Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Для получения требуемой достоверности Контроля - параметры xt выбираются из условия
П, |
Пг |
|
(F — М [F])2\ |
|
Рт |
|
|
d F , |
|
|
|
2D[F] |
||
|
|
|
||
i = l |
1=1 |
F „ |
|
|
где ртз — заданное |
значение вероятности |
пропуска неисправности, |
||
а М [F] и D [F] определяются по (1.2.6) и (1.2.7). |
|
|||
Выполнение этого условия с учетом |
неизбежных ограничений |
на массу, габариты, стоимость и другие показатели САК возможно при различных сочетаниях контролируемых параметров. Решение
задачи во многом зависит от |
значения Ри , Р2/> |
D[xt ], ЛЛДхД, |
Ktj ( ^ . ) 0 > т- е- от степени |
влияния отклонения |
параметра xt на |
работоспособность контролируемой системы, возможности откло нения параметра xt от номинального значения и статистических
данных о значении этого отклонения, взаимозависимости параметров и др. Оценка указанных значений на основе анализа опыта разра
ботки и эксплуатации существующих систем представляет собой
одну из важных задач информационного обеспечения проекта.
Другими не менее важными задачами являются формирование мно
жества моделей возможных реализаций САК от структуры и мате
матического обеспечения до элементной базы и конструкций и про
гнозирование значений отдельных показателей объектов контроля
и САК.
Возможны различные методы решения указанных задач. Так,
формирование множества моделей реализаций САК осуществляется в основном по результатам изучения научно-технических публика
ций, патентных материалов, отчетов по научно-исследовательским
иопытно-конструкторским работам. Задачи оценки влияния каж
дого параметра на работоспособность и прогноза значений показа-
зателей можно решать методами обработки статистических данных, полученных в результате эксплуатации, моделирования, а также аналитическими и эвристическими методами.
На основе обработки статистических данных, накопленных в про цессе эксплуатации систем, подобных проектируемой по функциям
иусловиям работы, можно получить наиболее объективную инфор
мацию. Однако для этого используемые данные должны быть до статочными и представительными с точки зрения математической
статистики. Выше уже отмечались особенности судовых систем, в силу которых эти требования часто не выполняются. Следует
отметить, что большие успехи, достигнутые за последние годы
в разработке вероятностно-статистических методов расчета ряда
эксплуатационных характеристик сложных систем, главным обра зом характеристик надежности, привели к стремлению широко
использовать данные методы для информационного обеспечения
проектирования. Однако опыт разработки сложных судовых систем
управления, контроля, электроэнергетики и др. показал, что сло
21
жившееся мнение о достаточности этих методов оказалось необосно ванным. Необходимы новые методы получения информации, позво ляющие уже на ранних этапах разработки систем уменьшить неопре деленность при принятии проектных решений.
Методы моделирования и особенно метод статистических испы
таний (метод Монте-Карло) получили в последние годы признание
и широкое распространение при исследовании и разработке сложных
систем [17]. Применение метода Монте-Карло является весьма
перспективным и для решения задач информационного обеспечения,
в частности для определения характеристик контролируемого обо- -
рудования и прогнозирования значений показателей САК. Труд
ности использования этого метода связаны с необходимостью иметь достаточно точную математическую модель исследуемого объекта и статистические характеристики (закон распределения и оценки)
случайных величин, влияние которых исследуется.
Метод имитационного моделирования также перспективен. В дан
ном случае модель системы состоит из алгоритмов функционирования
подсистем и набора переменных, характеризующих состояние этих
подсистем и САК в целом. Кроме того, в нее входит набор управля ющих программ, определяющих взаимодействие подсистем, т. е. осуществляющих запуск и остановку программ имитации подсистем, а также программы автоматизации исследования. Вся модель, сле довательно, реализуется как комплекс программ для достаточно мощной вычислительной системы. Имитационная модель — удобный
метод исследования разрабатываемой системы на этапе внешнего проектирования.
