Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
51 |
|
и м а с е л с п р и с а д к а м и н а д в и г а т е л е 1 - 4 1 0 ,5 /1 3 |
|
|
|
|
|
|||||
4749-49 |
|
|
|
Топливо ГОСТ 305-58 |
|
|
|
|||
ДС-11 |
|
Машинное СУ |
|
Д-11 |
|
|
ДС-11 |
|
||
с присад- |
|
с присад- |
|
с присад- |
|
с присад- |
||||
ками |
|
базо- |
ками |
базо- |
ками |
базо- |
ками |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
8% |
10% |
вое |
8% |
10% |
1В0* |
8% |
10% |
» ая |
8% |
10% |
БФК |
СБ-3 |
|
БФК |
СБ-3 |
|
БФК |
СБ-3 |
|
БФК |
СБ-3 |
236 |
171 |
303 |
217 |
166 |
372 |
245 |
227 |
398 |
266 |
234 |
0,18 |
0,08 |
0,80 |
0,28 |
0,36 |
1,04 |
0,65 |
0,19 |
1,14 |
0,67 |
0,74 |
2,0 |
2,0 |
5,50 |
4,5 |
4,5 |
6,0 |
4,5 |
4,5 |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
0 |
0 |
6 |
0,5 |
0,5 |
6 |
0 |
0 |
6 |
1,0 |
1,0 |
БФК обеспечили чистоту всех деталей и подвижность порш невых колец, причем эти присадки для всех масел оказались почти одинаково эффективными.
Исследование дизельных масел на установке УИМ-6
Из |
анализа результатов испытаний масел с присадками |
(табл. |
53 и 54) видно следующее: |
а) |
По чистоте деталей двигателя первое место занимает |
масло Д-11 из бакинских нефтей, второе — ДС-М из восточ |
|
ных нефтей и последнее — машинное масло СУ. |
|
б) |
По показателям суммарного и среднего износа порш |
невых колец лучшие результаты дает масло ДС-11, затем машинное СУ и Д-11.
в) По отложению нагара на поршневых кольцах после Д-11 идут машинное СУ и ДС-М.
г) Анализ отработанных масел показывает, что при близких значениях кислотного числа отработавших масел величины износа и отложений отличаются значительно, сле довательно, кислотное число не может служить критерием работоспособности масла.
д) Применение присадок к испытанным маслам значи тельно снизило количество отложений на деталях, в резуль тате чего оценка масел Д-41 и СУ с присадками БФК я СБ-3 составляет 3,5—5,5 балла против 17—22 при использовании тех же масел без присадок. Износ поршневых колец и отло жение нагара на кольцах при применении указанных приса док снижаются почти в два раза, также значительно снижа ются кислотное число, количество механических примесей и
135
$
Масла с присадками
Машинное СУ
» + 10% СБ-3 > + 8% БФК
Т а б л и ц а 5 2
Изменение качеств базовых масел н масел с присадками
При работе двигателя на топливе ГОСТ 4749-49
вязкостьпри 50 °С, сст |
коксуемость, % |
коррозияв аппарате 102-ДКчас, г'м* |
\ |
оксикислотыи асфальтены |
аппавобщий 2-ДКрате |
||||
|
|
|
Осадок, |
% |
1 |
* ! 1 |
|
4» |
|
|
|
|
|
|
5,73 |
1,83 |
44,8 |
2,39 |
0,40 |
13,38 |
0,91 |
38,0 |
2,46 |
0,25 |
32,91 |
0,91 |
18,3 |
1,06 |
0,19 |
смолы, |
! |
|
|
нейтральные |
% |
1,88
2,57
7,42
При работе двигателя на топливе
1 |
| 1 |
ГОСТ 305-58 |
|
||
коррозияв аппарате 10-2-ДКчас, г,!м2 |
аппавобщий 2-ДКрате |
оксикислотыи асфальтены |
|||
вязкостьпри 5 0 °С, сст |
коксуемость, % |
||||
|
|
|
Осадок. |
% |
|
, |
|
|
|
|
|
23,23 |
5,09 |
67,2 |
5,11 |
1,43 |
|
11,24 |
2,08 |
100,0 |
2,05 |
