Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I8I

Схема автоматического регулирования такого типа представ­ лена на рис.10.18. Если расход из баллона I в сеть уменьшается, то при данной производительности компрессора давление в нем возрастает и, передаваясь по трубе 2 к поршневому механизму 3, воздействует на поршень, который с помощью рычага прикрывает дроссельную заслонку 4. Производительность компрессора 5 умень­ шается, сравниваясь с расходом.

Регулирующее устройство может оыть настроено на требующуюся производительность изменением затяжки пружины поршневого меха­

низма 3.

 

О т ж и м а н и е в с а с ы в а ю щ е г о

к л а п а н а . Схема регуш-

рования отжиманием всасывающего клапана показана на рис.10.19.

Если вследствие уменьшения расхода воздуха давление в рѳсивѳрѳі

Рис.10.19. Схема регулирования производительности компрессора отжиманием всасывающих клапанов:

I - ресивер; 2 - механизм управления приводным двигателем; 3 - регулятор давления; 4 - трубопровод; 5 - регулятор

всасывания; 6 - вилка; 7 - всасывающий клапан

повысится, то сжатый воздух, отжимая клапан регулятора давле­ ния 3, пройдет по трубе 4 в регулятор всасывания 5, где начнет воздействовать на поршень. При перемещении поршня вниз соеди­ ненная с его штоком вилка 6 отжимает всасывающие клапаны и они остаются постоянно открытыми до тех пор, пока в ресивере I снова не понизится давление и поршень регулятора всасывания 5 не приведет вилку 6 в исходное положение.

182

При открытых клапанах поступающий в цилиндр воздух будет обратно выталкиваться во всасывающий трубопровод и компрессор будет работать на режиме холостого хода. Одновременно с пере­ водом компрессора на холостой ход или рабочий режим с помощью поршневого механизма 2 в соответствующее положение переводится и приводной двигатель. Давление воздуха, при котором срабаты­ вает рассматриваемая система, можно регулировать путем измене­

ния затяжки клапанной пружины регулятора давления S.

 

И з м е н е н и е

 

о б ъ е м а

в р е д н о г о

п р о ­

с т р а н с т в а .

Из

формулы производительности

поршневого

компрессора (10.14)

видно, что регулировать

производительность

 

 

 

 

 

 

можно

изменением коэф­

 

 

 

 

 

 

фициента

подачи Л

, ве­

 

 

 

 

 

 

личина которого, в свою

 

 

 

 

 

 

очередь,

зависит от от­

 

 

 

 

 

 

носительного

объема

 

 

 

 

 

 

вредного

пространства.

 

 

 

 

 

 

Регулирование

этим

 

 

 

 

 

 

способом показано

на

 

 

 

 

 

 

диаграмме

 

Р - V

на

 

 

 

 

 

 

рис.10.20.

 

При объеме

 

 

 

 

 

 

/вредного

пространства

 

 

 

 

 

 

всасываемый

объем

газа

 

 

 

 

 

 

составляет

V, .

Если

Рис.10.20. Регулирование производи­

увеличить

 

объем вред­

ного

пространства

до

тельности

компрессора

изменением

 

объема

вредного пространства

 

V,

 

 

то

политропа

 

 

 

 

,

 

Вр.рег

объем газа Vt

расширения займет положение а- 4

и всасываемый

будет меньше

объема

у

. Новая политропа сжатия

1-2

будет со­

ответствовать

объему подаваемого

газа

У2рег •

 

 

 

 

В предельном случае объем вредного пространства можно уве­

личить столь

значительно, что политропы расширения

и сжатия

совпадут и индикаторная диаграмма представится линией 1-5. При этом компрессор не всасывает и не подает: оба клапана закрыты и в цилиндре происходит сжатие и расширение постоянного коли­ чества газа.

Для осуществления такого способа регулирования к вредному пространству присоединяется дополнительный объем в виде ци­ линдра с поршнем, управляемый вручную или автоматически.


183

Данный способ регулирования производительности очень эконоиичѳн и получил распространение в компрессорах большой мощности.

П р о ч и е с п о с о б ы р е г у л и р о в а н и я . Кроме рассмотренных способов регулирования производительности применяются регулирование чередованием периода стоянки и рабо­ ты компрессора (при мощности на валу до 200 квт), а также ре­ гулирование перепуском газа из полости нагнетания в полость всасывания или в атмосферу.

Все перечисленные способы регулирования могут осуществлять­ ся вручную или автоматически с помощью специальных устройств.

§ 10.8. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ

Поршневой компрессор состоит из корпуса, цилиндров с крыш­ ками, кривошипно-шатунного механизма с поршнями, клапанов, си-г стѳм смазки и охлаждения,а также вспомогательного оборудования.

