Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

51

и м а с е л с п р и с а д к а м и н а д в и г а т е л е 1 - 4 1 0 ,5 /1 3

 

 

 

 

 

4749-49

 

 

 

Топливо ГОСТ 305-58

 

 

 

ДС-11

 

Машинное СУ

 

Д-11

 

 

ДС-11

 

с присад-

 

с присад-

 

с присад-

 

с присад-

ками

 

базо-

ками

базо-

ками

базо-

ками

 

 

 

 

 

 

 

 

8%

10%

вое

8%

10%

1В0*

8%

10%

» ая

8%

10%

БФК

СБ-3

 

БФК

СБ-3

 

БФК

СБ-3

 

БФК

СБ-3

236

171

303

217

166

372

245

227

398

266

234

0,18

0,08

0,80

0,28

0,36

1,04

0,65

0,19

1,14

0,67

0,74

2,0

2,0

5,50

4,5

4,5

6,0

4,5

4,5

5,0

4,0

4,0

0

0

6

0,5

0,5

6

0

0

6

1,0

1,0

БФК обеспечили чистоту всех деталей и подвижность порш­ невых колец, причем эти присадки для всех масел оказались почти одинаково эффективными.

Исследование дизельных масел на установке УИМ-6

Из

анализа результатов испытаний масел с присадками

(табл.

53 и 54) видно следующее:

а)

По чистоте деталей двигателя первое место занимает

масло Д-11 из бакинских нефтей, второе — ДС-М из восточ­

ных нефтей и последнее — машинное масло СУ.

б)

По показателям суммарного и среднего износа порш­

невых колец лучшие результаты дает масло ДС-11, затем машинное СУ и Д-11.

в) По отложению нагара на поршневых кольцах после Д-11 идут машинное СУ и ДС-М.

г) Анализ отработанных масел показывает, что при близких значениях кислотного числа отработавших масел величины износа и отложений отличаются значительно, сле­ довательно, кислотное число не может служить критерием работоспособности масла.

д) Применение присадок к испытанным маслам значи­ тельно снизило количество отложений на деталях, в резуль­ тате чего оценка масел Д-41 и СУ с присадками БФК я СБ-3 составляет 3,5—5,5 балла против 17—22 при использовании тех же масел без присадок. Износ поршневых колец и отло­ жение нагара на кольцах при применении указанных приса­ док снижаются почти в два раза, также значительно снижа­ ются кислотное число, количество механических примесей и

135


$

Масла с присадками

Машинное СУ

» + 10% СБ-3 > + 8% БФК

Т а б л и ц а 5 2

Изменение качеств базовых масел н масел с присадками

При работе двигателя на топливе ГОСТ 4749-49

вязкостьпри 50 °С, сст

коксуемость, %

коррозияв аппарате 102-ДКчас, г'м*

\

оксикислотыи асфальтены

аппавобщий­ 2-ДКрате

 

 

 

Осадок,

%

1

* ! 1

 

 

 

 

 

 

5,73

1,83

44,8

2,39

0,40

13,38

0,91

38,0

2,46

0,25

32,91

0,91

18,3

1,06

0,19

смолы,

!

 

нейтральные

%

1,88

2,57

7,42

При работе двигателя на топливе

1

| 1

ГОСТ 305-58

 

коррозияв аппарате 10-2-ДКчас, г,!м2

аппавобщий­ 2-ДКрате

оксикислотыи асфальтены

вязкостьпри 5 0 °С, сст

коксуемость, %

 

 

 

Осадок.

%

,

 

 

 

 

23,23

5,09

67,2

5,11

1,43

11,24

2,08

100,0

2,05

0,37

35,06

2,58

65,1

1,75

0,21

смолы,

 

нейтральные

%

5,74

7,15

9,27

Д-11

базовое

16,74

2,04

59,6

2,72

0,36

1,97

17,11

3,97

103,8

6,14

1,53

9,62

»

+

10%

СБ-3

16,23

0,62

31,2

1,17

0,19

3,57

12,87

1,72

112,0

3,97

0,73

9,01

>

+

8%

БФК

19,54

0,81

19,4

0,96

0,10

3,86

25,03

2,54

67,9

2,40

0,38

12.4

ДС-11

базовое

20,31

1,76

2,7

2,37

0,20

2,64

27,16

5,30

67,3

8,78

0,95

10,0

»

+

10%

СБ-3

21,59

1,11

28,2

1,37

0,06

3,42

22,05

1,67

72,1

1,68

0,16

4,02

»

+

8%

БФК

21,68

0,65

7,7

0,81

0,03

6,84

24,22

1,78

47,9

1,37

0,09

10,93


Т а б л и ц а 53

Р е з у л ь т а т ы и с п ы т а н и я м а с е л с п р и с а д к а м и н а у с т а н о в к е У И М - б

Износ поршне­

Масла с присадками вых колеи,

мг

Отложения Отложения лака и под­ нагара на вижность кольцах и в поршневых канавках, г котец,

баллы

Машинное СУ

СБ-3

318,7

1,46

21,5

»

 

+

10%

291,2

0,18

5,52

»

 

+ 8 %

БФК

286,6

0,18

4,33

Д-11 из бакинского сырья

408,2

0,39

12,6

»

+

10%

СБ-3

254,2

0,19

2,7

>

+ 8 %

БФК

236,8

0,19

3,5

ДС-11 из восточного сырья

270,8

1,08

17,66

»

+

10%

СБ-3

194,3

0,21

3,4

»

+ 8 %

БФК

188,6

0,21

3,8

коррозионная агрессивность отработанных масел. Измене­ ние физико-химических свойств испытанных масел также сказывается на работе деталей двигателя.

