из малоуглеродистой ста­ ли на скорость роста усталостных трещин при знакопо­ стоянном циклическом растяжении исследовано в весь­ ма широком диапазоне ад: от 2,5 до 250 мм [71]. Все об­ разцы имели одинаковые острые краевые надрезы глубиной 1 мм. При ширине образцов более 12 мм NT не изменяется (рис. 90), тогда как NK непрерывно растет,

186


так как увеличивается расстояние, которое должна прой­ ти трещина до разрушения образца. Однако за счет уве­ личения скорости роста трещин влияние ширины на NK постепенно уменьшается. Например, при напряжении

К пп/цилл

7

I

• UOOnn /15пГ/пп')

гоопп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N, цилпав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 80. Изменение

т

(/) и

Л/к (//)

Рис. 89. Зависимость

скорости рас­

в зависимости от ширины образцов из

малоуглеродистой

стали

при

размахе

пространения трещины

от ее

длины

 

напряжений:

 

 

в

образцах разной

ширины

(указа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

на

кривых)

из

 

алюминиевого

/ — 150 Мн/м-:

(15 кГ/мм2);

2—100 Мн/м2

 

 

сплава

В95

 

и 3 50

Мн/м2

(5

кГ/млО)

100 Мн/м2

(10 кГ/мм2)

Nu увеличивается

в 10 раз при ро­

сте ширины с 2,5 до 25 мм,

но меньше чем

в 2 раза при

росте с 25 до 250 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

При постоянных длине начальной трещины /0 и отно­

шении этой длины к ширине образца lQ/w

наблюдаются

такие же закономерности с увеличением ш, доля Nn<

рез­

ко возрастает. Хотя в последнем случае

образцы

были

геометрически

подобными,

доля NT

изменялась от

90%

при w—2,5 до

< 1 %

при ОУ=250 мм

(рис. 91).

 

 

 

Данные о влиянии толщины образцов на скорость ро­

ста

трещин

противоречивы.

Поскольку

скорость

роста

трещины зависит от напряженного состояния

в ее вер--

шине, эта скорость должна

снижаться

 

при увеличении

степени двухосности. Поэтому естественно ожидать уменьшения скорости роста трещин с увеличением тол­ щины. Чаще всего подтверждается именно последнее предположение, однако есть и экспериментальные дан­ ные, противоречащие этому.

В некоторых работах не обнаружена связь между значениями показателя степени п в формуле роста Трещин

dl/dN » С (Л/О"

13»

»87


и толщиной ооразцов, тогда как в других установлено увеличение скорости роста трещин с уменьшением тол­ щины материала.

Сравнение скоростей роста трещин в образцах тол­ щиной 25,4 и 50,8 мм из высокопрочной Сг—Ni—Mo ста­ ли показало, что линия регрессии для образцов толщи-

і0Ы--о,і

2,5

10 25

100

250

2,5

/0

25

WO

250

Ширина образца,

пн

 

Ширина оаразца, пп

Рис. 91. Соотношение

периодов N т

и N.M

в зависимости

от

ширины

образца при постоянной длине начальной

трещины

(а) и при постоян­

ном

отношении

длины трещины к

ширине

образца (б)

ной 50,8 мм была параллельна полученной для образцов половинной толщины, но лежала ниже. При одинаковых значениях АК скорость роста трещин с увеличением вдвое толщины образцов возросла в ~1,5—2 раза [58].

При испытании на плоский изгиб образцов разного размера и формы установлено [72], что продолжитель­

ность

распространения трещины

возрастает

с увели­

чением

размера

образца,

концентрации напряжений

и уменьшением

прочностных

характеристик

материала.

В. М. Маркочев

и Б. А. Дроздовский [73] на

образцах

разной

ширины

(20, 50, 100 и 200

мм) из алюминиевого

сплава

показали, что скорость развития трещины растет

пропорционально увеличению ширины образца, в то вре­ мя как при одном и том же исходном напряжении число циклов до разрушения мало зависит от ширины образца.

Влияние толщины сечения на скорость роста трещин исследовано на плоских образцах с глубоким щелевидным надрезом толщиной 25 и 50 мм из вакуумированной

188