Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
188
резиновыми кольцами 2 и 6. Пружиной 5 втулка I плотно прижи мается к буксе 3. Уплотнение создается хорошо притертыми тор цевыми поверхностями вращающейся втулки и неподвижной буксы. Смазка сальника принудительная. Затяжка пружины 5 ограничивает ся исходя из условия сохранения жидкостной смазки между трущи мися поверхностями.
Мембранный сальник (рис.10.28) набивки не имеет. Он со стоит из стального уплотнительного кольца 2, насаженного на вал на шпонке. Плотность между кольцом 2 и буртиком вала обес печивается с помощью свинцового кольца I. Мембраны 5 и б с внешней стороны заделываются в корпусе сальника, а с внутрен ней - крепятся к бронзовым втулкам 3 п і Бронзовые втулки неподвижны и усилием мембран плотно прижимаются к кольцу 2.
Для усиления уплотняющей способности сальника в полость между мембранами под давлением подается масло, которое создает гидравлический затвор.
§ 10.9. СМАЗКА КОМПРЕССОРОВ
Основная вадача смазки состоит в сокращении износа тру щихся поверхностей и в уменьшении расхода энергии на трение.
Масла, применяемые для смазки компрессоров, должны быть вязкими при высоких температурах и обладать стабильностью, т.е. способностью сохранять свои свойства в среде сжимаемого газа. С водой компрессорные масла не должны образовывать эмульсий.
Смазка компрессоров, предназначенных для получения сжато го воздуха, производится маслом компрессорным І2(М) в зимнее время и маслом компрессорным І9(Т) в летнее время. Если ком прессор работает на давление выше нормального, а также при значительном износе гильз цилиндров, следует производить смаз ку компрессора более вязким маслом (например, от смазки ком прессорным маслом 12 следует перейти на масло компрессорное 19).
В случав отсутствия компрессорных масел они временно мо гут быть заменены маслами, имеющими близкие физические свойст ва (температуру вспышки, вязкость, стабильность и т.д.). За менителями компрессорных масел могут служить:
-смесь авиационных масел ПК и UC;
-цилиндровое II;
-смесь авиационного масла UK и автола 18 и т.д.
189
Смаэна азотных, азотоводородных и водородных компрессоров производится маслом "цилиндровое б".
Кислородные компрессоры не допускают применения минеральной смазки, так как при контакте с кислородом минеральные масла взрываются. Для смазки кислородных компрессоров применяют смесь дистиллированной воды с 6 - 8% технического глицерина.
Для смазки холодильных компрессоров применяются специальные минеральные масла ХА іфрнгус), ХФ-І2 и ХФ-22. В связи с тем, что во время работы холодильной машины масло попадает в различ ные ее части, имеющие разную температуру, к холодильным маслам предъявляются специфические требования. Холодильные масла долж ны иметь низкую температуру застывания и возможно более высокую температуру вспышки. Кроме того, масло не должно вступать в хи мическую реакцию с холодильным агентом.
Система смазки у поршневого компрессора может быть принуди тельная, разбрызгиванием и комбинированная.
Смазка коренных и шатунных подшипников, поршневых пальцев и других узлов трения, не соприкасающихся со сжатыми и нагре тыми гаэами, принципиально не отличается от смазки аналогичных узлов в других машинах и механизмах.
Цилиндры компрессора смазываются одним из следующих спосо бов: разбрызгиванием масла из картера, вводом распыленного мас ла в струю всасываемого газа, а также с помощью специальных на сосов - лубрикаторов, подающих масло под давлением непосредст венно на рабочую поверхность.
Смазка разбрызгиванием является одним из наиболее распро страненных способов смазки в компрессорах одностороннего дей ствия небольшой производительности. При этом способе в картер компрессора заливают масло до уровня, при котором нижняя го ловка шатуна, противовесы коленчатого вала или специальные разбрызгиватели, закрепленные на этих деталях, касаются зерка ла масла. При вращении коленчатого вала происходит разбрызги вание и оседание капелек масла на внутренней поверхности сте нок цилиндра. Капли масла, осевшие на стенках цилиндра, разно сятся затем поршневыми кольцами по всей его поверхности. Избы ток смазки снимается маслосъемными кольцами.
Данный способ смазки очень прост, однако он имеет ряд су щественных недостатков, основными из которых являются:
I)трудность регулирования количества масла, поступающего
вцилиндр;
190
2) интенсивное старение разбрызгиваемого масла и засорение его пылью;
3) зависимость от изменения уровня масла в картере. Смазку вводом распыленного масла в струю сжимаемого гага
применяют для многоступенчатых компрессоров, цилиндры которых не всегда сообщаются с полостью картера (например, цилиндры компрессора с дифференциальным поршнем). Поступление распылен ного масла в цилиндр I ступени происходит либо из масленки-ка пельницы, установленной на всасывающем патрубке, либо из по лости картера вместе с газом, который специально для этой цеди частично всасывается черев картер. Поступившее в цилиндр пер вой ступени масло оседает на стенках цилиндра и разносится поршневыми кольцами по всей поверхности трения. Цилиндры сле дующих ступеней последовательно смазываются маслом, унесенным с газом из первой ступени.
