Файл: Школьник, Л. М. Скорость роста трещин и живучесть металла.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Ni—Mo—V электростали, подвергнутой термической об
работке на феррито-бейнитную |
структуру [0,23% |
С; |
|||||
0,50% |
Мп; 3,4% Ni; 0,30% |
Mo; 0,07% |
V; <гт =583 |
Мн/м2 |
|||
(58,3 |
кГ/мм2); ав=750 |
Мн/м2 |
(75,0 |
кГ/мм2) 6 = 2 1 % ; |
ф = |
||
= 5 3 % ] . Испытания, |
выполненные |
при синусоидальном |
|||||
цикле |
однозначного |
растяжения |
частотой |
900 |
и |
W* |
10J |
ГО* |
Ю5 |
N. |
Рис. 92. Изменение NK в зависимости от К для образцов различной толщины
1800 мин~\ при комнатной температуре позволили уста новить [74], что увеличение толщины образцов приво дит к снижению скорости роста трещин и увеличению усталостной долговечности. За исключением области весьма высокой начальной интенсивности напряжений требуется значительно большее число циклов для раз рушения образцов толщиной 50 мм, чем толщиной 25 мм. В том случае, когда двухосное напряженное со стояние изменяется в сторону одноосного, скорость ро ста трещин должна возрастать. Это как раз и происхо дит при уменьшении толщины образцов (рис. 92).
На плоских образцах из алюминиевого сплава Д16Т толщиной 3 мм при длине рабочей части 125, 725 и 1225 мм и ширине 220 мм с центральным концентра тором напряжений в виде отверстия диаметром 5 мм бы ло установлено, что длина образцов в указанных широ ких пределах при постоянной нагрузке не оказывает
18Ѳ
влияния на их долговечность и скорость распростране ния усталостной трещины [70].
Как уже отмечалось, результаты исследования скоро сти роста трещин в сильной степени зависят от принятой методики нагружения, т. е. очень важно, проходят ли ис-
а |
б |
в |
г |
|
Рис. 83. |
Геометрически подобные образцы |
из алюминиевого |
сплава |
|
|
(о — г) |
и эскиз надреза |
(о) |
|
пытания |
при постоянной нагрузке |
или нагрузка |
коррек |
|
тируется |
в процессе испытания, а напряжения |
остаются |
||
постоянными. В связи |
с этим интересны данные [75] |
о скорости роста трещин в геометрически подобных ли
стовых образцах различного |
размера |
(рис. 93) из |
алю |
|||
миниевого сплава 24S-T толщиной 2 мм с центральным |
||||||
надрезом, |
испытанных |
на циклическое |
растяжение |
при |
||
ступенчатом |
регулировании нагрузки |
в зависимости от |
||||
длины трещины с тем, чтобы |
напряжения сохранялись |
|||||
постоянными |
( 0 а = 6 О |
Мн/м2, |
или 6,0 кГ/мм2; |
а о т = |
||
=60 Мн/м2, |
или 6 кГ/мм2). Длина надреза во всех образ |
цах с шириной от 22,7 до 170,6 мм составляла ~12% от ширины образца; частота испытания 2200 мин~х. Длина трещины устанавливалась с помощью микроскопа при увеличении 20.