е) Степень старения масла, накопление продуктов его окисления, .а вследствие этого износ и отложения на деталях двигателя УИМ-6 значительно больше, чем на двигателе 1-410,5/13. Это объясняется различием температурных усло­ вий работы указанных двигателей; на УИМ-6 температура

охлаждающей жидкости 135° С, масла — 100° С,

а у двига­

теля 1-410,5/13

соответственно1— 80—85°С и

65—70°С

Процесс старения масла в двигателе «Москвич-407»

На двигателе

«Москвич-407» были исследованы автолы

АС-10, АС-6 и машинное СУ из бакинских нефтей, а также АС-9,5 и АС-6 из восточных нефтей. Режим и продолжи­ тельность работы двигателя, обеспечивающие накопление в окисленном масле заметного количества продуктов окисле­ ния, устанавливались экспериментально. Принятая продол­

жительность испытания составляла 50 часов.

Температура

масла при нагрузочных режимах достигала

75—85° С,

а

воды на выходе—■ 78—88° С. Во время Испытания масло

не

доливали и не заменяли. После испытания ,производили анализ окисленного масла, а двигатель проходил микроме­ траж.

Результаты испытаний автолов ,в чистом виде и с при­ садками СБ-3 и БФК приведены в табл. 55, 56. Анализ этих данных позволяет сделать следующие выводы:

а) Разработанная методика краткоорочных 50-часовых 'испытаний на двигателе «Москвич-407», обеспечивающая

137


со

00

М а с л а

Д-11 из бакичск. нефтей

ДС-11 н к з

Машинное СУ

»+8% БФК

»+10% СБ-3

Д-11 +8% БФК

» +10% СБ-3+ + 1 % АН-22 к .

Т а б л и ц а 5 4

Физико-химические свойства отработанных масел (установка УИМ-6)

Вязкость,

сст прц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механи­

Несго-

Кислот­

Железо

Корро­

Общий

 

 

Кокс, %

Зола, %

чески?

рев:ине

ное чис­

в масле,

зия,

осадок,

 

 

 

 

п риме.и.

осадки,

ло, мг

мг кг

г м2

%

50°С

ю о т

 

 

%

%

КОН

 

 

 

 

 

100,5

13,28

0,40

0,16

0,079

0,025

0,10

231,0

130,1

1,5

88,47

12,89

1,0

0,19

0,20

0,022

0,15

212,0

134,8

1,15

52,9

9,13

0,27

0,09

0,08

0,033

0,09

187,0

105,1

0,61

73,23

10,76

1,62

1,02

0,046

0,025

0,04

182,0

34,5

0,57

76,5

11,46

1,65

1,07

0,026

0,024

0,08

286,0

171,3

0,65

84,77

12,83

1,74

1,16

0,044

0,032

0,06

167,0

20,5

2.95

113,1

15,63

1,42

0,83

0,673

0,067

0,16

335,0

102,8

3,35


Т а б л и ц а 55

Влияние качеств масел и присадок иа показатели работоспособности двигателя «Москвич-407»

 

 

 

 

Масла из бакинских нефтей

 

 

Машинное СУ

 

АС-6

 

 

Показатели работоспо­

с присад­

 

с присад­

 

собности

двигателя

 

 

 

 

базовое __

ками

базовое

ками

базовое

 

 

10% СБ-З

оо ta

10% СБ-З

СС tC

 

 

 

 

а;

 

 

Ьй

 

 

 

 

 

356-

 

 

35 ■&

 

 

 

1 I

 

 

 

 

 

[

Износ всех

поршневых

 

 

 

 

 

 

колец,

мг

2G9

182,2

191,3

249,9

165,8

173,4

333,5

в том

числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масла из восточных нефтей

АС-Ю

 

 

АС-6

 

 

АС-9.5

 

с присад­

 

с присад­

 

с присад*

ками

базовое

ками

базовое

камп

2 и

со lQ

10% СБ-З

СС U3

10% СБ-З

оосй

сс

агФ

 

 

 

 

 

Ьй

 

 

 

35■б'

 

 

3?6-

165,7

220

335,8

220,8

240,7

520,3

354,5

393,8

одного кольца

42,0

35,2

26,3

43,3

23,8

26,5

98,3

45,3

60,5

57,2

31,8

35,7

123,0

45,8

47,9

Износ шатунных подтип-

403,4 112,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ников, мк

184,5

255,6

184

209,

350,9

258,4

236,2

229,3

203,4

201,4

330,3

246,1

284,9

Отложение

нагара на

1,01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кольцах

и в канавках, г

0,11

0,16

0,79

0,10

0,11

1,24

0,16

0,21

0,62

0,31

0,32

0,96

0,21

0,21

Состояние поршневых ко-

10,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лец, баллы

0

0

2,5

1,0

0

2,0

0

0

5,5

0

0

10

0

0

^ Чистота поршня, баллы

4,5

1,0

1,0

6,0

1,0

1,0

5,0

1,0

1.0

4,2

1,0

1,0

4,5

1,0

1,0

Оо