ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
то наряду со множеством каждый раз конкретных' причин такой их судьбы можно установить и одну общую для аб солютного большинства из них причину: в этих решени ях, как правило, или вовсе отсутствовали одно-два из ука занных выше основных положении, или конкретное их со держание было рассогласовано. Отсюда следует один из важнейших общих принципов принятия рациональных управляющих решении: системная согласованность и об основанность выбора целей, определения программ работ и распределения ресурсов (принцип ЦПР).
C этим принципом связана одна из причин недостаточ но активного использования имеющихся в распоряжении управления огромных резервов повышения эффективно сти научной деятельности. По данным зарубежных науко ведов, абсолютное большинство обследованных научно-ис следовательских учреждений отраслевых фирм связыва ет причины своих трудностей с недостатками в управле нии научно-исследовательской деятельностью. При этом выяснилось, что в 26 проц, случаев отсутствовали ясно сформулированные цели исследований и разработок, в 35 — было признано неудовлетворительным составление и контролирование программ работ, в 26 — отсутствовало обоснованное распределение ресурсов и был неудовлетво рительным экономический анализ. Остальные 13 проц, случаев неудач объяснялись специфическими индивиду альными причинами, не подпадающими под указанные критерии *.
При всей очевидности изложенного принципа его реа лизация в конкретных и поддающихся расчету процеду рах оказывается в большинстве случаев далеко не про стым делом. Научное обоснование управления сталкива ется при этом .и с методологическими трудностями, выте кающими из того, что каждый из трех компонентов ЦПР обычно описывается на своем особом языке и измеряется несопоставимыми шкалами.
Преодоление этих трудностей, равно как и решение ряда других, сформулированных выше проблем управления, стало возможным в последние годы на основе программ ного подхода к управлению наукой.
См.: Д. Μ. Гвишиани. Социальная роль науки и политика государст ва в области науки.— В кн.: Управление, планирование и организа ция научных и технических исследований. T, I, Μ., 1970, с. 40.
74
Огромное многообразие проблем и задач управления научными системами (будь то лаборатория, институт, ака демия или наука страны в целом) можно сгруппировать в три класса обобщенных функции — центральных про блем управления:
а) совершенствование организации научного процесса, обеспечение условий для эффективного получения резуль татов и использования наличных возможностей науки; б) формирование научного потенциала, способного обе спечить качественное решение исследовательских задач в масштабах и сроках, соответствующих потребностям об
щественного развития; в) определение наиболее перспективных областей и на
правлений научно-исследовательской работы, выбор целей и формирование принципов научной политики.
Искусство эффективного управления любым научным коллективом состоит в конкретизации и обеспечении си стемного решения всей указанной совокупности задач. На решение сформулированного комплекса центральных про блем управления ориентировано программное управление наукой.
Основные признаки и характерные особенности про граммного управления состоят в том, что оно направлено на достижение четко сформулированной иерархии целей и в этом смысле обладает единством целей; охватывает комплекс исследований и разработок, а также организа ционно-технических и производственных мероприятий, не обходимых для достижения целевой установки програм мы; осуществляется по отношению к'системе информаци онных, экономическпх, организационных и социальных связей всех входящих в программу видов деятельности; обеспечивает принятие решений, отвечающих требовани ям методологического единства оценок целей, путей их достижения и требуемых для этоі* ресурсов.
Итак, программное управление есть осуществляемое на системной основе управление целевой программой работ. Общим критерием эффективности программного управле ния научной деятельностью является достижение сово купных целей программы в кратчайшие сроки с макси мальной результативностью при оптимальном уровне рас ходования выделенных на программу ресурсов.
Уже накоплен значительный опыт осуществления уп равления сложными комплексами научно-исследователь-
75
скпх п опытно-конструкторских работ в режиме програм много управления. Колоссальный опыт приобретен, напри мер, при управлении реализацией космических программ и при комплексном научном изучении, техническом пере оснащении її производственном освоении новых районов. К программам такого класса относится программа создаппя общегосударственной автоматизированной системы сбора п обработки даппых, обеспечивающих эффективное функ ционирование систем управления.
Программы могут-быть различного уровня и характера: решение проблемы излечения рака, создание ЭВМ следую щего поколения, борьба с водорослями в искусственных водоемах, ликвидация травматизма от внезапных выбро сов газа в глубоких шахтах Донбасса и т. д. И хотя полное и эффективное использование всех возможностей про граммного управлення еще впередн, фактически в любом случае исследований с конкретной целевой ориентацией, а также в комплексных совместных работах различных коллективов руководство этимп работами может осуществ ляться с более или мепее развитыми элементами прог раммного управления.
Известей и методический арсенал инструментов управ ления, успешно используемых в такого рода случаях: ме тоды сетевого планирования и управления (СПУ), моди фицированные методы вероятностных «критических пу тей», использование так называемых деревьев решений и матриц относительной важности и другие. Для формиро вания системы оценок, весовых коэффициентов и подобных им количественных данных, необходимых для подготовки решений в условиях программного управления, науковеде нием все более широко и успешно, используются методы экспертных оценок.
