Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обходимо еще учитывать значение уровня, глубину этих отказов. Следовательно, важен не только факт ухода погрешности за допуск, но и величина этого ухода.

Вопросы метрологической надежности средств измерения в ли­ тературе пока освещены недостаточно.

Для III уровня характерна оценка системы в целом. Для такой

системы, как САК, не представляется возможным точно определить,

что является отказом, а также то, что выход из строя отдельных

узлов и блоков, и тем более первичных элементов, не выводит си­

стему из строя, а только понижает эффективность ее действия. Для

данной

системы будет

характерным:

 

1)

обобщенный критерий оценки надежности через эффективность

функционирования системы, т.

е.

 

 

 

 

 

(6.1.7)

где Эр — показатель

реальной

эффективности;

Эи— показатель

идеальной эффективности. В данном случае за Эи

можно принять,

например, количество информации, перерабатываемое системой САК

за определенный промежуток времени (например за время непре­

рывной работы 2000 или 3000 ч) при абсолютной надежности всех

уровней (Р — 1), тогда Эр будет представлять собой разность коли­ чества информации, переработанной при Р = 1, и потерь инфор­

мации из-за

простоев аппаратуры контроля при возникновении от­

казов

(на I

и II уровнях);

 

 

2)

зависимость стоимости

системы САК от уровня

надежности,

с учетом методов и средств повышения этой надежности, т.

е.

 

 

с =

ф {/>(/)}.

( 6. 1. 8)

Принятая методология рассмотрения надежности САК путем раз­ бивки структуры на уровни с теми критериями, которые были пред­

ложены выше, позволяет достаточно полно и всесторонне оценить

надежность системы САК, т. е. выявить ненадежные элементы на всех уровнях сложности, а также наметить пути повышения надеж­ ности как элементов, так и системы в целом.

§ 6.2

МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ

В связи с тем, что рассматриваемые в данном параграфе вопросы являются новыми, еще недостаточно разработанными и, тем более, не опирающимися на установившуюся терминологию и понятия,

приведем терминологию, которой и будем в дальнейшем пользоваться.

Метрологическая надежность — свойство средств измерений со­

хранять заданную достоверность информации (или номинальную

точность в определенных пределах) при эксплуатации в течение за­

данного промежутка времени. Метрологическую надежность будем характеризовать вероятностью отсутствия скрытого (постепенного) отказа в течение заданного промежутка времени и обозначим через

215


Рм (t). Таким образом, Рм (t) представляет собой меру достовер­ ности измерительной информации, выдаваемой средством измерения в функции времени.

Количественно метрологическая надежность может быть выра­ жена вероятностью нахождения основной погрешности средства из­ мерения — б (t) в некотором интервале от бх до 62, заданном техни­

ческими заданиями или условиями на это средство, т. е.

лло = т< б кх б,}.

(6.2.1)

Уменьшение (убывание) Рм (t) с течением времени обусловлено

воздействием на средство измерения как внешних, так и внутрен­ них факторов. Если это учесть, то с каждым периодом процесса

обслуживания, в котором участвует данное средство измерения, воз­

растает вероятность неправильных действий оператора и надеж­

ность обслуживаемого объекта в целом (от цикла к циклу) из-за

понижения метрологической надежности средства измерения.

Метрологический отказ (отказ скрытый, постепенный) — по­ теря средством измерения точности, обусловленной определенными

допусками, установленными технической документацией.

Метрологические отказы являются результатом необратимых фи­

зико-химических процессов, а также механического износа и старе­

ния материалов и деталей.