Этот способ смазки несложен и допускает регулирование по дачи масла в цилиндры. Недостатком данного способа является сильное окисление распыленного масла.
Смазка цилиндров с помощью лубрикаторных насосов применяет ся в компрессорах высокого давления и большой производитель ности.
§10.10. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Квспомогательному оборудованию компрессоров относятся хо лодильники, масловлагоотдѳдитѳли, предохранительные клапаны, газосборники (ресиверы), коммуникации, оборудование для про дувки и контрольно-измерительные приборы.
|
Холодильники служат для |
|||
|
снижения температур! |
rasa |
||
|
после сжатия между ступеня |
|||
|
ми и перед подачей его |
по |
||
|
требителю. |
|
|
|
|
Холодильники компрессо |
|||
|
ров бывают |
кожухотрубные, |
||
|
радиаторные |
и змеѳвиковыѳ. |
||
|
Кожухотрубный холодиль- |
|||
Рис.10.29. Схема кожухотрубного |
ник (Р®с*Ю.29) состоит из |
|||
холодильника: |
цилиндрического |
кожуха 3 и |
||
1 и \ I т р у ^ и ^ ^ і л и т а кожух; |
"У4153 *РУбок 4, |
концы |
кото |
191
рых развальцованы в дисках 5, называемых трубными плитами. Внутри трубок обычно циркулирует охлаждающая вода, а снаружи они обдуваются охлаждаемым газом. Газ подводится к холодиль нику через патрубок, вваренный в кожух 8. На пути газа к вы ходному патрубку расположен ряд поперечных перегородок 2, за ставляющих его неоднократно пересекать пучок трубок 4, благо даря чему повышается теплообмен между газом и водой. Наличие перегородки I в крышке
кожуха раэбиваѳт холо дильник на две секции, в результате чего путь воды по трубкам удваи вается. Число секций в корпусе может быть и иным. Воэдушная полость холодильника оборудует
ся краном, служащим для слива конденсата, скапливающегося во время работы.
Кожухотрубные холодильники рассчитываются на давления, не превышающие 30 атм.
Для более высоких давлений применяют зиеевиковые холодиль
ники, конструкция которых ясна из рис.10.30. |
|
|||
Количество охлаждающей воды |
д |
, которое необходимо |
пода |
|
вать в холодильник, определяется по формуле |
|
|||
|
_ |
|
І/ча0і |
|
где |
& - количество воздуха, |
подаваемого компрессором |
в |
|
|
кгс/чае; |
|
|
|
tf |
и t2~ температура воздуха при'входе в холодильник |
и при |
||
|
выходе из него в °С; |
|
|
|
1, |
и т2температура охлаждвдей |
воды при входе и выходе яз |
холодильника в °С.
Для очистки сжатого газа или воздуха от влаги и масла, после ступеней компрессора (или после конечного холодильника), ставятся масловлагоотделитѳли. Действие иасловлагоотделнтелѳй основано на использовании инерционных сил: при резком повороте струи газа частицы влаги или масла, имеющие значительно боль шую инерционность, отделяются от него. Для достаточно полного
192
очищения газа его скорость в корпусе масловлагоотделителя не должна превышать 0,8 - 0,5 м/сек.
На рис.10.31 показано несколько схем конструкций масловлагоотдедителей. Объем масловлагоотделителѳй выбирают в 2-3 раза больмѳ объема цилиндра последней ступени.
Пормнѳвые компрессоры не обеспечивает равномерной подачи газа. Потребление rasa также непостоянно. Чтобы уменьшить ко лебание давления в результате неравномерности подачи и потреб ления гага, после компрессоров устанавливают газосборники (ре сиверы). Обычно они имеют цилиндрическую форму и изготовляются сварными из стальных листов. Размеры ресиверов назначаются в зависимости от производительности компрессора, конечного дав ления и системы регулирования.
Предохранительные клапаны являются автоматическими устрой ствами, ограничивающими повышение давления газа в системе.Если давление превысит допустимую величину, то предохранительный клапан под действием этого давления откроется и выпустит часть
Рис.10.31. Схемы устролстза засяоздагоо»делителей: а) со спиральным входом; б) с резким поворотом потока; в) с волнистыми элементами
газа в атмосферу. С восстановлением рабочего давления клапан закрывается.
По конструкции механизма, приминающего закрывающий орган к седлу, предохранительные клапаны делятся на груэовыв и пру жинные.
Схема пружинного предохранительного клапана изображена на рис.ІО.32. В этом клапане тарелка 2 прижимается к седлу I пру жиной 3. Натяг пружины регулируется навинчиванием крышки 5 на
193
корпус 4. Направление движения тарелки клапана обеспечивается отокои 7, скользящий в центральной расточке крышки 5. Гае при срабатывании клапана выходит в атмосферу или в другую систему через отверстия 8. Величина подъема тарелки ограничивается ограничителем хода б.