В связи с необходимостью своевременного выявления технически неосуществимых вариантов научных работ и других отклонений от первоначально намеченных вариан тов научно-исследовательских работ возникает потребность в слежении за ходом реализации программ и периодиче ской переоценке ожидаемого эффекта от выполнения науч ного последования с целью управления научно-техниче- скпм прогрессом. В этой ситуации также необходимо широ ко прибегать к использованпю методов экспертных оценок.
Хотя в современном виде методы экспертных оценок яв ляются новым и активно совершенствуемым инструментом
7G
научно обоснованного управлення наукой, сами по себо экспертные оценки в принципе являются столь же давним инструментом принятия решений, сколь давней является практика управления делами науки.
Все решения, принимаемые специалистами на основе их опыта, накопленных знаний и творческой интуиции, яв ляются фактически экспертными оценками. В случае от сутствия или необоснованности этого элемента в волевых актах принятия решения последние вырождаются в волюн таризм. Научно обоснованный режим управления призван, таким образом, проводить процесс принятия решений о на учной деятельности в условиях высокого уровня неопреде ленности на основе системного использования объектив ных данных и индивидуального опыта представительного круга специалистов.
Правомерность обращения к опыту, знаниям и интуи ции специалистов оправдана еще и потому, что именно эти элементы в сочетании с другими свойствами науки как сложной динамической системы обеспечивают наличие в ней качеств самоорганизации и саморегулирования.
Как реакция на специфические требования программно го управления наряду с линейными или функциональными и линейно-штабными схемами организации появляются так называемые матричные организационные структуры. Смысл этого быстро распространяющегося в практике яв ления состоит в том, что многие лица и организационные подразделения ставятся в положение взаимоподчнненности не только по линии своего ведомства, но и по линии руководства программой, в которой они участвуют и кото рая охватывает соисполнителей вне зависимости от их принадлежности к сложившимся функциональным схе мам.
Практика программного управления сложными комплек сами работ сделала особо актуальной потребность в форми ровании нормативной базы управления современной нау кой. Для решения этой задачи кроме обычных статистиче ских наблюдений успешно применяются и специальные методы анализа псторпко-научного и историко-техниче ского опыта. В нашей стране методы анализа и обобщения опыта планирования, оценок п решений (методы ОПОР) также успешно развиваются. Интересные результаты полу чены, например, на основе построения п анализа своеоб разного (обращенного в прошлое) сетевого графика орга-
77
нпзацпи уже завершенного комплекса исследовании и раз работок. В частности, этим методом удается фиксировать действительно имевший место критический путь хода ра-
.бот, оцеппть распределение затрат времени (в процентах от общего времени наиболее напряженного — критическо го — пути). Типичный, хотя и далекий от оптимальности случай: 25 проц, времени — ожидание управляющих реше ний; 10 проц.—,время ожидания поставки материальнотехнических средств. Названная методика позволяет также оценивать влияние работ различного уровня (фундамен тальные, прикладные исследования, конструкторские' раз работки, опытно-промышленная проверка, освоение ново введений производством) на общий критический путь комплекса работ.
К тому же семейству методов ОПОР принадлежит раз работанная нами и практически проверяемая в ряде науч ных учреждений методика анализа и синтеза планов науч но-исследовательских работ. Основные идеи этой методики состоят в следующем.
Осуществляется системный анализ совокупности целей данной оргаппзацип (или сообщества научных коллекти вов), на предмет формирования в явном виде концепции целей. Концепция целей пмеет структурную часть, пред ставляющую в виде дерева, графа пли матрицы иерархию и внутреннюю взаимосвязь элементов множества целей. Принципиально важным моментом является то, что рас смотренные п систематизированные элементы концепции целей относятся и к фундаментальным теоретическим об ластям деятельности, и к прикладным исследованиям и разработкам, п к наращиванию научного потенциала дан ного сообщества исследователей (в форме приобретенных исследователями навыков, совершенствования методов ис следований и создания оригинальной научной аппаратуры). Другой непременной частью концепции целей является система относительных весовых коэффициентов («приори тетов»), приписанная каждому классу целей лицами, от ветственными за формирование и утверждение данной кон цепции целей.
Низшие уровни развертки целевого графа, названные нами реализациями, представляют собой совокупность по тенциальных целей — задач для непосредственного реше ния в ходе выполнения анализируемых или формируемых планов научно-исследовательских и опытно-конструктор
78
ских работ. Любая конкретная тема из плана в принципе может охватывать все или часть из реализаций, соответ ствующих данной концепцип целей. Кроме того, достиже ние каждой из реализаций может быть осуществлено в раз ной степени — на разном уровне прогресса.
Разработана система типовых шкал для оценки намеча емого или достигнутого уровня прогресса по каждой из трех групп реализаций. Они отражают спектр потенци ально возможных состояний работ от научной постановки задачи исследования до результата на уровне научного открытия или формирования теории (для фундаменталь ных исследований), от изложения исходных представле ний о практической применимости определенной научной идеи до реализации этой возможности (для прикладного аспекта, работ), от использования уже известных исследо вательских методов и приборных средств до разработки и освоения методов и приборов, реализующих принципиаль но новые идеи и существенно расширяющих потенциаль ные возможности исследовательского коллектива.
