Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и 60г- — неизвестной частью (а следовательно, неисключаемой) си­ стематической погрешности, обусловленной погрешностями тех средств, при помощи которых аттестовывались образцовые сред­ ства. Учитывая это, в общем случае можно записать

Д/ = До<+ во| + е/,

(6.5.14)

где е, — случайная составляющая погрешности, обусловленная слу­

чайными флюктуациями данного измерения.

Имея в виду, что известны Д0г- и границы ± 6 0<) в которых нахо­

дится неизвестная часть систематической погрешности (60г), а также

известна оценка среднеквадратической случайной погрешности б (ег), можно на основании (6.5.13) и (6.6.14) записать

^ н / = ^ « + Д0( + 6о1.

(6.5.15)

Величину систематического отклонения параметра /'-го элемента

можно вычислить по формуле

где

ДД/ =

Xqi ■ До/ = (Дн /

До/) До/ 60г,

(6.5.16)

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

У'I

 

 

 

 

Д „ / = - ^ 4 ------*

(6.5.17)

п — число

измерений /'-го параметра комплекта.

 

Введя

частное отклонение

 

 

 

 

Д Д „ / к = Д о / - Д „ / к ,

(6.5.18)

выражение (6.5.18)

можно

переписать

в виде

 

 

 

ДДг. =

ДДН(. - Д 0(. - б 01,

(6.5.19)

где

 

 

 

 

 

£ ДДн/к k=l

Д Д н / =

Теперь следует оценить флюктуации (рассеивание). Пользуясь выражением (6.5.13), можно написать

D (Xxi) = D (Xqt) + D ( Д,),

D (Xq t) = D (Ди г) — D (Дг),

и переходя к среднеквадратическим отклонениям, получить

"1 /

i j

(Д^н / к — Дн /)2

 

 

« ( * * / ) = Г

------— j---------------------

6 2 (Д ,) .

(6 .5 .2 0 )

16 З а к^з 797

24]


Если при проверке результат измерения каждого параметра пред­

ставлен в виде относительных погрешностей, т. е.

L . -

X H i - X o t

(6.5.21)

v Xi

X oi

 

 

где До,- =

бог

 

Дог '

 

Л 01

 

то

б ( М = - т ^

- -

(6.5.22)

АО/

 

 

Зная бХ 1 и б (8 Х1), теперь можно перейти к определению погреш­ ности проверяемого комплекта или тракта.

На основании уравнения (6.5.20) можно установить математи­

ческое ожидание и среднюю квадратическую погрешность, которые

будут равны

т т т т

 

м ф у) =

Е

КФХ 1 = Е

КФХ H i - E

-

Е W ,

(6.5.23)

 

 

i = 1

г=1

t'=l

 

i=I

 

 

 

т

 

т

т .

 

 

 

D (6,) =

Е

D (/C,6Xi) =

Е K]D (8 xt) +

2 Е

АгА/Яг/,

(6.5.24)

 

 

г=1

 

*=1

/=1

 

 

где

= М [ДА,- kX y] — корреляционные моменты.

 

 

Если отклонения параметров независимы, то корреляционные мо­

менты Rtj = 0.

Такая оценка погрешности дает наибольшее прибли­

жение к действительному значению измеряемой величины проверяе­ мого тракта.

Дальнейшая оценка зависит от характера измерений. Если ком­ плект или тракт предназначены для измерения с однократным отсче­ том (т. е. типичный случай каналов измерения САК), то необходимо определить предельную погрешность. В случае, если при измерении проводится несколько отсчетов (при исследованиях или контроль­ ных проверках) и за результат принимают математическое ожидание (среднее арифметическое), то погрешность такого тракта следует

представить, кроме математического ожидания (6.5.23), еще и средне­

квадратическим отклонением показаний.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение сложности и ответственности задач, решаемых систе­

мой комплексной автоматизации технических средств судов, а сле­ довательно и САК, способствовало появлению новых методов про­

ектирования таких систем. Использование агрегатированных средств

позволяет повысить модернизационную способность систем, в зна­

чительной степени автоматизировать работы, выполняемые при

внутреннем проектировании, сократить сроки и стоимость проект­

ных работ. Вместе с тем, с повышением сложности разрабатываемых систем возрастает ответственность ранних этапов проектирования,

на которых в основном определяются основные показатели системы,

характеризующие ее эффективность. Особенности этих этапов—воз­

можность большого количества вариантов исполнения системы, от­

сутствие формальных методов принятия оптимальных решений, не­

достаточное информационное обеспечение в сочетании со сжатыми

сроками проектирования привели к появлению новой методологии

проектирования сложных систем, называемой системным подходом.

Использование системного подхода позволяет более четко про­

анализировать взаимодействие разрабатываемой системы с осталь­

ными комплексами судна, провести декомпозицию системы и воз­ никающих при ее проектировании проблем на ряд связанных

между собой задач. Решение этих задач представляет собой единый процесс, качество которого определяет эффективность разрабаты­ ваемой системы.