Результаты испытаний (рис. 94, табл. 32) позволяют отметить, что длительность инкубационного периода до появления трещины уменьшается с увеличением ширины образцов и абсолютных размеров глубины надреза. При этом скорость роста трещины, наоборот, возрастает. Та кое заключение может быть сделано, если рассматривать абсолютный прирост длины трещины и 1Q-3 мм на 109
19А
Т А Б Л И Ц А 33. |
ЧИСЛО |
Ц И К Л О В |
Д О |
П О Я В Л Е Н И Я Т Р Е Щ И Н Ы |
|||||||||
II СКОРОСТЬ РОСТА Т Р Е Щ И Н |
В Л И С Т О В О М |
А Л Ю М И Н И Е В О М |
С П Л А В Е |
||||||||||
|
П Р И И С П Ы Т А Н И И НА Ц И К Л И Ч Е С К О Е Р А С Т Я Ж Е Н И Е |
|
|||||||||||
П Р И |
ПОСТОЯННОМ |
Н А П Р Я Ж Е Н И И |
|
Мн/м1 |
(6,0 |
кГіммЦ |
|||||||
II |
О |
=60 |
ЛІн/л(2 |
(6,0 |
кГІмм") |
(НАГРУЗКУ |
К О Р Р Е К Т И Р О В А Л И |
||||||
|
|
|
|
ПО |
М Е Р Е |
РОСТА Т Р Е Щ И Н Ы ) . |
|
|
|
||||
Т О Л Щ И Н А |
О Б Р А З Ц О В |
2 мм, |
ЧАСТОТА |
И С П Ы Т А Н И Я |
2200 мин~1 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость |
роста |
|
Ширина |
|
Длина |
Р а д и у с пер- |
Mj, |
тыс. |
|
трещины |
||||||
|
|
|
|
||||||||||
образца |
і», |
|
надреза п, |
шнны |
н а д р е |
циклоп |
|
|
|
||||
мм |
|
|
мм |
|
|
за |
р, мм |
|
іо-«. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мм/цикл |
|
|
22,7 |
|
2,75 |
|
0,05 |
|
36,0 |
39,7 |
0,350 |
|||||
45,5 |
|
5,50 |
|
0,10 |
|
4,4 |
106,5 |
0,469 |
|||||
68,5 |
|
8,25 |
|
0,15 |
|
4,0 |
147,8 |
0,432 |
|||||
170,6 |
|
20,6 |
|
|
0,38 |
|
2,6 |
305,4 |
0,358 |
циклов. Однако если оценивать скорость роста по отно шению прироста длины трещины к ширине образца в процентах на 103 циклов, то обнаруживается, что эта относительная скорость роста трещины является своего рода константой материала, так как она очень мало из меняется с изменени ем ширины образца (можно считать, что это изменение нахо дится в пределах воз можного рассеяния ре зультатов опытов).
4.НЕКОТОРЫЕ
ОБ Щ И Е П Р И Н Ц И П Ы ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ
КОНСТРУКЦИИ
Практика показа ла, что, кроме прочно сти при проектирова нии многих конструк ций и деталей машин,
191
необходимо обеспечивать и живучесть. Эти понятия не исключают, а дополняют друг друга. Некоторые из спо собов повышения живучести формально не приводят к увеличению прочности или снижению рабочих напря жении, но их использование позволяет сделать конструк цию более безопасной и надежной в эксплуатации. Сле дует учитывать, что в некоторых случаях возможно по вышение трудоемкости изготовления и даже массы кон струкций. Однако в большинстве случаев можно доби ваться одновременного повышения прочности и живуче сти. К общим принципам повышения живучести относят ся следующие.
1. Использование материала с хорошей сопротивляе мостью развитию трещин. Повысить эту сопротивляе мость можно созданием благоприятного распределения остаточных напряжений за счет использования техноло гических способов упрочнения главным образом поверх ностного, а также благоприятной текстуры и градиентов изменения механических свойств и структуры. Сопро тивление развитию трещины высоко в пластинчатых и композитных материалах, которыми рекомендуется за менять сплошные.
2. Предусмотрение возможного места возникновения и, главное, направления развития трещин и использова ние в конструкции элементов, способных прерывать рас пространение трещины. Такими элементами могут быть детали с заранее предусмотренными несплошностями и разрывами в виде отверстий, перфорированные листы (взамен сплошных), два листа, установленные последо
вательно (взамен одного) с промежуточным |
креплением |
и ребрами жесткости, пластинчатые |
конструкции |
(взамен сплошных), сверления по ходу возможного развития трещин (этот способ широко используется как способ приостановки развития трещин при ремонте)
идр.
3.Введение в конструкцию ряда параллельно нагру жаемых элементов, усталостное разрушение одного или нескольких из которых не вызывает разрушения всей конструкции в целом. Введение в конструкцию звена, по ломка которого, хотя оно и заведомо слабее других, не вызывает аварии, но является сигналом наступления не благоприятной ситуации. Такой деталью, например, яв ляется зуб корпуса вагонной автосцепки.
192