Тип г размеры предохранительных клапанов выбираются так, чтобы были обеспечены: четкая и надежная работа клапана, от
крытие его |
при |
заданном |
давлении, |
|
|
|
|||||||
необходимая |
пропускная |
|
способность |
|
|
|
|||||||
я закрытие его при требуемом давле |
|
|
|
||||||||||
нии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В любой конструкции |
|
предохрани |
|
|
|
||||||||
тельных клапанов давление, |
при |
ко |
|
|
|
||||||||
тором клапан открывается, в извест |
|
|
|
||||||||||
ных пределах поддается |
|
регулирова |
|
|
|
||||||||
нию. В соответствии с нормами |
пре |
|
|
|
|||||||||
дохранительные |
клапаны |
должны |
от |
|
|
|
|||||||
крываться при |
превыжении |
рабочего |
|
Рис.10.32. Схема предо |
|||||||||
давления |
р |
не |
более |
чем |
на 12%, |
|
|||||||
|
хранительного клапана: |
||||||||||||
если |
р |
< |
60 |
атм, |
и |
на |
7% |
при |
I - седло; 2 - тарелка; |
||||
3 - пружина; 4 - корпус; |
|||||||||||||
р > |
60 |
атм. После |
того |
как |
клапан |
||||||||
5 |
- крышка; |
6 - ограни |
|||||||||||
отрегулировав |
на требуемое |
давле |
читель хода; 7 - шток; |
||||||||||
8 |
- выпускное |
отверстие |
|||||||||||
ние, |
он пломбируется. |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Пропускная способность предохранительного клапана зависит от диаметра прохода в седле и высоты подъема клапана. В совре
менных |
конструкциях высота подъема |
клапана составляет |
0,3 - |
|
0,5 диаметра прохода в |
седле. При |
такой величине подъема про |
||
ходное |
сечение клапана испольгуѳтоя полностью и дальнеймее уве |
|||
личение |
его подъема не |
увеличивает |
пропускную способность, |
так как последняя будет уже лимитироваться площадью прохода в седле, а не площадью прохода между клапаном и седлом.
Предохранительные клапаны приводятся в действие сравни тельно редко, а потому, во избежание их заедания, которое мо жет быть вызвано коррозией или нагораниѳм, клапаны должны под вергаться периодическому открытию или прокручиванию тарелок. Для этой цели предохранительные клапаны снабжаются рычагами, рукоятками или другими специальными устройствами.
§ 10.II; ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИЙ
Для обеспечения надежности,долговечности и экономичности работы поршневого компрессора необходимо строгое соблюдение
194
правил и инструкций по его эксплуатации. Основные правила эксплуатации являются общими для всех типов конпреосоров. Раз витие обиих правил эксплуатации применительно к каждому кон кретному типу компрессорного агрегата и к условиям его работы отражается в инструкциях. Эти инструкции представляют собой перечень организационно-технических мероприятий и детализацию правил, последовательное выполнение которых обеспечивает нор мальную работу агрегата.
Остановимся на рассмотрении обиих правил по обслуживанию
порнневнх компрессоров. |
|
|
|
|
|
П р и г о т о в л е н и е |
к |
п у с к у |
и |
п у с к |
|
к о м п р е с с о р а . |
Основной |
условиями готовности ком |
прессора к действию и нормальной работе являются:
- свободное вращение коленчатого вала и перемещение порш невых групп и регулирующих устройств;
-наличие кондиционного масла и непрерывность подачи его
ктрущимся поверхностям;
-непрерывная подача топлива иди электроэнергии к двига
телю;
-достаточное поступление охлаждающей воды;
-соблюдение допустимых величин зазоров в трущихся парах;
-мтатный комплект и исправность контрольно-измерительных
мрегулирующих устройств;
-плотность соединений трубопроводов и прочность крепления компрессорного агрегата к фундаменту.
Следовательно, прежде чем приступить к пуску компрессора,
необходимо убедиться в его готовности, для чего необходимо:
-тщательно осмотреть и проверить состояние компрессорного агрегата, убрать все посторонние предметы;
-разгрузить цилиндры компрессора, открыв продувочные вен
тили;
-провернуть вручную вал компрессора на 2 - 3 оборота;
-слить отстой и проверить уровень масла в картере, в слу чав необходимости долить тщательно профильтрованное масло;
- отрегулировать |
капельные |
масленки на подачу 5 - 7 капель |
в минуту, поджать на I - 2 оборота крынки пресс-масленок,пред |
||
варительно убедившись |
в наличии |
консистентной смазки в них; |
-открыть краны на входной и выходной трубах охлаждения, по необходимости залить водяной насос;
-проверить открытие вентилей на манометры.