Внедрение системного подхода связано с решением ряда как

научных, так и организационных задач. Разработку, изготовление,

испытания, эксплуатацию, модернизацию системы — все эти этапы

следует рассматривать как единый замкнутый процесс. Это позволит

в значительной степени облегчить решение одной из основных про­ блем проектирования сложной системы — информационного обес­ печения разработчиков. Имеющиеся в настоящее время отделы тех­ нической информации, научно-технические библиотеки не могут по­ ставить разработчикам информацию, необходимую для выполнения

конкретного проекта. Для этого необходима специальная служба,

сотрудничать с которой должны разработчики проекта и привлекае­

мые для решения конкретных вопросов высококвалифицированные

эксперты различных специальностей. Одна из основных задач ин­ формационного обеспечения — получение качественной информации, представление ее в формализованном виде, оценка ее достоверности

и привязка к конкретному проекту. Неполнота информации вызы­ вает значительные трудности в процессе оптимизации принимаемых

16*

*243


Гфйектнкх решений. В настоящее врекя задача оптимизации слож­

ных судовых систем в основном решается с помощью эвристических

методов, однако это приводит иногда к существенным ошибкам.

Разработка способов агрегации частных показателей в единый кри­

терий эффективности при рациональном сочетании методов мате­ матического программирования и эвристики позволит решить по­ добные задачи с большей степенью точности.

Расширение функций судовых САК приводит к возрастанию

роли их математического обеспечения. Решение таких сложных

задач, как диагностика неисправностей контролируемого оборудо­

вания, включая системы автоматического управления, прогнозиро­

вание хода контролируемых процессов, и ряда других требует раз­

работки специального математического обеспечения, ориентирован­ ного на контроль широкого класса объектов. При этом необходимо учитывать, что судовые САК и используемые в них вычислительные устройства существенно отличаются от универсальных ЭВМ спосо­

бом фиксации алгоритмов, требованиями по надежности, необходи­

мостью работы в реальном времени и другими особенностями. Важ ­

ной задачей является разработка методики алгоритмизации задач

контроля с учетом особенности судовых САК.

Одно из основных направлений в проектировании судовых САК — разработка и использование агрегатных средств контроля и регу­ лирования, совмещаемых с выпускаемыми промышленностью агре­ гативными средствами вычислительной техники (АСВТ). Разработка набора АСКР, отвечающего требованиям полноты и минимальности,

позволит проектировать САК с высокой модернизационной способ­ ностью, сократить сроки и стоимость проектирования. Разработка

агрегативных средств значительно облегчит решение автоматизации

проектно-конструкторских работ. Решение этой проблемы ставит широкий круг вопросов: информационное обеспечение в форме до­ ступной для машинного использования, формализация метода по­ иска оптимальных решений, разработка новых форм проектной до­

кументации, правовые вопросы. Имеется и целый ряд проблем, свя­

занных с реализацией методов машинного проектирования: разра­

ботка математического обеспечения, создание возможности диалога

между разработчиком и ЭВМ.

Перечислены далеко не все проблемы и задачи, возникающие при разработке сложных судовых САК и систем комплексной автомати­ зации технических средств судна. Необходимо учитывать, что слож­ ность и взаимосвязь всех этих проблем требует системного подхода к их решению.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Предлагаемый читателю словарь представляет собой свод терминов и понятий, используемых в литературе по автоматическому контролю и смежным дисциплинам, а также их толкование.

Агрегатированная система (к-система) — математическая модель сложной си­ стемы, состоящей из взаимодействующих агрегатов.

Агрегатирование — принцип построения сложной системы из более простых устройств — агрегатов, класс которых ограничен.

Аддитивность — свойство критериев (сигналов), определяемое их функциональ­ ной независимостью и непротиворечивостью.

Алгоритмическая разрешимость — возможность решения задачи путем приме­ нения некоторого формального алгоритма.

Аппаратурная избыточность — характеристика, определяющая, насколько состав данной аппаратуры превышает минимально необходимый.

Ассоциативная память — устройство для хранения данных, позволяющее производить выборку этих данных по какому-либо признаку (не обязательно по адресу).

Базовый вариант — один из возможных допустимых вариантов системы, отно­ сительно которого производится сравнение альтернативных вариантов.

Буферный накопитель — устройство для временного хранения данных, имеющее разные частоты обращения при их записи и выборке.

Внешнее проектирование — стадии проектирования, связанные с уточнением требований ТЗ и условий функционирования системы, построением ее стандартной модели структуры.

Внутреннее проектирование — стадии проектирования конкретного варианта аппаратуры, входящей в состав системы.

Временной канал — время обслуживания одной точки контроля.

Глубина прогноза — величина промежутка времени, на которое осуществляется прогноз.

Граф причинно-следственных связей — графическое изображение зависимости между параметрами системы или событиями, возникающими в системе.

Декомпозиция — разделение системы на подсистемы (структурная декомпози­ ция — разделение с выделением функциональных связей; пространственная — раз­ деление на приборы и устройства; временная — разделение процедуры обслуживания по временным каналам).

Дерево вариантов — графическое изображение совокупности возможных альтер­ нативных вариантов решения задач проектирования.

Диагностический контроль — часть процедуры контроля, заключающаяся в определении причины и места неисправности.

Динамические потери информаций — потери информации при временных пре­ образованиях в процессе решения задачи.

Допусковый контроль — часть процедуры контроля, заключающаяся в изме­ рении сигнала и сравнении его с уставкой (допуском).

Иерархическая система — A-система с отношением частичного порядка между составляющими ее агрегатами. Отношение частичного порядка .в данном случае обозначает «В получает информацию от С».

245