Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

i

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние органических кислот на изменение качеств масел

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термо-

Окисление в

Кислотное число,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аппарате ДК-2

мг

КОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окислит.

 

прираще­

 

после

 

 

 

Наименование продуктов

стабиль­

колич.

до

 

 

 

ность

ние вяз­

окисле­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при 250

осадка,

кости при

окисле­

ния в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

°С, мин

%

100 сс,

ния

аппарате

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сст

 

ДК-2

 

Машинное СУ

0,2%

нафтеновых кислот

18

4,72

13,58

0,08

1,57

 

»

+

 

18

5,87

18,81

1,36

2,01

 

 

 

+ 1 , 0 %

нафтеновых кислот

18

7,93

22,41

4,24

3,25

 

Д-11

 

+

0,2% нафтеновых кислот

23

7,51

10,23

0,07

0,87

 

»

28

9,29

15,17

1,49

0

 

»

 

+ 1,0%

нафтеновых кислот

30

10,61

26,51

5,30

0,29

 

ДС-11

 

 

 

 

 

 

 

 

29

7,26

20,84

0,08

0,26

 

>

 

+

0,2%

нафтеновых кислот

29

8,17

25,86

1,42

0

 

»

+

 

1,0%

нафтеновых кислот

27

9,88

31,43

5,29

0,28

 

Машинное СУ

+

0,2%

стеариновой кислоты

19

4,75

14,44

1,54

6,23

 

»

 

 

+1,0%

стеариновой кислоты

17

5,56

15,47

3,13

3,97

 

Д-11

+

0,2%

 

стеариновой

кислоты

29

7,56

10,61

1,38

0,28

 

»

+

1,0%

стеариновой

кислоты

30

7,85

11,40

3,83

1,42

 

ДС-11

+

0,2%

стеариновой кислоты

29

8,71

27,15

1,39

0

 

>

+ 1 , 0

стеариновой кислоты

29

9,16

40,84

3,93

0,95

 

Машинное СУ

+

0,2%

оксикислот

18,5

5,01

13,81

0,21

2,05

 

»

 

 

+

1,0%

оксикислот

18,0

7,26

19,35

0,50

3,67

 

Д-11

+

0,2%

оксикислот

 

24,5

9,24

10,61

0,23

1,46

 

»

+

1,0%

оксикислот

 

24

10,27

16,70

0,72

1,96

 

ДС-11

+

0,2%

оксикислот

 

33

8,46

25,41

1,76

0

 

»

+

1,0%

 

оксикислот

 

32

9,51

28,56

2,12

0

 

Машинное СУ

+

0,2%

стеариновой кислоты

16

5,39

14,73

1.17

2,69

 

»

 

 

+

1,0%

олеиновой кислоты

15

5,61

15,83

4,51

4,13

СП

Д-11

+

1,0%

 

олеиновой кислоты

24

8,67

19,56

4,24

0,90

ДС-11 +

0,2% олеиновой кислоты

25

8,67

23,41

1,33

0,01

 

>

+ 1 , 0 %

 

олеиновой кислоты

26

9,67

23,65

4,73

1,36

 

Т а

б л и

ц

а

5 9

Коксуемость,

%

 

;

 

 

Коррозияпо

НАМИметоду

часов25без

катализатора, 5Л!

до

после

окисле­

 

 

 

 

окисле­

ния в

 

 

 

 

ния

аппарате

 

 

 

 

 

ДК-2

 

 

 

 

0,12

1,39

 

112

0,16

1,86

 

301

 

0,40

5,24

 

817

0,31

3,05

 

125

0,60

3,40

 

346

0,99

4,06

 

869

0,28

3,71

 

 

 

10

0,45

4,44

 

358

 

0,87

8,32

 

957

 

0,24

1,67

 

310

 

0,34

2,04

 

351

 

0,52

3,57

 

276

 

0,94

3,92

 

 

621

 

0,34

0,2

 

 

331

 

0,92

4,02

 

 

662

 

0,13

2,65

 

 

239

 

0,35

6,57

 

 

315

 

0,40

4,41

 

 

265

 

0,84

4,98

 

 

294

 

0,32

7,12

 

 

446

 

0,44

9,15

 

 

718

 

0,12

1,65

 

 

251

 

0,16

1,94

 

 

487

 

0,90

4,18

 

 

746

 

0,40

5,01

 

 

330

 

0,87

6,74

 

 

561

 


Особо следует подчеркнуть влияние органических кислот на антикоррозионные (Свойства масел. В этом отношении (масла из бакинского и восточного .сырья резко отличаются друг от друга. При добавлении органических кислот наблю* дается более интенсивное повышение коррозионной агрессив­ ности масел из восточных нефтей. Если добавление кислот к маслам из бакинских нефтей способствует повышению кор­ розионности от 125 до 869 г/м2, то этот показатель для масел из восточных нефтей изменяется от 10 до 958 г/м2.

