ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Науковедение идет к своей цели рука об руку со мно гими другими научными дисциплинами. Особо плодотвор но сотрудничество с кибернетикой, информатикой, иссле дованием операций и другими дисциплинами математиче ского цикла. Методы оценки научного труда и критерии выбора вариантов научно-технической политики наукове дение разрабатывает совместна с новейшими разделами экономической науки. Развиваются давние связи с социо логией, логикой и историей науки.
На основе изучения конкретных данных об общем и сопоставимом в жизнедеятельности отдельных научных дисциплин науковедение вырабатывает свои исследова тельские методы и теоретические концепции, формирует свои прикладные разделы. Принципиальное единство тео рии и практики является законом жизни для науковеде ния как науки об управлении. Во всяком случае, при от сутствии этих компонентов комплексного изучения науки невозможен системный анализ прошлого опыта, дпагпоз современного состояния и прогноз будущего организма науки.
Важнейшим положением, принятым в этой новом от расли знания, является, например, закон ускоренного дви жения науки, первые формулировки которого были даны еще Ф. Энгельсом. В соответствии с этим законом общий ускоренный характер развития науки является формой ее существования. Наука перестает быть наукой, лишившись этого принципиального свойства, так как подобное озна чало бы прекращение прироста знаний, смерть науки.
Такую же принципиальную роль играет в науковедче ских концепциях системность организма науки. Природа науки имеет принципиально системный характер. Теряя это свойство, наука перестает быть наукой и превращает ся в каталог разрозненных фактов, собранных любителя ми-коллекционерами.
К числу существенно важных результатов современно го науковедения по праву должен быть отнесен и разви тый им особый инструментарий количественного анали за опыта науки. Наука как сумма и система знаний — объект, очевидно, идеальный, находящийся в сфере ин теллектуальной деятельности людей. В то же время она возникает, развивается и практически используется в конкретных материальных формах и условиях, которые поддаются определенному учету. Наука имеет своп мате-
66
рнальные носители и движется вперед усилиями вполне определенных личностей. Результаты их деятельности также в большинстве случаев могут быть конкретно оценепы тем или иным способом.
Эти предпосылки послужили толчком к пристальному изучению накопленных статистических дапных о количе стве научных результатов (открытии, изобретении), о ко личестве печатных работ и вообще об интенсивности и структуре потоков научной информации, о численности людей науки, о количестве и структуре научных учреж дений, о размерах капиталовложений в науку и экономи ческой эффективности научных разработок, о частоте по следующего использования однажды выполненных иссле дований, о росте инструментальной вооруженности труда ученых и темпах измепеппя характеристик нового науч ного оборудования и т. д.
Наука — мир своеобразия. Будучи призванной произво дить новые знания, наука в принципе не приемлет по вторы, штампы и жестко унифицированные нормативы. Все ее существенные явления, как правило, уникальны. Это делает зачастую несопоставимыми конкретные данные об опыте функционирования науки и ее результатах. Дей ствительно, по какой шкале измерять и сопоставлять от
крытие 104-го |
химического элемента — курчатовия и одно |
|
пз последних |
открытий в |
физике — эффект Мёссбауэра? |
В поисках сопоставимых |
(по времени и для различных |
отраслей наук) количественных характеристик развития науки науковедение активно развивает подход к научноисследовательской деятельности как к своеобразному ин формационному процессу. C этой общей точки зрения нау ка рассматривается как система, созданная для сбора, ана лиза и переработки информации с целью получения новых истин, новых практических приложений. Такого рода си стема может быть представлена различными по природе моделями: экономическими, информационно-логически ми, организационно-структурными п Другими.
Используя многообразный арсенал измерителей, науко ведение может ныне производить анализ и оценку ряда явлений и процессов развития науки, создает и изучает модели роста и взаимодействия науки. Приведем несколь ко примеров такого рода исследований организма науки.
