Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
обходимо еще учитывать значение уровня, глубину этих отказов. Следовательно, важен не только факт ухода погрешности за допуск, но и величина этого ухода.
Вопросы метрологической надежности средств измерения в ли тературе пока освещены недостаточно.
Для III уровня характерна оценка системы в целом. Для такой
системы, как САК, не представляется возможным точно определить,
что является отказом, а также то, что выход из строя отдельных
узлов и блоков, и тем более первичных элементов, не выводит си
стему из строя, а только понижает эффективность ее действия. Для
данной |
системы будет |
характерным: |
|
|
1) |
обобщенный критерий оценки надежности через эффективность |
|||
функционирования системы, т. |
е. |
|
||
|
|
|
|
(6.1.7) |
где Эр — показатель |
реальной |
эффективности; |
Эи— показатель |
|
идеальной эффективности. В данном случае за Эи |
можно принять, |
например, количество информации, перерабатываемое системой САК
за определенный промежуток времени (например за время непре
рывной работы 2000 или 3000 ч) при абсолютной надежности всех
уровней (Р — 1), тогда Эр будет представлять собой разность коли чества информации, переработанной при Р = 1, и потерь инфор
мации из-за |
простоев аппаратуры контроля при возникновении от |
|||
казов |
(на I |
и II уровнях); |
|
|
2) |
зависимость стоимости |
системы САК от уровня |
надежности, |
|
с учетом методов и средств повышения этой надежности, т. |
е. |
|||
|
|
с = |
ф {/>(/)}. |
( 6. 1. 8) |
Принятая методология рассмотрения надежности САК путем раз бивки структуры на уровни с теми критериями, которые были пред
ложены выше, позволяет достаточно полно и всесторонне оценить
надежность системы САК, т. е. выявить ненадежные элементы на всех уровнях сложности, а также наметить пути повышения надеж ности как элементов, так и системы в целом.
§ 6.2
МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ
В связи с тем, что рассматриваемые в данном параграфе вопросы являются новыми, еще недостаточно разработанными и, тем более, не опирающимися на установившуюся терминологию и понятия,
приведем терминологию, которой и будем в дальнейшем пользоваться.
Метрологическая надежность — свойство средств измерений со
хранять заданную достоверность информации (или номинальную
точность в определенных пределах) при эксплуатации в течение за
данного промежутка времени. Метрологическую надежность будем характеризовать вероятностью отсутствия скрытого (постепенного) отказа в течение заданного промежутка времени и обозначим через
215
Рм (t). Таким образом, Рм (t) представляет собой меру достовер ности измерительной информации, выдаваемой средством измерения в функции времени.
Количественно метрологическая надежность может быть выра жена вероятностью нахождения основной погрешности средства из мерения — б (t) в некотором интервале от бх до 62, заданном техни
ческими заданиями или условиями на это средство, т. е.
лло = т< б кх б,}. |
(6.2.1) |
Уменьшение (убывание) Рм (t) с течением времени обусловлено
воздействием на средство измерения как внешних, так и внутрен них факторов. Если это учесть, то с каждым периодом процесса
обслуживания, в котором участвует данное средство измерения, воз
растает вероятность неправильных действий оператора и надеж
ность обслуживаемого объекта в целом (от цикла к циклу) из-за
понижения метрологической надежности средства измерения.
Метрологический отказ (отказ скрытый, постепенный) — по теря средством измерения точности, обусловленной определенными
допусками, установленными технической документацией.
Метрологические отказы являются результатом необратимых фи
зико-химических процессов, а также механического износа и старе
ния материалов и деталей.