Сравнение кислотных чисел базовых масел с их корро­ зионной агрессивностью показывает, что между этими каче­ ствами масел наблюдается определенная зависимость. Уве­ личение кислотного числа базовых масел в зависимости от концентрации различных кислот в смеси вызывает ухудше­ ние антикоррозионных свойств масел, однако эта зависи­ мость для окисленных масел не сохраняется.

Из исследованных кислот наибольшее влияние на ин­ тенсивность изменения качеств масел оказывают нафтеновые кислоты, а наименьшее — стеариновая. Резкое повышение коррозионной агрессивности масел из восточных нефтей в смеси .с кислотами, по-видимому, можно объяснить углево­ дородным (составом этих масел.

Исследуя коррозионную агрессивность масел из (мало-

сернистых и сернистых нефтей в присутствии катализатора, К. С. Рамайя [28] показал, что углеводороды масел из сер­ нистых нефтей более чувствительны к окислению (менее стабильны), чем углеводороды, выделенные из масел малосернистых нефтей. Естественные ингибиторы (сернистыесоединения) замедляют процесс окисления масел из восточ­ ных нефтей, однако в присутствии катализатора они стано­ вятся малоэффективными.

Так, если величина коррозионности масел из бакинских нефтей в отношении свинца при окислении без катализатора в течение 25 часов при 140° С соответствует 125—460 г/м2, то для аналогичных масел из восточных нефтей она соответствует 10—<18 г/м2. В этих же условиях окисления в присутствия катализатора—<нафтената меди (0,02% )— величина корро­ зионности масел из бакинских и восточных нефтей оказыва­ ется примерно равной.

Нестабильность масел из восточных нефтей обнаружи­ вается и при их более продолжительно.м окислении в аппа­ рате ДК-НАМИ. На рис. 8 показаны результаты окисления масел из бакинских я восточных нефтей в аппарате ДКНАМИ продолжительностью 10, 30, 50 и 100 часов при тем­ пературе 200° С. Из представленных кривых видно, что если количеств1а осадков, образующихся в маслах из бакинских и восточных нефтей до 50 часов окисления, примерно одинако-

146


бы, to При дальнейшем увеличении продолжительности окис­ ления наблюдается значительный рост количества осадков

Рис. 8. Зависимость стабильности масел от продолжи­ тельности окисления: ----- масла из бакинских нефтей:

---------масла из восточных нефтей; общий осадок окис­ ленных масел: / —Д-11 и ДС-11; 2—АС-10 и АС-9,5; оксикислоты и асфальтены: 3—Д-11 и ДС-11; 4—АС-10

и АС-9,5.

для масел из сернистых нефтей (17% против 9% для масел из бакинских нефтей). При этом в составе осадков, выде­ ленных из окисленных масел восточных нефтей, резко уве­ личивается количество асфальтенов и оксижислот (85% против 2% для бакинских нефтей).

Следует 'Отметить, что пока еще нет единой точки зрения на эффективность сернистых соединений как естественных антиокислителей [20 и 21], имеется лишь указание [14—16] на то, что наиболее эффективными антиокислителями яв­ ляются моносульфиды. При этом сернистые соединения в большей степени 'Способны пассивировать каталитическое действие металлов вследствие образования на их поверхно­ сти защитной пленки, чем непосредственное воздействие этих соединений на окислительные цепи.

Результаты исследования влияния нейтральных смол и других .продуктов старения, выделенных из отработанных масел, на эксплуатационные свойства масел приведены в табл. 60. Данные показывают, что добавление к базовым ма'слам (машинному СУ, Д-11 и ДС-11) нейтральных смол в количестве 1—3% незначительно повышает термоокислитель­ ную стабильность масел в тонком слое (12—13 мин), кис­ лотное число (ОД мг КОН) и коксуемость базовых масел (0,1—0,2%)- В окисленном в аппарате ДК-НАМИ масле заметно увеличивается количество осадков (до 5%), повы­ шаются вязкость (15—20 сст) и коксуемость (0,6—3% ).

