Файл: Чесноков, Н. И. Оптимизация решений при разработке урановых месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
ботки по продуктивности жильных площадей и их количеству, которое удовлетворяло бы плановые задания по показателям, установленным годовым планом. Это значит, что необходимо найти такой алгоритм оптималь ного распределения добычи по выемочным участкам, который позволил бы определить оптимальное состояние системы в целом (приблизиться к глобальному опти муму системы) и в то же время учитывал бы оптималь ное состояние подсистем по субкрптерпям. В такой по становке задача нахождения оптимального состояния системы в целом может рассматриваться как многоце левая.
Формулировка многоцелевой задачи оптимального распределения добычи продукции по выемочным участ кам может быть выполнена, например, в двух вариантах
(табл. 6.1).
Критерии
Максимальная добыча металла
Минимальная себестоимость получе ния единицы конечной продукции
Минимальные сапитальные затраты
Критерии
Максимальная добыча металла
Минимальная трудоемкость получе ния единицы конечной продукции Минимальные капитальные затраты
1 вариант
W
Ж
И вариант
I
Таблица 61
Ограничения
Содержание металла п товарной продукции
( 1 1 и^ |
амакс) |
Добыча товарной руды ісс)
Трудоемкость получения единицы конечной продукшш ( Т < т макс)
Ограничения
Себестоимость единицы конечной продукции
СполнМин^-б1полн^
< С полнмакс Содержание . металла
в товарной продукции Тміііі^т<омакс
Людские ресурсы
по видам работ Bj <c Bj макс
2 7 2
В каждом варианте выделено по три главных кри терия с вынесением прочих показателей в разряд огра ничений. При этом следует учесть, что порядок распо ложения критериев оптимизации и ограничений не означает рангового порядка их значимости.
По каждому из критериев и сопряженным с ними показателям, выделенным в разряд ограничений, состав ляются оптимизационные плановые модели, в результате решения которых находят субоптимумы системы горно рудного производства. Полученные оптимальные реше ния по разным критериям являются основой нахождения компромиссного многоцелевого решения с использова нием теории игр.
Алгоритм многоцелевого оптимального распределе ния добычных работ по выемочным участкам различных категорий продуктивности с применением методов тео рии игр. Рассмотрим условия задачи многоцелевого распределения добычных работ методами теории игр.
Имеются два игрока (условно): А — производствен ное предприятие и В — природа.
Стратегия производственного предприятия опреде ляется его производственной программой в соответствии с заданными показателями. Стратегия фиктивного игрока В сложна п многообразна, она не может быть охарактеризована одним обобщающим критерием. Она состоит из множества целевых функций Zb Z2, .... Z„. Фиктивный игрок В может быть также интерпретирован как орган, выдающий задания производственному пред приятию (игроку А). Игрок А должен выбрать для себя такую -стратегию, чтобы соответствовать окружающей его природе, а также соответствовать производственным задачам, определяемым ему вышестоящими организа- цияіМп. Оптимальная стратегия игрока А должна обес
печивать ему при любых действиях игрока В выигрыш, не меньший, чем цена игры V. Игроку А необходимо определиться относительно возможного риска. Нужно выбрать наступательную или оборонительную страте
гию.
Оборонительная стратегия строится на принципе осторожности и сводит риск к минимуму, в то время как наступательная стратегия, хотя и направлена на полу чение наибольшего выигрыша, сопряжена с большим риском при ее реализации.
Оборонительную стратегию принято называть также
273
оптимальной стратегией, выбор ее в рассматриваемом случае наиболее целесообразен, особенно если учесть, что игрок А в своей игре должен учитывать не только все возможные проявления окружающей среды (природ ные условия месторождения), но и управляющие воз действия вышестоящего органа.
В соответствии с изложенным задание сформулиро
вано следующим образом: имеется система целевых
П
функций CijXj-HTiin (max) с системой ограничений
АХ^Ь и Х^О, где А — матрица коэффициентов ограни чений; X — искомый вектор, равный вектору независи мой переменной; Ь — вектор абсолютного (свободного) члена систем ограничений. Целевые задачи Zb Z2, ..., т
обозначены как Z (Сцхj ) :
Z {C { jX j) = Сп Х х - j - С /2Х 2 + |
• • • + c im X n f |
Часть целевых функций, соответствующих г^.т кри териям, должна быть максимизирована; соответствую щих критериям (пг — г) — минимизирована.
Каждая из j = (1, т) целевых функций
Z = СдХі -)- с12х2+ • • • + сітхт -> min (max)
подлежит оптимизации в отдельности с ограничениями Лх Ь, х^О.