Значительное число конкретных работ науковедов было посвящено, например, изучению фактора времени в науч
з* 67
ной политике. Анализ причин разрыва в уровнях научнотехнического прогресса развитых капиталистических стран показал, что основные причины этого явлення заключают ся в несовершенстве механизма обновления, в отрицатель ном влиянии фирменной секретности, в низкой эффектив ности управления единым спектром процессов получения новых научных результатов, их технологической проработ ки и освоения в производстве.
Большие потери рабочего времени были отмечены пауковедамп и применительно к бюджету времени ведущих ученых. Стало почти правилом, что по мере роста научной квалификации исследователя, и в особенности его продви жения по служебной иерархии в организационной систе ме науки, резко (в три-пять и более раз) сокращаются его возможности заниматься непосредственно творческим тру дом в рабочее время. Увеличение концентрации специаль
но обученного вспомогательного персонала, |
упорядочение ’ |
режима организации административных и |
научных дел |
(совещания, консультации,' функциональные обязанности и т. и.), создание в научно-исследовательских институтах специальных служб планирования и информационного обеспечения — вот основные пути, конкретизируемые нау коведами для псправленпя указанного положения.
Отмечено, что более 2∕3 всех трудовых ресурсов науки затрачивается на проведенпе экспериментальных работ« В этой сфере имеются огромные резервы экономии. Ме ханизация и автоматизация исследовательских экспери ментов пока еще не ушли далеко от решения задачи фик сации данных наблюдений. Современная техника позво ляет, однако, автоматизировать также и процессы обработки данных, обобщение и проверку полученных ре зультатов, формирование гипотез, предваряющих построе ние учеными строгой теорпп изучаемых явлений. К тому же, как показал опыт, в частности советских исследовате лей, современная математическая теория планирования эксперимента позволяет в два-три, а в отдельных случаях и в десять, раз сократить объем требуемых для обобщения первичных экспериментальных данных.
Трудоемкость и растянутые сроки исследований во мно гих случаях объясняются стремлением одной и той же ла боратории автономно выполнять весь цикл работ. Дейст вительный уровень комплексности исследований повсе местно еще очень низок. Науковедами и практическим
68
опытом доказано, что комплекспроваипем усилии дости гается эффект умножения сил науки. В то время как при автономной организации эти усилия в лучшем случае скла дываются.
Эффект комплексности исследований обеспечивается за счет мпогократного использования экспериментальных данных, теоретических зиаппй, разработанных методик и уже имеющихся экспериментальных установок. Продукт пауки не изнашивается, а возрастает в процессе его ис пользования. К тому же в силу принципиальной «мультивалентпости» научных результатов (их потенциальной способности взаимодействовать с другими научными дан ными) создаются более благоприятные условия для полу чения качественно новых междпсциплппарпых научных знаний. Науковедению присуще рассматривать свои объек ты в динамике, с учетом перспектив прогресса. Например, можіго оценить в какой-либо стране динамику роста удель ного веса научных работников в составе населения. Однако экстраполяция этой оценки на несколько десятилетий в будущее дает противоречивый результат. Наш измеритель показывает заметное замедление темпов роста удельного веса ученых, в то время как развитие науки идет и долж но осуществляться в силу возрастающих потребностей об щества в соответствии с законом ускоренного роста. Это может быть достигнуто лишь за счет опережающих тем пов повышения продуктивности труда ученых и более пол ного использования обществом получаемых наукой ре зультатов.
Удачно определить и оценить будущие возможности науки и техники, выбрать кратчайшие пути к важнейшим близким и дальним целям и в соответствии с этим разум но распределить выделяемые на науку огромные, но от нюдь не безграничные ресурсы — это означает создать важные условия для ускоренного роста экономического потенциала страны. На решение этой задачи направлена единая государственная научно-техническая политика на шей страны. Разработке стратегии развитпя пауки, обос нованному формированию перспективных планов научнотехнического прогресса — по единому его спектру от фун даментального поиска до практических реализаций в сфе ре производства, культуры и управления — в значитель ной мере содействует тот раздел науковедения, который занимается научно-техническими прогнозами.
