Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
Поэтому в интересах флота следует увеличивать межповерочныё сроки без уменьшения достоверности показаний. Одним из эффек тивных путей увеличения межповерочных сроков является повыше ние метрологической надежности средств измерений.
Метод сужения поверочных допусков — один из практических методов повышения метрологической надежности (кроме примене
ния стабильных материалов, улучшения технологии изготовления
и т. д.). Сущность его заключается в том, что в измерительных схе
мах и системах для измерения различных параметров контролируе мого объекта используется средство измерения большей точности
(т. е. с меньшими погрешностями), чем это требуется. Однако по
верка такого средства должна осуществляться по заданному менее
точному пределу, например, необходимо контролировать какой-
либо параметр с погрешностью не более ± 2 ; 5%, но для его измере
ния устанавливается прибор класса 1,5 или даже 1,0, при этом за
отказ (метрологический) следует принимать выход погрешности за
пределы ±2,5% (а не за пределы ±1,0). При таком подходе оказы вается, что если межповерочный срок согласно действующим поло
жениям для приборов класса I установлен 1 год, а для приборов
класса 2,5 — 2 года, таким образом, уже имеется преимущество и
экономия.
Анализ эксплуатации различных судовых приборов и других
средств измерений показывает, что для конкретных установок обычно стремятся устанавливать как можно более точные средства
измерения, например, тахометры с ценой деления до 1— 2 об/мин,
при шкале до нескольких тысяч оборотов, что соответствует прибору
с погрешностью, составляющей доли процента. Как известно, с по
добной погрешностью имеются только лабораторные приборы, аб
солютно ненадежные в судовых условиях. Такая же картина наблю
дается и с приборами измерения температуры, к которым предъяв ляются требования иметь погрешность не выше ±0,5% и т. д. Все это объясняется желанием разработчиков подтвердить характери
стики своих механизмов при помощи приборов, аналогичных ис
пользуемым ими в стендовых условиях. Фактически же при уста новке на суда приборов, удовлетворяющих всем необходимым тре бованиям, т. е. эксплуатационных приборов, их класс снижается до 1,5— 1,0. При одной из очередных поверок часть этих приборов
выходит за класс точности, т. е. установка некоторое время работает
иобслуживается приборами в несколько раз более грубыми, чем
были на стенде. Однако установка управляется по данным приборов
ивыполняет возложенные на нее задачи. Это означает, что выбор средств измерений для судовых установок проводится в значитель ной степени необоснованно и исходя только из ложных предпосылок
о том, что чем точнее прибор, тем лучше. Фактически это приводит
к установке на суда измерительной аппаратуры, метрологически мало
надежной.
Таким образом, правильный и обоснованный выбор средств из
мерений по точности способствует повышению их метрологической надежности и дает возможность для обоснованного увеличения меж
235
поверочных сроков, т. ё. если для каких-либо параметров макси
мально допустимые абсолютные погрешности равны и распределены
по нормальному закону, то, как указывалось выше, с целью повы
шения достоверности измерения следует выбрать средства измерений
более точные, их погрешности согласно документации должны быть:
А' = — , |
(6.5.2) |
П |
Х |
где п > 1.
Исходя из выражения (6.5.2) и упростив его на основании пред
положения об экспоненциальном законе распределения, получим известное выражение
Р ы(0 = ехр (—It).
Можно доказать, что метрологическая надежность может быть выражена для принятых условий также в виде
Л* (0 = Ф |
Г Д' |
1 |
= |
Ф |
Г |
А |
1 |
(6.5.3) |
. /2 5 (0 |
. |
_]/2 a (t)ti |
||||||
где a (t) — среднеквадратическое |
отклонение |
распределения |
по |
грешностей во времени выбранных более точных средств измерений.
Из выражения (6.5.2) и (6.5.3)
ехр (—Щ = Ф |
Д |
(6.5.4) |
|
а (t) п |
|||
/ 2 |
|
Задаваясь различными t и используя таблицу функций инте
грала вероятности Ф, можно решить уравнение (6.5.4) относи
тельно 6 (/). Если дополнительно к этому провести расчеты для раз личных п, т. е. для различных уровней ужесточения допустимой по
грешности, и результаты представить в виде графика, то можно легко по графику для любого конкретного случая выбрать средство измерения целесообразной точности.
Таким образом, этот метод позволяет по заданной метрологиче ской надежности и точности средств измерения определить целесооб разные межповерочные сроки для конкретного случая и, наоборот, по заданной надежности и допустимому для конкретной установки межповерочному сроку — выбрать и целесообразную точность
средств измерения.
Метрологическое обеспечение как способ повышения метрологи ческой надежности. Как уже указывалось, практически метрологи
ческие отказы могут выявляться в период очередной поверки сред
ства измерения, поэтому для поддержания средств измерения на высоком уровне по надежности, а следовательно, и для обеспечения
достоверности получаемой измерительной информации в течение
всего требуемого периода эксплуатации, необходимо соответствую щее метрологическое обеспечение и установление целесообразных
межповерочных сроков.
Метрологическое обеспечение очевидно должно начинаться с обес
печения поверочными средствами, имеющимися на судах (встроен
ными или переносными).
236
Рис. 6.11.
237
Кроме того, обслуживание более высокого ранга должно обеспе
чиваться на берегу паспортизованными штатными поверочными
средствами. Иначе говоря, для своевременного обеспечения досто
верности в течение длительных промежутков времени эксплуатации
и восстановления метрологических свойств средств измерений (кон
трольная поверка и регулировка W (А"), а также обеспечение един ства измерений) при помощи образцовых средств необходимо созда
вать специальную метрологическую цепь обеспечения в системе
флота. Такая цепь может быть предложена в виде схемы на рис. 6.11.