147

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 60

 

 

 

 

 

 

 

В л и я н и е н е й т р а л ь н ы х с м о л и п р о д у к т о в с т а р е н и я н а и з м е н е н и е к а ч е с т в м а с е л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окисление в аппа­

Кислотное число,

Коксуемость. %

Коррозия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термо-

рате ДК-2

мг КОН

по мето­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окислит.

 

прира­

 

после

 

после

ду

 

 

Масло с продуктами

стабиль­

колич.

до

до

НАМИ.

 

 

 

 

 

старения

 

ность при

щение

окисле­

окисле­

25 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

250°С, осадка, вязкости

окисле­

ния в

окисле­

ния в

без ката­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мин

%

при

ния

аппарате

ния

аппарате лизатора,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100°С,сс/и

 

ДК-2

 

ДК-2

г м 1

Машинное СУ

 

 

 

 

 

18

4,72

13,58

0,08

1,57

0,12

1,39

113

»

 

 

+ 1 %

нейтральных смол

21

5,97

15,20

0,15

2,0

0,13

1,58

146

»

 

 

+ 3 %

нейтральных смол

25

9,43

20,17

0,26

1,83

0,17

1,89

229

Д-11

+

1 %

нейтральных смол

23

7,51

10,23

0,07

0,87

0,31

3,05

125

»

32

8,30

18,42

0,09

0,89

0,34

3,64

142

»

+

3%

нейтральных

смол

37

10,37

29,70

0,20

0,89

0,44

4,43

170

ДС-11

+

1 %

нейтральных

смол

29

7,26

20,84

0,08

0,26

0,28

3,71

10

»

32

7,34

26,99

0,10

0,83

0,34

4,74

127

»

+

3%

нейтральных смол

42

10,11

39,26

0,20

1,38

0,48

6,89

184

Машинное СУ 4- 0,2% асфальтенов

19

5,01

13,96

0,21

1,42

0,34

4,22

229

»

 

 

+

0,5%

асфальтенов

20

6,24

14,52

0,53

1,44

0,42

7,14

339

Д-11

+

0,2% асфальтенов

 

25

8,18

12,75

0,24

1,26

0,47

4,27

240

»

+

0,5%

асфальтенов

 

26,5

8,87

13,91

0,56

1,84

0,77

6,17

342

ДС-11

+

0,2%

асфальтенов

30

7,97

22,43

0,17

1,09

0,41

4,42

241

»

+

0,5%

асфальтенов

33

8,31

24,67

0,47

1,37

0,53

7,83

357

Машинное СУ

+

1%

карбенов и карбоидов

19

9,62

13,51

0,08

2,01

1,01

4,15

291

»

 

 

+

2%

карбенов и карбоидов

21

10,92

13,64

0,10

1,59

2,14

5,58

434

Д-11

+

1%

карбенов

и карбоидов

24

8,71

10,55

0,06

0,73

1,35

4,86

234

» + 2%

карбенов и карбоидов

24

8,90

10,72

0,08

1,21

2,27

5,01

302

ДС-11

+

1% карбенов и карбоидов

33

8,29

20,67

0,06

2,34

1,24

6,56

248

»

+ 2 %

 

карбенов

и

карбоидов

33

9,11

21,81

0,08

2,20

2,31

6,82

365


Влияние нейтральных смол на стабильность масел различной природы неодинаково. Коксуемость и величина коррозионно­ сти также больше для масла ДС-11 из восточных неф тей , чем для масел из бакинских нефтей, по осадкообразованию масла Д-11 и ДС-11 находятся на одном уровне.

Добавление асфальтенов и оксикислот к исследуемым м;аслам не оказало влияния на термоокислительную стабиль­ ность их в тонком слое, однако заметно повысились кислот­ ное число и коксуемость базовых масел. В окисленных в смеси с асфальтенами и окоикислотами маслах значительно ухудшаются антикоррозионные свойства, увеличиваются ко­ личество осадков и коксуемость. Карбены и карбоиды, до­ бавленные к базовым маслам, не оказали влияния на термоокислительную стабильность, кислотное число испытанных масел, но количество осадков, величина коррозии и коксуе­ мость окисленных масел возросли.