Характерным для скрытого (метрологического) отказа является
то, что он не может быть обнаружен при эксплуатации средства
измерения, а обнаруживается только при специальной инструмен
тальной поверке или по результатам неправильных действий на
основании информации, полученной от неисправного средства. Этот
вид отказов, как показывает опыт и статистические материалы, ока зывает на «общую» надежность средств измерения значительно боль
шее влияние, чем отказы явные (катастрофические). Такое положе ние приводит к выводу о необходимости проведения периодических проверок и поверок всех судовых средств измерения, в то время как обычно такой поверкой охватывается не более 10% средств измере ния по номенклатуре. Проверка же таких средств в лучшем случае сводится к установлению их работоспособности, например по ре перной точке, без увязки этой проверки с метрологическими харак теристиками. Для реализации сделанного вывода необходима раз работка и паспортизация специальных поверочных средств на все
средства измерения, используемые на судах и особенно в ответствен
ных системах обслуживания и управления.
Исходя из принятого определения метрологического отказа и
метрологической надежности, а также из общепринятой термино
логии по надежности, для специфичных судовых средств измерений ниже формулируются понятия, определяющие метрологическую на дежность [29].
Вероятность безотказной работы средства измерения по точ ности рт — вероятность того, что при определенных условиях
эксплуатации и в пределах заданного времени в средстве измерения
2 1 6
не возникает метрологический отказ (иначе говоря, погрешность его не выйдет за пределы установленного допуска).
Частота отказов средства измерения по точности (сот) пред ставляет собой количество метрологических отказов средства
измерения в единицу времени.
Интенсивность метрологических отказов (А,т) — вероятность отка зов в единицу времени по точности средств измерения.
Статистически это отношение количества средств измерений от
казавших (метрологически) в течение рассматриваемого промежутка
времени к произведению количества средств измерения, не отказав
ших к началу этого промежутка времени, на его продолжитель
ность, г. е.
Среднее время безотказной по. точности работы (Гт) — матема тическое ожидание случайной наработки до первого (метрологи ческого) отказа.
Кроме того, для средств измерений характерными параметрами,
являются:
(T J может быть приравнен в ряде
случаев к межремонтному периоду и представляет собой интервал времени между двумя очередными поверками средств измерений. Этот показатель наиболее удобен в эксплуатации, так как хорошо вписывается в общую систему эксплуатации. Оценка же его до
вольно просто может проводиться по проценту забракованных при
боров при очередной поверке. В более общей формулировке меж
поверочный интервал можно представить как интервал времени,
в течение которого метрологические характеристики средств из мерений удовлетворяют требованиям, зафиксированным в техниче
ской документации (технических условиях) на эти средства с вероят ностью не менее заданной Рзад.
Представим это математически, имея в виду, что точностные параметры, как известно, характеризуются погрешностями измере ний и нормируются в виде допусков на эти параметры средств из мерений.
Если средство измерения характеризуется Q переменными Х х,
Х2, ■ ■ ., X q , то требования к точностным характеристикам можно
выразить системой переменных:
А <С |
Ви |
|
A < Xt < |
Blt |
(6.2.2) |
A q <C X q |
B q , |
|
а требования к надежности средств измерений по метрологическим
характеристикам могут быть выражены как
Рмг{Х € Д }^ Р зад , |
(6.2.3) |
217
где X — вектор с компонентами Х ъ Х 2, . . X; D — область |
до |
|
пустимых значений параметров |
определяемых системой |
не |
равенств (6.2.2). |
|
|
Область значений параметров |
X t, определяемая неравен |
ством (6.2.2), называется допуском на эти параметры. Отсюда сле дует, что под допуском понимаются такие границы (установленные
опытом или расчетом) для значений параметров, при которых сред
ство измерения способно выполнять заданные ему функции, со
храняя при этом эксплуатационные показатели в течение требуе
мого времени в определенных условиях.