Каждая программа или, например, тематический план института должны в принципе охватывать всю совокуп ность поставленных целей и их реализаций. Этого нельзя, сказать, однако, об отдельных частях организации и тем более об отдельных темах или видах работ. К тому же планироваться и исполняться онп могут на различных уров нях прогресса.
Каждому из таких случаев будет присуще свое индиви дуальное значение обобщенной значимости (взвешенная сумма рангов значимости).
При анализе и синтезе планов производится также оцен ка уровня комплексирования (взаимосвязей) работ, вхо дящих в одну программу илп выполняемых данным сооб ществом коллективов. Коэффициентом комплексности вы полнения тем в рамках определенной программы называ ется отношенпе числа фактических связей данной работы к числу всех возможных связей ее с другими, включенны ми в программу. При этом учитывается ранг комплексируемых работ по обобщенной значимости и интенсивность осуществляемых связей.
Изложенная система измерителей позволяет анализиро вать и обобщенно оценивать опыт организации и управле ния, сопоставляя программные цели, планируемые резуль таты и достигнутое с помощью данного элемента програм
79
мы силами такой-то организационной структуры и при оп ределенных размерах затраченных ресурсов.
Практически особо важной оказывается возможность оце нивать состояние выполнения различных элементов прог раммы непосредственно в ходе ее осуществления, а не пост фактум, как это обычно присуще другим методикам. Для программного управления, использующего современные технические средства автоматизированных систем управ ления, такого рода возможности представляют особую цен ность.
Имеющийся опыт применения изложенной методики по зволяет оптимистично оценивать открывающуюся перс пективу принципиально нового подхода к формированию системы планов исследований и разработок. Суть нового подхода состоит в том, что на стадии предплановой подго товки проводится своего рода конкурс идей и предложе ний, а в ходе управления программой обеспечивается де мократическая возможность всем ее участникам влиять силою своих научных аргументов на принятие важных уп равляющих решений.
Каждый ведущий специалист может выдвинуть обосно ванные нм идеи о путях решения проблемы, о перспектив ных, по его мнению, темах пли сформулировать предложе ния о комплексах работ. Совокупность такого рода идей анализируется на соответствие концепции целей, оценива ется по критериям обобщенной значимости и ожидаемому вкладу в комплексное обеспечение работ. Затем решается задача распределения ресурсов, выделенных на данную программу, формируется состав исследовательских и про ектно-конструкторских работ, устанавливаются приорите ты и очередность завершения работ, назначаются другие установки, необходимые для осуществления программного управления.
Следует отметить, что успех применения данной методи ки в решающей степени зависит от качества работы по фор мированию концепции целей данной программы или сообщества исследовательских коллективов. В отдельных случаях удается сформулировать концепцию целей эври стическим путем, исходя из требований высших уровней управления, сложившихся у данного круга исполнителей, традиций и возможностей, а также содержательных суж дений лидеров исследовательских коллективов. Вырабо танная таким образом концепция целей неизбежно несет
80
более или менее выраженные следы конвенции — взаим ных уступок лиц, формирующих эту научную политику.
Известен и другой путь, открывающий более богатые возможности для формирования действительно научно обоснованной и перспективной концепции целей и про грамм . деятельности сообществ исследователей — базиро вать их иа специально выполненные научно-технические прогнозы. Науковедение, понимая научно-технический прогноз как систему обоснованных оценок возможных це лей исследований и разработок, доступных путей достиже ния этих целей п требуемых для этого ресурсов, считает его одним пз инструментов подготовки решений. Управля ющие решения должны в свою очередь отвечать методоло гическим требованиям принципа ЦПР. Этим и обусловле на принципиальная ориентация осуществляемой наукове дами прогнозной деятельности на получение всей системы прогнозных данных, а не одного Какого-либо ее элемента.
Впоследние годы в нашей стране быстро накапливается
ипрактический опыт прогнозных исследований. Здесь уместно подчеркнуть необходимость системного подхода к научно-техническому прогнозированию. Сейчас стало оче видным, что на успех может рассчитывать только та си стема методов прогнозирования, которая взаимно компен сирует слабости отдельных методических приемов и разум но сочетает их позитивные свойства. И в не меньшей мере важно то, что практике управления нужны не разовые и разрозненные прогнозные суждения и оценки, а система непрерывного слежения за тенденциями и постоянно уточ няющегося прогнозирования развития крупных областей научно-технического прогресса.
Кроме того, и сами результаты прогнозного исследова
ния * должны охватывать всю систему работ,-являющихся объектом научно-технической политики. Они должны со держать оценки, выводы и предложения, относящиеся:
а) к сфере развития теории и потребностям в формиро вании задела новых принципов и идей для дальнейшего развития прогнозируемой области;
б) к сфере формирования программ работ по целенап равленному изысканию способов реализации и использо
*О накопленном опыте и некоторых новых возможностях практической реализации названных системных подходов к прогнозированию будет рассказано в следующих беседах.
81