После оптимизации /= 1, 2, . . т целевых функций будет найдено т оптимальных решений вектора xj. По лученные одноцелевые оптимальные решения являются основой для определения оптимального состояния иссле дуемой системы в целом.
Применительно к поставленной задаче оптимизации задание может быть сформулировано следующим обра
зом. Имеется выпуклая линейная комбинация |
|
||
Х0 = |
^>lxl "f" ^2Х2 + • |
• • Ч‘ ^тхт |
(5Л 9) |
с ограничениями |
0, / = (1, |
т), соответствующая т |
оптимальным производственным векторам Xj. По отно шению ко всем рассматриваемым критериям эта выпук лая линейная комбинация представляет оптимальные решения, поэтому в наибольшей степени отвечает одно временно всем поставленным целевым задачам. Для нахождения многоцелевого оптимального решения долж на быть составлена матрица альтернативных потерь V
274
в соответствии с принципом min max (критерием Сэ виджа).
Игрок А имеет в своем распоряжении стратегическое количество М] = {хі, х2, . . х,„}, а игрок В — стратеги ческое количество М2= {2 £'і; ZE2; ZEm}, причем ZE характеризует max или min целевой функции.
Платежная матрица игры V приведена в табл. 62.
Таблица 62
|
Z E ^ |
Z E ,, |
|
Z E r |
Z E r + 1 . . . |
Z E m |
|
*1 |
0 |
— "12 |
. . . |
— " l г |
— " l |
r + l |
— ° v n |
|
— Ü21 |
0 |
|
— " a r |
~ v 2, |
r+ 1 . . . |
"am |
* г |
— " r l |
— vra |
0 |
- vr , r + 1 |
— " rm |
х г+ і |
- vr + 1,1 |
~~vr+ 1 , 2 . . |
. ~ vr+ 1 , r |
0 |
vr + l, m |
х т um i Vm2 vmr ~ v m . r + 1 . . . 0
При составлении платежной |
матрицы |
принято, что |
|
Л |
|
если игрок В выберет стратегию |
ZE\ = |
СцХ{—.►max, а |
игрок А примет решение, соответствующее оптимальному вектору производства хь то он не будет иметь потерь, поскольку вектор Xj по отношению к целевой функции ZE\ является оптимальным. В другом случае, если игрок В выберет стратегию ZEU а игрок А примет реше ние, соответствующее оптимальному вектору производ ства х2, то игрок А потерпит убыток в размере —ѵ2І. По терминологии теории игр, игрок А должен выплатить игроку В проигрыш в размере —ѵ2\. Дальнейшие ходы
275
игроков интерпретируются аналогично изложенному выше. В общем случае, если представить, что р и q — любые произвольно выбранные элементы стратегических количеств игроков А и В, ход игры может быть сфор мулирован следующим образом: если игрок А выбирает производственный вариант хр, а игрок В независимо от А выбирает целевую функцию Zp, игрок А должен выплатить игроку В проигрыш в размере —vpq, хотя
—ѵРч может быть также равен нулю.
Игрок А, естественно, будет стремиться в соответ ствии со всеми ходами игрока В (в соответствии с его целевыми функциями) выбрать производственные реше ния, приводящие к минимальным потерям. Такой эффект дает смешанная оптимальная стратегия. Для определе ния коэффициентов —v.pq платежной матрицы в такой постановке вопроса подходит абсолютная величина отно сительной погрешности по отношению к выбранной целевой функции
|
Z (с/х/) — Z (cftxft) |
к1 |
2 (с/х/) |
где х/ — оптимальный вектор производства; х,( — /е-й век тор производства.
Величина vpq представляет собой, таким образом, абсолютную величину относительной погрешности по отношению к ZEr+min (шах), если используют не опти мальный для этого случая вектор производства х,, а век тор х/(, оптимальный для целевой функции ZE;<-Hnin
(max).
Игры без седловой точки, как уже отмечалось, могут решаться методами линейного программирования. Это имеет преимущество в связи с возможностью использо вания стандартных алгоритмов и программ. Наиболее целесообразно для решения задач такого класса исполь зовать симплекс-метод линейного программирования.
Если обозначить оптимальные стратегии обоих игро ков через р и д, цена игры может быть определена как
Ѵ = / ( р д ) ; |
|
( 5 . 2 1 ) |
т |
рк > |
О, |
при |
||
т |
<7/ > |
0. |
при |
S ' " “ 1
276