Файл: Школьник, Л. М. Скорость роста трещин и живучесть металла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ni—Mo—V электростали, подвергнутой термической об­

работке на феррито-бейнитную

структуру [0,23%

С;

0,50%

Мп; 3,4% Ni; 0,30%

Mo; 0,07%

V; <гт =583

Мн/м2

(58,3

кГ/мм2); ав=750

Мн/м2

(75,0

кГ/мм2) 6 = 2 1 % ;

ф =

= 5 3 % ] . Испытания,

выполненные

при синусоидальном

цикле

однозначного

растяжения

частотой

900

и

W*

10J

ГО*

Ю5

N.

Рис. 92. Изменение NK в зависимости от К для образцов различной толщины

1800 мин~\ при комнатной температуре позволили уста­ новить [74], что увеличение толщины образцов приво­ дит к снижению скорости роста трещин и увеличению усталостной долговечности. За исключением области весьма высокой начальной интенсивности напряжений требуется значительно большее число циклов для раз­ рушения образцов толщиной 50 мм, чем толщиной 25 мм. В том случае, когда двухосное напряженное со­ стояние изменяется в сторону одноосного, скорость ро­ ста трещин должна возрастать. Это как раз и происхо­ дит при уменьшении толщины образцов (рис. 92).

На плоских образцах из алюминиевого сплава Д16Т толщиной 3 мм при длине рабочей части 125, 725 и 1225 мм и ширине 220 мм с центральным концентра­ тором напряжений в виде отверстия диаметром 5 мм бы­ ло установлено, что длина образцов в указанных широ­ ких пределах при постоянной нагрузке не оказывает

18Ѳ


влияния на их долговечность и скорость распростране­ ния усталостной трещины [70].

Как уже отмечалось, результаты исследования скоро­ сти роста трещин в сильной степени зависят от принятой методики нагружения, т. е. очень важно, проходят ли ис-

а

б

в

г

 

Рис. 83.

Геометрически подобные образцы

из алюминиевого

сплава

 

(о — г)

и эскиз надреза

(о)

 

пытания

при постоянной нагрузке

или нагрузка

коррек­

тируется

в процессе испытания, а напряжения

остаются

постоянными. В связи

с этим интересны данные [75]

о скорости роста трещин в геометрически подобных ли­

стовых образцах различного

размера

(рис. 93) из

алю­

миниевого сплава 24S-T толщиной 2 мм с центральным

надрезом,

испытанных

на циклическое

растяжение

при

ступенчатом

регулировании нагрузки

в зависимости от

длины трещины с тем, чтобы

напряжения сохранялись

постоянными

( 0 а = 6 О

Мн/м2,

или 6,0 кГ/мм2;

а о т =

=60 Мн/м2,

или 6 кГ/мм2). Длина надреза во всех образ­

цах с шириной от 22,7 до 170,6 мм составляла ~12% от ширины образца; частота испытания 2200 мин~х. Длина трещины устанавливалась с помощью микроскопа при увеличении 20.

Результаты испытаний (рис. 94, табл. 32) позволяют отметить, что длительность инкубационного периода до появления трещины уменьшается с увеличением ширины образцов и абсолютных размеров глубины надреза. При этом скорость роста трещины, наоборот, возрастает. Та­ кое заключение может быть сделано, если рассматривать абсолютный прирост длины трещины и 1Q-3 мм на 109

19А



Т А Б Л И Ц А 33.

ЧИСЛО

Ц И К Л О В

Д О

П О Я В Л Е Н И Я Т Р Е Щ И Н Ы

II СКОРОСТЬ РОСТА Т Р Е Щ И Н

В Л И С Т О В О М

А Л Ю М И Н И Е В О М

С П Л А В Е

 

П Р И И С П Ы Т А Н И И НА Ц И К Л И Ч Е С К О Е Р А С Т Я Ж Е Н И Е

 

П Р И

ПОСТОЯННОМ

Н А П Р Я Ж Е Н И И

 

Мн/м1

(6,0

кГіммЦ

II

О

=60

ЛІн/л(2

(6,0

кГІмм")

(НАГРУЗКУ

К О Р Р Е К Т И Р О В А Л И

 

 

 

 

ПО

М Е Р Е

РОСТА Т Р Е Щ И Н Ы ) .