69
Важно подчеркнуть, что комплекс взаимосвязанных про гнозных 'оценок будущих целей, путей их достижения п потребных ресурсов в условиях социалистического го сударства представляет особую ценность для практики планирования и управления научно-техническим прогрес сом. Опыт советской прогностики показывает, что в этом случае открывается возможность конкретного взаимного учета и балансировки научно-технических прогнозов с экономическими прогнозами развития народного хозяйст ва, с оценками природных ресурсов, демографическими и социальными прогнозами. XXIV съезд КПСС постановил осуществить в девятой пятилетке «разработку долгосроч ного перспективного плана развития народного хозяйст ва СССР, используя для этого прогнозы научно-техниче ского прогресса, роста населения страны, прнродпых ре сурсов и другие» .* При этом разработка комплексных научно обоснованных прогнозов рассматривается в реше ниях съезда как один пз важнейших факторов совершенст вования управления и планирования.
√ Управление любого рода социальными системами есть не что иное, как управление отношениями людей, коллек тивов и организаций в процессе осуществления ими спе цифических функций, ориентированных на достижение тех или иных социальных целей. Сущность управления наукой может быть определена как целенаправленное и эффективное воздействие на политические, экономические, организационные, информационные, правовые, психологи ческие, морально-этические и другие отношения, которые складываются в процессе научного труда. Эти отношения и связи отражают, каждая по-своему, социально-экономи ческую природу общества и достигнутый уровень разви тия науки — степень превращения ее в непосредственную производительную и социальную силу общества.
Теоретические основы управления наукой (науковеде ние) стали складываться только в последние десятилетия. В то же время сама потребность в управлении наукой отпюдь не нова. ^Происхождение и становление специфиче ских форм регулирования связей и отношений людей, за нятых научной деятельностью, уходит корнями к истокам науки. В древности наука могла удовлетвориться мораль но-дидактическими формами отношений между учителем
* Материалы XXIV съезда КПСС, с. 295.
70
п учениками. По мере роста объема знании и развития специализации исследователей все большее значение при обретало регулирование информационных связей. C раз витием профессиональных форм научной работы, ростом чпсленности научных коллективов и разделением труда в едином научном процессе возникла настоятельная необ ходимость в управлении организационными и администра тивно-правовыми отношениями в науке. По мере превра щения науки в непосредственную производительную силу общества, роста ее капиталоемкости и потенциальной эф фективности актуальными и все более важными становят ся задачи управления экономическими связями и отноше
ниями науки.
В наше время, когда Hayiia явственно превратилась в) большую п сложную, динамически развивающуюся си стему, когда перед ней во весь рост стоит задача перехода от экстенсивных форм к интенсивным формам развития, управление наукой вступило в период системного воздей ствия на всю совокупность связей и отношений, возника ющих в процессе научно-исследовательского труда. Эти отношения могут иметь весьма разнообразный характер; связи же, в которых они воплощаются, обобщенно можно свести в такие основные группы:
а) информационно-логические, включающие влияние конкретных научных идей непосредственно на саму «тех нологию» научного процесса;
б) организационные, включающие служебно-правовые
ифункциональные отношения в коллективе; в) экономические (определяющие соответствующие сти
мулы и формы ответственности) ; г) социально-психологические отношения, выражающие
ся в идеологической ориентации, принятых этических нор мах и психологической мотивации.