Характерным для скрытого (метрологического) отказа является

то, что он не может быть обнаружен при эксплуатации средства

измерения, а обнаруживается только при специальной инструмен­

тальной поверке или по результатам неправильных действий на

основании информации, полученной от неисправного средства. Этот

вид отказов, как показывает опыт и статистические материалы, ока­ зывает на «общую» надежность средств измерения значительно боль­

шее влияние, чем отказы явные (катастрофические). Такое положе­ ние приводит к выводу о необходимости проведения периодических проверок и поверок всех судовых средств измерения, в то время как обычно такой поверкой охватывается не более 10% средств измере­ ния по номенклатуре. Проверка же таких средств в лучшем случае сводится к установлению их работоспособности, например по ре­ перной точке, без увязки этой проверки с метрологическими харак­ теристиками. Для реализации сделанного вывода необходима раз­ работка и паспортизация специальных поверочных средств на все

средства измерения, используемые на судах и особенно в ответствен­

ных системах обслуживания и управления.

Исходя из принятого определения метрологического отказа и

метрологической надежности, а также из общепринятой термино­

логии по надежности, для специфичных судовых средств измерений ниже формулируются понятия, определяющие метрологическую на­ дежность [29].

Вероятность безотказной работы средства измерения по точ­ ности рт — вероятность того, что при определенных условиях

эксплуатации и в пределах заданного времени в средстве измерения

2 1 6


межповерочный интервал

не возникает метрологический отказ (иначе говоря, погрешность его не выйдет за пределы установленного допуска).

Частота отказов средства измерения по точности (сот) пред­ ставляет собой количество метрологических отказов средства

измерения в единицу времени.

Интенсивность метрологических отказов (А,т) — вероятность отка­ зов в единицу времени по точности средств измерения.

Статистически это отношение количества средств измерений от­

казавших (метрологически) в течение рассматриваемого промежутка

времени к произведению количества средств измерения, не отказав­

ших к началу этого промежутка времени, на его продолжитель­

ность, г. е.

Среднее время безотказной по. точности работы (Гт) — матема­ тическое ожидание случайной наработки до первого (метрологи­ ческого) отказа.

Кроме того, для средств измерений характерными параметрами,

являются:

(T J может быть приравнен в ряде

случаев к межремонтному периоду и представляет собой интервал времени между двумя очередными поверками средств измерений. Этот показатель наиболее удобен в эксплуатации, так как хорошо вписывается в общую систему эксплуатации. Оценка же его до­

вольно просто может проводиться по проценту забракованных при­

боров при очередной поверке. В более общей формулировке меж­

поверочный интервал можно представить как интервал времени,

в течение которого метрологические характеристики средств из­ мерений удовлетворяют требованиям, зафиксированным в техниче­

ской документации (технических условиях) на эти средства с вероят­ ностью не менее заданной Рзад.

Представим это математически, имея в виду, что точностные параметры, как известно, характеризуются погрешностями измере­ ний и нормируются в виде допусков на эти параметры средств из­ мерений.

Если средство измерения характеризуется Q переменными Х х,

Х2, ■ ■ ., X q , то требования к точностным характеристикам можно

выразить системой переменных:

А <С

Ви

 

A < Xt <

Blt

(6.2.2)

A q <C X q

B q ,

 

а требования к надежности средств измерений по метрологическим

характеристикам могут быть выражены как

Рмг{Х € Д }^ Р зад ,

(6.2.3)

217


где X — вектор с компонентами Х ъ Х 2, . . X; D — область

до­

пустимых значений параметров

определяемых системой

не­

равенств (6.2.2).

 

 

Область значений параметров

X t, определяемая неравен­

ством (6.2.2), называется допуском на эти параметры. Отсюда сле­ дует, что под допуском понимаются такие границы (установленные

опытом или расчетом) для значений параметров, при которых сред­

ство измерения способно выполнять заданные ему функции, со­

храняя при этом эксплуатационные показатели в течение требуе­

мого времени в определенных условиях.