Цилиндры обычно объединяются в блоки и вместе с корпусом и крышками составляют остов компрессора. Отливки остова произ­

водятся из обычного и легированного чугуна, а для транспортных компрессоров и компрессоров специального назначения выполняют­ ся иногда из алюминиевых сплавов.

В качестве материала для цилиндров на давления до 80 атм применяется чугун. При давлениях от 80 до 150 атм цилиндры изготовляются из стального литья, а для еще больших давлений применяются стальные кованые цилиндры из углеродистой и леги­ рованной стали.

Размещение всасывающих и нагнетательных клапанов осущест­ вляется в крышках цилиндров или в теле самого цилиндра. Разме­ щение клапанов в крышках предпочтительнее, так как в этом слу­ чае величина вредного пространства получается меньшей. Однако применение такого размещения клапанов не всегда возможно из-за конструктивной схемы компрессора.

Крышки цилиндров, а также клапанные крышка уплотняются специальными прокладками. В ступенях низкого давления приме­ няют паронит, фибру, медноасбестовые прокладки, а в ступенях высокого давления применяют кольца из отожженной красной меди или отожженного листового алюминия.

Поршни, применяемые в компрессорах, могут быть разделены на три следующие группы: тронковые, применяемые в компрессорах одностороннего действия; дисковые, служащие для компрессоров

184

двойного действия, и дифференциальные, используемые в много­ ступенчатых компрессорах. Тронковые поршни имеют шарнирное со­ единение с шатуном при помощи пальца, а дисковые - жестко скрепляются со штоком. Схема трѳхстулѳнчатого дифференциального

поршня, в качестве

примера,

приведена на рис.ІО.21. Рассматри­

 

 

 

ваемый поршень выполнен составным, со­

 

 

 

стоящим из блока I поршней I и П сту­

 

 

 

пени, поршня Ш ступени 2 и стяжного

 

 

 

болта 3.

 

 

 

 

 

 

 

Материал поршней - чугун или алю­

 

 

 

миниевые сплавы. Уплотнение

поршней

 

 

 

обычно осуществляется разрезными порш­

 

 

 

невыми кольцами. Поршневые кольца при­

 

 

 

меняются в поршнях с диаметром от 80мм

 

 

 

для

давлений до 400 атм.

В качестве

 

 

 

материала для колец используется чугун

 

 

 

и при высоких давлениях - бронза. Чис­

Рис.10.21. Дифференци­

ло

колец на одном

поршне

в зависимости

альный трехступенчатый

от

давления может

быть от 2

до 30.

поршень:

 

и

 

Клапаны в компрессорах выполняются

I - блок

поршней I

 

П ступеней; 2 -поршень

самодействующими,

срабатывающими под

Ш ступени;

3 - стяжной

болт

 

действием перепада

давлений.

 

На рис.ІО.22 представлена схема устройства самодействую­ щего клапана, состоящего из седла I, закрывающего органа 2, ограничителя 3 и пружины 4. Когда усилие, создаваемое давле­ нием рц , превысит сопротивление от давления р и силы сжатия пру­ жины, клапан откроется. При соот­ ветствующем уменьшении давления/^ клапан закроется. Самодействующие клапаны автоматически поддержи­ вают в цилиндре компрессора дав­

ления всасывания и нагнетания,

 

 

близкие к давлениям

во всасываю­

Рис.10.22. Схема самодей­

щем и нагнетательном патрубках.

ствующего

клапана:

I - седло; 2

- 'закрываю­

 

 

Клапаны являются

наиболее от­

щий орган: 3 - ограничи­

ветственным элементом

поршневого

тель; 4 - пружина

 

 

компрессора, и поломки в них обычно бывают чаще, чем у какихлибо других деталей. К клапанам компрессора предъявляются сле­ дующие основные требования: I) герметичность в закрытом со­


Рис.10.23. Схема тарельчатого клапана: I-седло; 2 - ро­ зетка; 3-пружина; 4 - тарелка

185

стоянии, 2) своевременность открытия и закрытия; 3) минимальное сопротивление перетеканию газа, 4) износоустойчивость и проч­ ность, 5) взаимозаменяемость.

Чем выше число оборотов компрессора, тем труднее создать клапан, полностью отвечающий предъявляемым к нему требованиям. При достаточно сильной пружине замыкающий орган клапана садит­ ся на седло без значительного запаздывания после прихода поршня в мертвую точку. В случае слабой пружины клапан закрывается медленнее и замыкающий орган садится на седло уже под воздейст­ вием обратного потока газа с неизбежным при этом ударом. Такое запаздывание в закрытии клапана связано с потерей производи­ тельности и приводит к разрушению клапана.