§ 1 .3
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Аналитические методы принципиально применимы для решения многих задач информационного обеспечения: определения возмож ной величины и скорости отклонения параметра контролируемой системы (xt) при различных возмущениях, определения их влияния на работоспособность, взаимозависимости параметров, прогнози рования значений параметров контролируемой системы и САК и др.
Трудности, возникающие при использовании аналитических методов, обусловлены необходимостью определения математической
модели контролируемого оборудования как объекта контроля и ре
шения соответствующих уравнений. В общем случае, математиче
ская модель объектов контроля является сложной системой нели
нейных дифференциальных уравнений с переменными коэффициен
тами и логических условий. Поскольку допустимые отклонения
параметров невелики, то разлагая нелинейные уравнения объекта
в отклонениях в ряд по степени отклонений и отбрасывая члены раз
ложения второго и высшего порядков, можно получить линейные
уравнения |
в отклонениях, |
т. е. линеаризованную модель объекта |
|
контроля. |
Эта |
модель может быть исследована разными методами |
|
в зависимости |
от задачи |
исследования. |
22
Прямое интегрирование полученной системы уравнений позво ляет найти зависимость характеристик контролируемой системы от ее параметров и действующих возмущений. Обычно интегрирова ние, ввиду сложности, возможно лишь численными методами, т. е. требуется интегрировать полученную систему уравнений при каж
дом конкретном значении параметра. Несмотря на трудоемкость,
этот метод находит широкое применение, причем интегрирование
производится на электронных цифровых и аналоговых вычисли
тельных машинах.
Зависимости отклонения значений контролируемых параметров от действующих на объект контроля возмущений можно определить с помощью функций влияния или чувствительности. Функции влияния получаются путем решения сопряженной системы уравне
ний. Интеграл от произведений функций влияния на действующие
возмущения определяет область возможных отклонений контроли руемых параметров.
Для вновь проектируемых или значительно модернизированных систем математическая модель их как объектов контроля является весьма приближенной. В таких случаях для прогнозирования неко торых характеристик контролируемых систем и САК. используют методы математической интерполяции и экстраполяции. При нали чии нескольких систем-прототипов, близких к проектируемой,
путем анализа характеристик можно выявить тенденцию их изме
нения. Интерполяционная или экстраполяционная функция является
аналитической формой представления этой тенденции в предполо
жении, что она остается неизменной на момент проектирования.
Возможны различные методы отыскания таких функций [36]. Наи более простой метод состоит в подборе полинома, аппроксимиру
ющего эту функцию и имеющего минимальную вариацию. Обычно
используются полиномы первой, второй и третьей степени. Рассмо трим пример использования этого метода для прогнозирования зна чения технической характеристики САК.
При проектировании одной из судовых САК потребовалось на
стадии формулировки технического предложения определить массу
вычислительного устройства (ВУ). В качестве прототипов были
взяты пять систем, в составе которых имелись ВУ. Эти системы
разрабатывались в разное время, выполняли различные функции, отличались друг от друга элементной базой, конструкцией и усло виями эксплуатации. Масса ВУ систем-прототипов в порядке оче
редности разработки |
изменялась |
следующим |
образом: |
||||
№ системы, |
N |
.................... |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Масса ВУ, |
G |
.................... |
3,5 |
4,8 |
7,3 |
12,3 |
14,8 |
Эти системы разрабатывались примерно через равные промежутки
времени, поэтому в качестве аргумента полинома можно исполь зовать не время, а номер системы.
23
Зависимость G (Л1) в виде полиномов первой, второй и третьей степени имеет вид
Gi (IV) = «о1 + an N,
G2 (АО = а02 + a12N + a22N2,
G3 (AO = «оз + «13Af + «33A^2 + «33Al3.
Выбрав в качестве узлов интерполяции /V = 1 и 5 для полинома
первой степени, N = 1, 3 и 5 для полинома второй степени N =
= 1, 2, 4 и 5 для полинома третьей степени, получим следующие системы уравнений для определения коэффициентов полиномов:
Для полинома первой степени
3.5= floi «п>
14.8= а01 + ап -5.