Следует отметить, что особенностью большинства средств измерений
Рис. 6.12.
является то, что они теряют эффективность (точность) не только при
эксплуатации, но и при хранении в результате необратимых измене ний, возникающих под действием внутренних и внешних факторов. Поэтому приведенная схема метрологической цепи актуальна и ре альна для хранящихся средств измерений. Эта схема справедлива для одного какого-либо параметра, т. е. для одного измерительного
комплекса или измерительного канала, применительно к системам
САК, и для случаев, когда измерение той или иной величины может
быть приведено к существующему эталону.
Так как на практике ряд параметров не обеспечен эталонами (особенно при косвенных измерениях), то при помощи имеющихся
эталонов с использованием теории и формул размерности необходимо производить их преобразование. В этом случае приведенная схема
не может быть использована и метрологическую сеть следует обра
зовывать из совокупности эталонов и образцовых средств, напри
мер, по схеме рис. 6.12.
Такая схема полностью обеспечит точность и единство измерений
в сфере эксплуатации, но при обоснованном и целесообразном меж поверочном интервале. Вопросы установления межповерочных интер
валов регламентируются соответствующими документами.
238
Вопросы корректировки этих сроков, подход к их определению
здесь не рассматриваются. Однако при выполнении специальной
работы по корректировке указанных документов, устанавливаю щих целесообразные межповерочные сроки, должны учитываться
положения по метрологической надежности, изложенные выше. По
скольку рассматриваются системы контроля (а не отдельные при боры, измерительные тракты или каналы), состоящие из ряда эле
ментов, при их проверке и поверке, равно как и при эксплуатации,
обычно возникают трудности и разногласия по оценке общей погреш
ности канала (или комплекта). Поэтому ниже рассматривается
именно этот вопрос.
На практике обычно применяются два способа суммирования частных погрешностей элементов, входящих в систему:
1)арифметическое сложение абсолютных предельных значений частных погрешностей;
2)квадратическое сложение, представляющее собой определе
ние среднеквадратической погрешности.
Оба способа дают значительное отклонение от действительного
значения суммарной погрешности, причем первый дает завышенную
погрешность, а второй — заниженную. Для определения наиболее
вероятного значения общей погрешности представим, что комплект или тракт (канал) связан известной зависимостью со значением пара
метров его элементов
у = / К = Х „ Х 2, . . ., Х п), |
(6.5.5) |
где а „ — значение измеряемой величины на входе проверяемого комплекта; Х ( — значения параметров элементов этого комплекта.
Любые отклонения значений параметров X t от номинальных (систематические или случайные) создают погрешность рассматри ваемого тракта. Обычно погрешность контролируемого тракта вы числяется либо для фиксированных значений измеренной вели чины а 0, либо для фиксированных показаний контролируемого тракта до его погрешности и определится как
by = f(ao, Xyn) - f ( a o , *<V % , . . . , *<>„), (6.5.6)
где X 0l — номинальные значения параметров; X yi — действитель ные значения параметров.
Используя разложение Тейлора и учитывая, что при оценке погрешностей допустимо ограничиться лишь линейной частью фор
мулы разложения, получим |
|
|
д » |
*=1 |
<б57) |
|
|
Только при больших погрешностях целесообразно оценивать зна чение остаточного (нелинейного) члена разложения и сопоставить
его с величиной Ду для проверки допустимости пренебрежения
этим членом ряда,
239
При дальнейшем рассмотрении можно использовать наиболее привычную и широко применяемую относительную погрешность
бУ |
Ау_ |
(6.5.8) |
|
У |
|||
|
’ |
причем, если Ду 4С у действительное показание средств измерения
величины у, можно заменить его номинальным значением у 0 |
и тогда |
|||||||||
принять, |
что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бУ |
ду_ |
|
|
|
|
(6.5.9) |
|
|
|
|
Уо |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Подставив значение Ау в уравнение |
|
(6.5.7) |
и |
в формулу |
(6.5.9), |
|||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у |
|
df - |
|
AX, |
(6.5.10) |
|
|
dXoi‘ |
у 0 |
|
|
Уо |
Xo |
|||
|
|
|
Z j |
1 |
dXoi |
|
||||
|
|
|
|
|
i= |
|
|
|
|
|
Обозначив |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
is |
__ |
df |
|
|
X 0 |
|
|
(6.5.11) |
|
|
|
|
dXoi • |
|
y0 ’ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в„=2) |
к fin, |
|
|
(6.5.12) |
||||
|
|
|
|
i= 1 |
|
|
|
|
|
|
с |
A X ; |
---- относительная |
погрешность |
параметра t-го эле- |
||||||
где oXi = |
Xoi |
мента.
Коэффициент К, называется коэффициентом относительного влия
ния t-ro параметра.
В приведенной форме записи имеется то преимущество, что
в случае линейной связи параметров элементов с показаниями при бора, коэффициент К, = 1. Далее, поскольку всякое измерение про водится с погрешностью А, то вместо значения параметра Xqi, по лучим его оценку
х * i — x ql + д г, |
(6.5.13) |
где Дг — абсолютная погрешность измерения параметра t-ro эле
мента.
Поскольку в подавляющем большинстве практических случаев не удается выявить систематическую погрешность, то At по существу является суммой систематической и случайной погрешностей из
мерения. Очевидно, можно считать эту сумму как случайную по грешность, поскольку необнаруженная и нескомпенсированная си
стематическая погрешность также может быть принята как слу
чайная.
Учитывая, что при поверке средств измерений стремятся под держивать условия номинальными (равными градуировочным), по
грешность измерения практически будет определяться погреш ностями образцовых поверочных средств: Д0(- — известной частью
240