С увеличением числа оборотов в целях быстродействия клапа­ на сила пружины должна возрастать. Однако усиление пружины вы­ зывает значительное дросселирование газа в клапане, влекущее к потере производительности и мощности. Поэтому улучшения ра­ боты клапана при повышении оборотов добиваются не усилением пружины, а предельным уменьшением массы (инерционности) его подвижных частей.

Клапаны компрессоров бывают тарельчатыми и пластинчатыми. Пластинчатые клапаны, в свою очередь, могут быть полосовыми и кольцевыми.

Схема тарельчатого клапана представлена на рис.10.23. Этот клапан состоит из седла I, розетки 2, сферической тарелки 4 и пружины 3. В клапане со сферической таре­ лочкой отсутствуют направляющие для движе­ ния закрывающего органа. Правильная посадка его на седло и ограничение подъема обеспе­ чивается соосностью отверстий в седле и гнезде для.пружины в розетке.

На рис.10.24 показана схема полосового клапана. Полосовой клапан состоит из ком­ плекта ячеек, расположенных в одном или не­ скольких рядах. У всех ячеек седлом клапана является общая клапанная плита I, имеющая

прорези. Пластины клапана 5, имеющие форму тонких прямоуголь­ ных полосок, обладают пружинящими свойствами. В свободном со­ стоянии они прилегают к-седлу I, но под действием перепада давлений могут выгибаться в пределах выполненных по дуге углублений в ограничителе подъема 3, и пропускать газ через

186

 

прорези 4 и 6. От сдвига

 

упругие пластинки предо­

 

храняются шпонками 2.

 

Схема кольцевого

 

клапана приведена

на

 

рис.ІО.25. Рассматрива­

 

емый клапан имеет сед- .

 

ло I, ограничитель подъ­

 

ема 2 и кольцевые пла­

 

стинки 3 с пружинами 4.

 

Пластины получают

на­

 

правление с помощью цен­

 

трирующих выступов. Ко­

 

личество кольцевых пла­

 

стин в зависимости

от

 

требуемого проходного

 

сечения колеблется

в

 

пределах от одной

до

 

четырех. Кольцевой кла­

 

пан выполняется либо с

Рис.10.24. Схема полосового клапана:

цилиндрическими пружи­

1 - клапанная плита; 2 - шпонка;

нами, расположенными по

8 - ограничитель подъема; 4 и б - про­

 

 

рези; 5 - упругие пластины

окружности каждого коль­

ца в количестве от трех

 

до шести штук, либо с кольцевой спиральной пружиной, устанав­ ливаемой по одной на каждую пластину. Последний тип пружины

обеспечивает более равно­ мерное прижатие кольцевой пластины к седлу.

Важное место в конст­

рукции компрессоров

зани­

мают

сальники,

которые

уплотняют

выступающие

концы коленчатых

валов.

В компрессорах применя­

ются

следующие конструк­

ции

сальников:

с мягкой

набивкой

и осевым

нажи­

мом, торцовые и мембран­ ные.

Рис.і0.25. Схема клапана с двумя кольцевыми пластинами:

I - седло; 2 - ограничитель подъ­ ема; 3 - кольцевая пластина;

4 - пружина

/



187

Рис.10.26.

Схема сальника

Рис.10.27. Схема сальника

с мягкой

набивкой:

торцового

типа:

1 и 7 - металлические кольца;

I - зажимная втулка; 2 и 6 - ре­

2 - фонарь;

3 - хлопчатобу­

зиновые кольца; 3 - неподвиж­

мажные кольца; 4 - свинцовые

ная букса; 4 - хлопчатобумаж­

кольца;

5 -

мягкое кольцо;

ная набивка;

5 - пружина;

6 -

зажимная втулка

7 - шайба

На рис.10.26 представлена схема сальника с мягкой набив­ кой, состоящего из хлопчатобумажных колец 3, которые насажены на кольца из свинца 4, соприкасающиеся непосредственно с ва­ лом. Для уплотнения сальника с передней стороны имеется мягкое кольцо 5 и металлическое 7. С другой стороны уплотнения также

имеется опорное метал­

лическое кольцо I. Ре­ гулировка затяжки саль­ ника осуществляется с помощью втулки 6. Смаз­ ка к трущимся поверх­ ностям подводится че­ рез фонарь 2. Ввиду бы­

строго износа

сальники

 

с мягкой

набивкой в по­

 

следнее

время

находят

 

все более ограниченное

Рис.10.28. Схема мембранного

применение.

 

сальника:

 

I - свинцовое кольцо: 2 - уплотни­

Схема сальника тор­

тельное кольцо; 3 и 4 - бронзовые

цового типа показана на

кольца; 5 и 6 - мембраны

 

рис.10.27. Этот сальник включает в себя зажимную втулку I и стальную шайбу 7, установленные на валу на шпонках. Между втул­ кой и шайбой находится хлопчатобумажная набивка 4, охватываемая