 

 

 

Т О Л Щ И Н А

О Б Р А З Ц О В

2 мм,

ЧАСТОТА

И С П Ы Т А Н И Я

2200 мин~1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость

роста

Ширина

 

Длина

Р а д и у с пер-

Mj,

тыс.

 

трещины

 

 

 

 

образца

і»,

 

надреза п,

шнны

н а д р е ­

циклоп

 

 

 

мм

 

 

мм

 

 

за

р, мм

 

іо-«.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мм/цикл

 

22,7

 

2,75

 

0,05

 

36,0

39,7

0,350

45,5

 

5,50

 

0,10

 

4,4

106,5

0,469

68,5

 

8,25

 

0,15

 

4,0

147,8

0,432

170,6

 

20,6

 

 

0,38

 

2,6

305,4

0,358

циклов. Однако если оценивать скорость роста по отно­ шению прироста длины трещины к ширине образца в процентах на 103 циклов, то обнаруживается, что эта относительная скорость роста трещины является своего рода константой материала, так как она очень мало из­ меняется с изменени­ ем ширины образца (можно считать, что это изменение нахо­ дится в пределах воз­ можного рассеяния ре­ зультатов опытов).

4.НЕКОТОРЫЕ

ОБ Щ И Е П Р И Н Ц И П Ы ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ

КОНСТРУКЦИИ

Практика показа­ ла, что, кроме прочно­ сти при проектирова­ нии многих конструк­ ций и деталей машин,

191


необходимо обеспечивать и живучесть. Эти понятия не исключают, а дополняют друг друга. Некоторые из спо­ собов повышения живучести формально не приводят к увеличению прочности или снижению рабочих напря­ жении, но их использование позволяет сделать конструк­ цию более безопасной и надежной в эксплуатации. Сле­ дует учитывать, что в некоторых случаях возможно по­ вышение трудоемкости изготовления и даже массы кон­ струкций. Однако в большинстве случаев можно доби­ ваться одновременного повышения прочности и живуче­ сти. К общим принципам повышения живучести относят­ ся следующие.

1. Использование материала с хорошей сопротивляе­ мостью развитию трещин. Повысить эту сопротивляе­ мость можно созданием благоприятного распределения остаточных напряжений за счет использования техноло­ гических способов упрочнения главным образом поверх­ ностного, а также благоприятной текстуры и градиентов изменения механических свойств и структуры. Сопро­ тивление развитию трещины высоко в пластинчатых и композитных материалах, которыми рекомендуется за­ менять сплошные.

2. Предусмотрение возможного места возникновения и, главное, направления развития трещин и использова­ ние в конструкции элементов, способных прерывать рас­ пространение трещины. Такими элементами могут быть детали с заранее предусмотренными несплошностями и разрывами в виде отверстий, перфорированные листы (взамен сплошных), два листа, установленные последо­

вательно (взамен одного) с промежуточным

креплением

и ребрами жесткости, пластинчатые

конструкции

(взамен сплошных), сверления по ходу возможного развития трещин (этот способ широко используется как способ приостановки развития трещин при ремонте)

идр.

3.Введение в конструкцию ряда параллельно нагру­ жаемых элементов, усталостное разрушение одного или нескольких из которых не вызывает разрушения всей конструкции в целом. Введение в конструкцию звена, по­ ломка которого, хотя оно и заведомо слабее других, не вызывает аварии, но является сигналом наступления не­ благоприятной ситуации. Такой деталью, например, яв­ ляется зуб корпуса вагонной автосцепки.

192