Необходимо подчеркнуть, что именно эти связи объеди няют разрозненные элементы и акты научной деятельно сти в единую систему. Реальный опыт развитая советской п мировой науки, теоретические обобщения науковедения позволяют со всей определенностью утверждать, что ус пех в управлении научным процессом приходит только тогда, когда удается на деле обеспечить эффективное функционирование всего комплекса указанных связей. Не дооценка же или рассогласованность любой из них при водит к остро ощущаемым отрицательным, следствиям. Чем
71
полнее комплекс управляемых связей и чем действеннее они функционируют, тем жизнеспособнее научная систе ма и выше уровень эффективности ее работы. Из этого исходит следующий принцип научно обоснованного уп равлення наукой — принцип обеспечения единства инфор мационных, организационных, экономических и социаль но-психологических связей в процессе научпой деятель ности.
В настоящее время известен опыт построения и анали за информационных, организационных и социально-эко номических моделей науки как управляемой системы. На повестке дня — задача синтеза этого рода моделей.
Управление современной наукой имеет своим объектом научный процесс, охватывающий различные стадии — от теоретических исследований до реализации прикладных разработок.
Есть достаточно оснований утверждать, что понятия «фундаментальные» п «прикладные» правомернее отно сить к исследованиям, а не к паукам как таковым. Иссле дования могут быть ориентированы на установление фун даментальных законов, открытие и научное объяснение явлений реального мира (фундаментальные исследования) илп па изыскание способов наиболее целесообразного ис пользования научного знания в производстве, техппке, об щественной практике пли в других областях исследова тельской работы (прикладные, исследования).
Что же касается наук, а тем более системы современных научных знаний, то они, как правило, представляют со бой единый спектр проблем от фундаментальных теорети ческих изысканий п специальных прикладных исследова ний до опытно-конструкторских разработок. В этом смыс ле математика располагает спецпальными направления ми исследований с не меньшим прикладным потенциалом, чем, скажем, металлургия. В рамках электросварки, на пример, ведутся фундаментальные исследования, имею щие важное значение для формирования современных на учных представлений физики твердого тела.
Таким образом, в практике государственного управле ния наукой мы имеем дело с широкими системами, охва тывающими научно-исследовательские работы и опытно конструкторские разработки и завершающимися непосред ственным повышением научно-технического уровня той пли иной сферы практической деятельности.
72
Замечено, что в рамках информационных моделей цик ла «наука (H)—техника (T)—производство (П)» управ ление стремится обеспечить опережающий рост задела идей п возможностей техники но отношению к производ ству, а науки — по отношению к технике.
Вто же время в рамках экономических моделей того же цикла Л—T—П естественным и рациональным является стремление обеспечить опережающие скорости роста эко номических характеристик элемента П в сравнении с Т, а T в сравнении с H. В рамках организационных и социоло гических моделей цикла H—T—П справедливым является, по-видимому, требование равновысокого уровня и темпов совершенствования организационных параметров и социо логических характеристик всех элементов системы.
Вдействительности же не во всех областях исследова ний и не в каждой управляемой системе имеют место та кого рода, соотношения. В любом случае они служат важ ной методологической цели — ориентировке управляющих действий при формировании конкретных пропорций и на правлений развития систем управлення.
Рассмотрим подробнее вопрос о механизме и основных принципах научно обоснованного управления наукой. Прежде всего подчеркнем, что управление наукой не яв ляется чем-то внешним, а тем более чужеродным по от ношению к управляемым системам. Это их непременный
иорганический атрибут — одно из важнейших условий жизнедеятельности. Практическая деятельность по реали зации управляемых воздействий, которая находится на выходе управляющих воздействий управления, составля ет в то же время вход управления (в виде накапливаемого опыта, теоретических его обобщений и обоснованных пред
ставлений о потребностях и возможностях научной дея тельности) .
Характер и смысл управляющих решений, к какой бы стороне научной деятельности они ни относились, беско нечно разнообразен. Однако мы можем со .всей опреде ленностью констатировать, что, каково бы ни было кон кретное содержание принятых решений, они могут иметь три основных компонента (соответственно определяющих или корректирующих) — цели, пути (способы) их дости жения и распределение ресурсов.
Если собрать воедино все невыполненные или не при ведшие к желаемым результатам управляющие решения,
73