Метрологический запас (Дм) — запас по точности, характери­

зуемый разностью между нормированным допуском по погрешности

(в соответствии с техническими условиями) и фактическим (паспорт­ ным), а также сужением допустимых пределов для погрешности при

повторных испытаниях средств измерений по сравнению с нормиро­

ванными допусками. Эта характеристика важна потому, что она

определяет такое характерное только для средств измерений поня­

тие, как надежность результата измерения, что отличается от поня­

тия метрологической надежности. От надежности результатов из­

мерений, как легко установить, зависит периодичность метроло­

гических поверок, ремонтов и регулировка средств измерений, а сле­ довательно, и частота простоев обслуживаемого объекта контроля

иуправления, а также стоимость эксплуатации всей системы кон­ троля. Метрологическая надежность определяет, кроме того, такую

важную для средств измерения характеристику, о которой говори­

лось выше, как достоверность измерения (информации). В свою оче­

редь, имеет место и обратное, т. е. надежность и достоверность ре­ зультатов измерений находятся в существенной зависимости от меж­

поверочного интервала, зависящего, кроме приведенного выше, еще

иот условий эксплуатации, целевого назначения средства измерения, его надежности, определенной по внезапным отказам, структуры по­ верок, и т. п. Математически это выражается

Рр. и (t) = h (TJ = h(A, в, С ,..., N).

(6.2.4)

Увеличение межповерочных интервалов средств измерений имеет

особое и чрезвычайно важное значение для судовых условий экс­

плуатации, так как постоянная готовность этих средств повышает работоспособность отдельных устройств, установок и судов, учиты­ вая массовость использования средств измерения как в виде отдель­ ных приборов, так и в виде сложных, разветвленных систем авто­ матического контроля, участвующих в управлении. Этот вопрос,

в связи с использованием большого числа разнообразных средств

измерения, стал для судов проблемой и может быть решен, исходя

из предпосылок, изложенных выше, т. е. путем повышения метро­

логической надежности средств измерений, особенно используемых

для контроля главных (важных) параметров. Повышение метроло­ гической надежности одновременно способствует увеличению тех­ нического ресурса средств измерений и их срока службы.

218


Коэффициент скрытых (метрологических) отказов (х). Этим коэффициентом также можно характеризовать метрологическую на­ дежность, приняв равным

Х =

(6.2.5)

Л С . И

 

где Кт — интенсивность скрытых (метрологических) отказов;

А,с. и —

интенсивность внезапных отказов.

По аналогии с общей теорией надежности среднее время между метрологическими отказами Тт (при допущении экспоненциального

закона распределения отказов) можно

определить из

Гт = -^л-,

(6.2.6)

где Тс, и — среднее время безотказной

работы средства измерения.

Из приведенного выше следует еще один важный вывод о необ­ ходимости создания и снабжения судов специальной, встроенной

в основное средство или же переносной проверочной аппаратурой

для своевременного обнаружения скрытых (метрологических) отка­

зов в условиях эксплуатации на судах силами личного состава в меж­

поверочный период эксплуатации.

С другой стороны, следует всемерно повышать уровень метро­

логической надежности средств измерения с целью увеличения сро­

ков периодических поверок (межповерочных сроков), а также их

технического ресурса и общего срока службы.

§ 6.3

КРИТЕРИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ

Прежде, чем перейти к вопросу о критериях метрологической надежности, необходимо рассмотреть погрешность средств измере­ ния, начиная с представления погрешности в виде вероятностной модели.

Целесообразно остановиться на двух основных группах моделей

погрешностей средств измерений, наиболее часто встречающихся

в судовой практике, которые могут быть представлены обобщенными кривыми, приведенными на рис. 6.3. На графике показаны две раз­

личные по характеру, но типичные реализации погрешности средств

измерений и границы допустимых значений погрешности 6 — dt и d.2. Погрешность 6 (t) в силу причин, указанных в § 6.1, рассматри­ вается как случайная функция времени (стационарного или неста­ ционарного процесса). Погрешность 6 2 может быть принята как мо­

нотонная функция времени. За рассматриваемый промежуток вре­

мени эта функция может быть случайной величиной для совокуп­

ности однотипных средств измерений или при воздействии на дан­

ный экземпляр прибора совокупности внешних факторов случай­

ного характера.

Наибольший интерес представляет общий случай, характери­ зуемый погрешностью 6Х(t).

219