Метрологический запас (Дм) — запас по точности, характери
зуемый разностью между нормированным допуском по погрешности
(в соответствии с техническими условиями) и фактическим (паспорт ным), а также сужением допустимых пределов для погрешности при
повторных испытаниях средств измерений по сравнению с нормиро
ванными допусками. Эта характеристика важна потому, что она
определяет такое характерное только для средств измерений поня
тие, как надежность результата измерения, что отличается от поня
тия метрологической надежности. От надежности результатов из
мерений, как легко установить, зависит периодичность метроло
гических поверок, ремонтов и регулировка средств измерений, а сле довательно, и частота простоев обслуживаемого объекта контроля
иуправления, а также стоимость эксплуатации всей системы кон троля. Метрологическая надежность определяет, кроме того, такую
важную для средств измерения характеристику, о которой говори
лось выше, как достоверность измерения (информации). В свою оче
редь, имеет место и обратное, т. е. надежность и достоверность ре зультатов измерений находятся в существенной зависимости от меж
поверочного интервала, зависящего, кроме приведенного выше, еще
иот условий эксплуатации, целевого назначения средства измерения, его надежности, определенной по внезапным отказам, структуры по верок, и т. п. Математически это выражается
Рр. и (t) = h (TJ = h(A, в, С ,..., N). |
(6.2.4) |
Увеличение межповерочных интервалов средств измерений имеет
особое и чрезвычайно важное значение для судовых условий экс
плуатации, так как постоянная готовность этих средств повышает работоспособность отдельных устройств, установок и судов, учиты вая массовость использования средств измерения как в виде отдель ных приборов, так и в виде сложных, разветвленных систем авто матического контроля, участвующих в управлении. Этот вопрос,
в связи с использованием большого числа разнообразных средств
измерения, стал для судов проблемой и может быть решен, исходя
из предпосылок, изложенных выше, т. е. путем повышения метро
логической надежности средств измерений, особенно используемых
для контроля главных (важных) параметров. Повышение метроло гической надежности одновременно способствует увеличению тех нического ресурса средств измерений и их срока службы.
218
Коэффициент скрытых (метрологических) отказов (х). Этим коэффициентом также можно характеризовать метрологическую на дежность, приняв равным
Х = |
(6.2.5) |
Л С . И |
|
где Кт — интенсивность скрытых (метрологических) отказов; |
А,с. и — |
интенсивность внезапных отказов.
По аналогии с общей теорией надежности среднее время между метрологическими отказами Тт (при допущении экспоненциального
закона распределения отказов) можно |
определить из |
Гт = -^л-, |
(6.2.6) |
где Тс, и — среднее время безотказной |
работы средства измерения. |
Из приведенного выше следует еще один важный вывод о необ ходимости создания и снабжения судов специальной, встроенной
в основное средство или же переносной проверочной аппаратурой
для своевременного обнаружения скрытых (метрологических) отка
зов в условиях эксплуатации на судах силами личного состава в меж
поверочный период эксплуатации.
С другой стороны, следует всемерно повышать уровень метро
логической надежности средств измерения с целью увеличения сро
ков периодических поверок (межповерочных сроков), а также их
технического ресурса и общего срока службы.
§ 6.3
КРИТЕРИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ
Прежде, чем перейти к вопросу о критериях метрологической надежности, необходимо рассмотреть погрешность средств измере ния, начиная с представления погрешности в виде вероятностной модели.
Целесообразно остановиться на двух основных группах моделей
погрешностей средств измерений, наиболее часто встречающихся
в судовой практике, которые могут быть представлены обобщенными кривыми, приведенными на рис. 6.3. На графике показаны две раз
личные по характеру, но типичные реализации погрешности средств
измерений и границы допустимых значений погрешности 6 — dt и d.2. Погрешность 6 (t) в силу причин, указанных в § 6.1, рассматри вается как случайная функция времени (стационарного или неста ционарного процесса). Погрешность 6 2 может быть принята как мо
нотонная функция времени. За рассматриваемый промежуток вре
мени эта функция может быть случайной величиной для совокуп
ности однотипных средств измерений или при воздействии на дан
ный экземпляр прибора совокупности внешних факторов случай
ного характера.
Наибольший интерес представляет общий случай, характери зуемый погрешностью 6Х(t).
219