0,37 |
|
35,06 |
2,58 |
65,1 |
1,75 |
0,21 |
смолы, |
|
нейтральные |
% |
5,74
7,15
9,27
Д-11 |
базовое |
16,74 |
2,04 |
59,6 |
2,72 |
0,36 |
1,97 |
17,11 |
3,97 |
103,8 |
6,14 |
1,53 |
9,62 |
||
» |
+ |
10% |
СБ-3 |
16,23 |
0,62 |
31,2 |
1,17 |
0,19 |
3,57 |
12,87 |
1,72 |
112,0 |
3,97 |
0,73 |
9,01 |
> |
+ |
8% |
БФК |
19,54 |
0,81 |
19,4 |
0,96 |
0,10 |
3,86 |
25,03 |
2,54 |
67,9 |
2,40 |
0,38 |
12.4 |
ДС-11 |
базовое |
20,31 |
1,76 |
2,7 |
2,37 |
0,20 |
2,64 |
27,16 |
5,30 |
67,3 |
8,78 |
0,95 |
10,0 |
||
» |
+ |
10% |
СБ-3 |
21,59 |
1,11 |
28,2 |
1,37 |
0,06 |
3,42 |
22,05 |
1,67 |
72,1 |
1,68 |
0,16 |
4,02 |
» |
+ |
8% |
БФК |
21,68 |
0,65 |
7,7 |
0,81 |
0,03 |
6,84 |
24,22 |
1,78 |
47,9 |
1,37 |
0,09 |
10,93 |
Т а б л и ц а 53
Р е з у л ь т а т ы и с п ы т а н и я м а с е л с п р и с а д к а м и н а у с т а н о в к е У И М - б
Износ поршне
Масла с присадками вых колеи,
мг
Отложения Отложения лака и под нагара на вижность кольцах и в поршневых канавках, г котец,
баллы
Машинное СУ |
СБ-3 |
318,7 |
1,46 |
21,5 |
|||
» |
|
+ |
10% |
291,2 |
0,18 |
5,52 |
|
» |
|
+ 8 % |
БФК |
286,6 |
0,18 |
4,33 |
|
Д-11 из бакинского сырья |
408,2 |
0,39 |
12,6 |
||||
» |
+ |
10% |
СБ-3 |
254,2 |
0,19 |
2,7 |
|
> |
+ 8 % |
БФК |
236,8 |
0,19 |
3,5 |
||
ДС-11 из восточного сырья |
270,8 |
1,08 |
17,66 |
||||
» |
+ |
10% |
СБ-3 |
194,3 |
0,21 |
3,4 |
|
» |
+ 8 % |
БФК |
188,6 |
0,21 |
3,8 |
коррозионная агрессивность отработанных масел. Измене ние физико-химических свойств испытанных масел также сказывается на работе деталей двигателя.
е) Степень старения масла, накопление продуктов его окисления, .а вследствие этого износ и отложения на деталях двигателя УИМ-6 значительно больше, чем на двигателе 1-410,5/13. Это объясняется различием температурных усло вий работы указанных двигателей; на УИМ-6 температура
охлаждающей жидкости 135° С, масла — 100° С, |
а у двига |
|
теля 1-410,5/13 |
соответственно1— 80—85°С и |
65—70°С |
Процесс старения масла в двигателе «Москвич-407» |
||
На двигателе |
«Москвич-407» были исследованы автолы |
АС-10, АС-6 и машинное СУ из бакинских нефтей, а также АС-9,5 и АС-6 из восточных нефтей. Режим и продолжи тельность работы двигателя, обеспечивающие накопление в окисленном масле заметного количества продуктов окисле ния, устанавливались экспериментально. Принятая продол
жительность испытания составляла 50 часов. |
Температура |
|
масла при нагрузочных режимах достигала |
75—85° С, |
а |
воды на выходе—■ 78—88° С. Во время Испытания масло |
не |
доливали и не заменяли. После испытания ,производили анализ окисленного масла, а двигатель проходил микроме траж.
Результаты испытаний автолов ,в чистом виде и с при садками СБ-3 и БФК приведены в табл. 55, 56. Анализ этих данных позволяет сделать следующие выводы:
а) Разработанная методика краткоорочных 50-часовых 'испытаний на двигателе «Москвич-407», обеспечивающая
137
со
00
М а с л а
Д-11 из бакичск. нефтей
ДС-11 н к з
Машинное СУ
»+8% БФК
»+10% СБ-3
Д-11 +8% БФК
» +10% СБ-3+ + 1 % АН-22 к .