Полученные нами данные лабораторных исследований по выяснению влияния продуктов старения, выделенных из отработанных масел, на стабильность и антикоррозионные свойства масел несколько отличаются от результатов, полу­ ченных при исследовании воздействия аналогичных продук­ тов, выделенных из окисленных .масел в лабораторных усло­ виях. Исследованием влияния продуктов старения, выделен­ ных из масел, окисленных в аппарате ДК-НАМИ, на ста­ бильность и коррозионные (Свойства масел нами установлено, что карбены и карбоиды не оказывают действия на корро­ зионные свойства. Наличие их лишь несколько повышает количество осадков, образующихся в окисленном масле. Так, в окисленных базовых маслах Д-11 и ДС-11 количество осадков составляло 7,5 и 7,26%, а величина коррозии — со­ ответственно 125 и 12 г/м2.

В окисленных в присутствии карбенов и карбоидов мас­ лах Д-11 и ДС-11 количество осадков соответствовало 8,1— 8,2%, а величина коррозии— 114 и 10 г/м2. При добавлении асфальтенов и оксикислот в испытуемые масла в результате окисления наблюдается заметное увеличение коррозии, одна­ ко при этом несущественно изменяется осадкообразование.

Так, величина коррозии в окисленных маслах в присут­ ствии асфальтенов и оксикислот для масла Д-11 составила 167 г/м2 против 125, а для масла ДС-11 —140 против 12 г/м2. Таким образом, карбены и карбоиды, выделенные из окис­ ленных в лабораторных условиях масел, не оказали влияния ■на коррозионную агрессивность масел и незначительно уве­ личивали количество осадков в них, а асфальтены и оксикислюты заметно ухудшили коррозионность испытуемых масел. Однако (следует отметить, что .продукты старении, выделенные из отработанных в двигателе масел, более ин­

149


тенсивно изменяют их качества, чем продукты, выделенные из масел, окисленных в лабораторных условиях.

Анализ продуктов старения, выделенных из отработан­ ных в двигателях масел, показал, что в осадках содержатся бронза, свинец и железо как продукты износа, которые, оче­ видно, оказывают каталитическое воздействие на окисляемо'сть масел. Из приведенных .материалов следует, что на интенсивность окисления масел в условиях работы двигателя оказывает влияние совместное действие ряда факторов (топливо и продукты неполного его сгорания, различные металлы и др.), отсутствующих при окислении масел в ла­ бораторных условиях. Условия окисления влияют на харак­ тер образующихся продуктов старения. Продукты старения, выделенные из отработанных в двигателях масел, имеют более агрессивный характер.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОДУКТОВ СТАРЕНИЯ МАСЕЛ НА РАБОТУ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Масла машинное СУ и Д-11 из бакинских нефтей, а так­ же ДС-И из восточного сырья в чистом виде и в смеси с различными продуктами старения были подвергнуты испы­ танию на дизельном одноцилиндровом двигателе 4-10,5/13 в течение 50 часов, без долива ма-сла и без фильтра тонкой очистки. Данные сравнительных исследований приведены в табл. 61—63. Анализируя результаты испытания различных базовых масел и смесей их с продуктами старения, выделен­ ными из отработанных масел, можно наблюдать ряд зако­ номерностей. Детали двигателя 4-10,5/13 после работы на маслах, содержащих продукты старения, оказались более загрязненными лаковыми отложениями и нагаром, чем соот­ ветствующие детали при работе на базовых маслах без про­ дуктов старения. При этом имели место потеря подвижности поршневых колец и значительное увеличение отложений на шейках коленчатого вала.

При испытании отработанного масла в смеси с ней­ тральными смолами возрастают количество отложений на­ гара и лака на деталях, потеря подвижности поршневых колец и наблюдается незначительное повышение износа по сравнению с результатами испытания базовых масел. Вве­ дение .в испытанные базовые масла осадка привело к интен­ сивному износу поршневых колец, отложениям лака и нага­ ра, а также к потере подвижности колец.

Оксикислоты и асфальтены, добавленные к исходным маслам, повысили интенсивность износа поршневых колец, отложения нагара, лака и потерю подвижности поршневых колец. В этом случае износ вкладышей шатунных подшип­ ников и отложения на шейках коленчатого вала оказались значительно большими, чем при работе на исходных маслах

150