Для полинома второй степени
3.5 = й02 Ч- а12 а22,
7.3= й02 «12'3 “Ь «22"9,
14.8= «02 -f а,2•5 -f а12• 25.
Для полинома третьей степени
3.5 |
— |
«03 Ч- «13 Ч~ «23 Ч- «32> |
I |
||||
4.8 |
= |
а03 + |
«13-2 + |
« 2з -4 + а33- 8, |
|||
12.3 |
= |
а03 + |
«1з -4 |
Ч~ а |
2з ’ 16 + |
« зз - 64, |
|
14.8 |
= |
а03 + |
а13-5 |
+ а |
23-25 + |
«зз-125. |
После решения этих систем уравнений аппроксимирующие по линомы принимают вид
Gj (IV) |
= |
0,68 |
+ |
2,83IV, |
|
G2 (A O = |
2,99 |
+ |
0,051V + |
0,46Л1а, |
|
G3 (N) |
= |
6,31 |
— 5,481V + |
2,981V2 — 0,311V3. |
Для оценки точности приближения значений параметров к по лученным зависимостям рассчитываются значения полиномов для
всех |
параметров. |
|
|
|
|
|
|
Полученные |
результаты |
приведены |
|
ниже: |
|
|
|
|
N |
1 |
2 |
|
3 |
4 |
5 |
/ |
(Л!) = G |
3 ,5 |
4 ,8 |
7 |
,3 |
12,3 |
14,8 |
|
G i ( N ) |
3 ,5 |
6 ,33 |
9 |
,1 5 |
11,98 |
14,8 |
|
G2 (АО |
3 ,5 |
4 ,9 4 |
7 |
,3 |
10,59 |
14,8 |
|
О , (IV) |
3 ,5 |
4 ,8 |
8 ,3 4 |
12,3 |
14,8 |
24
Оценка точности приближения по величине вариации дает сле дующие результаты:
(Gj_— (Nj)2 0,067,
62 = {Gi-G2(NiY = 0,033,
63 = ( G j - G 3 ( Nj ) |»= 0 ,011,
где Gj- — истинное значение массы для г-го варианта (вторая строка
таблицы); |
Gy (Л7,-) — значение |
полинома |
j-й степени |
для |
проекта |
|
с номером |
N( (t-ro варианта |
проекта); бу — точность |
приближения |
|||
f (N) = |
G |
полиномом степени j. Верхняя черта над символом или |
||||
функцией означает усреднение по всем i. |
|
|
|
|||
При |
использовании рассматриваемых |
полиномов |
для |
оценки |
массы ВУ разрабатываемой судовой САК (N = 6) получаем сле
дующие результаты:
полином |
первой |
степени |
|
|
|
|
|
Gi = 0,68 |
+ |
2,83 - 6 ^ 17,7 |
кг, |
|
|
полином |
второй |
степени |
|
|
|
|
|
G2 = 2,99 + 0,05-6 + 0,46-62 |
19,8 |
кг, |
|||
полином |
третьей |
степени |
|
|
|
|
G3 = |
6,31 — 5,48-6 |
+ |
2,98• 62 — 0,31 -63 |
13,5 кг. |
Полученные результаты достаточно различны. Несмотря на более высокую точность полинома третьей степени как интерполирующей функции, возможность использования его для прогнозирования, т. е. экстраполяции, в данном случае вызывает сомнение. Причина
этого заключается в том, что не все учитываемые значения G отра
жают существующие тенденции и изменения массы ВУ.
Очень часто для отыскания аппроксимирующей функции исполь
зуется метод наименьших квадратов. В этом случае не требуется,
чтобы аппроксимирующая кривая проходила через какие-либо
известные точки. Важно, чтобы приближение ко всем известным значениям параметра было наилучшим. Для оценки приближения
кривой к заданным значениям и используется метод наименьших квадратов. Тип аппроксимирующей функции при этом не важен,
хотя предпочтительными являются полиномы.
Если аппроксимирующая функция представляет собой полином первой степени.
F (N) = a0 + a,N,
25