Т а б л и ц а 5 4
Физико-химические свойства отработанных масел (установка УИМ-6)
Вязкость, |
сст прц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Механи |
Несго- |
Кислот |
Железо |
Корро |
Общий |
|
|
Кокс, % |
Зола, % |
чески? |
рев:ине |
ное чис |
в масле, |
зия, |
осадок, |
|
|
|
|
п риме.и. |
осадки, |
ло, мг |
мг кг |
г м2 |
% |
50°С |
ю о т |
|
|
% |
% |
КОН |
|||
|
|
|
|
|
|||||
100,5 |
13,28 |
0,40 |
0,16 |
0,079 |
0,025 |
0,10 |
231,0 |
130,1 |
1,5 |
88,47 |
12,89 |
1,0 |
0,19 |
0,20 |
0,022 |
0,15 |
212,0 |
134,8 |
1,15 |
52,9 |
9,13 |
0,27 |
0,09 |
0,08 |
0,033 |
0,09 |
187,0 |
105,1 |
0,61 |
73,23 |
10,76 |
1,62 |
1,02 |
0,046 |
0,025 |
0,04 |
182,0 |
34,5 |
0,57 |
76,5 |
11,46 |
1,65 |
1,07 |
0,026 |
0,024 |
0,08 |
286,0 |
171,3 |
0,65 |
84,77 |
12,83 |
1,74 |
1,16 |
0,044 |
0,032 |
0,06 |
167,0 |
20,5 |
2.95 |
113,1 |
15,63 |
1,42 |
0,83 |
0,673 |
0,067 |
0,16 |
335,0 |
102,8 |
3,35 |
Т а б л и ц а 55
Влияние качеств масел и присадок иа показатели работоспособности двигателя «Москвич-407»
|
|
|
|
Масла из бакинских нефтей |
||||
|
|
Машинное СУ |
|
АС-6 |
|
|
||
Показатели работоспо |
с присад |
|
с присад |
|
||||
собности |
двигателя |
|
|
|||||
|
|
базовое __ |
ками |
базовое |
ками |
базовое |
||
|
|
10% СБ-З |
оо ta |
10% СБ-З |
СС tC |
|||
|
|
|
|
а; |
|
|
Ьй |
|
|
|
|
|
356- |
|
|
35 ■& |
|
|
|
1 I |
|
|
|
|
|
[ |
Износ всех |
поршневых |
|
|
|
|
|
|
|
колец, |
мг |
2G9 |
182,2 |
191,3 |
249,9 |
165,8 |
173,4 |
333,5 |
в том |
числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Масла из восточных нефтей |
||||
АС-Ю |
|
|
АС-6 |
|
|
АС-9.5 |
|
с присад |
|
с присад |
|
с присад* |
|||
ками |
базовое |
ками |
базовое |
камп |
|||
2 и |
со lQ |
10% СБ-З |
СС U3 |
10% СБ-З |
оосй |
||
сс |
агФ |
|
|
|
|
|
Ьй |
|
|
|
35■б' |
|
|
3?6- |
|
165,7 |
220 |
335,8 |
220,8 |
240,7 |
520,3 |
354,5 |
393,8 |
одного кольца |
42,0 |
35,2 |
26,3 |
43,3 |
23,8 |
26,5 |
98,3 |
45,3 |
60,5 |
57,2 |
31,8 |
35,7 |
123,0 |
45,8 |
47,9 |
|
Износ шатунных подтип- |
403,4 112,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ников, мк |
184,5 |
255,6 |
184 |
209, |
350,9 |
258,4 |
236,2 |
229,3 |
203,4 |
201,4 |
330,3 |
246,1 |
284,9 |
|||
Отложение |
нагара на |
1,01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кольцах |
и в канавках, г |
0,11 |
0,16 |
0,79 |
0,10 |
0,11 |
1,24 |
0,16 |
0,21 |
0,62 |
0,31 |
0,32 |
0,96 |
0,21 |
0,21 |
|
Состояние поршневых ко- |
10,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лец, баллы |
0 |
0 |
2,5 |
1,0 |
0 |
2,0 |
0 |
0 |
5,5 |
0 |
0 |
10 |
0 |
0 |
||
^ Чистота поршня, баллы |
4,5 |
1,0 |
1,0 |
6,0 |
1,0 |
1,0 |
5,0 |
1,0 |
1.0 |
4,2 |
1,0 |
1,0 |
4,5 |
1,0 |
1,0 |
|
Оо |
|
|
||||||||||||||
<о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|